Тобиас Крисп. Превосходство Христа

Инквизитор Эйзенхорн 2
ПРЕВОСХОДСТВО ХРИСТА
Тобиас Крисп (1638)

Во всем Он имеет первенство
Кол.1.18

Дивный, сладкий и утешительный апостол язычников создает шедевр своего апостольства, чтобы привлечь людей ко Христу и завоевать их для Него: "Мы, посланники Христа, умоляем вас от имени Христова: примиритесь с Богом". Как и во всех остальных своих посланиях, так особенно в этом, и особенно в этой главе он излагает дивное учение таким образом, чтобы увещевать людей прийти ко Христу; и он отмечает, особенно начиная со ст.15, используя все свое мастерство, чтобы уловить привязанности людей, все, что наиболее очаровывает и притягивает их. Ибо мир с его красотой и полнотой сильно притягивает нас; люди хотят обладать всем редким и красивым, и если это так ценно для них, то, говорит апостол, я покажу вам то, что действительно уникально и прекрасно, показав Христа, ибо Его красота такова, что нет никакой красоты помимо Него, и если Он есть "образ Бога невидимого", что и есть одна из похвал Ему. Но, скажут некоторые, это относится ко всякому человеку, а не только ко Христу, в чем же здесь уникальность Христа? Это правда, что человек создан по образу Бога, но нигде апостол не называет его "образом Бога невидимого" и не усваивает ему такую честь, но вы можете найти, что уникальность и красота Христа выявляется более полно в другом месте, в Евр.1.3: "Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его". Он есть живой Образ Божий, будучи так подобен Ему, как вы не можете себе представить; и в Нем столь полны совершенства Бога, что Он подобен Отцу как никто другой, отражая сияние славы Его. Но есть некоторые, кто находит в Нем красоту, но не самосущую, наподобие благородства тех людей, что лишь отчасти от королевской крови. Если речь идет об этом, то апостол представляет Христа как имеющего величайшее владычество в мире; Он есть, говорит апостол, "Первенец всякой твари" в царственном доме Самого Бога.
И так же, спросите вы, в чем уникальность Христа пред всеми тварями, если все они Божьи? Я отвечу: возлюбленные, есть существа в доме Божьем и из дома Божия, как говорит апостол в Евр.3.5, уподобляя Моисея слугам в доме; но Христос как Мессия и Сын - не только от царственного дома Божия, но и рожден от сего дома, ибо Он есть Единородный Сын от Отца: "это Сын Мой возлюбленный", так что Он есть, скажем с благоговением, Царственной крови, и Он не младший брат, ибо Он Первенец и Наследник, что имеет значение для всех, вводимых в семью Божию. Более того, Он есть Единородный из дома сего, ибо никогда не было и нет никого подобного во всей семье Божией, и главное для нас то, что Он, как говорит апостол, есть Единородный Сын Божий и Слово, полное благодати и истины (Иоан.1.4). И если люди поищут во всем мире сходств в благородных домах, они не найдут никакого подобия Сыну Божию. Именно так апостол оценивает Его. Но все же некоторые готовы сказать: пусть Он из царственного дома, но Он может не иметь никакой власти и не править. Если скажут так, то апостол говорит об уникальности Христа в связи с Его силой и властью: "Все чрез Него и для Него начало быть", то есть все вещи в мире находятся под Его властью и правлением, и они смиренно подчиняются Ему, ибо все творение в Его руках и пред Ним "преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних". 
Некоторые могут также сказать, что Он не совершает суда. Я отвечу: нет, Он велик в правлении, но Он так же велик в суде, ибо Он Великий Царь, и Он повелевает небу так же, как и земле. Нет ничего, чего Он не может попросить у Отца, хотя у Него и нет ничего отдельно от Отца, и мы как Его невеста тоже в Его власти.
