Бунтарская Русь-4

Борис Ефремов
БУНТАРСКАЯ РУСЬ-4

Сцены пугачевской смуты

Осень 1773 года. Лагерь Пугачёва под Оренбургом. В Георгиевской церкви в предместье. Стычка у стен крепости. Хозяйка царёвой кибитки. Проигранный бой

ЗАРУБИН

Снова вчера осаждённые вдребезги пушку разбили.
Видимо, есть там у них превосходной сноровки пушкарь.

ПУГАЧЁВ

Думаю, вы о простейшей науке, фельдмаршал, забыли.

ЗАРУБИН

Это ещё о какой же науке такой, государь?

ПУГАЧЁВ

Помните, я говорил вам, для пушки открытое место,
Место низинное, место сырое – заведомый крах.
Пушка возвышенность любит – любому капралу известно.
А неизвестно, капралу такому ходить в дураках.
Только и эта наука, фельдмаршал, еще полнауки,
Надо в такое местечко поставить мортиру, мой друг,
Чтобы по нашей мортире стрелять не поднялись бы руки
У супротивных врагов.

ЗАРУБИН

Так какие тут горы вокруг?
Речка, луга, и лесов-то поблизости нет никаковских!

ПУГАЧЁВ

Ах, ты Зарубин, Зарубин! Две пушки бери, казаков,
Ядер побольше и пороху. Я на лугах этих плоских
Гору тебе покажу, и не малую – до облаков.

ЗАРУБИН

Гору? А-ну покажи!

Под метельной заволокой отряд казаков, несколько подвод и две пушки выдвигаются в сожженное оренбуржцами предместье, где только и остались один закопчённый крестьянский дом да Георгиевская церковь с колокольней.

ПУГАЧЁВ

(подъезжая к церкви)

Вот тебе и гора, дорогуша.
Думаю, будет покрепче уральских разрушенных скал.
А заодно испытаем гостинец, который Хлопуша
Вместе с гортанной толпою татар и башкирцев прислал.
Ставим на паперть одну, помощней, а другую затащим
На колокольню. Уж то-то потешим Рейнсдорпа с тобой.

ЗАРУБИН

(в растерянности)

Грех это, мой государь.

ПУГАЧЁВ

Что грехи нашим душам пропащим,
Если с дворянством России смертельный мы начали бой!
Да и какие грехи, дорогой, если нищему нашему люду,
Чью беспросветную жись богачи превратили в навоз,
Волю с тобой мы приносим, сорняк истребляя повсюду,
Что величаво и нагло на почве народной возрос.

ЗАРУБИН

Может, и прав ты. На всём изволенье и воля Господня.

(казакам)

Ставьте на паперти пушку-толстушку. А ту, постройней,
На колокольню тащите. Потешимся с вами сегодня.
Вдосталь подбросим Рейнсдорпу чугунных свинят и свиней.

С паперти начинают обстреливать Оренбург, через полчаса подаёт голос пушка с колокольни. Откликаются другие пугачёвские батареи. Ухают орудия осаждённой крепости. Ядра падают вокруг церкви, ни одно не задевает колокольню.

ПУГАЧЁВ

(грея руки у костра в притворе)

Видишь, братишка, в чём слаб и пропащ человек православный.
Церковь, иконы, заветы Христовы – святыни его,
Вере своей он все дни свои будет покорен исправно.
Нам же, окроме свободы, не надо с тобой ничего.
Ради свободы пойдём мы с тобой против Бога и чёрта,
И если ад существует, и ад нам с тобой нипочём.
Да, позабыл... Я хотел попытать тебя нынче о чём-то...
С этой пальбой позабудешь... О чём же... О чём же... О чём...
Да! ты скажи мне со всей прямотой и сердечностью, Чика.
Как тебе Белобородов, пушкарь наш и писарь штабной?
Бывший капрал за порядок принялся не шибко ли дико?
Всюду посты, караулы, разъезды... Народ мой шальной
Любит подвыпить, кураж развести, а подчас и пограбить,
Правда, простецкий народ обижать я всерьёз запретил.

ЗАРУБИН

В армии, даже  и в нашей, народной, не должен ослабить
Строгий военный порядок ни наших стремлений, ни сил.

ПУГАЧЁВ

Правильно мыслишь. А как тебе новый наш сотник Перфильев.
Из Петербурга ведь кто-то зачем-то направил его?

ЗАРУБИН

Даже при пытках жестоких и сердце Перфильеву вырвав,
Против тебя от него не услышат враги ничего.

Внесли и положили возле костра первого раненого. Казак стонет от боли.

ПУГАЧЁВ

Больно, орёл?

РАНЕНЫЙ

Ох, и больно, отец-государь... Не-воз-можно...

ПУГАЧЁВ

Больно. Я знаю. Но ты ради нашей свободы терпи.
Вырвать свободу у царства дворянского больно и сложно.
Но мы её всё же вырвем, как здесь, в оренбургской степи.

