Лицейские друзья Пушкина. Судьбы

Николай Иванович Кирсанов
Кому из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?
А.С.Пушкин.

                Известно, что выпускники первого набора, куда входил и А.С.Пушкин, ежегодно отмечали очередную годовщину лицея. Лицеистов было 29, и  с годами их становилось все меньше и меньше. В стихотворении «19 октября» Пушкин напишет:

Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальний, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому ж из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?

                Пушкин написал это стихотворение в 1825 году, будучи в ссылке в  Михайловском. Отмечал день лицея он на этот раз один.
Я пью один, и на берегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?

                А не досчитались они к тому времени уже троих.
                В 1817 году ушел из жизни выпускник лицея, молодой офицер Ржевский Николай Григорьевич.
                В 1820 году от туберкулеза умирает двадцатилетний Корсаков Николай Александрович. В лицее он писал стихи, был отличным музыкантом, играл на гитаре. В стихотворении «Пирующие студенты» Пушкин называет Корсакова «Милый наш певец, любимый Апполоном».
                Корсаков в лицее сочинял романсы на стихи Пушкина и Илличевского. Большой популярностью пользовались его романсы «К живописцу», «Делия драгая», «Вчера мне Маша приказала» Лицеист Пущин впоследствии вспоминал: «Эти стансы пелись тогда юными девицами почти во всех домах, где лицей имел право гражданства».
                Умер он во Флоренции. Директор лицея Е.А.Энгельгард рассказывал:
                «...За час до смерти он сочинил следующую надпись для своего памятника, и когда ему сказали, что во Флоренции не сумеют вырезать русские буквы, он сам начертал ее крупными буквами и велел скопировать их на камень»

«Прохожий, поспеши к стране родной своей!
Ах, грустно умирать далеко от друзей!»

                Пушкин посвятил Корсакову стихотворение «Гроб юноши». Есть строчки о нем и в стихотворении «19 октября»

Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.

                Третьим ушел из жизни сын эмигранта Сильверий Францевич Броглио. Сведений о нем мало. Известно, что был он далеко не блестящим учеником, одним «из последних по успехам и первый по шалостям». После лицея уехал на родину в Италию. Погиб в начале 20-х годов в Греции, где шла освободительная борьба против турецкого ига.

                Круг друзей продолжал редеть. В 1830 году лицеисты недосчитались Костенского Константина Дмитриевича. Учился он посредственно, ничем особым не выделялся.
                «Заслуживает похвалы его большое добродушие и уживчивость», - писал о нем директор лицея Энгельгард. В 1830 году тяжело больной он уже не мог принять участие в праздновании дня лицея. В письме В.Д Вольховскому он  извинился перед друзьями за то, что по болезни не может прибыть на встречу и попросил выпить за его здоровье.
               Это было его последнее письмо. Через полмесяца  Константина Костенского не стало.

               В 1830 году еще один воспитанник лицея Петр Саврасов приказал долго жить. Кличка в лицее у него была «Рыжий» за ярко- рыжий цвет волос. Все преподаватели и его товарищи отмечали его скромность, благородство и хорошие способности в учении. Директор лицея Энгельгард в 1816 году писал, что за все время пребывания Саврасова в лицее он ни разу не проштрафился и «вряд ли получил хоть у кого-нибудь выговор» Закончил лицей с аохвальным листом №2 «с правом на серебряную медаль».
               Саврасов выбрал стезю военного. Участвовал  в войне России с Турцией. В 27 лет получил чин полковника. Болезнь настигла его в расцвете лет и карьеры. Для лечения его вывезли за границу, где он вскоре и скончался. Судьба отпустила ему всего 31  год жизни. Похоронен в Гамбурге.

               Очень тяжело переживал Пушкин смерть своего друга  Дельвига Антона Антоновича, который скончался годом позже Саврасова (1831 г.). Это был очень одаренный человек. Его стихи перелагались на музыку Даргомыжским, Глинкой, Алябьевым, а его романс «Соловей», который он посвятил Пушкину, и сегодня не сходит со сцены, он присутствует в репертуаре многих выдающихся певиц.

              «Вот первая смерть, мною оплаканная … никто на свете не был мне ближе Дельвига», -  писал Пушкин Плетневу. А вот еще выдержка его письма Е.М.Хитрово:
              « Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроена голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас. Наши ряды начинают редеть».

              Дельвиг умер от тифа. Прожил он всего 32 года. Среди почивших лицеистов, он ушел из жизни шестым. В лень лицея, Пушкин в стихотворении «Чем чаще празднует лицей» напишет:
Шесть мест упраздненных стоят,
Шести друзей не узрим боле.
Они разбросанные спят –
Кто здесь, кто там на ратном поле,
Кто дома, кто в земле чужой,
Кого недуг, кого печали
Свели во мрак земли сырой,
И надо всеми мы рыдали.
И мнится, очередь за мной,
Зовет меня мой Дельвиг милый,
Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений,
Туда, в толпу теней родных
Навек от нас утекший гений.

