Мои дороги помнят меня, или Москва и я

Дочки-Матери
            
                Посвящается_дню г. Москвы_864-летию города_03.09.11г.
               
*******
Я долго живу на Земле. Не первые 20-ть лет, и не вторые 20-ть лет… А больше.
Я – женщина. А разве женщина, так сразу, скажет про свой возраст! Ну, так вот.

Я родилась в Москве. Я люблю этот город. И этот город помнит меня.
Конечно, никто об этом не знает.  Да и не надо. Я  сама, вот, только что, об этом вдруг подумала – поняла это.

Я – об этом знаю. Я – живу в этом городе. Я хожу-брожу-гуляю, бегаю, бегу – по этим дорогам, улицам, площадям, скверам и паркам. И все эти дороги – помнят меня!
Конечно, помнят, - и, особенно, те, на которых протекает моя жизнь. А я помню их. Я люблю их – мои дороги, мои места, мои улицы, мои районы.



***
Свое детство я провела на тихой и спокойной улице (во всяком случае, так мне тогда казалось), в заводском районе – на улице Электрозаводской.
Я люблю эту улицу, Улицу Моего Детства. И сейчас я, время от времени, туда возвращаюсь.

О, как эта улица, и как этот уголок района, где я жила и росла, как они помнят меня!!!
Моя улица встречает меня с такой радостью, с трепетом, что эта радость и трепет тут же передаются мне. Еще бы мне не трепетать!



Я вышла из метро (на этой площади, у метро пышные розовощекие добрые бабушки, в фартуках, с корзинами – торговали вкусными горячими пирожками – с рисом, с капустой; и любимыми детскими, сладкими – с повидлом; и все дети бегали туда, с пятикопеечной монетой, зажатой в ладошке), нырнула в подземный переход (и ступени, и пол, и незагороженные отделкой и палатками части стен – знакомые, еще тех времен – они помнят меня!)…

 А там, передо мной, уж краснеет, за деревьями, улыбается красным кирпичом моя первая школа. Каждый год, 1 сентября, я шла туда, держа перед собой большой букет только что срезанных, разноцветных, ярких астр (мой папа их сам выращивал на нашем окне, снаружи). На мне было школьное платье и белый нарядный фартук с пышными оборками по плечам, по поясу (и где только возможно их пустить).
И школа радостно встречала нас бодрым голосом директора, из репродуктора, построенными, по классам, рядами школьников (яркими и цветными – от множества цветов и свеже-белой формы), убранным двором и отремонтированными, за лето, помещениями.

Широко открыты глаза первоклассников; рядом – волнующиеся, празднично одетые родители: недавно подстриженные папы, мамы с накрученными волосами (ночью – на бигудях!), бабушки (волосы уложены в аккуратные пучки, и обязательно выскочит из пучка пара-тройка любопытных шпилек); дедушки – в пиджаках, по случаю праздника.

Я проучилась в моей первой школе начальные классы. (Потом наша семья переехала в другой район). Я унесла с собой, из школы, на всю жизнь – кроме полученных, уложенных в меня, последовательных знаний, еще и образ моей первой учительницы (близкой, справедливой, скромной), ее спокойный голос… … И вкус школьных котлет, к завтраку (особый вкус, он всегда останавливал на себе внимание…, но котлета, большая и сытная, была съедена). В свое время, после – я искала такого вкуса, но не нашла. Он остался в моем детстве, в школьных годах.




***
Ждет меня мой район, очень ждет: ждет каждый уголок, ждет – теперь уж запылившийся гранитный цоколь ограждения территории (бывш.) Телевизионного театра.
Ах, ведь каждый раз, идя по дороге в школу, особенно в солнечные дни, я прислонялась ладошкой к гранитной теплой щеке. Сколько своих историй я ему рассказывала (может, и не вслух, но точно – рассказывала); как, с любовью, изучала, рассматривала его незамысловатые с виду, но хранящие в себе тайну, глубокие черты…

А вот и Телевизионный театр. Привет, Театр! Красивые четкие ступени с монументальными кубами. (Дети, раньше, очень любили прыгать – с одной плоскости куба – на другую, с высокой – на низкие… И я тоже любила.)
И кубы эти, и ступени – из гранита.

А напротив – сквер. Много лавочек – по овалу сквера. В середине  2-е прямоугольных клумбы с яркими цветами.
Жужжат пчелки, летают мохнатые шмели; очень много детей; на лавочках – их бабушки, в цветных платьях (а прабабушки – отдыхают тоже тут и, как водится, все - в светлых платочках); многие дети в белых панамках – от солнца.