Могут сказать также, что если Он обнищал ради нас, то у Него больше нет такой великой державы и суда; если Он беден, мы будем жить в Нем, но нам станет плохо, если Он наследует такую власть и богатство, и нам не на что будет надеяться. Я отвечу, что Христос богат сокровищами Своими не меньше, чем судом и державой, ибо "благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота" (1.19). Вся полнота, все сокровища Премудрости сокрыты в Нем, Он распоряжается всем миром, и никакое серебро и золото не сравнится с этой властью.
Да, но могут спросить, что Тот, Кто имеет такое богатство, может оказаться скуп и держать его для Себя, а мы останемся бедны и нищи.  Но, возлюбленные, Он не более богат, чем способен раздавать Свои сокровища и делиться до последнего всем, что у Него есть. Потому апостол говорит не только, что "в Нем обитает вся полнота Божества телесно", но и что "вы имеете полноту в Нем, что является Главой Тела". Голова не скупа; все, что она имеет, сообщается всему телу; Христос же есть Глава и одновременно полнота Божества. И как голова, не жалея себя, управляет всем телом и поддерживает его, чтобы каждый член его имел свою долю, и сохраняет душу и тело вместе, чтобы сделать человека полным; и если любой человек мысленно усилит до предела все эти совершенства тела, которыми он пользуется, он не сможет даже подойти к тому, чем является реальное совершенство Тела Христа. Люди не в силах представить себе совершенство Христа ближе и яснее, чем тень подходит к своему предмету. Говорят, что "жена бакалавра - редкая птица", и все же фантазия может наделить ее таким совершенством, каким пожелает. Но Христос вне всякого сравнения, ибо никакое наше воображение не представить себе больше, чем тень Его совершенств.
Так апостол, посвятив свое слово восславлению Христа, завершает его и говорит о цели, которую имеет превосходство Христа: "чтобы Ему иметь надо всем первенство", первенство пред самыми прекрасными вещами мира сего, чтобы Он превосходил все, что в мире было, есть и будет. Итак, уникальность, величие и совершенство Христа не сравнимы ни с чем, и, следовательно, Он должен иметь первенство во всем. Поэтому мы рассмотрим:
Во-первых, что это за превосходство, которое должен иметь Христос.
Во-вторых, почему Он его имеет, и затем скажем слово, как это приложимо к нам.   
Во-первых, что это за превосходство. Я не настаиваю на самом этом слове; вы знаете, что оно значит лишь, что человек или вещь выше всех остальных в своем роде и особенно по своим делам, и оно прежде всего касается предпочтения того человека, кто может сделать лучше и больше всего, особенно если никто другой не может. Короче говоря, дать Христу превосходство - это значит поставить Его выше всего в мире, предпочесть Его любому человеку и вещи, ибо Он гораздо более могуществен и самодостаточен, чем все сущее.
Но более конкретно: чтобы мы могли лучше видеть то превосходство, которое должен иметь Христос, мы должны знать, в чем уникален Его образ. Мы должны воздать Христу то превосходство, что воздал Ему Отец на Его пути, и учитывать характер этого превосходства, что Отец Ему дал. Вы найдете, что Отец во всех вещах поставил Христа бесконечно выше всего в мире, избрав Его до создания мира. Прежде всего, Отец дает Христу превосходство в Своих привязанностях, любви и восхищении. Нет ничего в мире, что Отец так любил бы и чему так радовался, как Сыну. Вся радость твари для Отца - лишь лучи Солнца правды в глазах Бога. О том, что Христос обладает большим обилием любви Отчей, чем любое существо в мире, достаточно будет привести лишь один или два стиха, чтобы прояснить это. Посмотрим на Притч.8.30-31. Кстати, необходимо отметить с самого начала, что Мудрость, о которой говорится в этой главе, как это понимают почти все, относится только ко Христу, ибо то, что говорится о сей Мудрости, нельзя сказать ни о ком, кроме Христа. Далее обратим внимание, что о Мудрости говорится, как о Христе, что Он был избран любовью Отца: Я была создана, говорит Мудрость, от века. Никто не