Здоровый дух - в больном теле

Сергей Михалев
Наступил Великий Пост, и снова всплывают вечные вопросы "зачем" и "кому это надо". Почему надо, и надо ли укрощать свое тело? Снова ищешь ответы, снова плутаешь в потемках и ищешь способ приблизиться к Истине без Поста и страданий. Но вновь и вновь приходишь к выводу, что только голодное брюхо приближает нас к Богу. Пост и молитва - вот что рекомендовал Господь. И что бы мы ни говорили, другого не дано. Можно, конечно, найти оправдание, и мы его находим. Но сытое брюхо не только к учебе глухо, но и к духовному развитию. Я тут и так крутил и этак, и пришел к выводу, что никак мы не обойдем наказ Иисуса Христа. Укрощать плоть молитвой и постом. Истязать плоть, чтобы молитва получилась... Выходит, не в здоровом, а в больном теле здоровый дух.
А мы-то о духе ли печемся? Мы ведь и в Пост о теле думаем, а не о душе. А потом удивляемся, что у нас молитва не получается. А она потому и не получается, что тело в общем-то здорово. А ну-ка вспомним, как мы молимся, когда всерьез больны и напуганы страхом смерти. И слезы-то прольем, и на колени станем, и так-то обратимся и попросим, что прямо как святые. А отступила опасность, и снова мысли о том, как вкусно поесть и сладко поспать. Я когда читал житие Преподобного Сергия, все никак не мог уловить, зачем же тогда жизнь вообще дана, если тело надо истязать. И, кажется, понял СМЫСЛ. Наверное, для духовного развития мы рождаемся. Рождаемся, чтобы научиться правильно молиться, слышать, что сверху нам "говорят". Вот возьмем того же Преподобного Сергия. Он ведь мертвого воскресил. Я уж не говорю о том, что он "видел" как в десяти верстах проезжал друг его Епископ пермский Стефан (так, кажется, его звали), что по его молитве источник воды в монастыре забил, что медведь к нему "в гости" приходил, что по молитве в монастырь телегу с продуктами от самого Бога привезли. Наверное, вот для чего жизнь дается. Чтобы духовно достигать высоты, которой достиг Преподобный Сергий. А мы ведь потому ничего не слышим, что не можем укротить свою плоть. Мы и не думаем ее укрощать, потому что только ради нее и живем. Если посмотреть на нас со стороны, что мы из себя представляем. Мы едим, пьем, ходим в туалет, моемся. Все это, чтобы порадовать свое тело. А что для души? Молитва 15-20 минут утром и вечером, во время которой мы продолжаем думать о том, как заработать денег или отремонтировать брызговик у автомобиля. Чего мы удивляемся, что не умеем молиться? Чтобы выучить немецкий язык, я занимался им пять лет в школе, потом пять в университете. (В каком состоянии он у меня сейчас, это уже другой разговор.) Но ведь надо было потрудиться, чтобы овладеть им. Чтобы научиться играть в теннис, я до ночи бил ракеткой по мячу и брата-напарника спать не отпускал. Чтобы научиться ездить на машине, мы ходили на курсы. А разве молитве не надо учиться? Чтобы получить радость от молитвы, как от игры в теннис (может, сравнение не очень подходящее), разве не нужно потрудиться? Конечно, нужно. Кстати, играть в теннис, хорошо поев, тоже тяжело. И учить язык сытому тяжело. Как ни крути, еда мешает не только молитве, но и многому другому. Она нас радует, вот почему мы едим больше, чем надо. Мы ищем не духовного роста, а удовольствий. И здесь корни нашего неумения молиться. И чтобы научиться молиться, надо молиться. Молиться, а не есть. Вот такой простой вывод. А мысли о "пожрать" надо прогонять опять же молитвой. И это и будет Пост. 
Уважаемый Евгений! Мне кажется, что если человек хочет спастись, то его жизнь вообще "грустна" с мирской точки зрения. Но дело в том, что даже зная, как спастись, мы этого не делаем. Отчасти, потому что слабы, отчасти, потому что привязаны к страстям мирским. Я хотел сказать в своем "произведении" о том, что, как мне кажется, очень важно. Пост необходим человеку для "правильной" молитвы. Сыт человек - нет молитвы. Окончательно этот вывод я сделал совсем недавно и поделился им с товарищем по вере. А потом решил поделиться и с другими людьми.
Если Вы всерьез задумываетесь о духовном росте, то знаете, что такое гордыня. Так вот победа в игре - это гордыня. И первым в теннисе я бы хотел не хотеть. (Прошу прощения за тавтологию.) А если хочу, то взращиваю в себе гордыню и удаляюсь от Бога.
Вы пишете, что еда нужна. Да разве я против? (Хотя известно, что есть люди, которые могут обходиться без еды.) Я веду речь о Посте и Молитве. Их заповедал Господь нам для духовного развития. И хоть пост не упоминается в Заповедях, как Вы справедливо заметили, он необходим, по слову Господа. А православным его предписывает наша Русская Православная Церковь, потому его желательно (очень) соблюдать.
Мыться тоже не грех. Я хотел только сказать, что нежелательно уделять слишком много внимания своему телу. Все святые его истязали (я тоже долго не мог понять эту связь), и потому они достигали высот в духовном развитии - исцеляли молитвой и даже воскрешали умерших, раздвигали море, останавливали день, получали источники воды в тех местах, в которых раньше этих источников не было.
Вот и получается, что хоть и грустно, что для духовного развития необходимо телесное самоистязание, оно тем не менее нужно. Невозможно без страданий получить духовное прозрение. В страданиях очищается душа, писал Федор Михайлович Достоевский, и полагаю, был прав. Без страданий душа, как бы это ни было грустно, не чиста. Почему, сложно сказать. Но человек, не терявший друзей в бою, не может ЗНАТЬ, что это такое. Чтобы знать, что такое страдания людей, надо пострадать самому. Чтобы понять страдания Христа, надо тоже пострадать. Отчасти именно для того и нужен Пост. Для того, чтобы "принять участие" в страданиях Господа.