Православие. Вопросы, ответы, мысли

Евгений Белоненко
Когда я принял крещение, мне было 34 года. Возраст вполне зрелый, выбор вполне осознанный, а не принятие крещения в младенчестве. Воцерковляющимся человеком я бы себя не назвал. Хотя и бываю в церкви каждое воскресенье, молюсь Господу Богу, ставлю Ему свечку и благодарю Его за всё. Потому что человек воцерковляющийся обычно следует не задумываясь церковным канонам. А я стараюсь именно задумываться, анализировать церковные каноны. Для этого прочитал Евангелия и многое из Ветхого Завета. Где знаний не хватает – задаю вопросы священникам на православных сайтах. Получаю ответы и задумываюсь уже над ними. Вот некоторые из этих вопросов, ответов и моих собственных мыслей и хотел бы здесь привести.

Чтобы быть последовательным, надо начать от Сотворения мира. Есть про это почти научная теория Большого Взрыва. Есть книга Бытие, где сотворение солнца и звёзд описывается парой фраз. Скажу честно, мне не хватает разума вместить ни того, ни другого. Теория Большого Взрыва меня смущает тем, что то, что взорвалось и образовало впоследствии Вселенную, уже должно было существовать. А откуда оно взялось? Опять же, Вселенная бесконечна, а взрыв не может быть бесконечным опять же с бесконечным количеством этого неизвестно чего. А когда читаешь книгу Бытие, то удивляет, что огромная Вселенная со всем её бесконечным множеством галактик, была так быстро сотворена. И этому акту Сотворения уделяется примерно столько же внимания, сколько сотворению, к примеру, рыб в воде Земли. А ведь очевидно, что это – несоизмеримые вещи. Опять же непонятно: сначала «Земля была безвидна и пуста и Дух Божий носился над водою». А уже потом – сотворение звёзд. То есть, земля с водой уже были, а как они были сотворены – непонятно.

Здесь мне понятно одно: на момент написания Библии человеческие знания не выходили за границы того, что Земля огромная, а солнце и звёзды – маленькие и вращаются вокруг неё. И как следствие ограниченности этих знаний иначе и быть не могло написано, подумаешь, какие-то звёзды, зачем расписывать их сотворение… Но ведь теперь мы точно знаем, что Земля – лишь маленькая песчинка относительно объектов огромной Вселенной. Думаю, и священнослужители уже не будут с этим спорить. И что с этими знаниями делать, как сопоставить с книгой Бытия, мне лично непонятно.

Ладно, мир так или иначе сотворён, пойдём дальше, уже к сотворению человека. Тут сразу скажу, что в теорию Дарвина лично я не верю. Как касательно эволюционирования видов, так и относительно происхождения человека. Хотя, думаю, что каждый из читающих эти строки, знает людей, в отношении которых эта теория кажется верной в плане происхождения их от обезьян;.  Ну да ладно, исключения подтверждают правило. А что написано в Библии прекрасно известно: «И сотворил Бог человека по образу и подобию Своему».

Здесь у меня сразу же возник вопрос: ведь все люди разные, есть четыре расы, не считая переходных. Но ведь все они при таких различиях остаются людьми. Так как же людям всех рас возможно быть подобными Богу? Этот вопрос был задан батюшке на церковном сайте. Внятного ответа я не получил, но батюшка написал, что при таком подходе можно скатиться к антропоморфизму. К сожалению, точного ответа и вопроса не сохранилось, а то обязательно бы привёл здесь. В-общем, вопрос остался.

Ладно, пойдём ещё дальше, Адам и Ева сотворены. Но сотворены и поселены где-то в ОДНОМ МЕСТЕ, в Эдемском саду, так написано в Библии. Но ведь люди существовали на  разных континентах с древнейших времён. А как они туда попали? Про это был задан вопрос уже другому батюшке на другом сайте. Здесь вопрос и ответ сохранились, привожу:

Здравствуйте, отец Александр. Скажите пожалуйста, есть ли у Церкви какое-либо объяснение появления людей на других континентах? Эдем, где Бог сотворил и поселил Адама и Еву – это предположительно Междуречье, современный Ирак. Но даже если предположение неверно – это всё равно какое-то ОДНО место. А все события, описанные в Библии, ограничены в пространстве западной Азией и северной Африкой. А люди, в том числе и цивилизованные, с древнейших времён существовали например в Америке (индейцы, инки), в Австралии (аборигены) и даже дикари на островах. А морские расстояния в многие тысячи километров исключают миграцию. Я не верю в теорию Дарвина, но почему ничего не известно о сотворении Богом целых иных рас? Или известно, просто я не знаю? Заранее благодарен за ответ.

