Малоизвестные татарские разности - 47

Альтаф Гюльахмедов
***

Компиляции

***



Гершон Ритвас - Солдат Татарского легиона

Еврей в нацистском мундире
Евгений Беркович

http://berkovich-zametki.com/Nomer6/Ritvas.htm

 ***

       Гершон Ритвас родился в 1916 году в Саратове. Перед Второй мировой войной он с семьей переехал в Литву, в города Кошедар. В июне 1941 года Ритвас пошел добровольцем на фронт. В первые недели войны он участвовал в тяжелых боях с фашистами. Это было время, когда советские войска несли тяжелые потери. Часть, в которой служил Ритвас, оказалась в окружении, а сам Ритвас был ранен и попал в плен. Ему удалось скрыть от немцев, что он еврей. Под фамилией Шабанов он пережил несколько лагерей для военнопленных. Однажды ему удалось бежать, но через несколько недель его снова арестовали. Гестаповцам в городе Горький, которые его допрашивали, он назвался поволжским татарином. К счастью, гестаповцам осталось неизвестным, что он бежал из лагеря,. Новый лагерь для военнопленных, куда попал Гершон, располагался на берегу Волги. Среди заключенных было много татар.

      После поражения под Сталинградом у многих немцев развеялись иллюзии скорой и легкой победы. Нужно было искать новые резервы для долгой и изнурительной войны. Немецкое командование решило создавать специальные отряды из нерусских добровольцев - татар, казахов, осетин… В ноябре 1943 года большая группа заключенных из лагеря, где содержался Ритвас, была переведена в Вильнюс - там формировались части антибольшевистской армии генерала Власова. Ритвас оказался в Татарском легионе. Солдаты этого легиона носили немецкую форму с нашитыми на рукаве буквами "WTL" ("Волжско-татарский Легион").

      Город Кошедар расположен всего в пятидесяти километров от Вильнюса, и Ритвас боялся, что немцы могут узнать о том, что он еврей. Для конспирации Гершон придумал такую историю: его родители-татары погибли в первые годы после революции, а сам он воспитывался в детском доме. Выдавать себя за татарина помогало неплохое знание татарского языка, а то, что он был обрезан, было обычным для мусульманина.

      В январе 1944 года Татарский легион был отправлен во Францию, в город Ле Пюи, расположенный в 250 километрах от Лиона. Ритвасу приходилось иногда встречаться и с другими евреями, носившими немецкую форму: они спасались среди фашистов под видом немцев Поволжья или выходцев с Кавказа. Когда Ритвас проходил мимо человека, похожего, как ему казалось, на еврея, то тихонько произносил первые слова еврейской поминальной молитвы Кадеш. Эти слова служили как бы тайным паролем, чтобы опознать "своего". Он ни разу не ошибся в своих оценках. Один случай запомнился ему надолго.

      Немцы использовали легионеров для охраны тюрьмы в Ле Пюи. Однажды после смены караула к Гершону обратился по-русски солдат в немецкой форме. Солдат назвал Ритваса Шабановым и сказал, что сам он - еврей из Сибири. Ритвас заподозрил провокацию - солдат мог быть подослан, чтобы его разоблачить. Для проверки Гершон заговорил с солдатом по-еврейски, но даже такие слова, как "вода" или "хлеб" на иврите солдату были незнакомы. Ритвас уже решил, что при первой возможности застрелит провокатора. Но прежде он решил сделать еще одну, последнюю попытку и произнес первые слова "Хатиквы" - сионистского гимна, сегодняшнего гимна Израиля: "Кол од белавав петима" ("Пока внутри сердца"), и солдат подхватил: "нефеш йехуди хомийа" ("бьется душа еврея"), и оба солдата со свастиками на мундирах крепко обнялись, не пытаясь скрыть слез…

      Татарский легион был направлен на борьбу с "бандитами и террористами" - так фашисты называли бойцов французского Сопротивления. Ритвас постоянно искал возможность установить контакт с французскими партизанами. При выходе в город солдатам легиона разрешалось посещать только три определенные кафе. С помощью молоденькой официантки, с которой у Ритваса сложились приятельские отношения, ему удалось, наконец, встретиться в феврале 1944 года с офицером из партизанского отряда. Он прямо спросил у Ритваса, готов ли тот своим сотрудничеством с Сопротивлением смыть с себя грязь немецкого мундира. Бороться с фашистами в рядах французского Сопротивления уже давно стало для Ритваса главной целью.

      Однажды казарму Татарского легиона посетил высокий гость - Верховный муфтий Иерусалима Амин эль-Хусейни лично приветствовал мусульманских братьев, верой и правдой служащих Третьему Рейху. В обращении к легионерам муфтий сказал, что мировую войну развязали евреи и большевики. Поэтому святой долг каждого мусульманина окончательно уничтожить этих врагов. За речью муфтия последовала общая молитва, а по случаю праздника всем легионерам выдали по дополнительной пачке сигарет.

