Успех безнадёжного предприятия глава7

Людмила Вятская
Учебники по русскому придут в школу через две недели.
 
По литературе  придётся составить программу, названную «Любимые страницы русской литературы», находить тексты в городской библиотеке и множить для студентов.
 
В учительской для этого были все условия: бумага лежала пачками, копировальная машина работала без остановки.
 
На еженедельном   совещании директор со слезами в глазах  обращался к коллективу с просьбой экономить бумагу. В этот момент я вспоминала известную героиню американского эпоса  Скарлетт  О’Хару  и мысленно повторяла: «Об этом я подумаю завтра».

Русская литература входила в состав зарубежной, и изучалась по остаточному принципу, как вся зарубежная  и в наших школах.
У Чехова разбирали откровенно не лучший его рассказ «Пари». Я его впервые там прочла. И если бы   не знала, что это Антон Павлович, то никогда бы и в голову не пришло, что это принадлежит ему.

Лев Толстой и Достоевский были представлены тоже парой рассказов.
Пьесы и романы вскользь  изучались в продвинутых классах, и шли в списках рекомендаций (хочешь – читай).

Учитель английской литературы подошла ко мне с просьбой забрать «Один день Ивана Денисовича» Солженицына в свою программу. 
Я согласилась.
 
Где-то во втором полугодии мы к  нему  подберёмся.  До этого мне удалось посмотреть американский фильм с одноимённым названием.
И  я покажу им  этот  фильм и  спрошу:  сколько они увидят ошибок. Одну должны заметить все.
 
И они заметят, что температуру передают по шкале  Фаренгейта.
 
Я тогда подумала: почему создатели фильма не пригласили в качестве консультанта самого Александра Исаевича,  ведь он был в то время в Штатах?
Он бы и художнику по костюмам подсказал, и в кастинге бы советом помог….

Имена:  Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Лескова, Гоголя, Крылова, Есенина  -  неизвестны, хотя переводы  произведений  в библиотеках  есть.
 
Придётся исправлять вопиющую несправедливость и восстанавливать незаслуженно забытое на обочине мировой литературы  честное имя русского  Шекспира и некоторых других.
 
Изучение Пушкина начнём с прозы. Повести Белкина им очень понравятся.  А потом будут сказки.
И вот  как-то в конце  урока  начинаю  вслух читать первую - «Сказку о Царе Салтане, …».
 
После того, как все три девицы  высказались по поводу, что бы они сделали, если бы вдруг взошли на престол.  Я задаю юношам вопрос: "А кого, как вы думаете,царь возьмёт в жёны? Вы бы кого взяли?"
 
Все ответили точно так, как предсказал   Александр Сергеевич.
Вот что значит классик: другое время, другое полушарие, другая страна, а вывод – однозначен.
 
А ведь одна из девиц хотела решить продовольственную программу, другая – одеть  всю страну в Юдашкин кафтан, а нет – всем нужно одно…
Продолжение своего собственного  рода.
А может быть это мужская психология?...

Другой  забавный пример.  Когда мы обсуждали рассказ Валентина Распутина «Уроки французского», к нам из Вашингтона приехала наш координатор  Карэн. Побывала на уроке.

Потом сообщает: «Благодаря обсуждению,  я поняла  рассказ. Мы его читали  на русском языке в университете. Но я ничего не поняла». 
Разговорный русский   Карэн был на очень хорошем  уровне.  Поэтому я удивилась.  Тогда она пояснила, что не поняла  причины поступка Лидии Михайловны.  Играть  с детьми на деньги – противозаконно, а значит постыдно.
 
Вот вам и пример противоречия между законом и понятием.

Мы продолжили обсуждение,  и,  по-моему, она окончательно убедилась в загадочности русской души.

Заданием  на дом в тот день было:  «Вспомнить и  записать  полученный вами  урок доброты».

Все, как правило,  писали о своих близких: родителях, бабушках  и дедушках, других родственниках. И лишь один написал историю, которая врезалась в память.
   
Джек  рассказал, как однажды,  ему нужно было по проекту  сходить в класс к детям  с ограниченными возможностями и провести там полтора часа – такое вот задание.
 
Он  сразу обратил внимание на  Карла. Тот  сидел в инвалидном кресле,  опустив голову, и  что-то бубнил себе под нос.
   
Джек, спортсмен-футболист  испытал к нему,  привычную в таких случаях,  жалость.   Увидев перед Карлом  шахматную  доску,  предложил  сыграть.   Тот  как-то равнодушно    согласился.  Познакомились,  оказалось, что Карл на два года моложе.
 
Стали играть, и Джек решил поддаться, чтобы порадовать парня.  Однако тот  не очень то, вроде,  и обрадовался победе и предложил сыграть ещё.  Джек  ещё раз поддался. Тогда Карл  просит  о третьей партии. 