Ответ:

Добрый день, Евгений! Почитайте внимательней Священное Писание. Там говориться о событиях, которые происходили у вавилонской башни. С тех времен и появились народы с различными наречиями. А, что касается континентальной принадлежности, то не вижу ничего сверхъестественного в том, что люди могли добраться на разные материки в силу естественного стремления познать окружающий их мир.

Вот так. Батюшка не видит ничего сверхъестественного в плаваниях за многие тысячи километров через штормовые океаны на примитивных судах. И отличия внешнего вида людей, живших на разных континентах, его тоже ничуть не смущают.

Ладно, вернёмся к Адаму и Еве. Прочитав, как Каин убил брата Авеля, я сразу озадачился вопросом. Если Каин остался один, то как же дальше продолжился человеческий род? В Бытие сказано, что он потом пошёл в какой-то другой город. То есть этот некий другой город, надо думать, уже был построен. И даже взял себе там жену! Откуда взялись эти другие земли и люди в этих землях, совершенно непонятно. Опять спрашиваем батюшку:

Как известно, первыми людьми были Адам и Ева. У них были сыновья Каин и Авель. Потом Каин убил Авеля. Получается, Каин остался один. Как же продолжился человеческий род?

Ответ:

Нет, были и другие дети, но о них Писание не упоминает.

Получается, Каин женился на своей неизвестной сестре, которая по каким-то причинам ещё раньше ушла из родительского дома. А как может быть иначе?

Ещё большой вопрос у меня возникает в плане актуальности Ветхого Завета для православного христианина. Вопрос был такой:

Десять Заповедей, которыми руководствуются православные христиане, взяты из книги Ветхого Завета (Второзаконие). Но эта книга содержит также множество других повелений о поведении. Должно ли русскому православному христианину руководствоваться в повседневной жизни также и ими?
Ведь митрополит Илларион в передаче «Церковь и мир» сказал, что Ветхий Завет рассматривается церковью, как завет Бога ЕВРЕЙСКОМУ НАРОДУ, данный применительно к историческим реалиям того времени.

Батюшка ответил примерно так, что старые ветхозаветные правила соблюдать не обязательно. Но вопрос у меня остался. Заповеди ведь актуальны, получается «тут играем, там не играем»? Я считаю так, что здесь должна быть определённость. Либо надо ориентироваться исключительно на Евангелия Нового Завета, либо принимать Ветхий Завет целиком, со всеми его повелениями. И ещё здесь вопрос: можно ли отождествлять Бога из Ветхого Завета и Бога-Отца из Христианства? Христианство ведь учит человеколюбию Бога, а Ветхий Завет нередко повествует об истреблении израильтянами целых народов во имя Бога.

Про пост у меня большой вопрос. Непонятно, зачем Православие расширительно трактует четвёртую Заповедь, добавляя в неё соблюдение постов? Ведь в оригинале, в книге Второзаконие, там только о субботе. И вообще концепция меня удивляет. Да, Иисус Христос сорок дней провёл в пустыне и ничего не ел. Да, в Евангелии записано именно так, ничего не ел, а не так, что не ел только скоромного. И почему священники думают, что ограничивая себя сорок дней в животной пище, мы становимся ближе к Богу? На мой взгляд, вообще желание уподобить себя Богу хотя бы даже и в ограничении себя в еде – проявление гордыни и ничего другого. А гордыня ведь считается одним из смертных грехов. Да, многие священники понимают пост прежде всего, как духовное очищение от злых помыслов. Но ведь гораздо комфортнее живётся человеку, вообще не имеющему злых помыслов. И зачем для этого выделять искусственно какой-то временной интервал? И при чём здесь запрет на употребление животной пищи?