По контуру сквера – аккуратно подстриженные кусты боярышника. А, частые здесь, кусты сирени, белого и сиреневого цветов – чуть возвышаются над кустами.
В этом пространстве кустов, за лавочками, мальчишки играли в прятки, а те, что постарше, в войну.



***
… Всего 15, и чуть более лет, прошло, тогда, - от Великой Отечественной  войны, от великой победы нашего народа в этой страшной войне.
Все дедушки наши, многие бабушки, тети, что постарше наших родителей – воевали.
И мои – дедушка, тетя, бабушка из родни – тоже воевали.

А сейчас светит солнце, жужжат пчелы, летают шмели; дети с сачками ловят бабочек: шоколадницу, капустницу, павлиний глаз…
Бабочек кладут в толстую книгу, и она там засыхает. Это – для коллекции.

(Наверное, сейчас жалко мне пойманных бабочек, но их летало много, и так было принято – их ловить.) А в осеннюю непогоду или в зимнюю стужу эти бабочки приносили нам радость своей яркой расцветкой.

Сквер от дороги (2-е дороги, в объезд его) огорожен тоже цоколем из красного гранита. Цоколь невысокий и широкий. По нему мы тоже любили бегать, вокруг сквера, выглядывая сквозь кусты свою маму (или бабушку), отдыхающую на лавочке.

Если кто помнит тот сквер, тех лет, там, в тех кустах, еще стояла старинная будка, круглая, металлическая. Она привлекала к себе ребят. Возле нее всегда вертелись, играли, в нее забирались. Эта будка – как необычный памятник старины, хранила в себе тайну и вызывала уважение и интерес.

И фонари – высокие, стройные, таинственный, излучающие теплый желтый свет, который не только освещает, но и греет душу, - старинные московские фонари (такие же, похожие, были раньше и на ВДНХ).



***
Прошла я сквозь сквер. Он сейчас убранный, но немноголюдный. Редкие лавочки еще остались, с тех времен.
Вот поворот вправо, на мою улицу детства – Электрозаводскую. Земля тут играет подъемами и спусками.

А вот и бывший Дом Пионеров (на повороте на ул. Электрозаводская). Сам он стоит высоко, а двор его, горкой, спускается вниз, к моей улице (мы с этой горки зимой катались).
И эта территория двора ограждена изящным, кованым забором на высоком цоколе.

Не знаю, помнит ли меня этот забор, т.к. я была: глазами – на уровне цоколя. Но уж цоколь этот (бетонный), конечно же, меня помнит!
В осень, на его поверхности всегда лежали красивые листья – листья вяза, дуба, изредка – рябины, тополя, липы… Попадались роскошные желтые и бардовые листья-звездочки клена. Прямо перед глазами!..


Я спустилась вниз, по старым ступенькам (ах, как много лет продержались еще эти ступеньки, со знакомыми сбитостями и стертостями); иду вдоль забора (вдоль цоколя забора, только этот цоколь теперь – чуть выше пояса…); смотрю на мою горку, сквозь забор.
Теперь, конечно же, туда ребяток не пускают – зимой, кататься. (Да и находится там уже очередное взрослое учреждение.)

Зато дальше – знаменитые ясли, в стиле барокко. Они – деревянные, легкие, необычные, с резными деревянными украшениями.
Сейчас их отреставрировали (хорошо, только вот дерево прикрылось красками и отделкой…). Табличку повесили: памятник архитектуры…


А через дорогу  уже – угловая башня – вход Электрозавода. Кирпичное, а потому теплое -  с виду, живое и нескучное (никогда для меня не было скучным!) это заводское огромное здание. И оно помнит меня, т.к. я его тоже люблю.

Как же мне его не любить! Оно занимает целую сторону моей улицы; оно заглядывает многочисленными заводскими окнами в окно Моего Дома, где я родилась, жила и подрастала.



***
Кирпичная стена еще более теплеет в весенние и летние дни; каждый кирпичик – наблюдает за мной. А я поглядываю на них, уложенных красиво в наличниках окон, в горизонталях этажей, в карнизах.
А в день 1 Мая звучит с репродукторов, что на стенах завода: «Утро красит нежным светом…»; песня звучит рано утром, громко – и будит меня.

Я просыпаюсь с ощущением большого, светлого праздника и трепещущей радости. Громко тикают – ходят настенные часы и звонко отбивают семь ударов; и мой ковер с вытканной картиной «Мишки на юге»  - освещается первыми пробившимися лучами.

...........................


06.09.2011г