Отражение в зеркале

Галина Радциг
- Знаете, я хотела бы поговорить о хамстве. Меня каждый раз так напрягают ситуации, когда я сталкиваюсь с этим явлением. Вот я и решила выяснить у специалиста, как реагировать на хамство? Многие говорят: не обращай внимания! Но , по- моему, от этого хам еще больше наглеет. Опускаться до уровня хама совсем не хочется, но и позволять себя каждый раз поливать грязью тоже не хочу! Вы можете помочь мне разобраться в этой проблеме?
- Давайте попробуем разобраться ! Но, чтобы  мы понимали друг друга, приведите мне пример этого самого хамства. Что это такое по-вашему?

- Ну хамство- оно и есть хамство! Чего тут непонятного! Но, если хотите, приведу пример. Мой муж работает водителем автобуса, возит экскурсии. Я работаю медсестрой в больнице. Мы очень редко видимся. И, чтобы побыть вместе, я иногда в свой выходной день езжу с ним на экскурсии. Просто сижу в соседнем кресле, мы разговариваем. Вчера я тоже решила поехать с мужем. Прищла экскурсовод, грузная пожилая тетка. Все что-то бубнила недовольно, начала маршрут корректировать: туда поедем, сюда нет. Муж  сказал, что он поведет автобус строго по маршрутному листу. И все изменения только через офис. Экскурсовод что-то недослышала, стала переспрашивать. Я ей громко повторила то, что сказал муж. Тетка как заорет: « А это  вообще кто такая?» Муж сказал, что я его жена. Она: « Тогда вообще заткнись и помалкивай». Нет, ну вы представляете?!


- И как на все это отреагировали Вы?
-Ну- как?! Попросила ее быть повежливей. Но настроение уже испортилось. Я никуда не поехала. Попросила, чтобы муж подвез меня поближе к дому и высадил. Он потом, конечно, ей отомстил! Высадил ее после экскурсии  за два километра до нужного ей места! Уже не первый раз попадается какая-нибудь дура, которая испортит все планы.
- Попробуйте четче сформулировать, что же Вы все-таки хотите? Чтобы у Вас настроение не портилось? Или, чтобы окружающие вели себя так, как Вам лично удобно?
-.... А разве это не одно и тоже?...


- Нет, это совершенно разные вещи.
- Я просто хочу понять, как мне реагировать на подобные ситуации хамства и агрессии, не опускаясь до  уровня тех, кто их создает!
-То есть, Вы лично не готовы отвечать хамством на хамство?
- Конечно! Меня так воспитали!
- А Вам хочется ответить?
- Еще как! Я эту тетку готова была придушить! И язык у меня подвешен, дай бог каждому! Если бы я себе дала волю...
- А почему Вы не дали себе эту самую волю?
- Ну.. Во-первых, это может на работе мужа плохо сказаться. Вплоть до увольнения. И, во-вторых, я не хочу быть похожей на эту дуру! Я ей мысленно все сказала, что о ней думаю!


- И чем же вы с этой дамой друг от друга отличаетесь в таком случае? Она сказала вслух, Вы- внутри себя?
- Да Вы что?! Она же форменная хамка! Хотя следовало ей все высказать! Возможно,  в следующий раз она не будет лезть не в свои дела и портить людям настроение. Если таких не останавливать, они вообще краев не видят! Вот еще пример. Муж подвозил на своей машине троих молодых людей. Они были подвыпивши , громко орали, матерились. Муж попросил вести себя покультурнее. Они только ржали. И тут мужа подрезали. На светофоре муж выскочил из машины, подбежал к тому, кто его подрезал , выбил боковое стекло и врезал поганцу от души. Когда он вернулся назад, эти трое притихли. И дальше ехали молча.

- Вы полагаете, что муж поступил верно?
- Конечно! Все сразу все поняли. Один, как надо ездить. Парни- что не надо орать! Другим способом объяснения до них не доходят!
- А если за рулем подрезавшего автомобиля был неопытный молодой человек или девушка, которые пока не очень уверенно себя чувствуют на дороге? Или пожилой человек, которому вдруг стало плохо с сердцем? Если подрезание было не актом хулиганства и нарушения правил, а непредвиденной ситуацией?
- Ну знаете! Так все что угодно можно оправдать!