(выходит на паперть, подзывает конного казака)

В лагерь скачи. Пусть Перфильев немедленно с полною сотней
Мчится ко мне. Да заряды и ружья, и шашки возьмут.
Да первача, что у Белобородова, он подобротней.
В чёртовом храме как будто в могиле. Продрогли мы тут.

Вскоре высокий хмурый Перфильев входит в церковь, передаёт атаману большую толстую бутыль с первачом.

ПУГАЧЁВ

(наливая кружку самогонки раненому)

Пей за здоровье до дна. И мы тоже за это же выпьем.

Пьют из одной кружки казак, Пугачёв, Зарубин и Перфильев

ПУГАЧЁВ

Ну, и в дорогу, Перфильев! Под сень губернаторских стен.
Мы осаждённых из крепости явно с тобою не выбьем,
Но разомнёмся и дух свой застылый согреем взамен.

Сотня казаков приближается к стенам Оренбурга. Тамошние пушкари и стрелки перевели огонь на отчаянных всадников. Ядро падает под ноги пугачёвской лошади.

КАЗАК

Эй, государь, берегись! Разорвёт тебя пушка неравно.

ПУГАЧЁВ

Старый ты, братец, казак. Разве пушки-то льют на царей?
Ядра и пули свистят. Так ведь это прилично и славно.
Пусть из-за толстой стены поглядят на степных бунтарей.

Скачут вдоль стены.

ОДИН ИЗ КАЗАКОВ

(громко)

Смелый вы, право, народ! За бревном вас ни пуля, ни сабля,
Да и снаряд не возьмёт! Можно вдосталь поспать-подремать!
Или вы с крыс крепостных там совсем за осаду ослабли?
Если же нет, выходите на сечу, едри вашу мать!

ДРУГОЙ КАЗАК

Знаем, о помощи денно и нощно вы молите Бога,
Он же не только вам хлеба, но даже воды не даёт.
К нам приходите, друзья, и еды, и вина у нас много.
Будем три дня пировать, отдохнём от военных забот.

Открываются крепостные ворота. Сотня идёт в атаку, другая стремится откружить бунтовщиков. Крепко захмелевший Пугачёв бросается на оренбуржцев. Одного, другого срезает саблей.

ПЕРФИЛЬЕВ

(догоняя и хватая лошадь Пугачёва под уздцы)

Царь-государь! Нас пытается сотня Рейсдорпа отрезать.
Степью уходим. Пока ещё есть для отхода пути.
Ну-ка трезвей!

ПУГАЧЁВ

Я не пьян. Всё мне видится здраво и трезво.

ПЕРФИЛЬЕВ

Дай тебе Бог, чтобы с крупа коня на лету не сползти.

Лагерь мятежников. В кибитку входит Пугачёв, устало садится на лавку. Харлова готовит у железной плиты ужин. На столе бутыль самогона.

ПУГАЧЁВ

Господи, как я устал... Но зато губернаторских служек
Мы от души потравили. Так в детстве гусей я травил.
Весь ощетинится аж, защищая пугливых подружек,
Змеем шипит, гонит пыль учащёнными взмахами крыл.

ХАРЛОВА

С гусем понятно, его несусветно ты злил по-мальчишьи.
Ну а тебя, непредвиденный братец мой, – кто разозлил?
Кто разозлил ополченцев твоих, коли толпами вышли
Против порядка, который сам Бог на Руси утвердил?

ПУГАЧЁВ

Что вы все вместе на Бога киваете, братья и сёстры!
А ведь выходит, что Бог ваш на деле отнюдь не хорош,
Если в России слои населенья враждуют так остро,
Если богатый за деньги берётся, а нищий за нож.
Я ведь с мальчишеских лет не одних лишь гусей наблюдаю,
Вижу, у нас, на Дону, и в округе яицкой земли
Люди богатые чуть не живьём бедняков поедают,
Да и, наверное, съели давно, если б только могли.
Я вот и в Польшу сбежал от российского нашего рабства,
Слышал, в скитах там раскольничьих мудрая вольная жись.
Но и до них добралось своим рылом свиным государство,
Те, кто повыше, оставшихся хрумкают, только держись.
Вот отчего для меня все чиновные люди, дворянство –
Скот для убоя, прости уж за грубость, сестрёнка моя.
И потому я душою священникам не отворялся,
Тоже дворянство, одна освященная ложью семья.

ХАРЛОВА

Бедный мой брат! Как обманут ты тёмною жизнью жестоко.
Ты ведь пока еще Библию в гордые руки не брал.
Ты ведь пока не усвоил Божественных истин высоких,
И для тебя не понятен всей жизни земной идеал.

ПУГАЧЁВ

(иронично смотря на Елизавету)

Ты, словно бердский наш поп, заходил я тишком в церковушку,
Так он вот так же и чешет, и чешет своим языком.
Ты, дорогая сестра, не бери хулигана на пушку,
Лучше скажи напрямки, с чем пока еще я не знаком.

