Малоизвестные татарские разности - 51

Альтаф Гюльахмедов
***
Компиляции

***


Степан Тимофеевич Разин.
Биографическая справка
Тема:
Восстание Степана Разина: крестьянский бунт или битва за вольницу? (10)

***

...После неудачной попытки лидера восставших взять Черкасск, войсковой атаман Яковлев нанес ответный удар. В апреле 1671 года низовые казаки захватили и сожгли Кагальницкий городок, а захваченного в плен Разина выдали московским властям. После пыток Степан Разин 16 июня (6 июня по ст. стилю) 1671 года был публично казнен (четвертован) в Москве возле Лобного места. Спустя три дня останки Разина «на показание всем» были «вздеты на высокие деревья и поставлены за Москвой-рекой на площади (Болотной) до исчезнутия».

Позднее останки Степана Разина были захоронены на Татарском кладбище в Замоскворечье (ныне территория Парка культуры и отдыха им. М. Горького). Погребение на мусульманском кладбище объясняется тем, что предводитель Крестьянской войны был еще при жизни отлучен от церкви.

Материал подготовлен на основе открытых источников
http://ria.ru/history_spravki/20100527/239227649.html




Свидетельские показания служилого человека из татар Асана Карачурина-Айбулатова
Служилый человек из татар Асан Карачурин-Айбулатов*

***

Из «Прелестной грамоты», адресованной «пасадским бусурманом», «по-житочный человек» (Прелестной грамоты от имени С. Разина и А. Карачурина к казанским татарам с призывом присоединиться к восстанию):

“От великого войска, от Степана Тимофеевича
Буди вам ведома, казанским посадцким бусурманом и абызом начальным, которые мечеть держат, бусурманским веродержцам, и которые над бедными сиротами и над вдовами милосердствуют, - Икшею мунле да Мамаю мунле да Ханышу мурзе да Москову мурзе и всем обызом и всем слободцким и уездным бусурманом от Степенна Тимофеевича в сем свете и в будущем челобитье. А после челобитья, буде про нас спросите, мы здоровы, и вам бы здравствовать. Слово наш то - для бога и пророка и для государя и для войска, быть вам заодно: а буде заодно не будете, и вам бы не пенять после. Бог тому свидетель - ничево вам худова не будет, и мы за вас радеем.

И деньгами вас жалуем, много у нас казны, захороненной в волжских степях, под Царицыным острогом. Из нее и вам пожалуем, если присоединитесь к нашему походу. А в казне той и злата, и серебра много. Все зарыто-закопано в месте потаенном, под самым носом нечестивых. Прямо под сторожевой башней***. Аллах, одарившей мудростью отца моего Степана Тимофеевича, внушил ему эту мысль

Да вам бы было ведомо: я, Асан Айбулатов сын, - при Степане Тимофеевиче, и вам бы нам в том поверить, я, Асан, в том вас наговариваю, и буде мне поверите, и вам худобы не будет. Да всех вас прощаю - за нас богу помолитесь, а от нас вам челобитье. К сей грамоте[1] печать свою приложил.”

Историческая справка

Асан Айбулатов - владел поместьями в Кадомском и Керенском уездах. Карачурин добровольно перешел на сторону разинцев и стал одним из повстанческих атаманов. По своему внешнему облику это был настоящий военный муж: «ростом... не мал, борода черна, щека перерублена». Приехав под осажденный повстанческим войском Симбирск, Асан склонял Степана Разина «итить под Казань», где, по его словам, местное население поддержит разинцев. По поручению С. Т. Разина А. Карачурин повез им же самим составленное на татарском языке письмо «от великого войска, от Степана Тимофеевича... х казанским татаром»53. В грамоте есть обращение и к соплеменникам Асана.

