Азбука Розанова - от Павла I до Пушкина

Юрий Прокуратов
Мои книги - лекарство, а лекарство вообще
стоит дороже водки. И приготовление - сложнее,
и вещества (душа, мозг) положены более ценные.
                Розанов

* * *

ПАВЕЛ I
Апостол ПАВЕЛ
ПАСКАЛЬ
ПЕРОВСКАЯ
ПЕРУДЖИНО
ПЕРЦОВ
ПЕСТЕЛЬ
ПЕТР МОГИЛА
ПЕТР I
ПЕТРАРКА
ПИСАРЕВ
ПИФАГОР
ПЛАТОН
ПЛЕВЕ
ПЛЕХАНОВ
ПОБЕДОНОСЦЕВ
ПОГОДИН МИХАИЛ
ПРОППЕР
ПРУДОН
ПУРИШКЕВИЧ
ПУШКИН

* * *

ПАВЕЛ I ПЕТРОВИЧ (1754 - 1801), российский император

«Русский дворянин есть тот, с кем я говорю
и пока я с ним говорю».
                Павел

...цари были серьезнее всех, так как даже Павел, при его способностях, еще “трудился” и был рыцарь.
_____________________
Цари - с мужиками.
Цари помнят, что мужик спас Царя, а дворяне устроили ему гадость.
_____________________
А всего больше "были возмущены" осыпанные золотом приближенные Павла I-го, совершившие над ним известный акт. Эти - прямо негодовали. Как и гвардейцы-богачи, высыпавшие на Исаакиевскую площадь 14-го декабря. Прямо страдальцы за русскую землю.
______________________________
История с Павлом I-м была черна, подла, омерзительна…
___________________________
Россия при них (Павла I и Александр I) формировалась, но еще не сформировалась. Вот это-то, может быть это, и напоило эпоху богатством личного элемента, тем великолепием «придури», без которого жизнь есть слишком дело и слишком не сказка

* * *

Апостол ПАВЕЛ

«Где нет закона, нет и преступления».
                Апостол Павел

Не из Солнца…
Не из Луны…
Не из звезд…
Не из цветов…
Не из пахучести…
вышло обрезание

 ИЗ ОБРЕЗАНИЯ
                взошло Солнце,
                показалась Луна,
                рассыпались звезды,
                и все стало пахуче,
                ароматно,
                прекрасно,
                мудро,
                вожделенно,
                желаемо.
Пошел бык к корове
       и
человек к деве.
(Потом пришел Павел и раздавил обрезание как вошь)

=Афродита=

* * *

ПАСКАЛЬ БЛЕЗ (1623 – 1662), французский математик,  философ

«Всякий раз мы смотрим на вещи не только с другой стороны,
но и другими глазами — поэтому и считаем,
что они переменились».
                Паскаль

Паскаль не был ни Ньютоном, ни Наполеоном в своей сфере: рост его умереннее. Но сочетание даров его необыкновеннее, чем гений Наполеона и Ньютона.
_________________________

Через «Рrovinciales» и  «Pensees» Паскаль стал Марком Аврелием христианства…Нужно заметить, в жизни и личности Паскаля проходит много того, что в нашей национальности зовется «юродством». Так, он носил на теле веревки с острыми гвоздиками, и когда ему приходило на мысль что-нибудь греховное – он покалывал себя, если грех был тяжел и неотступен – он окровавливал себя. Это было в те самые дни, когда он проводил исследования над циклоидой, кривой линией, особенно не поддававшейся анализу его предшественников и современников. В эту пору он на клоках бумаги записывал «рensees», т.е. разные ему приходившие в голову мысли… Когда он умер, умер всего только молодым человеком, друзья, вошедшие в его комнату=келью, нашли эти листки. Собранные, просто сшитые без всякого порядка, они и составили труд Паскаля, который может умереть только с христианством.
____________________
Религиозные идеи Гоголя и Толстого, волновавшие и волнующие Россию, около «Мыслей» Паскаля представляются совершенно жалкими, уродливыми, слабыми. Гоголь и Толстой, личности вполне великие, не уступающие Паскалю или Декарту, значительны в другом, а не в религии. Паскаль — чистое золото в религии; говорил от сердца, а ум его был неизмерим. Гоголь и Толстой иногда кажутся просто притворяющимися религиозными людьми, или — натаскивающими на себя шубу нравоучительного старца, но без всякого успеха. «Медведь гнет дуги»…

