Жизнь моя, как осенний листочек. Роман 3-3

Каменцева Нина Филипповна
   Жизнь моя, как осенний листочек.

Роман
Глава 3. «Переворот судьбы»
Часть 3. «Сегодняшняя обида стирается с годами...»


Одинокая осень - одинокая жизнь,
Как верёвка, с годами моими сплелись,
Трудно жизнь коротать, если ты одинок
И глядеть из окна целый день на Восток.

Никуда не уйти мне от прожитых лет,
От печали о счастье, которого нет,
От истоков моих, что согреют в ночи,
Где чистейшей водою слезятся ключи.

Я наброшу на плечи пуховый платок

И на лавочку сяду лицом на Восток,
Слышу, где-то вдали затихающий звук,
Это время уходит потерь и разлук.

Одинокая осень - одинокая жизнь,
Вы с годами моими верёвкой сплелись,
Только чудится мне, вроде что-то не так,
А вокруг никого, лишь один полумрак...
http://www.proza.ru/2011/01/15/1267

  Мы уже целый месяц провели вместе. Я не хочу сказать, что Ашот
плохой отец, он много времени уделил им, детям. Но я была расстро-
ена. Я никогда не рассказывала никому о своей половой жизни с ним,
но сердце наполнилось горечью, как камнем стучится извне. Хочет
выбраться. Да, я была просто несчастной женщиной, которой так и
не пришлось насытиться половой жизнью. Первые месяцы замуже-
ства жили с ним, это только пять месяцев, и я сразу же заберемене-
ла. На пятом месяце он уехал на целый месяц в Казань поступать в
автодорожный институт. Приехал, насытившись на стороне жизнью.
Остальные два месяца, ужасы очень маленькой комнаты, меня уже
стали раздражать. Когда рядом по правую сторону – его брат Вано со
своей молодой женой Лизой. Наша кровать у стены с левой стороны,
а между нами ещё сложили небольшое одеяло, где помещался его
брат, который всего на один год был моложе меня. 28 ноября Ашо-
та призвали в армию – опять разлука на два года восемь месяцев.
Может быть, и виделись мы с ним там немного, можно добавить в
мою пользу ещё один месяц. Приехал с армии молодой, энергичный
солдат – стал смотреть на девушек немного моложе меня. Тогда мне
было около двадцати, он же заглядывался на семнадцатилетних и
шестнадцатилетних. Зачем, я не понимала его, ведь я была намного
красивее. Зачем так было суждено мне мучиться?
    Побыв шесть месяцев, он уехал на Украину работать, и так всю
жизнь. Он уезжал, а когда приезжал или мы встречались там у него...
у нас складывались плохие половые отношения. Может быть, вы
скажете, что я была холодна?.. В этом отношении совсем наоборот.
Но сам он был насытившимся. Как после сладкого подать горькое?
Лишь только первый день ещё ничего, а потом – повернётся к стене
носом. Найти причину, обидеться на меня и не разговаривать целый
месяц ему было легко, а может быть, и больше, показывая свой кав-
казский характер. Я же просто терпела, хотела вырастить своих де-
тей, всю жизнь думая только об их хорошем воспитании, чтобы были
они нужными людьми в обществе. Вспомнила, как он некрасиво по-
ступил со мной, когда там, на Украине, приставал к хозяйской девке
прямо в ставке, а мне же было тогда только двадцать лет. Вспомнила,
как они вместе со своим работником в моём присутствии приставали
на ставке к посторонним двум девочкам, а мне только двадцать два.
Вспомнила, как в Двуречанском районе мы подвозили кассиршу, а
она, не стесняясь меня, полностью охарактеризовала его половую
жизнь, как будто всегда была с ним... Даже, чтобы насолить ему, на-
звала его пустым мешком. Через два года возвратился домой в четы-
ре часа ночи, когда я была у него в отпуске, с укусом на шее. (Она
ему сказала: «Пусть твоя жена покажет свою ревность немного».) А
что он вытворял в Московской области, когда работал там?! Посто-
янные поездки в ресторан аэропорта Домодедово.
   Я каждый день себя в уме уговаривала не сорваться, только ради
своих детей, ради дочек я вытерплю всё, чтобы место отца не пусто-
вала на их свадьбе. Там должен сидел отец – пускай футляр, но он
командовал бы парадом. Так думалось, но и этого я не дождалась.
Потому что, то ли с горя, то ли с радости он напился за один день до
свадьбы, а потом и во время свадьбы, не смог обладать собой и сел в
новом костюме в свадебный торт. А у меня миллион незаконченных
дел. Утром сказал мне, что с горя напился. Вспомнила, конечно, я и
свадьбу Марины. Несмотря на такие выходки отца, свадьба прошла
великолепно. Она была хороша. Белое свадебное платье подходило
ей. Прекрасные музыканты, море цветов и танцы. Дочь увозили на-
всегда. Да, увозили. Сколько у меня было энергии затрачено на неё,
вспоминается каждая деталь в отдельности. А отдаёшь – и большое
сомнение, кому же достанется этот аленький цветочек... С видеока-
мерой на свадьбе была проблема, хотя она была у меня, но её буду-
щий муж обещал профессионально сделать, говорил, что у него есть
товарищ для съёмки. Но товарищ не пришёл, и свадьба осталась
не снятой. Но счастье дочери на свадьбе затмили мои материнские
чувства, видя её, парящую в воздухе, как лебедь, в белой пушистой
юбке.
     Дома осталась я с младшей дочкой Лили. В последнее время
мы с ней сблизились. За неё я почему-то так не беспокоилась, как
за Марину. Хорошие одноклассники, хорошие школьные педагоги,
хорошие репетиторы. Тревожное время в городе, национализм стал
углубляться, и мы с ней перестали практически выходить даже днём.
У нас была железная дверь с замками, как у сейфа, мы закрывались,
но всё равно страх мне долго не давал заснуть. К тому времени моя
одна стенка была полна литературы, которую я уже всю прочла, хоть
начинай сначала. Я понимала, что уезжать надо, но куда? Пока все
живы и здоровы... Нет, я точно уже думаю – вторую дочь не выдам
замуж, потому что не знаю, как у нас сложится наша жизнь, и где
она будет учиться и жить? Марина замужем, а Лили надо увезти, и я
стараюсь уже создавать планы, когда к нам в гости пришли Марина
и Баграт. Они меня пригласили в ресторан на фуникулёр – к ним при-