вечен и не может быть вечен, но только Бог, все же твари имеют начало своего бытия во времени. Заметим теперь любовь Отца в этом создании от века: это правильно покажет нам характер превосходства. Мудрость говорит о многих вещах: Бог заложил основания вещей, создал море и всех тварей, но только сама Мудрость была создана от века и может сказать: у всего есть свое место в мире, но Мое место выше всей твари в любви Божией. И эта любовь Бога ко Христу выше Его любви ко всей твари в мире, о чем сказано далее: "я  была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими". Христос здесь рассматривается как Любимый Сын Отца. Все существа в мире воспитываются Богом в широком смысле, но Он был воспитан в Его особой любви и ласке. Когда родился Исаак, он был приведен к Аврааму, а Измаил отвергнут; он имел свою часть, но не должен был воспитываться с отцом. Это показывает разницу любви к одному и к другому, ибо воспитание есть признак любви. Бог создал всех тварей, но Христос - Его единственная Радость, и Он не может смотреть ни на какое существо в мире с тем же радостью и восторгом, каковы они на Сыне, и эта радость Его превосходит радость от всякой твари.    Короче говоря, любовь и восторг Отца имеет такое превосходство в Сыне, что в мире действительно нет существа, которое бы реально было причастно к любви Отца хоть на йоту, чем через сына и ради Сына, ибо Он есть поток, через который мы черпаем из океана любви Божией. Всей любви, которой причастна тварь, она причастна через Христа. Когда мы черпаем чистейшую воду реки или ручья, мы знаем, что вся вода исходит из океана. Сердце Бога - это океан Его любви, а Сын есть Начало всей Его любви к твари (1 Иоан.4.19); Христос есть Первый, Кто получает эту любовь от Него, а затем Он несет всю ее как поток ко всей твари.
Вы знаете, что по своей природе мы являемся чадами гнева, предметами ненависти и недовольства Бога, и будучи во вражде с Ним, как мы можем воспринять Его снова? Бог во Христе, как сказано, примирил с Собою мир, и значит, те, кто примиряются с Отцом и снова участвуют в Его любви, получают это во Христе. "Вас, что были далеки, вновь сделал близкими Кровию Христа"; вы были далеки и отчуждены от Бога в отношении нашей греховной природы, но вновь стали близки, когда любовь Бога стала доступна нам Кровью Христа. 
Вот превосходство Христа над всей тварью: Он имеет гораздо более любви, ибо Он есть Исток всей любви, которой причастна тварь. Тогда мы должны отдать все превосходство Христу, который являет нам Божий замысел, по которому мы должны идти и делать все. Мы должны, таким образом, сделать Христа вершиной и целью всех наших привязанностей, ибо мы никогда не сможем обрести любовь и привязанности более высокие, чем сообразуясь образу Божию, насколько мы можем соответствовать и подражать Ему в Его делах и насколько правильно поставлены наши чувства, ибо влиять на большее посредством меньшее и отдавать первенство последнему, ставя на последнее место то, что должно иметь превосходство - это телега впереди лошади, это расстройство привязанностей человека, отворачивающегося тем самым от образа и примера Самого Бога.  Итак, Христос имеет превосходство и возвышен над всеми тварями мира в нашей любви: "Кто мне на небе, - говорит Асаф, - и с Тобою ничего не хочу на земле". Вот превосходство любви, данное Христу, когда нет ничего в мире, что сопоставимо с нашей привязанностью к Нему. Вы увидите это в Песни 5.9-10: когда Церковь говорит о своем Возлюбленном, чужие спрашивают ее: "Чем Возлюбленный твой лучше других любимых?", она отвечает: "Возлюбленный мой лучше тысяч других". Вот что значит первенство. Когда народ Израиля услышал от Давида, что он пойдет на войну, он ответил ему: "Ты больше стоишь, чем десять тысяч из нас". Так было воздано превосходство царю. Итак, если я говорю, что любовь Христа для нас важнее десяти тысяч других, более того, что все в мире по сравнению с Ним мусор, то мы отдадим реальное превосходство Христу в Его любви, когда возвысим Его над каждой вещью в мире.
