Кто там, в колодце?

Нинель Добрянская
В детстве, начиная с трёхлетнего возраста, я была любопытным и любознательным ребёнком. Всё меня интересовало. Всегда всюду совалась, не понимая, к чему может привести меня тот или иной поступок. Наверное, на этот раз, чтобы я куда-нибудь не влезла, баба Фрося загнала меня в дом:               
       «На, дитятко. - cказала она, дав мне в руки небольшой моток ниток. – Я сейчас спряду ниточки, и мы их намотаем на этот клубочек. -  Она села за какое-то непонятное тогда для меня сооружение. - Поставь вон тот маленький стульчик позади меня и подожди». 
Послушно выполняю наставление бабушки, сажусь за её спиной и размышляю: «Ну что может быть для меня интересного в этих нитках, и долго ли мне придётся сидеть и ждать окончания её работы?»  И тут я вижу, как в небольшое отверстие двери просовывается небольшая чёрная лапка, а за ней появляется такая же чёрная мордочка, только с белым носиком. 
- Ой, Мурзик! Иди сюда! - предлагаю я нашему игривому котёночку. Несмотря на скрип и стук от бабы Фросиной машинки, Мурзик меня услышал. Ему тоже, наверное, было скучно. Хорошо, что внимание бабушки в этот момент было направлено не на нас, а на нити, которые она вытягивала из пучка шерсти на прялке. Мы искренне обрадовались друг другу. Вот с ним мне будет интересно! Да и ему тоже, ведь он такой же, как и я.
- Давай будем играть в мячик! - предлагаю я котёнку и бросаю ему моток ниток. Он будто ждал моего приглашения, вцепился лапками в моток и давай его мутузить и катать по полу с таким азартом, что нитки от него полетели в разные стороны.  – Хватит тебе одному играть! Я тоже хочу! – Но Мурзик так разыгрался, что ему уже было не до меня. Он не обращал на мои слова ни малейшего внимания. Я не на шутку рассердилась на него. – Раз ты такой и не хочешь со мной играть, отдавай мне мой мячик! – В ответ на мои слова Мурзик ещё сильнее вцепился в моток своими коготками и не собирался добровольно отдавать свою игрушку. Но я была сильнее. И вот моток уже у меня в руках. Но он совсем не походил на тот, который мне вручила бабушка!  – Что же ты с ним сделал?! Как ты его растрепал! – возмутилась я. – Стою расстроенная, кручу в руках остатки растрёпанных ниток. - Теперь из-за тебя меня накажут!
 В этот момент прялка умолкает, бабушка Фрося поворачивается ко мне:
- Смотри, дитятко, сколько я ниток напряла! А теперь давай мне свой моточек. – Я с виноватым видом  протягиваю ей то, что от него осталось.
- Что это такое? – возмущённо говорит она.
- Это не я, это Мурзик! – лепечу я. Но бабушка не слушает моих оправданий.
 – Убирайтесь с моих глаз оба! – сердито кричит она. И так пихнула Мурзика ногой, что он обиженно мяукнул. Дверь за нами с шумом захлопнулась. Уже во дворе слышу, как она кричит дяде Грише: «Присмотри за Нэлькой! Чтобы она опять никуда не всунулась!»
«Вот так всегда! – вздыхаю я. – Играть со мной никто не хочет, а ругают все. Почему они на меня обижаются? Как ты думаешь, Мурзик? Наверное, я им мешаю. Что мне делать, если мне не с кем играть? Хоть ты не бросай меня! Давай играть вдвоём!»
Но моё предложение его уже не обрадовало. Наверное, он обиделся за то, что я всю вину свалила на него, и решил развлекаться сам. Прямёхонько бежит от меня в тот угол двора, куда мне запрещено подходить.
 «Куда ты, глупенький! Туда нельзя! Там колодец! – Но котёнок, не обращая никакого внимания на моё предупреждение, быстро пробежал запретную территорию и шмыгнул в гущу кустов.  Я потеряла его из виду, а в следующее мгновение увидела его уже на чужом дворе. - И ты убежал от меня, оставил меня одну!»