ехали родственники, и надо было познакомиться. Познакомились.
Они говорили на французском и армянском, а я с ними по-армянски.
Они узнали мои планы, что я хочу оставить Грузию и выехать. Они
сказали, что во Франции нам будет трудно устроить свою жизнь. И
посоветовали – только в Америку. Я посмеялась: «Как в Америку?
Без английского языка, ведь мы никто не говорим по-английски».
Они сказали: «Мы тоже не говорили на французском, но жизнь за-
ставила». Потом ещё раз была с ними встреча, уже в новой семье, где
жила моя дочь Марина, и я тоже пригласила их. И здесь, у меня, они
мне сказали: «Зачем вам уезжать вообще? Смотрим, у вас всё дома
налажено... Многие за границей не имеют того, что вы имеете». Я
ответила, что мы выезжаем не потому, что плохо живём, а стала та-
кая политика – нас всё равно выгонят или зажмут, как в тисках, и мы
будем здесь без работы и без денег, и даже не пустят продать или же
вывезти свою мебель, потому что уже неоднократно слышны были
такие лозунги на Руставели. Или же такой лозунг, как «Грузины,
стесняйтесь своих русских матерей». И что мы здесь будем делать,
мы здесь не защищены. «Наш совет – только в Америку», – сказали
они, выходя...
    Мысли о переезде стали меня угнетать, и мы даже однажды вме-
сте с Мариной и Лилей на машине Баграта поехали в Ереван достать
въездные визы в Америку. Только в Америку, в Соединённые Штаты.
Но ничего не нашли, кроме красивого белого выпускного платья для
Лили, ведь она была выпускница этого года. Хорошо мы в Ерева-
не провели субботу и воскресенье. Возвратились на работу. Марина
тоже уже продолжала работать у меня. Баграта я пристроила в один
из здравпунктов детско-юношеской школы заведующим физиотера-
певтическим отделением, чтобы у него была возможность хотя бы
больше получать. Отец его зарабатывал хорошо, а ему на свои день-
ги хотелось больше – делать подарки молодой жене, уделяя ей время.
Однажды они пришли, и Баграт сказал, что хочет купить машину.
Цена на машины баснословно стала подниматься. Он, правда, поль-
зовался машиной отца, но хотел быть более самостоятельным. Ска-
зал, что они собрали денег после свадьбы, и родители добавили две
тысячи рублей. Тогда я сказала, что тоже добавлю две тысячи рублей.
Ведь у меня предстоял трудный год. Роберт заканчивал институт, и
надо было ему покупать машину, а Лиличка заканчивала школу, и
у неё ещё не собрано такое большое приданое, какое я собрала для
Марины. И я больше не смогла дать. В воскресенье они пошли на
толкучку, где продавали только машины, и купили машину Баграту.
Конец учебного года. Я даже не думаю, что Лили окончит не на
отлично. Ей всё всегда удавалось с лёгкостью. Каждый вечер я вме-
сте с ней ходила уже к Лизиной сестре, которая была портнихой, она
обшивала мою дочь. У неё было много заказов, и ни с чем не смо-
жешь сравнить её работу. Она распарывала самое дорогое платье,
брала выкройку, и так профессионально всё зашивала, как будто бы
куплено из самого дорогого магазина. Когда была в Сирии, я много
привезла ткани на костюмчики разного цвета. По вечерам, когда я
приходила с работы, у нас был опять поход на Чугурети, чтобы за-
кончить все её наряды к выпускному вечеру, потому что знала, на
второй день я её забираю учиться на заочное отделение, и только
в Харьков из-за отца, который так и не хотел возвращаться домой.
Робику, опять через начальника дороги, оформила стажировку на
станцию Тбилиси-Грузовая диспетчером. И мы его ожидаем после
окончания института домой, так как его направляла на учёбу наша
Закавказская железная дорога.
       Ко мне пришёл на работу племянник Ашота Карен. Все знали,
что у него самая хорошая, крутая машина была на то время, «Жи-
гули 8», серебряного цвета, с пропеллерами и разными кручёными
прибамбасами, большой двойной выхлопной трубой, чтобы рычала,
дальними нестандартными фарами. Я никогда не видела, всё по на-
слышке, потому что он её купил всего как два месяца, но сейчас он
говорит, что уезжает работать в горнолыжный курорт, и там она ему
не нужна. Я в шутку сказала:
– А я её не видела.
– Так вот она – стоит перед вашими окнами.
Я выглянула и прямо влюбилась в неё – хороший подарок будет
сыну после окончания института. Я спросила:
– А за сколько ты её продаёшь?
– За восемнадцать с половиной тысяч.
     Конечно, цена была завышенной, но, так как мне машина понра-
вилась, сказала – покупаю, не выйдя даже, не посмотрев, не проехав
ни мили на ней. Я достала деньги из своего сейфа, который у меня
находился в кабинете, позвала к себе Галину и попросила поехать ко
мне домой и снять все деньги, что были дома в спальне, тоже в стен-
ном сейфе. И всё равно не хватило около тысячи – пришлось пере-
одолжить, и я осталась без копейки, но уже с машиной для сына, ко-
торую мы повезли и поставили во двор моей золовке, которая жила
в большом частном доме.
      Ежедневно мы продолжаем навещать нашу портниху. И в один
день приходим, а у её сына, он музыкант, был парень в гостях, кото-
рого звали Эдуардом. Когда он увидел Лили, сразу же стал звонить
Лили домой, когда я была на работе. Видно, ему телефон дал наш,
и его, друг. Я даже один раз их отпустила в театр, не знала, что он
будет тоже там. За ней пришли дети портнихи, дочь с сыном. И там
был этот молодой человек тоже, ожидал внизу у корпуса. Лили, на-
верно, влюбилась, и он тоже, но мы уезжали в Харьков. Она должна
была поступать, и любовь была нежелательна сейчас. Но разве серд-
цу девушки что скажешь, и он просится прийти её сватать. А она
по своей наивности, говорит: «Да, приходи, и приведи всех с собой
родных, я всех хочу видеть». Он так и сделал. Звонил Ашот ночью,
и я ему всё рассказала. Он вместе с Робертом вылетают в Тбилиси.
Весна. Красота на тбилисских улицах. Всё расцвело... Город красив
в любое время года.

