С чего начинается детство

Виталий Веденеев
         Меня часто спрашивают, когда я первый раз вышел на сцену. Я не выходил, меня мама вынесла. Моя мама 24 мая 1973 года сдавала государственный экзамен в музыкальном училище. Вот собственно я так впервые попал на сцену. А на следующее утро в четыре часа двадцать пять минут я появился на свет. Мое появление было без крика, я родился молча. Мама говорит, что все нянечки и врачи перепугались. Думали, родился мертвым. Но не тут - то было, крик здорового ребёнка наполнил родильное отделение спустя несколько секунд.
Меня назвали Виталием, что по гречески означает жизненный. Это вовсе не связано с моим молчаливым рождением, просто это имя нравилось больше остальных моему отцу.
   Первые воспоминания о детстве я отношу примерно годам к четырем, пяти. Так как на кухне висел календарь за 1977 год который отчетливо запомнился. Все свое детство я провел у бабушки и дедушки. Улица Пушкина 73. Деревянный пятистенный дом красного цвета. Крылечко в четыре ступеньки, сени, чулан, терраска. И лестница, которая крепилась на стене как раз под входом на чердак. Обитая коричневым дермантином дверь вела из сеней в прихожую. Небольшой порог был началом тепла и домашнего уюта. С правой стороны стоял холодильник "Мир". А при входе на уровни груди висело небольшое зеркало, которое закрывала дверь в кухню. Вы спросите почему закрывало? Да потому что вход на кухню был открыт круглосуточно и лишь закрывался когда там чего - то жарилось или парилось.
   На кухне было всегда уютно. Мне очень нравилось сидеть на маленькой скамеечке у котла и смотреть на огонь. Это позволялось не часто. Особенно интересно было ковырять кочережкой уголь в котле, который нагревал воду в расширительным баке. Очень часто взрослые опасаются ожогов у детей. Я был не исключением. На какое - то время меня не допускали на кухню где меня притягивал огонь, ведро с углем и две кочерги. Кухня имела проход, через неё можно было пройти в зал и гостиную. В гостиной был стол, диван, письменный столик, телевизор и старинный  резной буфет. Этот буфет был мною изучен досконально во всех мельчайших подробностях. Подставив стул, а на него маленький детский стул, я взбирался для исследования непознанного. На верху находились: ваза для цветов, вязальные спицы, старая чернильница, уличный термометр. В средней части, помимо каких - то не вызывавших мной интерес бумаг, за стеклянными створками буфета были красные коробочки с орденами и медалями. В рюмочках были пуговки и мелкие монеты от копейки до пяти.
   В зале у нас было просторно и светло. А ещё, там было старинное пианино марки
"Schroder" с канделябрами и круглая печка. Сколько себя помню, звуки фортепиано для меня были такими же обычными как слова: "Спи" , "Просыпайся" , "Иди есть" . Мой дед не имел музыкального образования, он был машинистом. Но он умел неплохо музицировать по слуху. За залом располагались светлая и темная спальни. У меня была металлическая детская кроватка с откидной стенкой. Когда меня пытались укладывать спать, то я произносил свой коронный монолог:
- Я царь, я кололь!
Это со стороны было вероятно очень смешно. Но сон не проведешь, он валит с ног любого.
Помню как под новый год, я просыпался от запаха ёлки. Мой дедушка приносил каждый год в дом ёлку и наряжал её игрушками и гирляндой. Вы даже не можете себе представить что чувствует ребёнок ложась спать в обычной пустой комнате, а просыпается в новогодней сказке с разноцветными огоньками и еловым запахом.
За то время пока я спал, сказка стала былью. А ещё, каждую зиму у нас была напротив дома настоящая ледяная горка. Её строил мой дед. На горку всегда приходили кататься ребята не только с нашей улицы, но и с соседних. Это было здорово.
Думаю, что я не единственный у которого было сказочное детство. И память того времени, когда мы все были детьми и верили искренно в чудеса и счастливый завтрашний день.