* * *

ПЕРОВСКАЯ СОФЬЯ ЛЬВОВНА ((1853 - 1881), террористка

«Совхоз им. Софьи Перовской»
                Советский фольклор

Что же это за гнуснейшее самозванство, этих Верок и Софок, перед которым побледнеет Тушинский Вор, – и что за деспотизм и нахальство, на которое не посягал Аракчеев и Клейнмихель: начать стрелять в Государя страны, потому что они «прочитали все о типах» и как на последних героях остановились на двух жидах из Берлина.
_____________________
Вера Фигнер была явно революционной "богородицей", как и Екатерина Брешковская или Софья Перовская. .. "Иоанниты", все "иоанниты" около "батюшки Иоанна Кронштадского", которым на этот раз был Желябов.

* * *

ПЕРУДЖИНО, ПЬЕТРО (1446 – 1523), итальянский живописец

У Рафаэля – свобода успокоенного вымысла. Собственно, Рафаэль уже весь дан в его учителе Перуджино. Но чего  Перуджино хотел, но не мог, Рафаэль смог. Умиление, кротость и какой-то рай в лице – вот его особенность. Он просеял землю, земля упала вниз, а на его палитре остались одни небесные частицы.

* * *

ПЕРЦОВ ПЕТР ПЕТРОВИЧ (1868 —1947), русский поэт, прозаик, публицист

«Парусное государство» - так хочется назвать Россию в ее теперешнем облике. Все ее попытки «перейти на пар» пока печально-неловки, неудачливы и, что хуже всего, делаются без настоящей убежденности и рождаемого ею порыва. А между тем эта «переделка» так настоятельно необходима! Без нее «не знаешь, что ждет наше отечество в будущем». На парусах теперь далеко не уплывешь: кругом так и режут волны легкие, смелые суда «новейшей конструкции», и того и гляди пустят ко дну неповоротливую, грузную «посудину»…
                Перцов

Недостаток Перцова заключается в недостаточно яркой и даже недостаточно определенной индивидуальности.
Сотворяя его, Бог как бы впал в какую-то задумчивость, резец остановился, и все лицо стало матовым. Глаза "не торчат" из мрамора, и губы никогда не закричат. Ума и далекого зрения, как и меткого слова (в письмах), у него "как Бог дай всякому", и особенно привлекательно его благородство и бескорыстие: но все эти качества заволакиваются туманом неопределенных поступков, тихо сказанных слов; какого-то "шуршания бытия", а не скакания бытия.
Но он "рыцарь честный", честный и старый (по чекану) в нашей низменной журналистике.

* * *

ПЕСТЕЛЬ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ (ПАУЛЬ БУРХАРД) (1793—1826), руководитель Южного общества декабристов.

«Вся моя история заключается. в двух словах:
я страстно любил. моё отечество, я желал его счастия с энтузиазмом».
                Пестель

Конечно, не Пестель-Чацкий, а Кутузов-Фамусов держит на плечах своих Россию, "какая она ни есть". Пестель решительно ничего не держит на плечах, кроме эполет и самолюбия. Я понимаю, что Фамусов немногого стоит, как и Кутузов - не золотой кумир. Но ведь и русская история вообще еще почти не начиналась. Жили "день за днем - сутки прочь"...
________________________
Александр Македонский с 30-ти тысячным войском решил покорить монархии персов. Это что нам, русским: Пестель и Волконский решили с двумя тысячами гвардейцев покорить Россию...
И пишут, пишут историю этой буффонады. И мемуары, и всякие павлиньи перья. И Некрасов с "русскими женщинами".
_______________________
С Петра Великого Россия сделала много шагов назад, а вперед ни одного не сделала.
«Осела», матушка.