Во-вторых, Отец дает Христу, кроме этого превосходства, гораздо большую долю даров, чем любой твари. Христос есть Вениамин Отца Своего, и удел Его много больше, чем у остальных братьев. Апостол говорит нам: "Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени" (Фил.2.9). Он "помазал Его елеем радости более соучастников" (Евр.1.9). Вы найдете в Евр.1, и Писание настаивает на этом, что Бог превознес Христа даже выше ангелов; но каким образом? "Кому из ангелов Он сказал: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя"? Но, говорю я, прежде всего вы должны видеть, что в отношении удела Бог дает Христу больше, чем Он дарует всей и любой твари. В Иоан.3.34 сказано, что Ему "не мерою дает Бог Духа"; мы получаем лишь каплями то, что есть у Христа в силу того, что Он есть Глава, и как  голова требует не только для себя, но в той пропорции, которая достаточна для питания всех частей тела, и потому ей уделяется больше, чем для ее собственного существования, так Христос как наш Глава имеет первенство и, следовательно, больше даров, чем другие; им требуется лишь для себя, Он же поддерживает не Себя лишь, но все Тело. Таким образом, мы должны дать Христу первенство, каковым наделил Его Отец, давая Ему больше, чем всей твари, более того, давая всем существам лишь то, что они имеют от Него. Куда все идут за водой, если не к истоку, и куда идут за силой жизни, если не к Источнику силы? И разве мы не отступили от Христа, в Котором вся полнота, не оставили этот Источник полноты и не высекли себе водоемы разбитые, что не держат воды? Поймите же, что мы слишком идем за любой нуждой к любой твари, прежде чем идти ко Христу, или вместо того, чтобы идти ко Христу. Мы так часто окрадываем Христа в Его превосходстве, что Бог дал Ему, и так часто в своих фантазиях уделяем силу и величие твари, и ждем от нее больше, чем от Иисуса Христа, снижая Его превосходство, что вместо того чтобы взирать на Него как Возлюбленного, бежим к тварям и вещами мира сего, и думаю, что это пренебрежение Христом ведет к тому, что Он полностью оставляет нас. Если вы находитесь в душевной тесноте, или оказываетесь судимы, бегите к благодати Его в вас, лелейте ее, и, скорее всего, вы получите все, что вам нужно, но вы слабы и холодны ко Христу и свободной благодати Его, уделенной вам, и настолько, что отвергаете превосходство Его и дары, которые Бог уделил Ему больше, чем всей твари, и стремитесь к этой твари больше, чем ко Христу! Вы могли бы жаждать чего-то больше, чем Христа, но если Христос имеет больше, чем любая тварь в мире, если Он есть единственный Источник жизни духов и людей, то мы должны искать Его превосходства, а не мирских вещей, и питаться от всего того, что исходит от этого Источника.
В-третьих, Отец дает Христу это превосходство быть основанием всех вещей, ибо апостол говорит нам: "Ибо никто не может положить иного основания кроме положенного, которое есть Иисус Христос" (1 Кор.3.11), и в Евр.1.2 сказано, что Он есть сияние славы Отца и "поддерживает все словом силы Своей". Бог дает Христу это превосходство быть основой и фундаментом. Поэтому тварь лишает Христа этого превосходства, считая, что Он не есть основание всех вещей, как будто может быть иное основание прочнее и надежнее, чем Христос. В Ис.28.16 вы видите, как Отец дает Христу превосходство быть основанием: Вот Я полагаю в Сионе краеугольный камень, избранный, драгоценный, твердое основание". Петр говорит о том же, что Он есть "камень избранный, драгоценный, живой, на Котором вы живые камни, из коих строится дом духовный" (1 Пет.2.4-5 KJV). Отметим же, в чем состоит превосходство, данное Христу, быть таким основанием всего.