              Поэт не намного ошибся, когда писал «И мнится очередь за мной».
Пушкин уйдет из жизни восьмым. Седьмым станет Есаков Семен Семенович. Он покончит жизнь самоубийством в том же 1831 году. Его однокурсник барон М.А.Корф так напишет о Есакове:
              «Со светским умом, с большой ловкостью, с благородным и твердым характером, с прекрасной наружностью и со многими любезными качествами, Есаков еще в лицее подавал надежду на блистательную карьеру, но по неразгаданным доныне причинам, сам добровольно расстался с жизнью, которая, по-видимому, столь много ему сулила. Служив с самого начала в конной артиллерии, был уже гвардии полковником, увешанный орденами … он в Польскую компанию (1831 год), после дела, в котором имел несчастие потерять несколько пушек – застрелился, не оставив даже никакой записки в пояснение своего поступка.»
Похоронен в Варшаве.

              Да, среди офицеров того времени немало было таких, для которых сохранить честь было важнее, чем сохранить жизнь.
              Пушкин тоже, выходя на смертельный поединок, выше жизни поставил свою честь. «Погиб поэт, невольник чести», - писал о нем Лермонтов.
              О чести Пушкина говорит хотя бы такой факт из его биографии. После подавления восстания декабристов, царь жестоко расправился с мятежниками. Много было отправлено в Сибирь на каторгу, пятеро были повешены. Среди гонимых были друзья Пушкина. Страх овладел тогда сердцами людей. В салонах Петербурга боялись даже упоминать имена мятежников, дабы не попасть в немилость царю.
              В этот период царь вызвал к себе Пушкина из Михайловского,  где поэт находился в ссылке,  и прямо спросил его: «"Пушкин, принял ли бы ты участие в 14 декабря, если б был в Петербурге?" И вот ответ человека чести: 
              "Непременно, Государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нем. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога!"
              Об этом случае рассказала  А.Г.Хомутова,  которая слышала это от самого Пушкина.

              Защищая свою честь, Пушкин бесстрашно встал под дуло пистолета и был убит.
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!

              Вслед за Пушкиным ушел в «мир теней» сын томского губернатора, лицеист Илличевский Алексей Демьянович. «Олесенька» звали его лицейские товарищи (уменшительно от Алексея) Пушкин увековечил его своим стихотворением «В альбом Илличевскому».

Мой друг! Не славный я поэт,
Хоть христианин православный.
Душа бессмертна, слова нет,
Моим стихам удел неравный.
………………………………….
Ах! Ведает мой добрый гений,
Что предпочел бы я скорей
Бессмертию души моей
Бессмертие моих творений.

                Илличевский был способным учеником, хорошо рисовал, особенно карикатуры, писал неплохие стихи. В стихотворстве в лицее соревновался даже с Пушкиным. Сведения о его биографии после лицея скудные. Умер от паралича в Петербурге через восемь месяцев после гибели Пушкина. Ему принадлежит пророческое высказывание: «Лучи славы Пушкина будут отсвечиваться в его товарищах». Коснулись лучи славы Пушкина и  Илличевского. Кто бы помнил его, если бы не учился он в лицее с Пушкиным?

                В 1841 году круг лицеистов поредел  еще на одного талантливого воспитанника лицея, храброго воина, гвардии генерал-майора Вольховского Владимира Дмитриевича. Он был не крепкого телосложения, зато обладал крепкой, спартанской силой воли, которую закалял с малых лет. Имея в виду его твердую волю, Пушкин напишет в первой редакции стихотворения «19 октября»:
Спартанскою душой пленяя нас,
Воспитанный суровою Минервой,
Пускай опять Вольховский сядет первый,
Последний я, иль Брольо, иль Данзас…

                «Дарований прекрасных и наиболее имеет склонность к наукам, требующим размышления; прилежания примерного и успехов прекрасных», - так отозвался о Вольховском лицейский адьюнкт-профессор исторических наук И.К.Кайданов.

                Закончил Вольховский лицей с большой золотой медалью и избрал для себя военную службу. Участвовал во многих сражениях, проявляя «исключительную храбрость». Во время военных действий против Турции в 1828-29 г. «Полковник Вольховский с гренадерами бросился на бастион Юсуф-Паша, овладел им вместе с четырьмя пушками и обратил оные против крепости», - писал в своем очерке «Историия военных действий в Азиатской Турции в 1828-29 г» Н.И.Ушаков.

                В "Истории военных действий в Азиатской Турции" Н.И.Ушаков свидетельствует и о Пушкине, который в это время был там же в действующей армии: "Пушкин, одушевленный отвагою, столь свойственной новобранцу-воину, схватил пику одного из убитых казаков и устремился противу неприятельских всадников". Правда, вскоре его вывел из боя майор Н.Н.Семичев, которого специально послал для этого генерал Н.Н.Раевский (сын героя Отечественной войны Н.Н.Раевского), чтобы уберечь от гибели великого поэта. Не трудно представить, какое впечатление, наверное, произвел на турок бешено скачущий на них полунегр с пикой в руках.

                Там же Пушкин повстречается с Вольховским.«Здесь увидел я нашего Вольховского, запыленного с ног до головы, обросшего бородой, изнуренного заботами. Он нашел, однако, время побеседовать со мною, как старый товарищ», - напишет позже Пушкин.

                За время службы Вольховский принимал участие в шести штурмах, 55 походах и несчетное количество раз в сражениях и перестрелках. Награжден многими орденами и золотой шпагой с надписью «За храбрость»
                Похоронен в с. Стратилатов, Изюмского уезда, Харьковской губернии в ограде церкви Софии Премудрости Божьей.

                Через четверть века после окончания лицея круг однокурсников Пушкина поредел уже на десять человек.

"Кому из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?"

                Продолжение http://www.proza.ru/2013/03/28/2100