* * *

ПЕТР МОГИЛА (1596 - 1647), митрополит Киевский, писатель, основатель Киево-Могилянской академии.

«Упадок святаго Богослужения в народе русском происходит
не от чего инаго, как от совершеннаго недостатка образования
и наук»
                Петр Могила

Вот раз копаюсь там в книгах, одним глазом смотрю на незаметного Руссо, в темном уголку, а другим - на вошедшего ученого. Он был не очень еще стар, но очень изможден наукой и трудами. Заботливо он спросил у лавочника:
- А покажите мне ваш Требник Петра Могилы.
- Продали три дня назад за 160 рублей.
- Продали?!
Лавочник мотнул головой. Я смотрел на ученого. Он побледнел, а книга, которую он держал в руках, задрожала. Он сказал несколько невнятных, мяклых слов, в которых я расслышал только “целый” и “прекрасный экземпляр”. На душу, на лицо его пал туман; случилось горе. Да, великая вещь - “упустить книгу”.

* * *

ПЕТР I ВЕЛИКИЙ (1672 - 1725), первый российский император (с 1721).

«Все люди — лжецы и лицемеры».
                Петр I

Штунда - это мечта "переработавшись в немца" стать если не "святою" - таковая мечта потеряна, - т; по крайней мере хорошо выметенной Русью, без вшей, без обмана и без матершины дома и на улице.
- Несите вон иконы...
- Подавайте метлу!
С "метлой" и "без икон" Русь - это и есть штунда.
Явление это огромно, неуловимо и повсеместно.

Штунда - не одно евангелическо-церковное явление. Штунда - это все, что делал Петр Великий, к чему он усиливался, чт; он работал и чт; ему виделось во сне… Если бы Петр Великий знал тогда, что она есть или возможна, знал ее образ и имя, он воскликнул бы: "Вот! вот!! Это!! Я - только не умел назвать! - Это делайте и так верьте, это самое!!"
_________________________
Петр вылетел гоголем на взморье, думал: корабли, торговля. Шумел. Печатал. Бил. Больно бил. «Вечно испугались».
.... На Неве пароходики содержат чухны. И на маслянице катают нас тоже чухны. Зато:
– МЫ ка-та-е-мся. Разъелись и разлеглись
у хладных финских вод.
И по обыкновению начали писать стихи и влюбляться. «Это нашенское». Стихи хоть куда. Ну и любовь – ничего. А дело?
– Ча-во?..
Делов толь, что «перенести столицу из Москвы» решительно невозможно. Ибо Москва у каждого из нас в брюхе сидит.
В брюхе и еще в кровати...
Да в баньке...
А уха с налимом. «Сама Москва».
Москва, конечно, перетащилась в Питер, уселась, заснула, и чуть пришло «Петру скончание»:
Ничего не вышло и ничего не могло выйти.
_______________________
С Петра Великого Россия сделала много шагов назад, а вперед ни одного не сделала.
«Осела», матушка.
«Развилось» и «прогресс» только во взяточничестве…

* * *

ПЕТРАРКА ФРАНЧЕСКО (1304—1374), итальянский поэт

«Спор даже между друзьями имеет в себе что-то грубое,
неприязненное и противное дружеским отношениям».
                Петрарка


Петрарка — пел Лауру. И мне мелькает мысль о сходстве исторической роли Гоголя с исторической ролью Петрарки. Оба они тяжелым вздохом вздохнули по античном мире. Просто — еще не понимая ничего, а только сравнивая красоту лиц. «За лицом — душа: и неужели были хуже души греков и римлян за вот этакими их лицами, нежели души Коробочек и Чичиковых за достаточно хорошо нам известными лицами этих наших современников»?..?..

Спросили и умерли.

Или сошли с ума.

* * *

ПИСАРЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1840 - 1868), публицист, критик.