  Больше всего на свете, я любил наблюдать. Не подсматривать и не подглядывать - а именно наблюдать. Самые ранние наблюдения относятся к моему  раннему периоду детства. Перед сном, будь - то послеобеденным или когда солнце отправлялось спать, мне было интересно разглядывать ковёр висящий на стене у кровати. Всякие разные узоры в моём детском воображение создавали какие - то сказочные лабиринты: с пропастями, крепостями,  рыцарскими гербами как на картинках из сказок которые мне читали перед сном.
         
         Ещё мне нравилось наблюдать, как за окном падал первый снег. Который демонстрировал свою неповторимую зимнюю белизну, словно потешаясь над жёлто - оранжевыми осенними листьями. А листья покорно принимали в дар белоснежный покров заботливого неба. В то далёкое время мне казалось что воздух наполнялся какой - то неведомой чистотой из сказок. А пар исходящий из рта - казался волшебством.

         Морозы сорок лет назад были не только крещенскими, но и обычным свойством зимнего времени года. Почему - то запомнилось, как я встав из кровати тихо - тихо подходил к подоконнику и смотрел на замёрзшее окно покрытое инеем. Те узоры были намного интереснее чем на ковре. Невиданные растения растущие прямо из рамы так и просили меня чтобы я дотронулся до их леденящих очертаний.

         Потрогав руками оконную морозную галерею и оставив свои рецензии в виде отпечатков пальцев, я продолжал исследовать замёрзшие потёки на нижней части рамы. Брал электрический моторчик работавший от батареек и соединив два
контакта начинал сверлить наледь на окне. Шум моего нехитрого устройства и вибрация оконного стекла всегда выдавали меня перед взрослыми. И вскоре мои сверления и бурения прекращались вмешательством деда, который лишал лицензии на ведение детских электрических работ.

         За это - меня не наказывали. А просто говорили, что так нельзя. Так как стекло может треснуть и мы будем мёрзнуть. Сравнив что тепло лучше холода
я уже переключался на другие домашние игровые забавы. Но с моторчиками, лампочками, танком на батарейках и прочими игрушками - кои у меня были в достаточном количестве чтобы не скучать.

         Когда подходило время предновогодних празднований, мне всегда наряжали новогоднюю живую ёлочку. В последствии выяснилось, что когда я спал,
то в этот момент не спал мой дедушка. Он очень тихо, чтобы не разбудить меня,
устанавливал лесную красавицу на крестовину. А затем вешал гирлянды, игрушки.

         Зимой темно даже утром. Я просыпался от запаха лесной хвойной свежести, которая заполняла всё пространство нашего дома.  Мне всегда казалось что мои сны становились реальностью, или я приглашал сновидения в свой реальный мир. Переливы цветных ёлочных игрушек на зелёном игольчатом фоне было чем - то невероятным по сравнению с узорами на ковре и на замёрзших окнах.

         Новогодняя ёлка во всей своей величественной красе глазами ребёнка -
это такое запоминающееся зрелище, которое несравнимо  ни с чем в этой жизни.
Спустя много лет  не найдя грани меж детством, отрочеством и юностью - мы чаще вспоминаем наше детство.

        Сколько себя помню, я рос у дедушки и бабушки. Раннее майское утро наполняло комнату солнечным светом. А воздух, запахом свежих опилок и звуком циркулярной пилы. Проснувшись от вкусного запаха который явно исходил от пекущихся пирогов, я выбрался из своей кровати и босиком, крадучись, направился прямиком на кухню. Сегодня пироги со свежей капустой, подумал я. В гостиной на столе стояла ваза. Разноцветный букет тюльпанов приветливо кивнул своими бутонами в мою сторону. Они были удивительно красивы. Желтые, плавно переходящие в бледно - розовые тона, тюльпаны первыми поздравили меня с моим днем рождения. Да, представьте себе, сегодня 25 мая. День моего рождения. Я быстро умылся, почистил зубы детским порошком, вытерся насухо мягким пушистым полотенцем и вышел в сени. Солнце игриво защекотало у меня в носу и я чихнул. Мимо пролетала огромная мохнатая пчела. Явно заблудилась, подумал я и спустился по ступенькам крыльца во двор.