- Скажите, а если бы муж не был столь взвинчен из-за своих пассажиров, он так же отреагировал бы?
- Ну что Вы! Он очень добрый и порядочный! Но тут просто- достали!
- А хотите я расскажу вам эту же историю и с тем же названием, но от лица "подрезавшего"?
- Давайте! Только не понимаю- зачем?
- Сейчас поймете. Итак. Еду я на своей машинке! Какой кайф! Хотя конечно еще не очень уверенно себя чувствую. Побаиваюсь. То тут посигналят, то там. Но в целом- нормально. Уже третий день езжу на машинке! Она, умница моя, новенькая, слушается меня. И вдруг сзад какой-то мужик сигналит и сигналит! И подъехал свсем близко: сейчас врежется. Блин, надо уйти с этой полосы! Ох, как нехорошо получилось! Подрезал парня! И тут на светофоре мужик из машины выбегает, подскочил, разбил мне боковое стекло и так вмазал! Не, ну я, конечно, нарушил! Но зачем уж так-то? Прям зверь какой-то! Вот скажите, как реагировать на такое, а?


- Да почему Вы считаете, что он не специально-то?! Вы даже не представляете, что творится на дорогах! Да там каждому второму надо физиономию чистить!
- Вы себя сейчас слышите?!
- Ой, да и правда, чего это я ? Так что делать с хамством-то? Как правильно на него реагировать? Ну, чтобы без мордобоя... И вообще...
- Никак. Надо учиться не не  реагировать, а не испытывать агрессии. Не подавлять ее бесконечно, а не испытывать. Ибо ненависть невозможно остановить ненавистью, агрессию агрессией. Ваш муж "отомстил" экскурсоводу. Она накатает на него жалобу. Он еще как-нибудь извернется. Это может продолжаться до бесконечности. Пока кто-то из этих двоих не остановится и не скажет себе: мне это больше неинтересно, ибо я не чувствую потребности мстить.
- Да мы с мужем не какие-то злобные мстители! Но невозможно же постоянно терпеть это повсеместное хамство!


- Расскажу Вам одну историю из жизни. Я недавно в очереди в сберкассу наблюдала разговор двух бабушек, которых обслуживала одна и та же кассир- оператор. Одна сказала:
- Какая милая девушка! Просто золото,вежливая, воспитанная!Настоящий ангел!
Вторая ответила:
- Это которая? Из седьмой кассы?! Да бросьте- это редкостная хамка! Все швыряет и никогда толком ничего не объяснит! Чисто ведьма на помеле!

- И для чего Вы это рассказали?
- Как думаете, почему с одной бабулей девушка была ангелом, а с другой- злой ведьмой?
- ... И почему же?!
- Девушка каждой из женщин продемонстрировала им их внутреннее состояние.
- А что, вторая ей хамила что ли?
- Нет, словами не хамила. Но ее внутренняя агрессия была считана девушкой моментально. И подсознательно тут же получила ответ.


- Так Вы хотите сказать, что в нас много агрессии???!!!
-Я хочу сказать, что нас могут провоцировать только на то, к чему мы имеем склонность. В вас и  вашем муже много скрытой агрессии, которую вы ежечасно подавляете. Вам же объясняли в детстве, КАК надо себя вести. Что можно, а что нельзя. И вот копите вы в себе эту агрессию, копите. А потом получается атомный взрыв. Как с подрезавшим авто.

- Но ни я , ни муж никогда не начинаем первыми! Мы мирные и воспитанные люди!
- Я это не оспариваю. Хотя, если человек проявляет агрессию, не важно, каким по счету он это делает: первым или вторым. Все равно это человек, в котором есть агрессия. Это человек, который не доволен окружающим миром. Это человек, который не доволен собой. Поэтому и работать надо с собой. А не думать о том, КАК реагировать на чужую агрессию, как с ней бороться. Думать надо, как научиться не испытывать агрессии. А не как ее не проявить. Мир, в котором каждый из нас живет, есть отражение нас самих. Мы пытаемся изменить отражение этого мира, не изменив себя. Это невозможно. Вначале мы должны измениться сами, лишь потом изменится отражение... Ну это все равно, если вы стоите перед зеркалом в драном халате и сердитесь, что не видите на себе платье от Диор.


