Разговор с внуком

Исаак Нюренберг
Спрашивает  деда  внук, 
с  ним  оставшийся  наедине, 
и  вопрос  не  просто  звук, 
он  как  Божий  гром  в  тишине:

 –  Это  правда  что  ли,  дед,
что  я  слышу  про  советскую  власть,
что  она  все  семьдесят  лет
извращённо  сношала  вас,
не  евреев  одних,  а  всех, 
весь  двухсотмиллионный  народ?
Говорят, что  какой-то  генсек, 
коротышка,  щербатый  урод, 
правил  вами  и  был  в  сердцах 
тех,  кто  был  им  унижен  и  бит. 
Расскажи  мне,  дед,  в  двух  словах 
вашу  жизнь,  ваши  мысли,  ваш  быт.

*   
Я  смотрю  на  внука  своего.
О,  как  вымахал  он  уже!
А  не  знает  мальчик  ничего 
и  в  незнании  своём,  как  в  неглиже.

*
О,  хороший  мой,  быстро  так 
мне  об  этом  не  рассказать.
Жизнь  свою  по  дням  пролистав, 
в  пару  слов  её  не  увязать.

Это,  внучек  есть  всё  в  стихах, 
что  тебе,  для  тебя  написал.
В  них  рассказ  о  прожитых  годах.

–  Я  стихов  твоих,  дед,  не  читал.

– Ну,  моих  допускаю.  Пусть!
Хоть  бы  Галича  мог  полистать.

–  Ты  не  дуйся  за  это,  дедусь.
Я  совсем  не  люблю  читать.
В  книжках  много  такой  ерунды, 
от  которой  начнёшь  линять.

–  И  тебе,  и  таким  как  ты 
это  трудно,  мой  внук  понять
что  себя  обобрали  вы,
не  желая  над  книгой  сопеть
Свойство  есть  у  любой  головы –
от  незнания  только  тупеть.

Вот  спросил  ты  меня  сейчас, 
непростой  свой  задал  вопрос, –
рад  я,  что  до  него  ты  дорос, 
но  ведь  нет  у  ушей  глаз.

И  услышанное  в  двух  словах 
не  увидишь  картиной  большой.
Что  скопилось  в  наших  умах!
Что  накоплено  нашей  душой!

…Рассказать  я  хочу  всё  в  стихах.
Но  у  Галича  это  сильней.
И  о  жертвах,  и  о  палачах,
Об  абсурдности  наших  дней.

Я  прошу,  повзрослевший,  мой  внук, 
ты  послушай  его,  почитай.
Я  уверен,  что  станешь  ты  вдруг 
обладателем  множества  тайн.

А  потом  и  Высоцкий  к  тебе 
с  Окуджавою  вместе  придут.
И  расскажут  о  нашей  судьбе, 
и  с  собою  других  приведут, 
в  чьих  строках  и  надежда  и  боль 
поколений  советских  людей: 
Чичибабин,  Жигулин,  Бергольц –
современники  жизни  моей.

Маяковский,  Светлов,  Мандельштам 
и  Ахматова,  и  Пастернак…
Ты  их  только  сперва  полистай, 
полистай  просто  так.

Прикоснувшийся  к  ауре  их, 
ты  и  сам  зазвенишь  струной.
И  из  строчек  умнейших  книг 
ты  получишь  ответ  любой.
Март-2000.