«Неправильное употребление слов ведет
за собою ошибки в области мысли».
                Писарев

Чтобы “опровергнуть” Пушкина - нужно ума много. Может быть, и никакого не хватит. Как же бы изловчиться, - какой прием, чтобы опрокинуть это благородство?
А оно естественно мешает прежде всего всякому неблагородству.
Как же сделать?
Встретить его тупым рылом. Захрюкать. Царя слова нельзя победить словом, но хрюканьем можно.
Очень просто.
Так “судьба” и вывела против него Писарева. Писарева, Добролюбова и Чернышевского. Три рыла поднялись к нему и захрюкали.

...И Пушкин угас. Crac. «Никто более не читает». В Брянскую прогимназию хотели выписать: книгопродавец Салаев ответил, что «Нигде достать нельзя», нигде «не продается», магазины не держат «за полным отсутствием спроса».
_________________________
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Кто-то где-то услышав, заплакал. Писарев поднялся:

- НЕ-ПО-НИ-МА-Ю.

Неописуемый восторг разлился по обществу. Профессора, курсистки - все завизжали, захлопали, загоготали:
- ГЛУ-ПО.

Какое оправдание "Поэта и черни". Писарев все защищал мужиков от Пушкина, тогда как Пушкин никогда мужиков не разумел.
"Чернь" ходит в лакированных сапогах и непрерывно читает просветительные лекции.
___________________________
Он – мужчина, она – девушка, полная «гармония» и «союз». Но потому, что она недостаточно социал-демократична, а между тем имеет сто тысяч приданого – он ей выжигает глаза и уродует. Так читатель Брема Писарев обошелся с Пушкиным,
______________________________
Драгоценным существованием своим Пушкин купил не только себя, но и своего ругателя Писарева; купил, и оправдал, и избавил от смерти…
_____________________________
Когда писал Писарев свое «Разрушение эстетики» — он работал для Азефа.

Когда топтал сапожищами благородный облик Пушкина, — он целовал пальчики Азефа.

* * *

ПИФАГОР САМОСКИЙ (VI в. До н. э.), древнегреческий философ

«Не протягивай охотно свою правую руку никому».
                Пифагор

Это предупреждение ученику: следует иметь свой собственный ум и не делиться мудростью и знанием (правая рука) с теми, кто не способен это оценить. Рука здесь представляет истину, которая поднимает тех, кто упал по причине невежества; но поскольку многие из таких павших вовсе не нуждаются в мудрости, они скорее отрубят руку, протянутую им. Только время может помочь в искуплении невежества людей.
______________________
«Космосом», т.е. «украшенным», «прекрасным» первому Пифагору пришло на ум назвать  мир; и философия поистине может гордиться, что это благородное имя дано было ему не поэтом, не жрецом, не священником и, наконец, даже не в священной какой-нибудь книге, а именно из недр философии, на самой ее первой заре, поднялся человек и сказал: «Как прекрасно все… Это – не только созданье чье-то, но это – какая-то красота, на меня сыплющаяся… Это не вещь и не бытие, а это – космос»… Прекрасно. Прекрасное имя. Прекрасный человек. Сказал ли это однако, он после выкладок ума, после доказывания? Нет: в самом слове «красота» содержится доказательство происхождения этого слова. Это  = не человексказал, это - глаз ему сказал…

* * *

ПЛАТОН (428/427 – 348/347 до н. э.), древнегреческий философ

«Невежество тем-то и тяжело, что невежда, не будучи ни
прекрасным, ни благим, ни разумным, кажется довольным
самим собою, не считает себя нуждающимся и не стремится
к тому, в чем он, по его мнению, не нуждается».
                Платон

Говорят, вечна одна истина, и только она.
И вечна одна добродетель. И тоже только она…
Но ведь этого нет.
Напротив, «истина» - это мелькание.
И добродетель «там где-то»…
Перед глазами именно не истина и именно не добродетель. Постоянно. Самое устойчивое именно безобразие.

