По главной улице с оркестром 15

Елена Вислова
В апреле мы сыграли свой самый прикольный концерт.Джаз!Лично я не очень разбираюсь в этом виде искусства.Поэтому для меня это был всего лишь новый опыт.Но музыканты,которые джаз любили,не уставали плеваться в перерывах между репетициями.Они считали это кощунством.Но спорить с Борисовым никто не решился.
Собственно джазом высокого уровня это нельзя было назвать.Самое сложное,что мы играли это Дюка Эллингтона "Караван".А в основном блюзы и регтаймы типа известного Джоплиновского "Артиста".
Джаз после этого я сильнее любить не стала,но для себя кое что открыла.Вы знали,что известный комик Чарли Чаплин ко всем своим фильмам музыку писал сам?Я не знала!Ровно до тех пор,пока на нотном листе над партией не прочитала его имя.Мы играли попурри из его произведений.Не очень понятно каким боком Чарли Чаплина прилепили к джазовой программе.Музыка вообще другого стиля.Но очень красивая.
В мае оркестр записал ещё одну пластинку с "алтайским самородком" Карагыс Ялбаковой.Правда,далеко в этот раз не поехали.Писали в студии ГТРК Алтай.Эта работа была ещё утомительней,чем прежняя.Потому что играли мы что-то алтайское.Музыку достаточно  тяжёлую для неискушённых ушей.И если в Алма-ате после работы была хотя бы перспектива хорошего отдыха в красивом южном городе,то серый пыльный на тот момент Барнаул,не сулил ничего интересного,кроме утомительной дороги домой.
Недолгие перерывы скрашивали как могли.Мужики иногда дурачились,как дети.И вообще-то я любила такие моменты.Веселиться они очень даже умели.Но порой их шутки были довольно жестокими и одно дело,когда во взрослом человеке вдруг проглядывает озорной ребёнок.Другое,когда этот ребёнок доминирует  и даёт волю своему эгоизму.

Работал у нас в оркестре один мужичок,Саша Гнездилов.Не слишком привлекательный,светловолосый,в очках.Из тех,что называют невзрачными тихонями.Звёзд с неба не хватал,но во всём,что он делал,чувствовалась какая-то основательность и деловитость.Человек он был очень хороший и добросердечный.Не хватало ему какой-то решительности и мужественности.Поэтому многие считали его тюфяком.Немало насмешек сыпалось на него и из-за старенького зелёного Запорожца,в котором Саша приезжал на репетиции.
--О-о-о!Машина-зверь!--улюлюкали мужики,когда он парковался возле павильона.
Когда его угораздило влюбиться в "девушку прошлого столетия" Олю Лебедеву,смотреть на него без слёз было просто не возможно.А Олю,обычно со спокойным равнодушием смотрящую на воздыхателей,Гнездилов просто бесил.
Отчаявшись подойти к ней ближе чем на пушечный выстрел,Саша однажды попросил меня передать ей конфеты в подарок.Причём,не красивую коробочку,а что-то завёрнутое в кулёк из газеты.Предчувствуя чем это всё закончится,но уступив его жалобному взгляду,я всё-таки взялась передать подарок.
--Только не говори от кого!--напутствовал меня Гнездилов.
"Ага..."---подумала я--"Лебедева же дура...ни за что не догадается."
--Верни ему обратно!--вызверилась на меня Ольга,без труда поняв от кого кулёк.---И,пожалуйста,не соглашайся ничего мне передавать!И скажи ему,что бы даже не пытался!
Дёрнул меня чёрт поработать почтой!
Конфеты были возвращены совершенно убитому горем Сашке.Слова Ольгины я передавать не стала.
Мужики в оркестре Гнездилова недолюбливали.До откровенных издевательств не доходило.Но как-нибудь подшутить над ним они никогда не упускали случая.

Однажды во время перерыва между записями,когда все маялись от скуки,кто-то выглянув в окно увидел на парковке гнездиловский зелёный Запорожец.Мужики вдруг резко сгруппировались и понеслись на улицу.И Толик с ними!Я слабо попыталась его остановить,понимая,что шутка может получиться в этот раз неудачная.Но куда там!К слову,муж до сих пор со стыдом вспоминает этот эпизод.
Всей кучей они приподняли этот Запорожец и задними колёсами зацепили его за достаточно высокий бордюр.Гнездилов ничего не видел.Честно говоря,я думала,что после работы мужики по прикалываются,глядя,как Сашка злится,а потом помогут вытащить машину обратно.Без посторонней помощи ему не выехать!Но после записи все спокойно разъехались даже не потрудившись помочь!
По слухам,он очень долго ещё торчал возле студии,прежде чем нашёлся кто-то,кто помог выбраться.

Это была моя последняя работа с оркестром.Наступало лето,очередной сезон закончился.Оркестр ожидали большие перемены.А именно присвоение статуса профессионального коллектива.Борисов-таки добился,чего хотел.Мы узнали об этом ещё в мае и вместе придумывали название новому оркестру.
В связи с этим  измениться должно было всё.График,зарплаты и требования.Говорили,что даже квартиры давать будут штатным музыкантам.Ещё одна байка,как про "заграницу".