Мне стало так тоскливо и одиноко, что я заплакала. Но тут заметила, что, погнавшись за котёнком, совсем близко подошла к колодцу. И увидела, что крышка, обычно закрывающая его, отодвинута в сторону. И видно ведро, болтающееся на цепи. В один миг моё плохое настроение куда-то улетучилось!  Сейчас всё моё внимание переключилось на этот таинственный колодец. Я знала, что в нём живёт страшный водяной, который не любит маленьких деток. – Так мне говорил дедушка Демьян. Поэтому мне и не велели близко подходить к колодцу.
«Наверное, водяной сердится, когда у него берут водичку. А она у него такая вкусная, холодная! Только пить её надо маленькими глоточками, чтобы не заболело горлышко. – Так говорила бабушка Фрося. - А  если я не буду брать водичку, он же ничего плохого мне не сделает? – размышляла я. - Мне бы только одним глазком посмотреть: какой же он? – Я присела на край колодца и заглянула в него.
 - Ого! Какой он большой и тёмный!» - произнесла я и услышала,  как эхо вторит моим словам:
- Тё-о-о-мный! - А мне подумалось, что это отвечает водяной.
- А где же ты сам? Покажись! Я тебя не вижу. –
- Ви-и-ижу! - откликается эхо. Внимательно всматриваюсь в воду, и мне начинает казаться, что там, в темноте что-то проявляется.
- Кто там в колодце? – спрашиваю я. И вдруг отчётливо вижу девочку!
 – Ой! Девочка! Как ты туда попала?
– Упа-а-ала… - отвечает эхо.
 – Тебя затянул водяной?
 – Водяно-ой… - звучит эхо, а мне кажется, что это девочка говорит со мной.
 – А где же он сам? Может, пошёл кушать и тебя оставил одну?
 – Одну-у… - отражается звук от дна колодца.
– Хорошо, что ты одна! Я сейчас тебя спасу. А ты будешь со мной играть?
– Игра-ать…слышу её ответ.
– Вот и хорошо, что ты согласна!
– Согла-а-асна….
-  А я уже где-то тебя видела! У тебя такие же кудряшки, как у меня! Я так рада, что мы будем с тобой играть! А то мне одной скучно. Даже Мурзик убежал от меня! Сейчас я спущу тебе ведёрко…
- Ведё-орко… - Я уже протягиваю руку, пытаясь дотянуться до ведра, висящего на железной цепи. И в этот миг кто-то больно хватает меня за волосы и опрокидывает на землю.
– Ой-ой! Дядя Гриша, я так тебя люблю, зачем же ты делаешь мне больно?
– Ах ты, дрянная девчонка! Ещё спрашиваешь! – сердито кричит он на меня. – Да не подскочи я вовремя, ещё чуть-чуть и ты бы свалилась в колодец!
– Я только хотела спасти девочку! Водяной её туда утянул!
– Дурёха! Там нет никакой девочки! Ты видела в воде своё отражение!
– Никакого выражения я там не видела!
 – Не выражения, а отражения! Ладно, пойми одно – ты видела саму себя!
– Нет, я была здесь, наверху, а там, внизу, была девочка. Она сказала, что будет со мной играть! Вытяни её оттуда! – плача, прошу я дядю.
– Бесполезно тебе объяснять! Наверное, в трёхлетнем возрасте в твоей голове это трудно укладывается. Зато заруби себе на носу, что тебе запрещается даже приближаться к колодцу! – И он с шумом задвинул тяжёлую крышку.
 На шум и крики из дома выскочила бабушка Фрося:
- Ты чего там раскричался? – спросила она.
– Этот ребёнок без приключений жить не может! – ответил ей дядя Гриша.  – Если бы я вовремя не подскочил, Нэлька утопилась бы в колодце!
- Да что ты говоришь? – ужаснулась бабушка. – Она что сама смогла крышку отодвинуть? –
- Нет, кто-то видать забыл закрыть за собою. А Нэлька тут как тут! Только и следи за ней!