А «утвердить ложь» ничего не стоит. Да нечего и утверждать: стоит столбом и никуда не валится.
То же и добродетель: «ничего нет скучнее и монотоннее».
Так что Платон, сказавший, что «истины суть идеи» и что «они вечны», а ложь есть призрак, не ошибся ли глубочайшим образом? Счастливый оптимизм, должно быть сказанный в счастливую эпоху «семи мудрецов». Эти «семь мудрецов» перекликались друг с другом своими «истинами», не замечая, что никто на них не обращает внимание и что самих «мудрецов» замариновали в спирт и выставили в Кунсткамере «для обучения юношества». – «Вот какие бывают в истории чудаки».

* * *

ПЛЕВЕ  ВЯЧЕСЛАВ КОНСТАНТИНОВИЧ (1846- 1904), министр внутренних дел.  Убит террористами.
«Нам нужна маленькая победоносная война,
чтобы удержать Россию от революции».
                Плеве

Да разве все общество не чихало, не хихикало, когда эти негодяи с пистолетами, ножами и бомбами гонялись за престарелым Государем?
Все чихали. Я слышал циничную фразу после выстрелов Карповича, от старой девушки, “женщины 60-х годов”:
- Вы знаете, по Петербургу ходит анекдот: когда Боголепов явился на тот свет, то Плеве и Сипягин сказали ему: “Мы вас дожидались. Недоставало 3-го партнера для виста”.
_____________________
Плеве не был из тех недалеких или доверчивых людей, который зря подпустил бы к себе или вошел бы в сношения с человеком, для него лишним и ненужным. Плеве был человек дела...

* * *

ПЛЕХАНОВ ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ (1856—1918),  теоретик и пропагандист марксизма

«В анархизме тоже есть своя логика. Все тезисы Ленина
вполне согласны с этой логикой. Весь вопрос в том,
согласится ли русский пролетариат усвоить себе эту логику».
                Плеханов

«Стиль» Плеханова типично гимназический стиль, стиль юноши 17 лет, самоуверенного, самомнящего, набирающего цитат и фактов из книг своей библиотеки и ничего решительно не понимающего ни в цитатах, ни в книгах, по причине отроческих своих лет и связанного с этим возрастом полного отсутствия зоркости, внимания, проницательности, в общем – вследствие отсутствия в себе психологичности. Душа не развита. Не ум, а именно душа – т.е. то общее, в чем ум есть только часть. Но от этого и ум не развит. Учен, но не развит. Как это могло случиться у Плеханова в его почти шестьдесят лет? Занимался все темами арифметическими, не духовными. Все комбинировал со счетной машинкой: заработанная плата, стоимость производства, остаточная ценность продукта, рента, капитал – все цифры, суммы, все мир точного и ясного, все бухгалтерия, социал-демократическая бухгалтерия. И вдруг ему говорят: «Прочти Богородицу».
- Ерунда. Миф. Вот в Австралии дикари тоже…
«Ну, хорошо, не умеешь: прочти теперь «Птичку Божию». – Об этом он никогда не слыхал, но, ознакомившись из Пушкина, говорит: «Ерунда. Сидела птичка. Пришел социал-демократ и прогнал птичку. Ерунда. Пушкина повесить бы»
________________________
Плеханов, как известно, есть идейный вождь русских социал-демократов. После того, как его победоносные войска вступили  в Россию, и, разумеется, в три дня ее покорили, он, озирая завоеванные социал-демократией страны, приканчивает уже то немногое, что кое-как сопротивляется...

Вы скажете, что можете сочинить музыку не хуже Бетховена, «ибо социал-демократу все доступно», а в доказательство начнете тыкать пальцами в клавиши рояля. При замечании же, что это не музыка, а ерунда, высокомерно ответите, что это «даже лучше Бетховена», ибо понятно народным массам и что после принятия «Коммунистического манифеста» во всем свете так начнут тыкать пальцами, а более сложная музыка будет запрещена, как аристократическая, клерикальная и феодальная. Вообще после Манифеста коммунистической партии «перемены» будут большие. Всем «птичкам» голову долой.
________________________________
Почему я считаю самою низкою чертою человека не любить своего отечества. Если мы называем “подлецом” взяточника: то как назову я Плеханова.., который хочет “украсть всю Россию” и продать ее из-под полы жидам.