      Подобные слова говорил эль-Хусейни Гитлеру 30 ноября 1941 года во время официального визита в Германию: "Арабы являются естественными друзьями Германии, так как они имеют тех же врагов, что и немцы, а именно, англичан, евреев и коммунистов". Эль-Хусейни предложил Гитлеру военную помощь: на стороне немцев в Тунисе воевали более шести тысяч арабских и североафриканских мусульман. Более двадцати тысяч мусульман из южной Европы, а также с Кавказа и из республик Поволжья воевали в составе дивизии СС "Ханьяр" ("Меч"). Большинство среди них составляли боснийские мусульмане, набором которых в 1943 году в Сараево руководил лично эль-Хусейни1. Под патронажем муфтия был и Татарский легион.


Еврей в нацистском мундире
Евгений Беркович

 

Боец французского Сопротивления

      После нескольких встреч с французскими партизанами Ритвас окончательно определил группу своих товарищей-татар из легиона, которые были готовы дезертировать из немецкой армии и присоединиться к партизанам. Тщательно готовившийся побег удалось совершить 9 апреля 1944 года. А уже на следующий день Ритвас участвовал в тяжелом бою партизан с крупным отрядом эсэсовцев.

      Партизанский отряд, в котором оказался Гершон Ритвас, действовал в горах Монмуше в районе города Сог. Отряд насчитывал около 350 партизан, среди которых было немало французских и иностранных евреев. Например, Андре Басс, командир роты, в которой служил Ритвас. Непосредственным начальником Ритваса был полковник запаса Хилот, его настоящее имя - Леви. Отряд входил в состав объединенных сил французского Сопротивления FFI ("Forces Francaises de l'Interieur"). Вся территория Франции была разделена на 12 военных округов, и руководство FFI координировало действия партизан в каждом округе.

      Командование партизанского отряда поручало Гершону Ритвасу важные задания. Он был сразу назначен командиром группы пулеметчиков, а чтобы не было проблем с языком, к нему прикрепили партизана из Эльзаса, который говорил и по-немецки, и по-французски. Несмотря на большую опасность, Ритвасу приходилось не один раз, переодевшись в гражданскую одежду, возвращаться в Ле Пюи, чтобы привлечь к партизанам новых бойцов и уточнить стратегические пункты предстоящего сражения за город.

      У отряда была постоянная радиосвязь с Лондоном, где находилось французское правительство в изгнании. Бойцы были неплохо вооружены: союзники сбрасывали партизанам с самолетов оружие на парашютах. Ритвас стал командиром смешанной группы, состоящей из татар и французов. В одной довольно рискованной операции группа Ритваса напала на тюрьму, охраняемую фашистами, и освободила несколько сотен заключенных. На боевом счету отряда Ритваса нападения на немецкие войска в Меркуре, Праделле и других городах. Партизаны устраивали засады, взрывали мосты, поджигали склады с боеприпасами. Случались и прямые сражения с немцами. Так, в одном бою партизаны атаковали немецкий отряд, двигавшийся на семнадцати грузовиках. Немцы понесли большие потери: 140 убитых и больше трехсот раненых.

      В июне 1944 года союзники высадились в Нормандии. Отрядам французского Сопротивления была поставлена задача подготовить места для приема самолетов союзников и в департаменте Верхняя Луара. В этих местах произошли ожесточенные бои с немецкими частями, в том числе и с отрядами Татарского легиона. 18 августа 1944 года бойцы Сопротивления начали штурм города Ле Пюи. Битва за город продолжалась 18 часов. Наконец, немецкие войска были окружены. Чтобы предотвратить ненужные потери с обеих сторон, партизаны послали к немцам группу парламентариев под командой Ритваса, который к тому времени получил новое звание - его звали теперь в отряде капитан Грегор. С белым флагом в одной руке и с мегафоном в другой приблизился Ритвас к позиции противника и на немецком и русском языках потребовал безоговорочно сдаться. Немцы были вынуждены капитулировать, Ле Пюи стал свободным.

      После Ле Пюи капитан Грегор и его боевые товарищи воевали в департаменте Ардеш и освободили город Прива. Не раз им пришлось сталкиваться с превосходящими силами противника. Однажды 1200 бойцов Сопротивления приняли бой против 12 000 немецких солдат. В том бою немцы потеряли убитыми более тысячи человек. Партизаны тоже имели потери, но их основные силы смогли вернуться на базу. Ритвас участвовал в том сражении.

      Вскоре после этого Ритвас был назначен командиром 352-го батальона. Он был награжден многими орденами и Военным Крестом. В конце войны капитан Грегор с отрядом бывших советских военнопленных очищал департамент от рассеянных немецких частей и остатков верных режиму Виши вооруженных сил.

      В 1945 году Гершон Ритвас вернулся в Литву и попытался разыскать членов своей семьи. Поиски были безуспешны: все его родственники погибли во время немецкой оккупации.

      В 1958 году в связи с празднованием четырнадцатой годовщины освобождения города Ле Пюи, Гершон был приглашен во Францию. Его принимали с почетом и присвоили звание "Освободитель города". В газете "Ле Монтан" от 7 августа 1958 года была напечатана большая статья, посвященная визиту Ритваса и его боевому пути. Там, в частности, говорилось: "Восемнадцатого августа исполнилось 14 лет с того дня, когда был освобожден Ле Пюи. Капитан Грегор приехал из России в наш город, который он освобождал, находясь в первых рядах Сопротивления. Этот мужественный человек, истинный боец-антифашист и друг Франции, потерял в годы войны 24 члена своей семьи."