После подавления восстания А. Карачурин одно время жил в своем поместье Лундан Керенского уезда, однако, узнав, что его «велено сыскать и для его сыску послан был из Москвы в Кадом и Керенск и в иные низовые городы ис Приказу Казанского дворца сыщик Алексей Лукин... Асанко... скрылся... и пропал безвестно». В поисках А. Карачурина царский сыщик помимо Кадома и Керенска побывал в Касимове, Саранске, Симбирске, Свияжске, Алатыре, Арзамасе, Темникове и в уездах этих городов. Во многих местах он натыкался на след Карачурина, но его самого обнаружить не смог.
http://www.wiki-sibiriada.ru/index.php/-



Разин Степан

***

Разин Степан – в восстаниях (особенно в завершающей стадии) 1670-1671-х годов, которыми руководил Разин, принимали активное участие многочисленные отряды «инородцев» (мордвы, чувашей, некоторые из групп татар Поволжья). По некоторым данным, Разин был тесно связан с татарами, есть данные что его мать была татаркой («Разин», с ударением на втором слоге в старо-татарском и персидских языках означает «прочный»). На одной из немецких гравюре Разин изображен в большой роскошной чалме.

Мусульмане Москвы в те времена были малочисленны и не могли примкнуть к движению Разина, но тот не оставлял попыток найти себе союзников и среди них. Желая привлечь мусульман на свою сторону, Разин отсылал «прелесные» письма на татарском языке в Казань (адресованные муллам Мамаю и Икшею, мурзам Москову и Ханышу, а также казанским абызам). В этих письмах он обещал мусульманам, что если они присоединятся к его восстанию: «…ничево вам худова не будет, и мы за вас радеем…». осенью 1670 года такое же письмо было отправлено в Москву. Перевел текст этого письма на татарский язык и отвез его к московским татарам, примкнувший к движению Разина, кадомский служилый татарин Асан Айбулатов (Мурзакайка, мурза Акай). В исторических документах упоминается, что Асан Айбулатов останавливался в «Олаторском уезде, в деревне Рыбушкине у татарина у Буланки Алибякова» после чего отправился с племянником Алибякова в Москву.

Для нас также могут быть интересны обстоятельства захоронения Разина в Москве. Задержали Разина в 1671 году, он был отправлен в Москву, где его казнили через четвертование. Разин еще задолго до казни был признан «еретиком» и был отлучен от церкви.

После казни его останки оставались «взетыми» на деревьях Болотной площади, где оставались несколько лет «до исчезнутия» (согласно данным документу Разрядного приказа, которые хранятся в фондах РГАДА). После чего останки были захоронены Татарском кладбище за Калужскими воротами (из летописи XVIII века, которую в 1960 году ввел в научный оборот В. Н. Шумилов).

Также история захоронения Разина упоминается в рукописи на современном татарском языке, ходившей в татарской общине Москвы в 1940-1950-х годах.
По данным от Х. А. Тажетдиновой в этой рукописи говорилось, что после казни тело Разина было сброшено в Москву-реку, и, что татары ночью выловили тело из реки и захоронили его чуть ниже своего кладбища. Тайное погребение останков соответствует описанному в летописи «исчезнутию». Обосновывает тайное захоронение риск политического преследования (даже если это и произошло через несколько лет после казни). Упоминание в рукописи Москвы-реки, вблизи которой захоронили останки тела Разина, конкретизирует месторасположение Татарского кладбища за Калужскими воротами (при этом есть несоответствие – выловить тело около кладбища, сброшенное в районе Болотной площади было невозможно, так как Татарское кладбище расположено выше по течению Москвы-реки). Насчет того, что могила была расположена не на самом кладбище, а рядом – этот факт может быть весьма правдоподобным. Нет доказательств того, что Разин был мусульманином, хотя и мог иметь мусульманские корни и друзей мусульман. Согласно сведениям М. Я. Попова Разин все же мог быть захоронен на мусульманском кладбище, так как был отлучен от церкви.

Предположительно мусульмане Москвы, рискуя, захоронили тело государственного преступника Разина, просто проявив человеческое сострадание. Если верить версии, по которой Разина захоронили рядом с мусульманским кладбищем, то в этом есть определенный символизм: мятежник Разин был близок к мусульманам в своем отрицании господствовавшего строя, в неприязни к церкви, которая обслуживала этот строй.

http://islamist.ru/-/



Участие татар в восстании С.Т.Разина (1670–1671 гг.)

***

...Предметом данной статьи является освещение некоторых вопросов, связанных с участием татар в восстании С.Т.Разина (1670–1671 гг.).

...