     - Привет Джер!!!
     - Давненько мы с тобою не виделись...
     - Ах ты собака ты эдакая.

Джер, - это наша овчарка. Здоровенный пес. Он может на лету ловить пчел и мух. Со стороны это выглядит очень смешно. Особенно звук его клыков. Как - то мы с дедом собирались ехать на велосипедах на речку. Собравшись, я вышел во двор. Около сарая был Джер, он с жадностью ел из своей миски. Я подкрался очень осторожно к нему сзади, и дотронулся до него. Он резко повернул свою морду в мою сторону и случайно ударил своим клыком мне в бровь. Детский крик наполнил весь двор и даже соседние дворы. Теплая кровь полилась по правой щеке. На мой крик сбежались все. А я плотно - плотно зажимая глаз руками продолжал орать. Картина была я полагаю не для слабонервных. Ребенок закрывший правый глаз окровавленными ладонями и нечего не понимающий пес доедающий остатки еды из своей миски. Мне пытались разжать руки, но я всячески сопротивлялся. Тогда дед в порыве гнева прокричал:

     - Застрелю эту чертову собаку!!!

От этих слов на несколько секунд я позабыл о своей ране и разжав ладони бросился обнимать овчарку. Я орал во весь голос. Говорил взахлёб, что собака не виновата вовсе. Это произошло нечаянно. А взрослые убедившись что глаз цел, немного успокоились. Клык овчарки лишь в двух местах мне повредил кожу под бровью. Это было в нескольких миллиметрах от правого глаза. Это стало моим первым незабываемым впечатлением из моего далекого детства.

      Рана была обработана и я вскоре уже без слез мчался на своем велосипеде "Салют" с ребятами на речку. Мой дедушка с уличными ребятами в хорошую солнечную погоду на велосипедах отправлялись на речку. Брали с собой бутерброды, помидоры, огурцы, соль и воду для питья. Родители всех отпускали. Но только не одних, а с моим дедом. Мы ездили на пески, так называлось наше место. Чтобы попасть к реке, нужно было проехать через лес. Мне он тогда казался сказочным.
      Так как он таил в себе звуки и крики птиц, которых я не мог слышать в городе. Запах сосен и елей, проникал мгновенно в легкие при первом же вдохе полной детской грудью. Песчаная дорога создавала нам некоторые препятствие из луж и сухих сучьев. Шишки было по всюду. А высоко высоко над нами - парили  орлы, наблюдая за нами наше передвижение по лесным дорогам.
Добравшись до места, мы побросав свои велосипеды разматывали удочки и приступали к рыбной ловли. Дед мастерил кукан для пойманной рыбы и разводил костер.


      Да, вспоминая сейчас все это, я точно представляю формулу счастья. Это беззаботное детство помноженное на любовь близких тебе людей и круглосуточная радость от того, что ты существуешь. Когда мы рыбачили или плескались в воде, нам очень нравилось когда мимо проплывали моторные лодки или катера. Поднимались волны и с пеной смывали наши каракули и рожицы на речном песке. Даже иногда сносили наши песчаные города и замки. Наплескавшись вдоволь и наловив мелкой рыбешки, мы обгорелые но счастливые возвращались домой.

      Однажды откуда - то налетела черная туча и сильный ливень с громом и молнией нас застал в лесу. Мы очень перепугались, так как не было возможности спрятаться. Но непогода сменилась на теплое ласковое солнышко и мы вновь направились по грязи в сторону нашего дома. А воздух после дождя нас наполнял озоном и лесной свежестью, как бы провожая нас из леса в надежде на новые встречи с гурьбой городских сорванцов на велосипедах.