* * *

ПОГОДИН МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ (1800 – 1875), историк, писатель.

«Начало государства есть самая важная, самая существенная часть,
краеугольный камень».
                Погодин

История культурного нашего развития за самые знаменательные годы, приблизительно от 1818 и до 1875 г. которую мы имеем под скромным именем Жизни и трудов Погодина, возникла почти случайно. Желание вдовы покойного нашего историка издать биографию ею чтимого мужа совпало с тем обстоятельством, что уже с 1820 года он начал вести Дневник, куда заносил свои наблюдения, замечания, разговоры, отзывы о лицах и событиях, предположения и пр., и вел его на протяжении 55 лет; а главное — все это совпало с тем, что приблизительно около 1875 г. уже жил замечательный человек, который был как бы насыщен высоким культом к духовному развитию нашего общества.

Около фигуры этого человека выросло целое общество, исторически развивающееся по мере того, как центральное лицо рассказа переходило из возраста в возраст, училось, преподавало, странствовало, покупало и продавало редкости своего Древлехранилища, в мужестве произносило одни речи и в старости — другие.

Совершенное отсутствие классичности, чем так обильно богат был Карамзин, составляло отличительную особенность Погодина. Он весь был в факте, в жизни; обобщение не закрывало от него предметов, минут, людей, их действий; и так же точно его собственный характер, порывы, поступки, интересы, занятия не поддаются вовсе подобному обобщению. От этого — отсутствие постоянства и единства в трудах его. Как ребенок, готовый бы заняться годы приводящею его в восторг  игрушкой, однако выранивает ее через минуту из рук, потому что видит уже другую, лучшую, — так Погодин, несмотря на специфическое призвание свое «к Истории» («историю» он всегда писал с большого «И»), не мог не бросать ее всякий раз, когда шум событий, новое явление в литературе или затруднение в политике звало его внимание. Можно сказать, он слишком любил жизнь и слишком мало ценил себя, точнее — слишком мало был на себе сосредоточен, чтобы посвятить себя одному монументальному труду, хотя бы это был «Моисей», имевший поднять нашу литературу на уровень Тасса и Клопштока *. Чтобы предпринять «Историю государства Российского», «Историю России с древнейших времен» — необходим известный эгоизм, некоторая сухость души и высокомерие ума, чего и тени не было у этого дитяти народа, хотя именно замыслы великих творений бродили у него постоянно в голове. При этом замечательно — следя на протяжении девяти томов за этим человеком, видя его во все возможные минуты, во всяких положениях, и даже в невозможно распущенных, мы ни разу не замечаем, чтобы он был в отношении какого-нибудь предмета туп.., он никогда не тщеславен и даже почти не видит себя, а только тысячи предметов, вопросов, на которые разбегаются его глаза.


В силу указанных особенностей души Погодин без усилия, без старания вошел в общение со всем выдающимся, что появлялось на горизонте нашей действительности за полувековую пору его зрелости.

* * *

ПОБЕДОНОСЦЕВ КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ (1827 — 1907), российский государственный деятель.

«Невозможно жить в России и трудиться, не зная ее, а знать Россию…
многие ли у нас ее знают? Россия это – бесконечный мир разнообразий,
мир бесприютный и терпеливый, совершенно темный: а в темноте этой
блуждают волки»
                Победоносцев

Личное знакомство Розанова и Победоносцева произошло в самом начале июня 1895 г. Оно было связано с желанием Розанова использовать покровительство обер-прокурора Синода, дабы преодолеть цензурные затруднения, вызванные статьей “О подразумеваемом смысле нашей монархии”.