Необходимо отметить, что выступления татар начались одновременно с движением других народов Поволжья. Татары вошли в состав повстанческих отрядов и участвовали во многих сражениях разинцев. В сентябре 1670 года татары-повстанцы Симбирского и Свияжского уездов вместе с другими восставшими намеревались идти к Алатырю и в Алатырский уезд, как указывается в источниках, «для разоренья». Также имеются сведения о шести тысячах казаках, «крестьянах», татарах, чуваш и мордвы, действовавших в районе Симбирской и Корсунской черт*1. 19 сентября 1670 г. татары участвовали в штурме и захвате Саранска. Позднее из Саранска на штурм Арзамаса отправился отряд русских, татар и мордвы. Из 15 тысяч повстанцев, участвовавших в жестоких сражениях под Арзамасом, несколько тысяч составляли татары2. У Цивильска действовал повстанческий отряд, в который вошли татары разных уездов3. Здесь среди предводителей восставших из татар — свияжский татарин Алмакайко, татарский мурза Кулдябяков. Татары отмечены среди повстанцев, захвативших Керенск и Козьмодемьянск*4. С правительственными отрядами сражались темниковские и кадомские татары*5.

Один из напряженных моментов восстания — штурм разинским войском Симбирска, в котором участвовали свияжские мурзы и татары*6. 20–27 сентября 1670 г. воевода князь Ю.Н.Барятинский, направленный с войсками на помощь осаждённому Симбирску, столкнулся с ожёсточенным сопротивлением повстанцев (в их числе были и татары) у села Куланга, у реки Карла, под татарской деревней Крысадаки и мордовской деревней Поклоуш1.

Дальнейшие события развивались следующим образом. В октябре разинское войско потерпело поражение под Симбирском. Разин с группой казаков вернулся на Дон, впоследствии был арестован и казнён. В ноябре 1671 г. правительственные войска захватили Астрахань; восстание было окончательно подавлено. Таковы основные сведения, предлагаемые читателю для знакомства с историей восстания под предводительством С.Т.Разина.

Кроме фактической стороны вопроса (описание боевых действий, численность повстанцев и т.д.) читатель должен быть осведомлен и об идеологической составляющей восстания. Здесь, на наш взгляд, определенное внимание стоит уделить агитационной деятельности повстанцев. Например, в Керенском уезде они агитировали татар и мордву отправиться, выражаясь терминологией того времени, «воровать» в Шацкий уезд2. Одна из форм агитации заключалась в рассылке так называемых «прелестных» писем с призывом к населению присоединиться к восстанию.

Одна из таких прокламаций, написанная на татарском языке, была направлена татарам Казани и Казанского уезда. Её автор — сподвижник С.Т.Разина Хасан Карачурин3, который обратился к татарам от имени вождя восставших. Тем не менее, один из исследователей, С.И.Порфирьев, заметил, что в этом письме не видна инициатива самого Разина4, что объясняется, на наш взгляд, тем, что Карачурин — не второстепенная фигура, которую Разин использовал для придания большей убедительности письму. Он не просто передал на татарском языке слова Разина, а непосредственно инициировал появление письма и именно от него исходит призыв присоединиться к движению. Немаловажен и тот факт, что, по словам Разина, именно Х.Карачурин уговаривал его идти под Казань, уверяя в поддержке татар, обещая, что в «… в Казани де сидеть не будут"1.

В письме отсутствовала конкретная программа борьбы, кроме расплывчатого призыва быть «заодно» во имя бога, пророка, царя и войска. Известно, что в пропагандистских целях Разин использовал имена царя Алексея Михайловича и его сына Алексея. Карачурин пытался совместить лозунги, выдвигаемые Разиным, с возможными требованиями татар. Поэтому в прокламации вместе упоминались Мухаммад и русский царь.

Карачурин, призывая татар под знамена Разина, апеллировал к ним, как к мусульманам. Его обращение адресовано, прежде всего, к духовным руководителям татар. В письме называются имена конкретных людей: «Икшей» мулла, «Мамай» мулла. Это указывает не только на осведомлённость Карачурина, но и на то, что он пытался использовать сложившиеся в татарском обществе традиции, так как позиция представителей мусульманского духовенства могла оказать существенное влияние на отношение татарского населения к восстанию Разина.

Карачурин не единственный татарин, присоединившийся к движению Разина. Поэтому его письмо надо рассматривать и как обращение той части татар, которая приняла участие в восстании. Призыв быть «заодно» это не только призыв к совместному выступлению с разинцами2. Это и призыв присоединиться к татарам-повстанцам и решить вопросы, волнующие всех татар.