~*~

    И нет во всей Вселенной такой красоты,чем Бога творенье!
Трава, листья изумрудные,а стволы деревьев коричневого агата,
раковины аммонита, сердолика, рубиновые, а издали красно-розовые кораллы, оникс, опал, гранат, все переливаются весной, летом же – зелёными оттенками.
    Осенью они становятся янтарными, окаменелые древесным соком.
И там найдёшь, словно в янтаре, сушёного червячка. Не буду перечислять количество разноцветных цветов осенних,
яркие, золотые, солнца цвета днём, словно бабочки тихо кружатся...
На гранатово-валунном опаловом небе кружевные жемчужные облака. В ночь на сапфиро-топазовом небе разбросаны
серебристые веснушки звёзд. С полной ярко-аморфной луной.
   Ты сидишь на балкончике и пьёшь чай, добавляя лаванду, бросив в стакан камень яшмы, наслаждаешься жизнью.
   
http://www.stihi.ru/2011/04/19/867




Продолжение романа       http://www.proza.ru/2013/03/23/1732
Начало главы№3                http://www.proza.ru/2013/03/12/1652
Начало романа                http://www.proza.ru/2011/03/16/208

 

© Каменцева Нина Филипповна, 2013
Свидетельство о публикации №213032000307
http://www.proza.ru/2013/03/20/307