2 Замужество

Тамара Белова
 

     Дальше события развёртывались с молниеносной быстротой. Николай стал ко мне приходить на свидание с бутылкой водки и закуской. Я вообще не пила после того, как однажды в педучилище выпила за раз полстакана водки на спор. Сидела с ним за столом и смотрела как он потихоньку пил. Меня это не насторожило. Цветов и духов он мне не дарил, как прежние мои поклонники. Познакомились мы в начале мая. Учебный год закончился двадцать пятого мая. Николай сразу же  сделал мне предложение. Я не готова была к замужней жизни. Мне хотелось погулять. Да Николаю то двадцать семь лет, ему жениться пора. Я искала отговорки: без согласия и благословения родителей, я не пойду замуж. А родители далеко. На курорте Дарасун, что под Читой.
 
      Пассажирский поезд уходил в тринадцать часов тридцать минут. Я иду с чемоданчиком к поезду, а Николай идёт на обед.
-Ты куда?
-Домой, к родителям.
-Так я сейчас успею собраться с тобой.
-Зачем?
-Так ты же сказала, что без согласия родителей не выйдешь замуж. Вот и поедем вместе.
Что же вы думаете? Николаю понадобилось несколько минут на сборы. Поезд уже тронулся, когда он на ходу заскочил в вагон.

        Родители переехали с рудника Спокойного этой зимой на курорт Дарасун. Я у них ещё не была.
Первый вопрос что задала мне мама:
-Ты, девка, кого это привезла? Какой жених? Он же мужик. У него, наверно, и семья есть.
Я оторопела. Стала маму разуверять. Да только мама сказала мне на все мои заверения:
- Ой, девка, смотри, не наплакалась бы потом.
И тут мама была права. Документы на развод прислала его первая жена Роза, когда у нас было два мальчика шести и семи лет.Оказывается, они расстались, но договорились получить новые паспорта. Так вот у Николая был чистый паспорт, а Роза не сумела заменить свой паспорт.
Ах, мама,мама, как же ты была права! Да только я никогда не посмела тебе пожаловаться на свою житуху. Так и решила: не послушала маму, постыдилась вернуться в Маргуцек. Побоялась молвы, сплетен. Только спустя много лет мама приехала к нам в Качканар с сестрой и увидела как меня муженёк «величал» разными  словечками. Требовал денег на водку.
 Тут мама и спросила меня:
-Это ты так что всю жизнь прожила? Почему нам с отцом ничего не говорила?
-Мама, так я же не послушала твоего совета. А потом стыдно было и боялась вас огорчать. Так как у вас и без меня горя хватало.
Но это отступление.
На следующий день мы сходили в сельсовет, чтобы зарегистрировать наш брак. Николай не хотел ждать моего возвращения на работу осенью.Это всё потом я осознала:он боялся меня оставить здесь у родителей. Это же курорт. И мало ли я кого ещё могла бы повстречать здесь за лето.Нас расписали седьмым числом, хотя мы пришли первого июня 1959г  Надо было подождать неделю. Мы же не могли ждать неделю. Я должна была уехать в Иркутск на обследование щитовидной железы, а Николай должен был вернуться на работу.

  Подруг, знакомых на курорте у меня не было. Были брат Леонтий с женой Светланой (приехали навестить родителей на новом месте), да папина племянница и два соседа. Мама собрала на стол. Жених сфотографировал это застолье. Вот так пропили меня.
Вернулась я из Иркутска, конечно, уже к мужу. Да только жить негде. Я живу в маленькой комнатке на квартире. Позднее директор школы нам позволила занять две комнаты в спортивном зале. Это должны быть служебные помещения. Но они не использовались.Под спортзалом почему то была глубокая яма. Пол дощатый в один слой и под ним зимой гулял ветер. Отопление печка, которая была «прожога». Топили её углём почти круглосуточно, так как всё выдувалось.  Совсем плохо стало, когда появился ребёнок.

        Переехали мы в спортзал. Мебели даже самой необходимой нет. Кровать железную подобрали на свалке. Перетянули проволоку на ней. Вся скрипит. Стол дала директор из школы и табуретку одну. Вот и вся мебель. Постель мне мама приготовила: матрац из ваты, выстежила собственноручно одеяло на верблюжей шерсти. Покрывало  купили совместно. У меня хоть какая то постель и одежонка есть, а у Николая вообще нет ничего.Он, оказывается, приехал к брату «из мест не столь отдалённых». Я об этом узнала на много позже.

Говорю ему:
-Иди за своими вещами.
Он ушёл и принёс чемодан с фотоматериалами, фотоаппаратурой. Из одежды бушлат солдатский и пару трусов и одна рубашка.
-Это что, всё?
-Всё. А откуда у меня вещи? Я же не давно приехал.
Вот так с этого мы и начали свою жизнь. Позднее свекровь нам дала эмалированное ведро, несколько тарелок и мясорубку. За это я ей была благодарна. Это было большое для нас богатство.
Теперь дети получают квартиру, дачу, обстановку. Но уважения и благодарности не жди. Как сказал Карнеги: «Можешь делать добро, делай. И не жди благодарности». Вот так по Кар неги и живут теперь
На фото невеста третья слева.С правой стороны мои родители,брат Леонтий,его жена Светлана.родственники..Жених за кадром-фотографирует.


Продолжение следует http://www.proza.ru/2013/03/31/892