Встреча с поэтом

Дина Иванова 2
Робко вступала на его территорию.
Разноплановый, яркий поэт. 
Он активно знакомит читателей со своими работами и каждый раз своей прямотой,  срывает покрова застоя в мыслях и чувствах. Его  слова звучат искренне и красиво. «Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить».  Эти слова Окуджавы со всей справедливостью можно отнести к  поэту -               
 АНАТОЛИЮ  БЕШЕНЦЕВУ.
Его откровение звучит, как  кредо:
   
               Я сам, до крайности взволнован, окрылён –
               Перо моё такой не знало прыти:
               Как будто в детстве, вновь, переплываю Дон
               На берег тот, где ждёт страна открытий.
               И  вдруг окажется, что незачем тужить, -
               Беру, мой друг, призыв к тому обратно:
               И на восьмом десятке тоже можно жить,
               Встречаясь с нею, Музою, приватно.
               
+++

Начну я, пожалуй, из далека.
В юности с друзьями переболели стихосложением. Даже, помнится, мы – технари, в студенческие годы выпускали своеобразные сборники своих стихов.
Время вылечило от этой «детской болезни», но  навсегда закрепило  трепетное чувство встречи с поэзий. Стихи учили наизусть,  и читали их при любом удобном случае.
Это чувство влюбленности в поэзию особенно окрепло в 60-е годы.
Любопытное было время, когда поэты собирали стадионы, когда специально выбирались в Москву, чтобы попасть на литературные вечера в Политехнический Музей.
Столько лет прошло, а этот взлёт общности и единения тех, кто читает стихи и тех, кто в зале, не улетучился. Переросло всё это в понимание, что  поэзия, за счёт концентрации мыслей и чувств, позволяет улавливать  главное, и как бы воспаряться над серостью, обыденностью, раздвигать горизонты видения.
А в те годы мы очень ясно ощущали лингвистическое превосходство стихов над официальными штампами и догмами…
Интересен и тот факт, что особую притягательность и восхищение вызывали у нас авторы, которые занимались поэзией как бы «на стороне», будучи физиками, инженерами.
В последствие многие из них занялись поэзией профессионально. Здесь так много имён, … не буду отвлекаться.
Просто, читая стихи А.Бешенцева, мне показалось, что он из тех, кто в поэзию пришел из жизни, из опыта, из дарованного ему таланта продолжать дело классической русской поэзии и шестидесятников.
Для себя эту общность я обнаружила по разным направлениям.
Поэт в основном традиционен по форме и с такой приятностью ощущаешь в ней линию бессмертных творений Тютчева, Анненского, Блока, гражданскую позицию шестидесятников.

            Из народного в шутках искусства,
            Ныне взятого мною в кредит,
            Чтобы строчкой дополнить изустной,
            Новый слову придав колорит.

И понятно к чему стремится поэт.

            По древу языка не растекаясь мыслью,
            За полноценные я ратую здесь строки.
            В соседстве с чувствами, и ритмами, и мыслью.

Всплеск эмоций появляется, когда в стихах в привычных размерах, читаешь современную психологию, все оттенки жизни тут и сейчас. Начинаешь понимать, что вроде бы  консервативная форма его стихов, всё-таки абсолютно нетрадиционна, я даже рискну сказать - авангардна по содержанию.
И нет здесь противоречия между формой и содержанием.
Здесь есть поэт, впитавший соки своей Отчизны, живо и горячо откликающийся на все её боли и радости. И перед нами в его стихах вся история страны.

            Мне в детскую память навеки запало:
            Голодные годы той страшной войны;
            Казалось, не будет конца и начала
            Накалу бессмысленной этой волны…

И так шаг за шагом поэт повествует и радость победы, … и привкус пота и горя…

            Убелён сединою, сказал бы я мудро
            (Ты мне предок далёкий прости!...):
            Жить в России так же сложно и трудно,
            Как и Русское поле порой перейти!

Листая стихи поэта, а их в анналах мастера  тысячи, убеждаешься, насколько сильны его принципы и убеждения, он рогом упирается в то, что навязывает ему современное общество, не скрывая, что его не устраивает предложенный выбор.

            Не включай хоть телевизор! –
            Ранит зренье, режет слух:
            То преступная столица,
            То бандитский Петербург.
            Вся страна -  сплошное поле
            То ли битвы, то ли свар:
            Дух наживы запах тлена,
            Новых ценностей угар.

Сильна гражданская лирика автора, а как нежна его любовная….

            Любовь условностей не знает,
            Подвластен ей круговорот –
            Свободной пчёлкою летает,
            Сбирая в улей страсти мёд.

Как-то задержалась на стихотворении «Берёзка»
Слёзы одинокой берёзы… и…
   
            Но ты не плач и на судьбу не сетуй:
            К тебе подсядет в самый знойный день,
            Усталый комбайнёр, трудяга лета,
            Набрось тогда ему на плечи тень.

Очень интересное к этому стихотворению примечание автора:  «Стихотворение – первенец, с него автор «завёл шашни с Музой».1974 год».

А шутник и ёрник, и балагур Анатолий Васильевич отменный.

            Не курю я натощак,
            И не пью с похмелья,
            Потому что не дурак:
            На хрена мне зелье!
            Лучше ладушку-красу
            Я с утра уважу:
            Где-нибудь в шестом часу
            Совершу я кражу!

А здесь читаю и вижу улыбку поэта:

            Мой друг насмешливый, негоже
            Напоминать о том коне,
            Что не испытывает дрожи,
            Кобылок видя в табуне.

Трудно остановиться. Читал бы, да читал.
Но, – автор предупреждает:- «Стихи не читают запоем…»
Воспользуюсь его опытом.

             И пью небольшими глотками,
             Смакуя на цвет и на вкус…

Обязательно вернусь:
посмаковать, поулыбаться…

Спасибо, Анатолий Васильевич.
С Днём Поэзии вас, и нас!

+++
Авторская страница - http://www.stihi.ru/avtor/berezka1938