Как это было

Валентин Фурсов
     Я помню это время. Возвращались мои сверстники оттуда. Кто-то с больной покалеченной душой, а кто-то в цинковых гробах. Это была какая-то встряска для всей страны. После Афгана все стало меняться. Думаю, это была первая точка развала СССР. В Москве очень скоро запретили публичные похороны, чтобы не будоражить народ. Провожали тихо. И это тоже не нравилось людям. А потом ползли слухи. Говорят, некоторые родители вскрывали запаяные цинковые гробы, а там... не было ничего. Мальчишка из соседнего подъезда погиб, защищая боевую точку. В памяти какая-то жуткая кровавая картина, как-будто сам там был... С ним мы не сходились характерами во дворе. Была драка и я его побил. И было стыдно. Он герой. И в бесконечности его страданий есть капля боли, причиненной мною...
     Отслужил другой мой школьный друг, вернулся. В школе нам нравилась одна девчонка. Случайно встретились. Он только-только демобилизовался. "Ну что, а как там?" - "Знаешь," - был его неожиданный и очень странный ответ: "Смотрю я тут на вас всех, и мне вас хочется всех убивать..." Что же такого он повидал там в Афгане, если такая ненависть в его душе?! Ненависть ко всем.
     А после словно прорвало... Чернобыль - вторая точка. Страна неслась в тар-тарары...
Максим, спасибо Вашей маме. Я никогда бы не подумал, что Вы прошли Афган.