Казаки Гречкины на Хопре. Часть 3

Владимир Пузиков
ЧАСТЬ 3.

СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОХОПЕРСКОЙ КРЕПОСТИ
1716 г.

Таким образом, южная окраина России оказалась не защищенной. Татары безнаказанно стали доходить до Царицина, Дмитровска, селений Тамбовской и Воронежской губерний. Учитывая это, еще в 1712 году Царь Петр I лично составил чертеж крепости, которую приказал построить на Хопре, на месте разоренного Пристанского казацкого городка.

По разным причинам строительство Новохоперской крепости откладывалось. И вот, очень быстро, за время с 13 сентября по 2 ноября 1716 года рота солдат, прибывшая из крепости Павловской, с работой справилась. В новой крепости были обустроены валы, рвы, жилые и хозяйственные постройки. Павловцы остались в крепости на житье и для несения гарнизонной службы.

31 декабря 1716 года Азовский губернатор, граф, генерал-адмирал Апраскин Федор Матвеевич подписал письмо вице-губернатору Колычеву: «…Письмо ваше с новозачатой Хоперской крепости, от 15-го прошедшего октября писанное, с приложенными известиями – принял исправно, за которое благодарствую и ответствую.

Крепость прикажите делать не гораздо великую, а именно: чтоб возможно быть человекам тысячи или полторы, понеже там великого опасения не от кого, разве татар или воровских казаков. И на вечное житье призвать черкас и посадских охотников, а невольников не посылать; для лучшего охранения иметь там по одной роте драгун и по одной роте солдат под командою одного майора и когда крепость построится тогда торги и ярманки публиковать велеть…» [37]

Колычев уведомил Апраскина, что просятся на поселение в Ново-Хоперскую крепость казаки, которые готовы «…присягнуть в том, что будут теперь жить смирно и служить верно, лишь бы им отдали в пользование их прежния земли, угодья и усадьбы под дворы». За это казаки обязывались служить конную станичную службу.

Граф Апраскин разрешил поселить в новой крепости вольных черкас, посадских охотников и казаков. Но, казаков на службу записывать только один год. И вот, за 1717 год в родные места вернулись 94 казака со своими семействами. Еще 125 казаков с семействами прибыли из Харьковского, Острогожского, Сумского и других малороссийских слободских полков.

10 мая 1720 года Петр 1 издал указ о даровании Хоперским казакам юртовых земель со звериными и рыбными угодьями, разоренных городков Пристанского, Беляевского и Григорьевского, денежного и хлебного жалования.

Общую картину о поселенцах крепости дополняет информация из Полного Собрания законов Российской империи от 2 июня 1724 года: «…Которые Казаки живут ныне в Новохопёрской крепости, уроженцы из Тамбовской провинции разных городов, и служили городовую службу, и в прошлых годах до Азовских походов сошли в донские казачьи городки, и с Донскими Казаками были в походе под Азовом и в разных баталиях Шведских, и в 1717 году с службы отпущены и велено им жить в домах до указу, а те домы их вором Булавиным разорены и ныне они живут в оной крепости и служат конную службу…»

***

Постепенно была создана Хоперская казачья команда. Казаки, уступив свои места в крепости посадским людям, ремесленникам и торговцам, образовали с 1720 по 1728 годы в округе Новохоперской крепости слободы: Градскую, то есть пригородную около крепости, Алфёровку, Красную и Пыховку.

Хоперские казаки несли конную службу в крепости и округе, доставляли казенную денежную и простую почту, посылались курьерами с важными письмами на далекие расстояния, перегоняли государевых лошадей, перевозили фрукты из Крыма в Астрахань. Казаки на форпостах, устроенных на границе Воронежской губернии, несли сторожевую и карантинную службы.

Форпосты устраивались на заметных местах, при появлении татар зажигались маяки из сухого леса. Таким путем тревога быстро распространялась по пограничной линии.

На казаках лежали и военно-полицейские обязанности по поддержанию порядка на территории губернии. В Новохоперских дремучих лесах скрывалось немало разбойничьих шаек, которые «…сильно обижали мирное население… в особенности, помещичьи владения и усадьбы, где сторону разбойников нередко держали крепостные крестьяне». Небольшие разъезды казаков разыскивали воров и разбойников, поддерживали порядок и спокойствие.

В 1721 году старшиной Хоперской команды был избран казак Григорий Неклюдов. А в 1731 году правительство установило штат команды. В том числе: 2 ротмистра, 2 хорунжих, 2 писаря и 216 рядовых казаков. Воинские чиновники стали получать денежное довольствие.

За участие в военных действиях, отличную и усердную службу в 1738 году «…по ходатайству начальника команды, ротмистра Никифора Иноземцева, Военная Коллегия по указу Императрицы Анны Иоанновны отпустила из петербургского магазина (арсенала) в Хоперскую крепость одно старое знамя и четыре знака». Это была первая царская награда хоперским казакам.

***

Город Острогожск постепенно утратил свое стратегическое значение. Главным занятием местных жителей стало земледелие.

Это нашло отражение в гербе города, утвержденном Екатериной I в 1729 году: «…В щите, в зеленом поле златой оржаной сноп, показующий богатые жатвы областей сего города».

После того, как указом Екатерины II в 1765 году Острогожский полк был ликвидирован, город постепенно изменил свой социальный облик, став крупным торговым центром, населенным дворянами, купцами и ремесленниками. [7]

ИСТОЧНИКИ:

4. Сборник исторических материалов по истории Кубанского казачьего войска. Том 1. 1737-1801 гг. Собраны и изданы И.И. Дмитренко. С.-Петербург, 1896 г.
35. Толстов В. История Хоперского полка Кубанского казачьего войска. 1696-1896. Часть 1.  Тифлис, 1900 г.   
37. Толстов В. История Хоперского полка Кубанского казачьего войска. 1696-1896. Приложения. Тифлис, 1900.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

20 марта 2013 г.
Гор. Благодарный
Владимир Пузиков