      Только после войны Ритвас узнал, что четверо евреев, бывших, как и он, в составе Татарского легиона, тоже бежали к партизанам. В департаменте Верхняя Луара действовали еврейские партизанские отряды, которыми командовали майор Пайоль (Пьер Леви), полковник Бенуа (Поль Бекер) и доктор Шварц.




Война: как татары спасали евреев

***

Советские солдаты

Страна отмечает один из самых любимых и самых светлых праздников. 9 мая по праву считают святым днем представители самых разных народов. “Этот день мы приближали как могли” – эти слова поют и татарин, и русский, и украинец, и туркмен. В последние годы День Победы стал поводом для переосмысления событий 70-летней давности. “А за что воевали-то?” – вопрос этот можно интерпретировать по-разному. Накануне 66-й годовщины Великой Победы корреспондент “еТатар” пообщался с человеком, который как никто другой знает, за что татары воевали в самой страшной войне всех времен.
Искандер Гилязов – доктор исторических наук, профессор. До недавних пор декан факультета татарской филологии и истории Казанского федерального университета. Тема его исследований – судьба татарских военнопленных в годы Великой Отечественной войны и история восточных легионов Вермахта.

Искандер Гилязов

- Именно так был создан пресловутый легион “Идель-Урал”?
- Он стал лишь звеном в цепи восточных легионов. В декабре 1941 года создаются туркистанский, грузинский, армянский и кавказско-мусульманский легионы. Последний затем будет разделен на два легиона: северокавказский и азербайджанский. Решение о создании легиона “Идель-Урал” немецкое военное руководство принимает в июле 1942го. 6 сентября этого же года легиону вручается его флаг. В общей сложности в его составе было сформировано 8 батальонов. Всего за годы существования легиона через него прошло порядка 30-40 тысяч человек. По моим подсчетам, 90% из них были татары. В немецких документах сказано, что легион “Идель-Урал” состоит из “татар, башкир и других народов Поволжья, говорящих по-татарски”. Интересно отметить, что в легионе было несколько евреев. Известны случаи, когда татары в буквальном смысле спасали еврейских пленных от смертной казни.
- Это как?
- И татары, и евреи практикуют обрезание. Некий Виноградов из города Ленинграда по стечению обстоятельств оказался в плену с татарами, и наши соплеменники выдали его за татарина, указав его фамилию как Валиуллин. А вообще, немцы поначалу не знали, что традиция удаления крайней плоти присуща и мусульманам, поэтому вместе с евреями в начале второй мировой было убито очень много последователей ислама.
- Как татарских пленных переманивали в легион?
- При министерстве по восточным делам создавались специальные комиссии, которые ездили по лагерям и проводили анкетирование среди пленных татар: спрашивали об образовании, об их отношении к большевикам, к религии. Наиболее “подходящих” отправляли в отдельные лагеря и уже там проводили пропаганду. Поначалу “Идель-Урал” располагался на территории Польши.
- В каких сражениях участвовали легионеры “Идель-Урала”?
- В феврале 1943 года 825-ый батальон отправляется  в Белоруссию для борьбы с партизанами и… восстает против немецкой армии. Татарский батальон, вооруженный немецким оружием, переходит на сторону белорусских партизан! После этого немцы уже не рискуют отправлять татар на какие-либо важные задания. Их держат на Западной Украине, в Голландии, во Франции, где они, в основном, занимаются строительством или охраняют объекты. В общем, непосредственно в военных действиях легион “Идель-Урал” участвовал в очень ограниченном виде. В отличие от других легионов. Например, в наступлении немецкой армии в южном направлении в 1942 году участвуют и туркистанский легион, и азербайджанские батальоны. А вот татар там не было.
- Что ожидало участников легиона по возвращении на родину?
- Судьба многих из них печальна. По возвращении на родину все они проходят через процесс фильтрации. Многих отправляют в лагеря. На 10-15 лет. Все эти фильтрационные дела хранятся в архивах, но правом доступа к ним обладают лишь родственники. Это, конечно, очень сложный вопрос. “У нашей армии нет военнопленных, есть только предатели” – это слова Сталина. С одной стороны, нарушив присягу, эти бедняги предали Родину. С другой стороны, Родина сама их предала, не дав шанса вернуться назад. Получается, 6 миллионов предателей…
- Искандер Аязович, по количеству Героев Советского Союза в пропорции на душу населения татары – на втором месте. 161 наш соплеменник был удостоен этого почетного звания. Как вы считаете, отчего такое рвение к подвигам?
- Это татарский характер. У нашего народа есть традиция борьбы. В нашей истории было множество войн. А это, как мне кажется, передается уже на генетическом уровне. Поэтому нет ничего удивительного в том, что татары воевали до конца. Это кстати, не всем народам свойственно.

http://etatar.ru/top/39963