В письме имеются такие слова Карачурина: «… буде заодно не будете, и вам бы не пенять после"1. Они воспринимаются не как угроза в случае отказа, а как предостережение, что адресаты обращения могут лишиться шанса реализовать свои надежды. Реакция казанских татар на обращение Карачурина осталась неизвестной. Возможно, это было связано с тем, что Казань являлась центром борьбы с повстанческим движением; здесь концентрировались значительные военные силы.

Но также могла сыграть свою роль и позиция, занятая мусульманским духовенством. Обращает на себя внимание тот факт, что Карачурин не только уговаривал выступить казанских татар, но и давал им определенные гарантии, выраженные в следующих словах: «…ничего вам худова не будет…», «…вам худобы не будет»2. Значит, среди татарского населения уже существовала настороженность в отношении Разина и его движения. Надо иметь в виду, что имя Разина могло быть известно татарам и раньше 1670 г.: в 1662–1663 гг. в качестве атамана донских казаков он участвовал в походе против крымских татар и турок. Затем Разин возглавил разбойничий поход за «зипунами» (добычей) в Персию, разорил берег от Дербента до Баку, устроил резню в Фарабаде. Деятельность Разина в Персии, враждебность по отношению к мусульманам других стран могла породить неприязнь и недоверие к нему в среде российских мусульман.

Формированию определенного отношения к Разину способствовали известия о расправах, устраиваемых повстанцами. В сентябре 1670 г., во время осады Симбирска, Разин рассылал по окрестным местам своих эмиссаров, итогом деятельности которых стало уничтожение помещиков, дворян, а также мурз и татар — владельцев крестьян. Татары стали жертвами повстанцев и в других местах, особенно в Темниковском уезде (восставшими руководили поп Савва и бывшая монахиня Алёна), где уничтожение мурз и татар приняло повсеместный характер. В документах указывается, что разинцы «…их отцов и братью и племянников и внучат порубили…»1. Некоторые из татар были отправлены в Темников, где позднее были казнены.

Недоверие к Разину, вероятно, усилили и некоторые его лозунги. По мнению некоторых исследователей, Разин, выросший в православной среде, никогда не порывал связей с православной верой2; в целях восстания он использовал уважение русского народа к церкви (Н.Н.Фирсов, Н.Костомаров). Неслучайно поэтому распространялись слухи, что вместе с повстанцами находился низложенный патриарх Никон. В одной из прелестных грамот (сентябрь 1670 г.) Разин обратившись к «черни» Цивильского уезда, русским, татарам, чувашам и мордве, предложил им бороться не только за «великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича», за «благоверных царевичев», но и за «дом пресвятые богородицы и за всех святых» и «веру православных християн»3. Для татар, ревностно относившихся к неприкосновенности своего духовного мира, последние лозунги, возможно, были непонятны4.

В итоге Разин, как своей предыдущей деятельностью, так и неумелой пропагандой, не учитывающей специфики менталитета татарского общества, оттолкнул от движения большую его часть, хотя некоторые из абызов, руководствуясь идеями Карачурина, не только санкционировали выступления татар, но и сами присоединились к восставшим (например, на Луговой стороне действовал «Иштеряк абыз»; также известно об участии темниковского абыза «Смаила Исяшева»). Несмотря на активность, проявленную отдельными группами татар в разинском движении, в целом татарское общество отнеслось к нему сдержанно. Не случайно в литературе отмечается, что на левобережье Волги, в районе Казани, крупных повстанческих выступлений не наблюдалось1.

В заключении следует сказать, что лишь комплексное изложение материала с учетом социальных, экономических, политических, религиозных, национальных факторов даст возможность представить целостную картину повстанческого движения С.Т.Разина.

Э.В.Абдрахимова
http://do.gendocs.ru/docs/index-243909.html?page=3




История Татарстана
Глава: §25. Народы Среднего Поволжья в движении С. Разина
Книга: ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА (учебное пособие) (Ф.Х.Хузин, И.А. Гилязов, В.И. Пискарев, Б.Ф. Султанбеков, Л.А.Харисова, А.А.Иванов, А.Г.Галлямова)

***

Движение под предводительством Степана Разина стало самым крупным народным волнением XVII в. Активное участие в нем приняли народы Среднего Поволжья, в том числе татары, чуваши, марийцы, мордва. Чем это было вызвано?