Целый час этот человек сидел и говорил мне, не говоря об уме, с великою простотою, открытостью, и я слушал его не только с удивлением, но и с благодарностью, такою, какую мог бы почувствовать только к старому-старому профессору, раскрывающему наедине суть своей науки непонятливому ученику. Конечно, это великий государственный ум, конечно, он истинный христианин, и беседа с ним, точнее, его слушание меня хоть несколько примирило с нашею бюрократией кою, не уважая и либеральной земщины, я ненавижу глубоко, страстно, затаенно.
_____________________
Слова его о справедливости критики социалистов удивили меня: никак нельзя было ожидать этого от Победоносцева. Все, что носилось о Победоносцеве в обществе, — совершенно противоречило тому, что я видел.
 Он походил на старого университетского профессора, разговорившегося с пришедшим к нему студентом на любую тему своей кафедры. Не могло быть и вопроса о полной искренности, правдивости и глубокой простоте и естественности этого человека.
______________________
Как мне нравится Победоносцев, который на слова: "Это вызовет дурные толки в обществе", - остановился и - не плюнул, а как-то выпустил слюну на пол, растер и, ничего не сказав, пошел дальше.
______________________
Имя Победоносцева все знали, Вся Россия. Вся Россия знала этого крепкого, установившегося, «решенного» человека, который не знает поправок, отступлений, уклонений в сторону, компромиссов, сделок. «Систему убеждений» его все знали же. Таким образом, за долгий период времени, за три последних царствования, никакая другая «идейная» фигура, или «официально»-идейная, не была так ярко видна, так выпукло освещена. Он был похож на большой портрет в раме, поставленный в актовом зале гимназии среди шумящих, резвых, шалящих учеников…
И притихали одни.
Резвость других переходила в дерзость.
На место раскатистого ребяческого смеха появлялись желчная усмешка.
Родились раздражение, желчь, отчаяние. «Портрет» все сухо, недвижно стоял. Но, к около него шумел уже не юный зеленый гам, а красный хохот, бесстыдные движения, визг и свист.

* * *

ПРОППЕР СТАНИСЛАВ МАКСИМИЛИАНОВИЧ 1855 – 1931), издатель газеты «Биржевые ведомости»

Пропер «своя своих познаша»: в «Биржевке» за 1914 год он поместил к «исполнившимся» 90 годам г-жи Вышнеградской ее потомство… мельчайшими и необыкновенно отчетливыми фигурками было представлено около сотни жидищев, жидов и жиденков, жидовок и жидовочек, - вплоть до пансионных платьицев и до красивой формы «гимназии Гуревич», - имитирующей мундиры Пажеского корпуса… Карточка, очевидно, «семейная» к юбилею, вызывала впечатление испуга: в Ханаане их не плодилось так много, и туки русские для евреев еще жирнее филистимских и аморейских. Мне долго мерещилась эта карточка.
__________________________
«Мерзавец, издающий газету» – теперь всех победил…
«Осанна Проперу. При Толстом нас морили латынью, исключали, истязали. Но пришел Пропер и все это отменил».
«Осанна Проперу, сыну Давидову. Он дал нам Биржевые Ведомости, в которых начался печатанием новый порнографический роман».
Что же, очень хорошо. По обезьяне – и клетка. Обезьяны – и обезьяний писк.

* * *

ПРУДОН ПЬЕР ЖОЗЕФ (1809 – 1865), французский социалист

«Собственность - это кража».
                Прудон

Никакой трагедии в душе... Утонули мать и сын. Можно бы с ума сойти и забыть, где чернильница. Он (Герцен) только написал "трагическое письмо" к Прудону.

Прудон был все-таки для него "знатный иностранец". Как для всей несчастной России, которая без "иностранца" задыхается.
- "Слишком заволокло все Русью. Дайте пр;резь в небе". - В самом деле, "тоска по иностранному" не есть ли продукт чрезмерного давления огромности земли своей, и даже цивилизации, "всего" - на маленькую душу каждого.
- Тону, дай немца.