– Ну и морока с этим ребёнком! У меня нет времени нянчиться с ней – столько забот по хозяйству, а за ней нужен глаз да глаз! Сынок, отведи-ка ты её к родной бабке в Лежано! Не дай Бог что случится, - Шурка скажет, что недосмотрели.
 - Не хочу, не хочу в Лежано!
Но как я ни плакала, ни просила, обещая, что буду слушаться, никто не обращал на меня внимания. В свои три года я уже не могла не чувствовать, что лишняя здесь. Никто никогда не приласкал меня, не пожалел. И всё же, несмотря на такое отношение, я рвалась сюда и была счастлива, когда мама привозила меня в мою любимую Натальевку. Это место, каждый его камушек, каждый кустик, речушка – всё здесь было для меня родным и желанным. И я очень тосковала, когда была вдалеке. Тогда мне ещё была неясна природа моего тяготения к Натальевке. Ответ пришёл гораздо позже. Здесь я родилась. Это место всегда было для меня свято. Оно всегда звало меня и, услышав этот зов, я летела, как на крыльях, к своей любимой малой Родине. В детстве это ощущалось настолько сильно, что расставание с Натальевкой, из которой меня изгоняли, как нашкодившего котёнка,  оставляло боль в моей душе.
Но ничего не оставалось, как подчиниться воле старших. И вот смотрю на небо заплаканными глазами и не узнаю его. Даже оно покинуло, отвернулось от меня, стало серым и неприветливым. А ведь раньше оно любило меня, было ласковым и нежным! Каждое утро улыбалось, желая доброго утра. А сейчас я всем стала не нужна. Прогнали меня из самого дорогого для меня места. В одно мгновение весь мир утратил свою прелесть, лишился своих радужных красок.  И ведёт меня дядя Гриша по пыльной дороге в моё нелюбимое село к такой же нелюбимой бабушке. И я решаю выразить свой протест тем, что поднимаю своими босыми ногами густое облако пыли. Какое-то время дядя терпит, хотя начинает чихать и кашлять. Но долго не выдерживает, бросает мою руку, отбегает от меня в сторону и кричит: «Вредничай, сколько хочешь, но я доведу тебя до твоей родной бабки!»  Я хнычу и злюсь на то, что моя затея ни к чему не привела, но не хочу отказать себе в удовольствии, и продолжаю как можно сильнее загребать пыль. Однако дядю моё поведение уже не волнует. Он идёт себе спокойно в стороне, насвистывая какую-то мелодию. Не знаю, сколько бы ещё продолжалась эта моя забава с пылью, если бы, откуда ни возьмись, ни появилась бабочка и ни стала меня развлекать: то сядет мне на рукав платья, то на голову. Осторожно поднимаю руку, чтобы её поймать, но она, легко вспорхнув, взлетает, и снова продолжает кружить вокруг меня.
«Ты тоже одна, и тебе скучно, и ты решила со мной поиграть, да?» - спрашиваю её. Наверное, она поняла меня, и предложила следовать за ней. Вмиг забыв все огорчения, бегу следом. Мой весёлый искренний смех заставил дядю оглянуться. Он остановился и от удивления раскрыл рот: «Ну и чудный же этот ребёнок! Только что хныкала, и вот уже несётся вслед за какой- то бабочкой, будто в ней вся её жизнь!» И, действительно, в этот момент для меня кроме этой бабочки ничего не существовало, а она всё манила и манила меня за собой. Счастливая, бегу за ней, стараясь не потерять её из виду. Мчусь с каждым рывком всё быстрей и стремительней. И в какой-то миг мне кажется, что я отрываюсь от земли и взлетаю. Появилось ощущение лёгкости и воздушности. И вот уже я в полёте. Поднимаюсь всё выше и выше! Лечу прямо в самую гущу голубого неба. А оно такое необыкновенное! Ласково притягивает меня к себе, нежно принимая в свои объятья. Чувствую, что это несравнимо, намного больше и сильнее всех моих предыдущих обид и огорчений. Знаю, что в этом мире я желанна и бесконечно любима!