ХАРЛОВА

Ладно, мой брат. Ты не знаешь пока православного Бога.
Он проливать запрещает в сраженьях неправедных кровь.
Жить он велит без обмана и наглости, просто и строго,
И проповедует между землянами мир и любовь.
Он говорит, что немыслимо равенство в жизни греховной,
Равными могут быть люди в одной только вере святой.
В вере Христовой богатый великою выручкой кровной
Честно поделится с бедным – закон воковечен такой.
В вере Христовой богатый не будет богатством кичиться,
Бедного он не обидит ни словом, ни делом лихим.
В вере Христовой и самому бедному не на что злиться.
Счастье он видит лишь в том, чтобы стать хоть немного святым.
Ты вот, братишка, казнишь офицеров, подряд, без разбора.
А между ними, запомни, немало простых христиан.

ПУГАЧЁВ

Может быть, казни свои я вершу и неправо и скоро.
Но без возмездия – дом на песке – мой разрушится план.
Если бы я прочитал твою дивную древнюю книгу,
Я бы народного бунта не поднял крутую волну.
Я бы грехов на себе не тащил ежедневно виригу.
Хочешь, сейчас пред тобою с раскаяньем сброшу одну?

ХАРЛОВА

Я не свещенник.

ПУГАЧЁВ

И всё же, сестра моя добрая, всё же.
Церковь Георгия Победоносца я тем осквернил,
Что поутру, а ведь это, сейчас понимаю, негоже,
С паперти и с колокольни по служкам из пушек палил.

ХАРЛОВА

(в великом испуге и горе)

Господи, Боже Ты мой! Лучше б новое ты истязанье
В Бердской свершил слободе, чем во зле замахнулся на храм.
Самое страшное в мире грозит нам с тобой наказанье.

ПУГАЧЁВ

Что ты, сестрица, не плач. Бог раскольничий милостив к нам.

Кибитка Пугачёва в Бердской слободе. Атаман облокотился о столик. Думает. Входят старейшины казачьего костяка, с ними любимец Пугачёва Творогов.

ОДИН ИЗ СТАРЕЙШИН

Царь-государь, а по-нашенски милый наш братец Емеля.
Слышь-ко, какие-то странные вести дошли вдруг до нас,
Будто в Озёрную, взятую нами на прошлой неделе,
Странный по нашим порядкам послал ты, владыка, приказ –
Всех офицеров, а с ними мещан, за враждебность казнённых,
По-православному в церкви отпеть и предать их земле.
Ну и отпели прилежно дворянских послушников оных.
Что-то не верится в это старейшинам нашим и мне.

ПУГАЧЁВ

Что ж вы стоите-то? Вон на скамейку с коврами садитесь.
Нету и не не было сроду в казачестве правды в ногах.
Ну и отпели в Озёрной казнённых. – Чему вы дивитесь?
Нету, как видите, схожести в нашем и в ихнем богах.
Чтобы не сеять в озёрцах опасной предательской розни,
Я разрешил им по вере своих земляков схоронить.

ВТОРОЙ СТАРЕЙШИНА

Ой ли! А нет ли за этим известной просильщицы слёзной.
Было, пожалуй, кому за убитого мужа просить.

ПУГАЧЁВ

(гневно)

Эй, старина! Ты, наверно, забылся, что речь о царице
С неуваженьем ведёшь. И покамест еще за неё
Есть кому в мире, по-волчьи голодном и злом, заступиться,
И не зазубрилось сабли казацкой моей остриё.

ТВОРОГОВ

Батюшка-царь-государь! Ты прости нашу речь за открытость.
Общая наша забота нам дерзкую смелость даёт.
Нам дорога и желанна твоя атаманская милость,
Но нам желанен и дорог к свободе наш общий исход.

ПУГАЧЁВ

(успокаиваясь)

Ладно, отец, продолжай.

ВТОРОЙ СТАРЕЙШИНА

Говорю я – большая опасность,
Ежели бабская воля хоть в малом диктует царю.
Царская власть да приносит нам всем постоянство и ясность,
Если шатается власть – значит, всем нам конец, говорю.

ПУГАЧЁВ

(встаёт со скамейки, скрежетнув зубами)

Что вы хотите, родные? Мы с вами едины во взглядах.
Распри в казацкой верхушке не будет, пока я живой.

ТРЕТИЙ СТАРЕЙШИНА

От посторонних воздействий на власть избавляться бы надо.
Царь-государь, ну тебе ли сейчас миловаться с женой?
То, что мы начали – это лишь только ребячье начало,
Скоро нам драться со всей разозлённой дворянской страной.

ПУГАЧЁВ

(упёршись руками в стол, смотрит в окошко)

Ладно. Берите. Единство важней. Из-за баб не пристало
Ссориться нам.

(Творогову)

Принеси-ка, дружище, воды огневой.

Ружейный залп за слободой. Пугачёв скачет туда. Харлова лежит, обняв брата, словно согревая его.

ПУГАЧЁВ

Лиза, сестрёнка, прости ты меня. Как, поганое, бьётся
Сердце моё. Эти вороны – кружатся и надо мной.
Боже! Ты рай отобрал у меня. Только ад остаётся.
Так для чего мне победа, пусть даже над целой страной?

22.01.13 г., вечер

(Продолжение следует)