Чистописание

Александр Оленцов
       Эта история случилась в 1959 году,когда меня отдали в первый класс. В школе я подружился с мальчиком Вовой и девочкой Ларой. Вернее одноклассница сама подружилась  с нами.   

  Родители давали нам по пять копеек на пирожки. Пирожки были огромные. За один раз малышам съесть такое кулинарное чудо было невозможно. До следующей перемены пирожок остывал и становился не таким вкусным.

    Мы  объединились  с  Вовой.  Вместе покупали пирожок и делили пополам. На другой переменке так же поступали и со вторым пирожком. Однажды к нам подбежал старшеклассник, выхватил  пирожок и бросился наутек. Мы с Вовкой заревели. Навстречу грабителю бросилась девочка из нашего класса. Стукнув вора по носу кулаком, выхватила пирожок и подошла к нам. Конечно мы  угостили девочку. Теперь на двух переменках мы покупали по пирожку и делили его на  троих,а после уроков  шли к  рынку.

 На рынке грузин с большими усами продавал огромные,пахучие,сладкие яблоки,запах от которых разносился далеко вокруг. На оставшиеся пять копеек мы покупали яблоко и по  очереди кусая,съедали его. Это было райское наслаждение. Иногда вместо яблока на пять копеек мы покупали почти пол булки хлеба и усаживались на лавочку недалеко от магазина. Поедая хлеб или яблоко,болтали ногами и наблюдали за нищими. Домой мы никогда не спешили,зная, что впереди у нас  целая вечность. 

  Однажды кто то из старшеклассников подкинул мысль,что если пятак положить на рельсы под поезд, то получится 5 пятаков.По дороге со школы к магазинам, рынку и домой нам приходилось переходить через железную  дорогу. Мы поверили и положили сэкономленный пятак под движущийся состав.В результате получили медный блинчик. Идем, ревем все трое и держим в руках пятаковый блинчик.Около хлебного магазина какой то дяденька спросил нас о причине рёва, засмеялся, взял у нас раздавленный пятак и сказал,что попробует купить нам  хлебчика. Через  минуту  он  вышел  из  магазина и вынес нам целую булку хлебушка.За ним из дверей магазина выглянули смеющиеся продавец и две тётеньки. Одна тетенька предупредила,что бы мы больше никогда не клали денежки на рельсы под поезд. Счастью нашему не было края, ведь булка хлеба стоила 14 копеек,а за пятак отрезали чуть меньше пол булки.

  Параллельно рынку на весь квартал тянулся ряд магазинов. В разных концах,под навесом магазинов, сидели двое нищих. Слепой старик и безногий матрос Жора. Жора сидел на тележке, вместо колес у неё были грохочущие подшипники. Передвигался он с помощью деревянных утюжков. Матрос был шустрым, милостыню просил громко крича, иногда гнался за  проходящими жестикулируя и матерясь. Слепой сидел под навесом магазина молча.В его ногах стоял огромный медный поднос, в который прохожие бросали деньги.   

  Однажды на навес магазина забрались два хулигана. Привязав к нитке гвоздь,они опускали его в поднос слепого каждый раз, когда мимо проходил прохожий и сразу же выдергивали его назад. Нищий перекрестившись произносил что то типа:
   - Дай вам Бог здоровья! – И шарил рукой по тарелке, но тарелка была пустая.

 К слепому подошла бабушка,достав копеечку, бросила её в поднос. Инвалид  перетянул бабку по спине. Старая взвыла от боли и несправедливости.                - За что ты меня навернул! Я тебе милостыньку подала. – Зарыдала  она. 
Слепой пошарил и нащупал копеечку. 

–  Ты прости меня сестра! Люди добрые подают мне милостыню, а кто то ворует  её прямо у меня из под носа. Я думал,что это ты. - 

   Хулиганы на крыше магазина закатились смехом.  Непонятно откуда  собралось много людей.В те времена за тунеядство судили и народ просто так по улицам не  разгуливал. Несколько человек стащили хулиганов с крыши и подбадривая пинками  отволокли на задворки магазина.
 
   Мужчины держали парней, прижав их к лежавшим здесь деревянным бочкам из под селедки.Дяденька солдат,сняв с себя пояс с огромной пряжкой со звездой с оттяжкой хлестал хулиганов по филейным местам, приговаривая:
               
  -  Никогда не обижайте стариков и инвалидов.  -

  Хулиганы орали как резаные. Уставший солдат,разогнулся. Увидев нас впереди толпы,закричал: 
   - А это ещё кто?! Вы почему не идете домой,а лазите по рынку! А ну поймайте их и поднесите сюда. Я им сейчас тоже всыплю пока ремень горячий! -

   Горячим ремнем нас ещё никогда не пороли.У нас с Вовкой, с  перепугу,отнялись речь и ноги. Лариса тоже испугалась,но нашла в себе силы объяснить,что мы идем домой со школы. Никогда никого не обижаем и старших никогда не  дразним.  Учимся  хорошо. Вот только Саша сегодня по чистописанию получил двойку, потому, что он не  умеет красиво и чисто писать. С этими словами она указала рукой на меня. Дяденька солдат закричал: 

    - Хватайте этого плохого мальчишку и давайте его сюда. Я сейчас научу его чисто и красиво писать!  - 
  Язык мне так и не повиновался, но к ногам вернулась способность передвигаться.
Никогда ещё я не бегал так быстро. Пробуксовав на месте, рванул вдоль по улице. Услышал только, что дяденька солдат все равно, придет в школу и проверит мои  тетради и дневник. 

  Обычно от рынка до своего дома я доходил за час - полтора. Необходимо было заглянуть сквозь штакетник в каждый двор. Подразнить собак, которые обращали на меня внимание. В этот раз я оказался дома через пятнадцать минут.
 
  Старательно почистил перышко на ручке. Авторучек тогда мы не знали. Со  страхом
 оглядываясь на двери,сразу сел за уроки чего никогда раньше не делал. Вечером  мама, проверяя домашнее задание,спросила, кто за меня сделал письменную работу?
Учительница, тоже не  с первого дня поверила, что письменную работу выполнил я сам. 

  С того дня, у меня стал самый лучший почерк в школе.Часто учителя старших  классов брали мои тетради и показывали их нерадивым ученикам. 9 марта,в день школы и годовщины Т.Г.Шевченко на выставке творчества учеников, мои тетрадки выставляли как образец почерка и чистописания 

 Даже  будучи студентом, когда писать приходилось много,почерк у меня не изменился. Все пять лет, мне приходилось корпеть над заполнением дипломов и других официальных документов. До сих пор я благодарен дяденьке солдату за его поучительную шутку.