Во-первых, Он есть Камень, самый твердый и надежный для всех, кто стоит на Нем, и отдадим Христу и это превосходство. Возлюбленные, взирайте на Него и доверьтесь Ему, ибо Он есть несокрушимая скала, на которую вы можете опереться с такой уверенностью, что хотя бы сотряслись и распались небо и земля, Он не поколеблется никогда. Он есть дословно алмаз, пробный камень. Броня испытывается выстрелом, а лекарство - результатом, и сей Камень испытан судом Отца, верой верующих и врагами Его во свидетельство (Зах.4.7, Евр.10.14). Он испытан Отцом в Его тайном совете, когда было явлено, что никто не устоит под тяжестью Его дела; Он был испытан на земле, когда на Него были возложены грехи всех нас (Ис.53.6), и все же они не сломали Его, хотя под судом на Него излилась вся тяжесть гнева Божия и все отравленные стрелы его; и Он был испытан Его врагами, на которых сей Камень упал и раздавил их в порошок, и потому Он оплот против всех, кто взимается на Него.
Он не просто камень, но, камень драгоценный, как говорит апостол, отдавая Ему и это превосходство - быть Камнем драгоценным. Вы знаете, что когда Святой Дух возвещает славу Церкви в Откровении, Он перечисляет драгоценные камни, из которых сделаны фундамент, ворота и стены Нового Иерусалима, и если он так величествен, то Христос тем более есть Камень, драгоценный для Бога, ибо нет для верующих ничего столь восхитительного по красоте и драгоценного по несравненной ценности. Ничто не сопоставимо с Ним; никто не выкупит свою душу за тысячи баранов и реки елея, но Христос выкупил ее и поднял из могилы. Все существа в мире, собранные вместе, никогда не составят суммы, нужной для выкупа даже одной души, и потому Христос драгоценнее всех тварей, и в этом также превосходство Его. Сила, что есть во Христе, позволит ему вытянуть шип из раны и извлечь яд и чумную заразу из души, и хотя, испив это наше проклятие, Он отдал Свою жизнь, но как великий Врач Он Своими устами высасывает яд (ср. 1 Кор.15.56) у тех, кто прибегают к Нему. Есть много драгоценных камней, имеющих замечательную силу, но ни один из них не сравним со Христом. Он есть твердое основание, говорит пророк, то есть более чем просто драгоценное, но и такое, на которое можно положиться. Какая бы наша тяжесть ни легла на спину Христа, она не согнет Его; Он подобен медным колоннам в храме Соломона, державшим всю тяжесть его порталов, и Ему дано от Отца и то превосходство, что хотя бесконечная тяжесть легла на Него, Он понес и ее. Так и Самсон, прообраз его, не допущенный в город филистимлянами, унес на себе ворота его на гору, и потому хотя бы на Христе лежал груз всех беззаконий, совершившихся когда-либо, всех грехов всех людей, которых надлежало Ему спасти, это не согнуло и не сломило Его, и Он понес эту тяжесть с той же легкостью, как Самсон ворота; и добавим к этому груз всех ваших дел и обязанностей, которые Христос по сути делает за нас! Но не мы ли должны исполнять их, скажете вы?  Да, но Он делает их в нас и за нас; во-первых, Он делает это для нас в Своем лице, ибо Он представляет Своего Отца и Его праведностью верующие оправданы пред Отцом. Если Он сделал это для них, то Он делает и всю правду в них. Ваши обязанности подобны обязанностям перед вашим покойным другом на похоронах, когда вы несете гроб с его телом на своих плечах; они могут показаться весомыми, а повиноваться им - тяжелым. Но знайте, что Господь Христос есть тот Столп, Который несет на Себе все ваше бремя, и потому оно по сути уже снято с ваших плеч. Господь призывает каждого верующего ко всем его обязанностям, но сила Христова совершается в его немощи. Христос берет на Себя не просто дела людей, Он берет также их тяжесть и задачи. Мы считаем наши обязанности игом и бременем, но Христос говорит: "Иго Мое благо и бремя Мое легко" (Мтф.11.30). Как это иго может быть благим, а бремя - легким? Это тяжкое иго и бремя для любого, кто несет его сам, без Христа, но оно является благим и легким, когда Христос несет его на Себе. Опять же добавим к этому, что Он настолько твердое основание, что все бремя наших обязанностей лежит на Нем; Его плечи достаточно широки, чтобы выдержать все бремя ваших скорбей, бремя вашего внешнего человека, все, чем обременена Церковь в целом, когда она подвергается величайшим бедствиям. Христос, говорю я, есть твердый фундамент, и Он несет бремя всех забот народа Божия. Наконец, Он есть основание, достойное доверия; возложите все утешение на Него, и Он поддержит ваше утешение, и будет обновлять и взращивать его.