Причины движения и участия в нем народов Среднего Поволжья. По Соборному уложению 1649 г. крестьяне навечно были прикреплены к землевладельцу (духовному или светскому феодалу), а посадские люди — к посаду. Светские феодалы увеличивали повинности и оброки, возрастали государственные налоги. В России шел процесс становления абсолютной монархии. Характерно, что Соборным уложением были предусмотрены наказания за действие «скопом и заговором», т.е. за коллективные действия против существующего порядка, против властей. Статья 21-я главы II этого кодекса феодального права гласила: «А кто учет к царскому величеству, или на его государевых бояр и окольничих и  думных и ближних людей, и в городе и в полках на  воевод, и на приказных людей, или на кого ни буди приходить скопом и заговором, и учтут, кого грабить, или 1побивати, и тех людей, кто так учинит, за то по тому же казнить смертью безо всякой пощады (через сожжение, колесование, четвертование и т.п. — И.Г.)».

Оформление в стране крепостного права, укрепление феодального государства не могло не вызвать массового   протеста. Широкие масштабы приобрело бегство крепостных крестьян из центральных районов России на ее окраины, в том числе в Среднее Поволжье. Именно здесь и произошли наиболее крупные выступления, в которых приняли участие беглые крестьяне из центра страны, местные крепостные крестьяне, казаки, ясачные люди разных национальностей.
Положение зависимого ясачного крестьянства было несколько легче, чем положение крепостных. Однако их так же коснулось общее усиление феодальных порядков в стране. В целом у нерусского населения края существовали, и свои причины активно поддержать Сте­пана Разина. Большое недовольство вызывала продолжавшаяся колонизация Среднего Поволжья, в результате которой многие лучшие земли оказались в руках русских помещиков, церкви и монастырей. Земли ясачных и служилых людей заметно сократились. Кроме того, свою роль сыграла и набиравшая силу политика христианизации. Поэтому значительная часть населения Среднего Поволжья, в первую очередь ясачные крестьяне, присоединилась к повстанческому войску.

Крестьянская война в Поволжье. Движение Степана Разина началось на Дону как казачье восстание. Весной 1670 г. семитысячный отряд разинцев выступает в поход. По словам его предводителя, путь лежал на Волгу, а затем на Русь, чтобы «изменников из Московского государства вывести и черным людям дать свободу».

В течение мая-августа в руках восставших оказались Царицын, Астрахань, Саратов и Самара. 4 сентября разинцы на двухстах больших лодках-стругах приблизились к Симбирску — центру сильно укрепленной засечной линии. Успехи повстанцев придали движению огромный размах. Теперь оно приняло характер крестьянской войны. В повстанческое войско влились тысячи татарских, чувашских, мордовских и русских крестьян.

С. Разин рассылает во все стороны прелестные грамоты. В них он призывает местное население присоединиться к его войску и «заодно изменников вывалить и мирских кровопийцей выводить». На сегодня историкам известно лишь шесть таких документов, и один из них написан на татарском языке. Его автором являлся сподвижник Разина, самый известный организатор и руководитель повстанческих отрядов края Хасан Карачурин. По происхождению он был служилым татарином из Ка-домского уезда, имел поместье и крепостных крестьян. Сам Разин позднее, на одном их допросов, называл Кара-чурина «пожиточным» (т.е. зажиточным) человеком, который призывал его идти на Казань. В составленном Ка-рачуриным письме говорилось: «Буде вам ведома, казанским посадским бусурманам и обызам начальным, которые мечеть держат, бусурманским веродержцам, и которые над бедными сиротами и над вдовами милосердствуют  Икшею-мунле да Мамаю-мунле да Ханышу мурзе да Москову мурзе и всем обызам и всем слободским и уездным бусурманам от Степана Тимофеевича в этом свете и в будущем челобитье. Слово наше то — для бога и пророка и для государя и для войска, быть вам заодно; а буде заодно не будете, и Вам бы не пенять после. Бог тому свидетель  ничево вам худова не будет, и мы вас радеем». Несколько писем на лубке с призывом присоединиться к Разину написал на русском и татарском языках Иштеряк Абыз из деревни Каратай.