- Что-то я не понимаю. Если нам все время хамят, то  мы с мужем сами хамы?!
- Не так прямолинейно, но по сути- верно.Вы склонны к некорректному поведению. Вы и сами это не отрицаете, утверждая, что если бы Вы не опасались репрессий в адрес мужа, Вы бы этой тетке показали! Вы ничем от нее не отличаетесь. Вы способны к проявлению агрессии. И до тех пор, пока эта агрессия в Вас присутствует, Вас будут на нее провоцировать. И либо Вы будете реагировать, оправдываясь тем, что Вас " достали". Либо будете всеми силами сдерживаться, проговаривая все мысленно. И в чем разница?
- Но они же первые!!!
- Напоминает бородатый анекдот. Муж: " Я пью, потому что ты все время орешь!" Жена: " Да я ору только потому, что ты все время пьешь!" И кто из этих двоих прав?!


- Ну... Я не знаю. Должен же кто-то остановиться...
- Именно об этом я Вам и говорю. Вы пришли с вопросом: как реагировать на проявление хамства? Как бы Вы сейчас ответили?
-Нет, я с этим не согласна!
- С чем Вы не согласны?
- С тем, что мы сами виноваты!
- Мы не говорим сейчас о какой-либо вине. Мы говорим лично о вас с мужем. Вам не нравится ситуация, когда люди, с которыми вы ежедневно сталкиваетесь, ведут себя грубо и агрессивно. Значит, разрешить ситуацию и должны вы. А не ваше окружение. Вам демонстрируют агрессию потому, что в вас этой самой агрессии очень много. Как только вы перестанете агрессию испытывать, так изображение в зеркале моментально изменится.


- А как это сделать?
- Для начала признать, что в вас есть такая особенность. Потом принять, что у других людей могут быть другие представления о правилах поведения. И разрешить этим людям быть такими, какие они есть. Не давать им оценок и не осуждать. Они не плохие , они просто другие. Они не обязаны нам ничем. В том числе не обязаны обеспечивать нам хорошее настроение. Наше хорошее настроение и хорошее самочувствие- только наша задача. И решать ее должны мы. А не соседи, коллеги, мужья, жены и дети.

- И как это все принять? Во мне вот просто все возмущается!
- А как Вы думаете, это имеет какое-то отношение к агрессии? К той скрытой и бушующей в Вас агрессии?
-... Наверное имеет! Меня вот просто плющит от негодования! Блин, похоже что Вы в чем-то правы! А можно как-то помочь этому принятию своей агрессии? Я вот вроде как и понимаю, что есть агрессия, но мне прям хочет заорать и ногами затопать, что ее нет!


- То, что Вы уже это признаете- огромное дело. Осталось научиться агрессии не испытывать.
- А можно этому научиться?
- Конечно. Для начала отслеживайте все свои проявления агрессии. Просто отслеживайте: вот, сейчас я очень агрессивна! Вот я хамлю и получаю от этого кайф!  А сейчас так хотелось ответить, но я сдержалась! Теперь внутри все прям клокочет!Просто отслеживайте, не осуждая себя. Просто отслеживайте и отмечайте. Скоро увидите, что таких моментов становится меньше.
 Если Вы человек верующий, хороши акты покаяния. Читайте любую молитву, хоть самую простую- Иисусову. Просите прощения. Искренне. Если вера для Вас не близка, можно очень эффективно решать проблему с помощью медитации, особенно со свечой. Можно повторять мысленно  аффирмации на собственный покой и мир в душе. Все это великолепно работает. Главное- искренне хотеть измениться. Тогда отражение вашего мира в зеркале будет приятным и гармоничным. У мира не будет повода вас провоцировать.
- Ой, как все непрсто!
- Непросто! Но возможно. Выбор всегда остается за нами. Только нам решать, каким будет отражение в нашем заркале!