Кроме того, Он есть избранный Камень, избранный Самим Богом в Его служении в связи с его несравненным превосходством. Он избран к нему Самим Богом, и потому и здесь имеет превосходство. И поскольку это дело Божие, можно быть уверенным, что Бог не дал Христу ничего, что Он не в состоянии был бы сделать; и поскольку Христос есть Бог, Он в состоянии совершить с честью все дело Божие, которое Ему поручено. Если отец хочет выкупить свое дитя, он положит на это не только раба, но все остальное и даже свою жизнь. Умный человек не пошлет за делом слугу, не снабдив его достаточными деньгами и всем, что для этого потребуется. Так разве Бог послал бы Христа в мир искупить грешников и понести бремя их грехов, и не дал бы Ему все, чтобы исполнить такую работу? 
Наконец, Христос имеет превосходство быть живым Камнем, и более того, делать живыми те камни, что стоят на Нем. Подобно магниту, притягивающему железо, Его сила привлекает к Нему людей и сообщает им Его добродетели. Христос и есть такой магнит, что неодолимо влечет многих к Себе и одновременно сообщает им Свою силу; и поскольку Он Камень живой, Он сообщает им Свою жизнь, хотя они мертвы во грехах, и не только это, но сообщает и власть делать живыми других. Если намагнитить один железный предмет, он притянет другие; так Христос, имея силу привлекать души к Себе, после того как они вкусили Его жизни, Он делает их инструментами, способными передать эту жизнь другим. "Обратившись, - говорит Христос Петру, - утверди братьев своих". Теперь, видя Христа, имеющего все это превосходство, данное Ему от Отца, как твердое основание, на котором лежат все вещи, отдадим все это превосходство Ему, а не кому бы то ни было, зная, что Он есть Камень краеугольный, драгоценный, избранный и живой; отдадим Ему все превосходство и доверимся Ему, ибо если мы ставим опоры в доме, который построен на скале, то что это, как не недоверие к фундаменту? Если основание стоит твердо, то для чего опоры? Дом, несомненно, рухнет, если он не может стоять без них, но если вы не верите, что Христос есть твердое основание и держит на Себе все, то вы пренебрегаете Им и не воздаете Ему должного превосходства.   
Есть еще очень много того, в чем мы можем воздать первенство Христу. Но время коротко и я уже должен спешить. Рассмотрим вкратце, зачем Христу иметь первенство и почему ничто не может сравниться  с Ним.