Время позволяет.  «Ладно, - подумал Джек, - но в этот раз не поддамся!»  Где-то на двадцатой минуте Джек  почувствовал, что противника совсем не просто одолеть.  Партия длилась значительно дольше отведённого проектом времени.
 
Как вспоминал Джек,  он злился на себя за прежнюю игру «в поддавки»  и понимал, что выглядел самонадеянным глупцом. «Сноб!  Жалкий сноб!  Ублажить решил!  Да он же сразу раскусил меня!  Стыдно! Но сейчас думать надо об игре, иначе  в третий раз проиграю», - писал  Джек. 
Ему пришлось изрядно пошевелить извилинами,  прежде чем он одержал победу.  И  именно после этой игры Карл поблагодарил  его,   улыбаясь.   

Он  заставил поменять  снисходительное  к себе отношение на равное.   Он заставил себя уважать.
«Этот парень преподал мне урок доброты, которая ничего общего не имеет с жалостью»,- закончил  Джек  свой рассказ.
 Класс  аплодировал   Карлу -   его,  отнюдь не ограниченным,  возможностям.

Интересные свойства памяти: потянешь за одну ниточку,  и распутывается целый клубок событий.
 
Вот вспомнила сейчас молодую  очаровательную  Мелиссу - единственную дочь своих состоятельных родителей, работавшую с  «особенными»  детьми, которые обучались в той же самой школе. 
Мне она правильно пояснила, что жить  этим детям предстоит  в том же мире, что и другим. 
Так  привыкать надо  сейчас.
 
У Мелиссы в классе было шесть человек. «Люди дождя». У каждого свой компьютер с индивидуальной программой.
 
Но были занятия, когда она беседовала с ними на разные темы.  Их главная проблема – общение.  Им  тяжело   выражать свои мысли, слышать друг друга.
В этой  работе не приходилось рассчитывать на быстрый успех.  Меня просто потрясло её терпение.

Самое удивительное - она общалась с ними на равных. Это удаётся, отнюдь не всем учителям, работающим с обычными детьми, а тут с  «особенными».
 
Мелисса рассказала мне, как она переживала разрыв со своим молодым человеком, за которого  собиралась замуж,  и как она рассказала об этом своим ученикам. 

«Они меня так слушали,  переживали  и  …помогли.  Такие дети  тонко чувствуют фальшь. Я не могла тогда  ни с кем об этом говорить. А мне  это так надо было!  Чтобы просто пожалели,  посочувствовали.  Моя была вина.  Ну, так случилось.  Родители не поняли, а они помогли».
Я слушала её и думала: «Вот  она учит их главному -  жить среди людей.  И собственный пример, свои ошибки  вынесла на их суд, не боясь  выглядеть отнюдь не героиней.

Учитель, до такой степени  верящая  в своих учеников, что готова  душу свою вывернуть наизнанку. Наверное, только так и надо».
Это был урок доброты от Мелиссы.


 Обычно четвёртый  период (так называется полуторачасовой урок) я  проводила в учительской –  копировала тексты.

Это светлая, в три окна комната площадью  примерно 25кв. м, где стоят несколько кресел, диван, большой журнальный стол, множительная техника, мелосос, машинка для «считывания» перфокарт, автоматы: один  с напитками, другой со  всякой ерундой, типа шоколадных батончиков и чипсов.
Бумага лежит в пачках на подоконниках, а на полу стоят  метровые рулоны цветной бумаги:  зелёная,  жёлтая, синяя, чёрная. Подходишь – отматываешь,  сколько надо.  Очень удобно, когда нужна какая-то запись несколько уроков подряд.
 
Именно в учительской  произойдёт знакомство с  Кентом Уолкером.
 
Все учителя, имеющие три часа нагрузки в день,  должны быть в школе с начала первого до конца четвёртого урока. Этот свободный час (по-русски "окно") назывался planning period – время планирования.
У нас с Кентом он совпал. И место встречи изменить было никак нельзя….

В первых числах сентября ко мне подошла милая девчушка с просьбой дать интервью. Она корреспондент школьной газеты и знакомит  студентов с новыми учителями.  Все уже опрошены. Очередь за мной.  Она должна поместить фото в газету. Это недолго.  Вы согласны?
Пожалуйста. – Когда? – Да,  хоть сейчас. – Хорошо!

И вот через два дня  выпуск газеты с фото.  На следующий день я проснулась знаменитой.
В этом интервью был вопрос « О чём вы сейчас мечтаете?» 
Я очень скучала по сыну.  И ответила: «Увидеть сына здесь на Рождество».

