Responsibility

Кристина Меженная
Почему сегодня идеи социализма никак не отпускают? Тот ли это социализм, о котором мы с ужасом и осуждением вспоминаем и всеми силами пытаемся отречься. Но на самом деле было ли то общество оправданным с точки зрения природных законов развития человека, как индивида и личности?

Это было общество ограничений как материальных, так и духовных. Экономика была заменена экономией, а главный лозунг – минимально и достаточно. Но для кого достаточно – непонятно. При этом насаждались искусственные нормы жизни. В таких условиях человеку приходилось бороться с самим собой, своими желания, порывами, стремлениями. Чтобы выжить, нужно было уничтожить в себе «себя», соответствовать среднестатистическому шаблону. Участь тех, кто противостоял всеобщему воздействию, нам хорошо известна! Несколькими поколениями накапливалась энергия неудовлетворенности и подавления, и в результате вылилась в виде противодействия и отторжения по отношению к «Серпу», который под корень скашивал любые ростки людских душ и мыслей, превращая всех в стандартный пустой ноль; а затем в опустошенные головы «молотом» вбивались новые правила жизни. Такое действие по отношению к людям вызывало равное ему противодействие, и в результате мы снова вышли в ноль. И наше общество в своем развитии не продвинулось ни на шаг. Всю энергию люди тратили на борьбу с самими собой, вместо того, чтобы превратить ее в энергию общественного и личностного развития.

Теперь стало все по другому: мы превратились в волков-одиночек с единственной извилиной в голове, которая означает только одно – ХОЧУ! И теперь мы всю свою энергию направляем на бесконечное потребление, и борьбу со всеми препятствиями, которые встречаются на пути. Личностные амбиции накрывают с головой. К окружающим мы относимся как к конкурентам или лузерам, или еще как-то в этом роде. При этом облагораживаем такое варварское поведение, как в самую суровую голодную зиму, преподнося его под соусом «здоровой конкуренции», и общественное развитие в результате действия принципа «невидимой руки». Если в первом случае человек борется с самим собой, то сейчас мы боремся друг с другом, тратя на это всю нашу энергию. Воздействуя друг на друга, эти энергии также дают в итоге ноль. Выходит, что как ни крути, а воз и ныне там. И где же здравый смысл и рациональность?

Бесконечно говоря о необходимости рационального использования природных ресурсов, мы забываем, что главный ресурс – человек. И наравне с заботой о Земле нужно заботиться о себе и друг о друге – беречь свою энергию, обдумывая поступки, взвешивая все за и против перед тем, как совершить какое-либо действие. Когда мы перестанем конкурировать друг с другом, а значит и бояться друг друга, ждать подвоха в действиях и словах окружающих, тогда можно будет расслабиться, отдохнуть от этой бессмысленной гонки с финишем в точке ноль; познать, полюбить себя истинного, выявить настоящие свои желания и стремления. И таким образом реализовывать свое предназначение, посылая в общество вокруг энергию со знаком «+». И такие энергетические импульсы всех людей объединятся как маленькие светлячки в единый ясный поток, который укажет всем нам дорогу к тому прекрасному будущему, что живет в наших мечтах. Солидарность – это основа успеха, а как следствие – бонус в виде синергетического эффекта, что заряжает души людей ощущением бесконечного счастья.

Как действует современный рыночный механизм? Экономические процессы функционируют на основе трех видов волн: короткие (цикл жизни товара), средние (связанные с функционированием финансовой системы), длинные волны (волны Кондратьева, в основе которых лежит техническое перевооружение общественного воспроизводства). Эти волны функционируют в условиях рыночной конъюнктуры, т.е. соотношения спроса и предложения в зависимости от цены в среде конкуренции между производителями. Борясь за рынок, производители стараются обогнать друг друга либо, снижая себестоимость производства, либо повышая полезность товара, т.о. процесс конкуренции способствует техническому прогрессу.

Но в действительности сегодняшний «технический прогресс» носит специфический характер. Мы наблюдаем тотальную погоню производителей за дешевым сырьем, во многих случаях даже смертельно опасным для потребителей. В первую очередь продукты питания в супермаркетах; одежда, мебель из вредных химических составов и т.д., причем о снижении цен речь также не идет. Экологичность стала уделом предметов VIP-класса.

Кроме дешевого ядовитого сырья, есть еще один друг предпринимателей – РЕКЛАМА. О великие PR-технологии! Скромность – кратчайший путь к забвению. А мне дедушка всегда говорил, что скромность украшает человека.…О соответствии выдаваемого и действительного говорить не приходится.

Можно, конечно сказать о невероятном развитии информационных технологий. Каждый день нам предлагают все новые и новые многофункциональные приборы, компьютеры, информационное быстродействие которых достигает фантастических значений. Но не факт, что 80% хранимой на таких «космических приборах» информации является хламом. Сколько времени мы ежедневно тратим на то, чтобы среди бесконечного потока ерунды отыскать ту нужную строчку?

Необходима новая концепция, построенная на гуманности и социальной ответственности. Нам не нужен бесконечный поток информационного, товарного и продовольственного хлама. Должны выжить сильнейшие, но те, кто будет понимать, что производят товары для таких же как и они сами людей. Маркетинговые исследования целесообразно направлять на изучение реальных актуальных потребностей граждан, а реклама – быть доброкачественной, и гораздо меньших объемов. И производители однотипных товаров должны не конкурировать между собой, а объединяться в поиске решений по производству доступных товаров хорошего качества, а не поглощения и вытеснения слабых конкурентов с целью захвата рынка, т.е. так называемая товарная глобализация и  интеграция.