Мы с Толиком в июне поженились.Вспоминая последние два года,мы пришли к выводу,что работать в оркестре больше не сможем.И не то,что бы технически мы не соответствовали,но к каждодневным репетициям как-то не готовы.К тому же это бесконечные концерты и гастроли,которых теперь наверняка будет в два раза больше.
Как в таком ритме семью строить и детей рожать?
В августе на общий сбор я пришла без мужа.Сказать Борисову спасибо за то,что имели честь работать под его руководством и отказаться от места.Но Евгений Иванович просто посадил на моё место другого человека,сделав вид,что меня  в зале нет.Хотя я сидела почти рядом с ним.В отличии от студентов,которых он увольнял годом раньше,я не удостоилась даже "извините,спасибо за работу"....
Забавно,но Толика он собирался оставить.Потому что спросил где он и будет ли работать.
Всю дорогу домой я проревела.Муж долго утешал,напоминая,что всё равно же уходить собирались.Но ещё много лет при воспоминании об этом эпизоде на меня накатывал глухой депресняк и глаза становились влажными.Со временем всё стало восприниматьься не так остро.Просто рубец на сердце,который я старалась лишний раз не тревожить.

И всё же,когда в 2004 году я узнала,что Евгений Иванович Борисов умер,испытала шок и расстроилась до безобразия.Город и край  потеряли безусловно великого человека,яркую личность и талантливого дирижёра.

Со времени получения статуса,у Великорусского оркестра "Сибирь",как мне показалось,было больше проблем,чем преимуществ.Своего концертного зала у них нет до сих пор.Хотя на месте кинотеатра "Пионер" для них был спроектировано современное и оригинальное помещение с великолепной аккустикой.И даже постройка начата.Но автор проекта умер,с деньгами туго,город не помогает.Что теперь будет с этой стройкой никто не знает.
За границу они выехали только один раз,в самом начале,ещё при Борисове.Но эти гастроли больше были похожи на напряжённое вкалывание.И когда под конец артистов повезли смотреть достопримечательности,все так устали,что уже не очень интересовались тем,что творится вокруг.Хотя,конечно,впечатления всё равно привезли самые яркие.
Никаких серьёзных гастролей по стране у них,на сколько я знаю,тоже не было.Катаются в лучшем случае по Сибири.
Оказалось,что и штатных музыкантов у них дефицит.Половина совместителей.И даже собственных солистов нет.Все приходящие.Работают они не долго,а получают,как за полный рабочий день.

И всё же оркестр существует и радует своей музыкой людей.Пока писала эту летопись,чувствовала,как с души камень упал.Перестала обижаться.Больше улыбалась,пока вспоминала.Желаю им долгих творческих лет.

А мне осталось лишь немного поведать о судьбе некоторых героев этого рассказа.

Мой педагог,"Пупсик" ещё долго работал в оркестре и одно время даже был вторым дирижёром.Сейчас живёт и работает в Питере(как мне сказали)

 Витя,наш с Толиком общий приятель,Виктор Семёнович,по прежнему работает во второй музыкальной школе и возглавляет там эстрадное отделение.
С 1998 года он сотрудничает с Алтайским краевым театром драмы им. В.М. Шукшина  . Создатель музыкального оформления к спектаклям "Тартюф", "Снежная королева", "Трехгрошовая опера", "Гамлет", "Генералы песчаных карьеров", "Слишком женатый таксист", "Морозко", "Чайка", "Пиковая дама", "Отелло".
В каком-то году мы с Толиком даже ходили на его бенефис в Драму.И диск с его музыкой уже выпущен.

"Девушка прошлого столетия" Оля Лебедева стала баптисткой.Года через три после своего замужества я случайно встретила её на улицу.От голубых ресниц.как и от косметики вообще,не осталось и следа.Красивые когда-то волнистые волосы заплетены в тугую косу.Вместо белых брюк,которые она очень любила,длинная пёстрая юбка.И трое детей на руках.

Наша легендарная Балалаечная троица тоже распалась.Один умер от передоза,второй спился,забросил балалайку и теперь ездит монтажником по вахтам.Третий,тот который ездил с "Огоньками" в Африку и поражал инотранцев вариациями Паганини,отслужил десантником в Афгане.В его глазах теперь что-то такое очень грустное.Как будто он знает что-то ,чего нам никогда не понять.Сейчас,как я поняла,он занимается проблемами ветеранов горячих точек.Двое его сыновей учатся в Суворовском училище в Москве.

Саша Гнездилов стал реставратором и изготовителем старинных музыкальных инструментов.В 2012 году он получил звание "Народного Мастера".С инструментами Александра Гнездилова в настоящее время российские музыканты гастролируют по стране и за рубежом. Его арфы, гусли, топшуры, домры-банджо, балалайка-банджо и лира колёсная звучат в Государственном Эрмитаже, в Государственном Центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки.
Вот такие истории.
Ну а мы с Толиком до сих пор вместе(уже 23 года) и вспоминаем теперь годы работы в оркестре,как лучшие годы молодости.

КОНЕЦ!