Здесь мы подходим ещё к одному вопросу. Два важнейших православных праздника предваряются двумя самыми долгими постами. На мой взгляд, это далеко не случайно. А потому, что в Православии считается, что невозможно в полной мере радоваться празднику, не пройдя до него через долгое самоограничение. Другими словами, через страдание. На эту тему приведу вопрос, заданный кем-то другим и ответ протоиерея Дмитрия Смирнова:

Вопрос — Говорят, что Господь терпел, и нам велел. А зачем? Почему человек должен все время страдать?

Ответ — Почему, когда человек начинает страдать, все в нем этому противится? Почему человек возмущается, когда ему нехорошо? Да потому, что это состояние для него противоестественно, Господь создал человека для блаженства. Было такое время, когда Адам и Ева пребывали в раю, у них не было ни забот, ни трудов, ни скорбей, ни болезней, а одно лишь пребывание с Богом, непрекращающаяся радость, созидание и творчество. Но также дана была свобода, которую они употребили во зло. Почему? Посмотрим на детей. Вот появилось у мальчика свободное время — что, он откроет учебник и начнет читать? Или по музыке новую вещь разберет?  Или без напоминания вынесет помойное ведро, вымоет посуду? Нет. А на что же он употребит свободное время? Скорее всего, на безделье или на различные непотребные и неполезные для его души занятия. Почему? Потому что человек, когда стоит перед выбором, обычно выбирает не то, что пошло бы ему или другим на благо, а то, что проще, в чем для него заключается соблазн, — и поэтому все дальше и дальше отходит от Бога. Если мы сравним младенца и взрослого, то увидим, что ту чистоту, непосредственность, способность легко прощать, которую человек имел в младенчестве, взрослый утратил в результате того, что постоянно, в течение всей своей жизни отказывался от добра и сознательно выбирал зло.
        Кто из нас не страдает, видя, что наши дети идут не тем путем? У кого не возмущается сердце, когда сын лежит, задрав ноги, ничего не делает и плюет в потолок, когда в комнате беспорядок? Как же так? Почему такое происходит? Вот ты убери, тогда и валяйся! Это наша точки зрения. А его позиция совсем другая: зачем убираться, когда завтра снова будет беспорядок? Какой в этом смысл? Мы-то уже привыкли к порядку, он нам мил, мы понимаем, что это необходимое условие всякой работы и вообще жизни. А наше дитя, еще не имея такого опыта, воспринимает порядок не как благо, а, наоборот, как вынужденное зло.
Так же и нам в жизни хочется одного, а Богу, нашему Отцу,  другого. Например, ребенок не думает о том, что скоро будет взрослым. Девочка, которая не приучилась к домашнему хозяйству (мама ее все время заставляла, а она упиралась), не понимает, что мама-то ей желала не зла, а добра. Мама знала, что если дочка вырастет неумехой, то в ее семье всегда будет кавардак, мучение, раздраженный муж и такие же не приученные к порядку дети, то есть сегодняшний сумасшедший дом возрастет в квадрате. Но ребенок ищет своего... Так и мы, маленькие, глупые, не понимаем того, что нашу жизнь нельзя назвать полной, что после смерти тела жизнь наша не кончится, а только начнется. О смерти, которая всем нам предстоит, мы теоретически знаем, но совершенно не думаем.  Мы не сознаем, что она переведет нас в абсолютно другую ситуацию, к которой мы не готовы и которая многих из нас поставит в полный тупик.
Для чего же мы родились на свет? Мы родились, чтобы страдать, потому что только так мы можем понять что-то очень важное в жизни. Потому что страдание очищает, делает человека мудрее, учит его, возвышает. Поговоришь с человеком тридцати пяти лет — он обычно рассказывает о том, как служил в армии. Ему было тяжело, на него давили, он оторвался от отца и матери,  но он об этом вспоминает как об особенно важном периоде своей жизни. Поговоришь с воевавшим стариком — он вспоминает только войну; прошло уже сорок лет, а он говорит все о войне, о войне, о войне. Почему? Да потому, что только в это время он и жил по-настоящему. Поговоришь с матерью — она говорит только о своих детях: как она их рожала, как мучилась с ними. И вот это мучение и было тем временем, когда она, собственно, жила, а вовсе не тот период, когда она была еще свободна, туда-сюда фланировала... Человек в страдании учится самому главному — состраданию и любви. И Крест Господень есть символ любви, потому что любовь всегда распинаема. Мать распинаема своими детьми, художник — своей картиной, каждый человек в своей жизни распинается тем, что он любит. И если мы хотим достичь духовной жизни, то должны распяться вместе со Христом, сораспяться Ему. Тогда наша жизнь приобретет смысл, потому что страдание введет нас в вечную жизнь. Не поиски земного счастья нужны, а именно Голгофа, скорбь, принятие страдания ради Царствия Божия, потому что любовь всегда жертвенна.