Через пару дней  сижу я в учительской, раскладываю копии по стопочкам, и входит  начинающий полнеть мужчина не спортивного телосложения, постарше меня лет на десять, рыжий,  с залысинами, в очках.  Голову держит чуть набок, смотрит исподлобья, но взгляд дружелюбный.  Представился.
 
– Кент Уолкер – учитель истории. Я прочитал о вас в газете. Я тоже скучаю по своему сыну. Он служит в войсках ООН, в Германии. Пишет редко.  Сейчас  у них  учения. Я очень переживаю. А вашему сыну сколько лет?
 
– Шестнадцать.
 
-  А как зовут?
 
-  Александр.

-  Алекс?  У меня их  два . Старший -  Грег - живёт в горах. А младший – Джеф – вот в Армии…  Я заметил, что иногда вы носите затемненные  очки,  и глаза у вас бывают красные, вы из-за сына так расстраиваетесь?

Тут мне в пору было расплакаться.

- Вы внимательны.
 
– К новичкам все внимательны.  К тому же я узнал, что вы из России.
И дальше  произносит  на  русском: «Я учил русский в школе два лет».

 – Два года?
Обрадовалась я смене темы. – Как интересно! В этой школе?

Опять переходит на английский:
 - Нет. Мы жили в Атланте….  Здесь есть ещё один  учитель, который тоже учил в школе русский….
Так началась наша дружба с Кентом.

 Он окажется очень интересным собеседником, и очень откровенным.

Я узнаю, его главную боль – конфликт с отцом, которым он восхищался и гордился.
 
Его  отец  во время Второй мировой служил в авиации и был героем в глазах сына и окружающих.   Воевал с японцами…. У него были награды.
 
Воевал как учили:  сбрасывал бомбы на японские морские суда.  Ну, это же война!
 
Этот сон пришёл не сразу, как он вернулся домой. И он до поры до времени не видел той картинки. А тут, вдруг, увидел во сне.

Тонущих людей, барахтающихся, боровшихся за свою жизнь.  Это он их убивал.
 
Ночной  кошмар будет повторяться  всю оставшуюся жизнь.
 
Отец  начнёт пить. Не напиваться, а пить.  Со стороны так даже и незаметно.  Но он начнёт мрачно молчать в этом состоянии и не слышать собеседника.
 
Кенту было 13 лет, и он хотел пойти по стопам отца, стать лётчиком.

Уже  отец стал брать его с собой  в небо. Это так красиво!  Это совсем не то, что ты летаешь пассажиром на Боинге, Люда!  Это даже словами не опишешь! Надо просто сесть и попробовать….

- А мне можно будет когда-нибудь с вами  в самолёт?

Кент замолчит, посмотрит внимательно, потом отведёт взгляд в сторону, встанет и  выдохнет.

- Я давно не летаю…. С того самого дня.
 
И уйдёт из учительской. Минут через десять вернётся, сядет на прежнее место и продолжит свой рассказ.
 
Как-то, отец предложил ему  вместе подняться в небо.  Кент  всегда с восторгом ждал любого случая. Он заметил, что тот  нетрезв, но так уже было.
Отец - опытный пилот, чего бояться? Всё  как всегда.  Красивый закат,  сердце от счастья замирает…
 
Вдруг вопрос отца: «Кент, а ты жить хочешь?»  Подросток не понимает ход хмельных  мыслей.  – «Да, папа, конечно!» - «И они хотели…. И они хотели…»  - «Кто они?»  - «А вот я не хочу!»  и самолёт начинает падать вниз.   Сын кричит: «Папа, папа, что ты делаешь?  Мы сейчас разобьемся!»
 
А отец смотрит, не видя, и   кому-то зло  ухмыляется. 

Кент начинает его трясти и кричать: «Сделай же что-нибудь!  Папа! Папа!»
 И тут он как будто очнулся, схватился за штурвал,  и чудом посадил самолёт.
 
-  Шорты у меня были мокрые…. И я не мог встать  с места…. Ноги не слушались…. Я думал, что больше не смогу ходить.  Потом  отец  вылез из самолёта, бросил на ходу: «Извини!» и ушёл.  Больше я с ним не летал....
 
Что-то надо было сказать.

- Он, по-прежнему, в Атланте живёт?

- Нет,  умер в своей постели девять  лет назад. Рак. Ему было 63 года.
 
- Вы  рассказали  маме об этом случае?

- Нет. Он сам потом попросил: «Не рассказывай маме. Не надо её волновать». Про сон его я узнал незадолго до смерти. У нас не было близких отношений.  Я очень сожалею.

В учительской никого не было.  Никто не прерывал его рассказ. Я сидела и переваривала услышанное. Откровенность Кента меня поразила.

Хотя…  откровенными со мной были многие.  Может быть,  меня принимали за   попутчицу  в поезде.






Продолжение следует   http://www.proza.ru/2013/03/23/81