Ивановна

Куприяна
Как-то перелистывая семейный альбом, я нашла фотографию из моего далекого детства. Рассматривая выцветшее, местами пожелтевшее фото, я не могла сдержать улыбки.

На меня смотрела озорная девчонка с флагом в руке — хулиганка с синяком под глазом и ободранными коленками. Это была я, девяти лет отроду.

… Дело было в пионерском лагере - советский аналог теперешнего оздоровительного лагеря.
На фанерном щите, расположенном перед входом в столовую, висел план мероприятий на заезд. Написан он был очень красочно, цветной тушью, на большом листе ватмана. Одним из пунктов была «Зарница».

К означенной дате готовиться стали заранее.

Были распределены «роли». Я вошла в команду «синих», противники - «зеленые». Мне досталась самая почетная миссия — охранять флаг. Было немного обидно, так как очень хотелось быть медсестрой. Возможно, шапочка и нарукавная повязка с красным крестом так привлекали, но приказы не обсуждались... Подготовка шла полным ходом. Вырезали из бумаги погоны, покрасили, приклеили их на картон и пришили к рубашкам. На древко флага, красного, с портретом молодого Ленина, полотна, была привязана синяя лента.
Противник не должен был приблизиться к стягу— это была основная задача команды. Наверное, поэтому мне никто не объяснил, каковы должны быть мои действия в случае реальной угрозы его похищения. Этого, просто, не должно быть!

Настал день игры. Я была начеку. Стояла, переминалась, с ноги на ногу, почти не сводя глаз с охраняемого объекта и изредка расправляя на нем ленту.

Как разворачивались события я не знала. «Линия фронта» была далеко, я же была в «глубоком тылу».

Не один час прошел со старта игры. Я уже порядком устала от бездействия и от переживаний за ее исход. Но со свойственным мне оптимизмом, я верила - «победа будет за нами».

И вдруг, из-за угла спального корпуса выбежали мальчишки. Четверо. «Зеленые».

«Что делать?» - пронеслось вихрем в моей голове. Но ноги и руки знали свое дело. Не дожидаясь команды от мозга (головного, а не координирующего центра игры), я схватила флаг и помчалась на всех парах вниз, в сторону Волги.

Вот уже закончились жилые и подсобные постройки. Стало видно зеленую гладь реки. Недалеко впереди замаячил забор. Несколько метров полосы, поросшей травой с луговыми цветами, и одинокое дерево. Тогда я даже не думала, что это: сосна, дуб, береза...
Бегала я в те времена неплохо, в школе была первая на «стометровке». Но топот мальчишечьих ног и их крики слышались все громче.

Я начала паниковать. Как мне сохранить флаг, не сдав его «противнику»? Можно было зайти еще на круг — может встретилась бы со своими, и исход игры зависел бы не только от меня...

Но выкрики пацанов были все сильнее. Это напоминало улюлюканье индейцев, вышедших на «тропу войны». Я приняла единственно правильное, как мне казалось, решение, и побежала в сторону дерева. В руке я крепко сжимала развевающийся, от ветра или от скорости моих ног, флаг.

Шаг, пять, десять... И вот я уже на дереве.

«Но почему мальчишки остановились под деревом? Почему они не пытаются влезть наверх?" - подумала я.

И поглядела вниз. Там собиралась толпа. Она гудела. «Синие» и «зеленые» вперемежку. Слов я разобрать не могла, но выражения их лиц мне, однозначно, не нравились. Я сидела на ветке и не знала — радоваться или расстраиваться, победа или поражение?
Прибежали пионервожатые. Прибыл и старший по проведению игры.

Там, внизу, шло совещание - решался исход игры. Победили «синие». Мы. О чем мне крикнули снизу. Ура!!!

«Вот и замечательно!» - сделала я заключение и решилась, наконец-то, слезть с дерева.
Осмотрела дерево, пытаясь выбрать ветки по которым буду спускаться, и поняла — веток нет. Абсолютно голый ствол. Высота метра два с половиной. Как же я смогла взобраться, учитывая, что ростом я была «метр с кепкой».

Это вопрос волновал не только меня. Он был вторым на повестке совещания вожатых.
Меня успокоили, что сейчас что-нибудь придумают и снимут меня с дерева, а пока предлагали бросить вниз флаг, чтоб было удобнее держаться на ветке. Ну как же...
«Сейчас все брошу и начну им бросать флаги... Не для того я его спасала...» - думала я, покрепче прижимая к себе доверенную мне ценность.

Еще с полчаса я точно просидела на дереве. Ребятню отправили на обед, внизу остался только «старший» по игре. И вот смотрю бегут двое вожатых, один наш, а другой - команды «зеленых», и волокут в руках деревянную приставную лестницу.

Остальное было делом техники. Под чутким руководством взрослых я аккуратно перебралась поближе к стволу, затем пытаясь обхватить его одной рукой, а другой продолжая цепляться за ветку, с которой уже сроднилась, стала опускать ноги, стараясь дотянуться до лестницы. Изрядно намучившись, несколько раз ткнувшись лицом в древко флага (воткнула его за ремень на шортах), с подстраховкой пионервожатых, я все-таки спустилась по лестнице.

Награждение на общей линейке было потом, позже, вечером. Когда я стояла с победным, торжествующим выражением лица и сжимала в руках объект моей гордости.

А тогда... Я смотрела на дерево снизу вверх. Это был дуб, похоже, немолодой. Чтоб его обхватить нужно было две пары, не меньше, таких, как у меня рук. Ни веток, ни сучков, чтоб за что-то схватиться при подъеме не было. До самой нижней ветки, на которой я не так давно «восседала», даже в прыжке не смог достать самый высокий из вожатых, «зеленый».
Вот это да!!! Поистине, возможности человека неисчерпаемы, особенно, в том случае, когда им движет желание быть победителем.

Я стала уважаемым в младших отрядах человеком. Историю эту пересказывали, приукрашивая, каждый по-своему.

А самым приятным было то, что сразу после «линейки» до знакомства со мной, салагой, снизошел пионервожатый из «зеленых».

«Иван», - сказал он, протянув мне руку.
«Тезки значит», - не замедлила я с ответом, вложив свою ладошку в его ладонь, чем вызвала выражение недоумения на его лице.
«Ивановна - я, по отцу!» - мы оба рассмеялись.

С тех пор в лагере меня никто иначе, как "Ивановной" не называл.

март 2012 г.