ПУРИШКЕВИЧ ВЛАДИМИР МИТРОФАНОВИЧ (1870 – 1920), один из лидеров «Союза русского народа», депутат II – IV Государственных дум

«Если потянуть осла за хвост сзади, он кричит спереди;
Пуришкевича никто не тянет за хвост, следовательно,
пора ему перестать кричать».
                Саша Черный

От всех речей получился шум, звон, моментами истерика. Крушеван кричал, Пуришкевич визжал, Крупенский гремел. Еп. Платон почти заплакал…
Но если Крушеван «ничего себе», без отталкивающего к себе впечатления, то совершенно иное впечатление дает Пуришкевич. Высокий, худой, белобрысый, т.е. с остатками белобрысых волос на голом черепе, с адвокатскою жестикуляцией и по-адвокатски одетый, в белом галстуке и белом жилете, – он кажется на кафедре явно патологическим субъектом, до того жестикулирует и точно все хочет обратить на  себя чье-то внимание. Он имеет вид «отвергнутого жениха», который «умирает на глазах экс-невесты» или на ее же глазах «спивается с круга». Точнее, находится в нерешительности, спиться ему или умереть; крики его переходят в визги, а «решительные» слова, употребляемые им, кажется, употребляются от бессилия и для прикрытия его. Слова Лермонтова о витязе.

                Махающем мечом картонным

Точно сказаны в предвидении Пуришкевича и написаны специально «для его роли».

* * *

ПУШКИН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ (1799 - 1837), первый пролетарский поэт.

«Чем триста лет питаться падалью, лучше раз  напиться
живой кровью, а там - что Бог даст»!
                Пушкин
Пушкин и Лермонтов кончили собою всю старую Россию от Петра и до себя.
_________________________
Русскому духу он возвратил свободу и дал ему верховное в литературе положение
_____________________
Император Николай I, поговорив с час с 26-летним Пушкиным, сказал: "Я говорил сейчас с умнейшим человеком в России". Очевидно, Россия перед обоими стояла одна и та же, хотя разница в высотах созерцания, казалось бы, была несравнимая.
__________________
Новиков, Радищев, Фонвизин, затем через 1/2 века Щедрин и Некрасов, имели такой успех, какого никогда не имел даже Пушкин. В пору моих гимназических лет о Пушкине даже не вспоминали, - не то, чтобы его читать. Некрасовым же зачитывались до одурения, знали каждую его строчку, ловили каждый стих.
_________________________
Что мы знаем о людях 20-х годов (XIX в.)? Только одно то, что говорил Пушкин. Вот его каждую строчку знаем, помним, учимся над нею. А его "современники" и существовали для своего времени, для нашего же ровно никак не существуют.
_________________________
Голос нужно слушать и в чтении. Поэтому не всякий "читающий Пушкина" имеет что-нибудь общее с Пушкиным, а лишь кт; вслушивается в голос говорящего Пушкина, угадывая интонацию, какая была у живого. Кто "живого Пушкина не слушает" в перелистываемых страницах, тот как бы все равно и не читает его, а читает кого-то взамен его, уравнительного с ним, "такого же образования и таланта, как он…
Отсюда так чужды и глухи "академические" издания Пушкина, заваленные горою "примечаний"... и всякого ученого базара. На Пушкина точно высыпали сор из ящика: и он весь пыльный, сорный, загроможденный.
_________________________
Пушкин и Лермонтов "ничего особенного не хотели". Как ни странно при таком гении, но - "не хотели". Именно - всё кончали. Именно - закат и вечер целой цивилизации. Вечером вообще "не хочется", хочется "поутру".
_____________________
«Пушкин все знал и все понимал. В уме его не было ничего дробного, частного и пристрастного. Полная закругленность, полная всеобъемлемость. Столь же замечательно редко его сердце. Пушкин есть полная правда, и у него нет ни одной строки, а в жизни не было ни одного отношения, куда примешивалась хотя бы частица вольной и даже невольной лжи, притворства, ломания или позы. Величие правды Пушкина заливает все».
В это определение я не вношу ничего своего, «розановского». Это, по припоминаниям, мелькнуло мне разрозненно в речах Алексея Сергеевича (Суворина). Я только крупинки смел вместе, в кучку (в определении).