О воспитании

Андрей Дьяков
Наступи на мою голову (чаньский гунъань)

У чаньского наставника Сянья был в учениках монах, который каждый вечер, перелезая через стену, убегал из монастыря, чтобы погулять и развлечься.
Как-то ночью наставник, делая обход обители, обнаружил табурет, приставленный к самому углу стены, и сразу понял, в чём дело. Он отодвинул табурет и сам встал на этом месте, поджидая возвращения ученика.
Ученик же вернулся глубокой ночью и, ничего не подозревая, начал перелезать через стену и наступил своему наставнику на голову. Перемахнув через стену, он внезапно обнаружил, что внизу стоит его учитель, перепугался и кубарем полетел вниз.
А наставник, как будто ничего и не случилось, мягко сказал: "Сегодня ночью выпало много росы, смотри, как бы не простудиться. Поскорее возвращайся и отдохни!"
О произошедшем никто в монастыре так и не узнал. Да и сам монах-наставник никогда об этом не упоминал. И всё же никто из ста с лишним учеников, что жили в монастыре, больше не гуляли по ночам.

Путы спадают

Да, воспитывать младшее поколение и наставлять учеников иногда бывает чревато головной болью. Но бритая голова чаньского наставника Сянья оказалась препятствием, посерьёзнее всех заповедей!

(Из книги "Лучшие притчи Дзен")
_________________________________

Комментарий (А.Д.)

Есть два главных, на мой взгляд, пути воспитания: традиционный (оры-крики-ремни-розги-взыскания-лишения-унижения - в общем, отрицательные подкрепления, дрессура) и гуманистический. Первый способ в пояснении не нуждается: думаю, с ним знаком каждый. Но на чём же основан путь гуманистического воспитания? Humanus - значит, человечный. А, вроде как,  мы все люди! А у людей, в отличие животных, есть способность к логическому осмыслению своего опыта: к рефлексии и даже к ауторефлексии. То есть, если человек делает что-то не так, с точки зрения общества, не лучше ли всего вначале объяснить ему, почему это не так? Объяснить в соответствии с его возрастом, уровнем образования; привести пример из жизни, из сказки, притчи? А теперь укажем, какие выгоды мы извлекаем, прибегая к гуманистическому воспитанию.

1) Не тратим ни чьи нервы: ни свои, ни чужие.
 Отрицательные эмоции со стороны воспитателя просто-напросто провоцируют агрессию со стороны ученика, а это попросту блокирует рациональные доводы воспитателя, если таковые имеют место. Это самая обыкновенная психологическая защита. В конечном итоге, её пробить можно, но куда же дальше душе без защиты?..
2) Развиваем ауторефлексию - способность глядеть на себя со стороны, не прибегая к зеркалу в виде воспитателя. На мой взгляд - это главная цель всякого воспитателя: перестать быть костылём, коляской на жизненном пути ученика, но научить его ходить!
"Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научи его ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь" (китайская поговорка).
Из развития ауторефлексии имеет следующие подпункты:
2') Прививаем отношение к воспитанию как к совершенствованию.
Мне кажется, каждый из нас хочет чего-то достичь, пусть и не каждый к этому стремится. А не стремится, потому что не верит в свои силы. Гуманистический подход, с разитием ауторефлексии ученика, устанавливает его отношение к воспитанию именно как главному способу чего-то достичь. И в итоге ученик будет не только внимать наставлениям со всей душой, но и будет благодарным, что ему указали на его проступок.
2'') Тратим меньше или вовсе не тратим времени на контроль.

Надеюсь, преимущества гуманистического воспитания перед дрессурой теперь очевидны. В отношении указанных аспектов, с дрессурой всё наоборот. Если бы сейчас воспитывали детей только ей, как в стародревние времена, то мы никогда бы не имели светлых и свободных умов, двигающих науку и философию.
Но вспомним же о притче-гунъане, которая навеяла мне тему рассуждения. Наставник очень ловко
подействовал на совесть ученика, когда позволил ему унизить своего учителя. Правда, для сравнения, наши школьные учителя часто позволяют себя унижать, но не получают такого же воспитательного эффекта. Всё дело во внушении уважения к наставникам с самого раннего детства. Да, подростки всё равно начнут буянить, но при должных условиях уважение к учителю будет у них импринтировано, то есть впечатано в психику; и учителю только останется оправдывать это уважение. В нашей национальной культуре почему-то не сложилась традиция почитания учителей: хотя бы судя по зарплатам.
А в таких случаях (когда отказываются понимать рациональные доводы) для установки авторитета есть единственный способ - прибегнуть к той самой дрессуре. Но самое главное, не выявлять свою слабость, восходя на повышенные тона. Да, друзья. Кричать на людей, оскорблять их, строить козни - это слабость, не достойная наставника.
Нужно действовать решительно и непоколебимо, говорить твёрдо и уверенно. Как приём, можно даже использовать твёрдое приказание, начиная его тихим голосом, а потом повышая до нормальной громкости. Но главное, не орать! Выше я уже объяснил, почему.
Также дрессура может быть полезна при грубой тренировке воли. Всё ж таки, что не говорите, а армейская муштра из многих дистрофиков сделала мужчин.

Итак, делаем вывод. Если считаем, что человек (всякий, не обязательно ученик) что-то делает неправильно, и мы видим себя ответственными за его исправление, то вначале всегда нужно стремиться воздействовать на его рациональную сферу, на его совесть. И только если он совсем непрошибаем, или не слушает нас по причине отсутствия уважения и доверия, то прибегаем к репрессивным мерам, но не выказываем слабости в виде сильных эмоций. 

Вот вам и кнут с пряником. Не хочешь пряника? Отведай кнута! Уж он то заставит желать себе только хорошего!