В начале сентября 1670 г. главное повстанческое войско, находившееся под Симбирском, насчитывало до 20 тысяч человек. Осада города длилась более месяца, несколько раз повстанцы штурмовали симбирский кремль. Под Симбирском были разгромлены полки Ю.Н. Барятинского, который был вынужден отступить к Тетюшам.
Многочиленные отряды повстанцев действовали в Поволжья. Они взяли Алатырь, Курмыш, Козьмодемьянск и многие другие города. В захваченных  районах повстанцы создавали свое в. На местах назначались новые воеводы, прочие  чиновники, которые, по представлению должны были теперь править справедливо.  Перевесил оказался на стороне прававительственных войск. Многочисленные царские полки были сосредоточены в Арзамасе, ставке князя Ю.А. Долгорукого Казани и Шацке. Казанский воевода Юрий  возглавил карательные отряды, направив  в Симбирск. В них были включены и отряды татар. Правда, сам Барятинский сообщал в их ненадежности: «Татары, которые в рейтарах и сотнях служить, худы... и не надежны с первого боев многие утекли в дома свои, и нельзя на  надеяться».

Последние очаги восстания. В начале октября 1670 г.  потерпело поражение под Симбирском и ценно отойти вниз по Волге. Сам предводитель был ранен. Но мощные очаги  крестьяне - рабы еще пылали в Среднем Поволжье почти. Иногда, как, например, под Козьмодемь ЭДивильском, повстанцам удавалось вновь одерживать победы. До ноября 1670 г. продолжал сопротивление Хасан Карачурин, руководитель многочисленного отряда из татар, русских чувашей и мордвы. Крупное сражение с его участием происходило под Усть-Уренской слободой Алатыря 6 и 12 ноября. Это была ожесточенно, в которой, по словам воеводы Барятинского, крови столько, как от дождя большие ручьи ». Повстанцы потерпели поражение, а Карачу ранен. Но снова он собрал силы и 8 декабря (штурмовал Алатырь. И опять царские войска разгромили повстанцев. Карачурин сумел скрыться в одной из деревень, однако во второй половине декабря был схвачен и по приказу командующего карательным отрядом Ю. Долгорукого казнен.
Жестокая расправа над повстанцами. К началу 1671 г. основные силы повстанцев в Поволжье были разгромлены. Последовала жестокая расправа над поднявшими го­лову крестьянами. Русский историк Н.И. Костомаров писал: «Круто распоряжались московские воеводы с более виновными мятежниками: одних вешали, других сажали на кол, некоторых драли крючьями, засекали до смерти на страх прочим; менее виновных воеводы била кнутом и всех приводили к присяге, а мугамедан (мусульман. — И.Г.) и язычников к шерти».

Главным местом казней стал Арзамас. По словам очевидца, предместья города «казались совершенным адом; стояли виселицы, и на каждой висело по сорок и по пятьдесят трупов, валялись разбросанные головы и дымились свежей кровью; торчали колья, на которых мучились преступники и часто были живы по три дня, испытывая неописанные страдания».

Подавив восстание, правительство пошло на ряд уступок. Была прекращена раздача помещикам ясачных земель, ясачникам возвращались земли, ранее захваченные дворянами. Была списана часть недоимок по ясакам. Воеводы же получили распоряжение не допускать измены нерусского населения края и льготами добиваться обращения склонять иноверцев в православие.
Итак, крестьянская война под предводительством Степана Разина завершилась поражением. Опять была учинена кровавая расправа. Царское правительство упрочило свои позиции в Среднем Поволжье. Нерусское население края, в основном крестьянство, приняло самое активное участие в этом выступлении. Крестьяне разных национальностей совместно выразили свой протест, объединились в борьбе за свою свободу.

http://historytat.ru/4/182.html



Первый герб Симбирский

***

Первый известный герб Симбирска (в то время он назывался Синбирск) пожалован городу в 1672 году за «двукратную храбрую оборону от разбойника Стеньки Разина: в первый раз при воеводе Иване Милославском от самого Стеньки Разина, а во второй раз через год от есаула разинской шайки Федьки Шелудяка».
Герб представляет собой стоящего на трёх лапах и смотрящего в правую сторону льва с высунутым языком, и мечом в левой лапе, над головой льва — трёхлепестковая корона.
Герб символизирует храбрость симбирян.
Такое изображение есть на сохранившейся печати Симбирска, стоящей под выписью с переписных и отказных книг 1695 года.