Вот так, открытым текстом пишет священник: Поиски земного счастья не нужны, а страдание введёт нас в вечную жизнь! По-моему этот Дмитрий Смирнов неправ по крайней мере в том, что люди с радостью вспоминают периоды страданий. Люди, на мой взгляд, с радостью вспоминают именно окончание этих периодов мучений, избавление от страданий. Вот, к примеру, мой покойный дедушка, прошедший почти всю войну, совсем не любил о войне вспоминать. Хотя по немногим рассказам было ясно, что на войне прошёл через тяжелейшие испытания. Под Сталинградом воевал, Днепр форсировал, был ранен два раза. А вот день Победы для него всегда был праздником номер один. И всей семьёй каждый год его справляли по полной.

Гулял я с месяц назад с детьми на площадке. И подошли ко мне две девушки. И предложили поговорить о Боге. По первым словам стало ясно, что они представляют церковь Иисуса Христа Святых последних дней, короче - мормоны. Я дал им понять, что считаю себя православным, но если говорить о Боге, то это будет долгий и серьёзный разговор, а я хочу погулять с детьми, примерно так. Тогда они дали брошюру с информацией о своей церкви и ушли.
Брошюру я вечером прочитал. И первый же абзац на первом же листе был таким:
Бог – наш Небесный Отец. Он знает вас лично и любит вас больше, чем вы можете себе представить. Он хочет, чтобы вы были счастливы в этой жизни и в вечности.

Я не собираюсь записываться в мормоны. Но такое понимание божественной любви и желание людям счастья и в этой жизни и в вечности мне ближе, чем позиция православных батюшек, которая гласит: страдайте в этой жизни, тогда в будущей будете счастливы. А вам, читатели, что ближе?

Ведь Иисус Христос исцелял больных и страждущих, чтобы они были здоровы и счастливы именно в этой, земной жизни. И мне это совершенно понятно. А по концепции Православия, Ему надо было не прекращать их страдания, чтобы у них было больше шансов войти в Царствие Небесное.

И в завершении приведу вопрос и ответ батюшки на тему: «Церковь и политическая жизнь». Тоже может быть показательным для мыслящих людей. Вопрос был задан в декабре 2011 года. Даже и комментировать не хочется.
Является ли грехом массовая фальсификация властью результатов выборов? Ведь это – воровство голосов избирателей, а следовательно – нарушение Божией Заповеди «Не укради». И если является, то от Бога ли такая власть? И как правильно реагировать православному христианину: смириться с греховностью власти или активно протестовать?
—Заниматься своими делами и жить достойно и честно. Чем меньше будет прав у других партий - тем больше пользы для страны и нас, иначе будут как лебедь, рак и щука. Я за руку никого не ловил, и мне до этого политического процесса вообще дела нет. Я за то, чтобы правили не коммунисты и чтобы у той власти, которая есть, голова больше о народе и стране болела, а не о голосах. Да, смиритесь, а то так и норовят опять народ раскачать и устроить очередной 17-й год со всеми последующими годами резни и прочего безобразия. Храни и спаси Господь!

Наверняка найдутся люди, которые сочтут грехом уже задумчивость над подобными вопросами и попытки анализа, а не слепое выполнение канонов. Им готов сказать, что Господь же сотворил человека разумным и мыслящим.  Я здесь не претендую ни на особую разумность, ни на глубокомыслие ни, тем более, на истину. И всегда буду рад, если кто-то заинтересуется этими вопросами и выскажет своё мнение.

Прости меня, пожалуйста, Господи, если я по недомыслию своему позволил себе в этом произведении греховные вопросы и сомнения.