Я отвечу: прежде всего потому, что добрая воля и благоволение Отца таковы, чтобы Он имел превосходство. Почему Иосиф стал так высок в Египте? Потому что так повелел фараон. Почему Мордехай должен был войти в город с триумфом, а Аман вести его лошадь, хотя Мордехай считался рабом Амана? Потому что такова была воля царя Артаксеркса. И если Бог повелел так, то так и должно быть, и если бы не было других причин, кроме воли Бога Отца привести к Себе того, о Ком Он благоволит, и тогда Ему была бы воздана честь. "Пусть принесут одеяние царское, в которое одевается царь, и приведут коня, на котором ездит царь, возложат царский венец на голову его,
и пусть подадут одеяние и коня в руки одному из первых князей царских, - и облекут того человека, которого царь хочет отличить почестью, и выведут его на коне на городскую площадь, и провозгласят пред ним: так делается тому человеку, которого царь хочет отличить почестью!" (Есф.6.8-9). Воздавая честь царю, люди должны чтить и тех, кого он отличает; итак, если Бог Отец чтит Сына превосходством на земле, воля Христова должна быть законом для нас, и мы должны чтить Его превосходство, ибо оно есть у Него.
Во-вторых, Христос должен иметь превосходство над всеми другими вещами в мире, так как Он рожден до них и потому является Наследником всех вещей. Вы знаете, что по праву первородства старший наследник имеет двойное преимущество; Христос же, будучи Наследник мира, есть Первородный от Отца, более того, Единственный Сын, и по Своей природе Он имеет превосходство над всеми братьями.
В-третьих, Христос купил это превосходство, Он заплатил за него до последнего кодранта. Тот, кто покупает титул, не приобретет его, пока не уплатит полную цену за землю; Христос приобрел Свое превосходство, заплатив Отцу до последнего кодранта. Он "увидел подвиг души Своей и был удовлетворен", и потому Он имеет это превосходство.
В-четвертых, Христос имеет превосходство во всем, ибо Он один способен управлять всем Своим владением.  Вы знаете, что в государствах бывает множество фаворитов, которые вроде бы делают все государственные дела на пользу суверену, но при этом государство идет к гибели, ибо они не в состоянии управлять им. Если бы какой-либо твари, а не Христу, было дано первенство, чтобы управлять всеми делами в мире, с ней произошло бы то, что, по рассказу поэта, произошло с Фаэтоном, который сменил Аполлона на солнечной колеснице и чуть не спалил весь мир. Так произошло бы со вселенной, если бы любая тварь имела первенство в управлении делами ее. Посмотрите на мудрецов мира сего и самых способных управлять его делами: редкий из них не устроил дома пожар, перегрев утюг! Только Христос может иметь первенство, ибо только Он может править миром.
В-пятых, Христос должен иметь первенство во всем, ибо Он заслужил это ради нас. Обычно мы чтим память тех людей, которым мы многим обязаны по их доброте, тем самым возвеличивая человека. Но какое существо мира сего приблизится ко Христу в милосердии и доброте Его? Где бы мы были, если бы Христос не встал между нами и Богом, примирив нас с Отцом? Страшно подумать, каковы бы мы оказались пред великим судом Господа, не отмени Христос все, в чем Бог мог обвинить нас, не уничтожь Он наши грехи и не представь Он нас без пятна и порока пред Богом. "Им мы живем, движемся и существуем", в Нем у нас есть доступ к престолу благодати путем новым и живым, через Него у нас есть все, что есть, и вся наша надежда на будущее исходит из этого Источника - Христа, Который приобрел у Отца все для нас. Если какая-то тварь в мире сможет это сделать для нас, пусть превозносится над Ним, но Он оставил все существа мира далеко позади, и потому у Него есть первенство. Апостол, учитывая бесконечное превосходство Христа над людьми, гремит в ярости: "Кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет анафема" (1 Кор.16.22), ибо только этой любви (Иоан.21.17) заслуживает Христос от человека. 
Теперь применим все сказанное. Что значит первенство Христа для нас? Это значит, что мы должны сбросить все, что возвышает себя над Христом, принижая и тем удручая Его в вас. Вы, что превозносили мир, должны ради Бога сбросить этот идол и размолоть его в прах, чтобы получить все, что есть, уже через Христа. Если люди хотят просить чего-то у короля, они никогда не пойдут к поваренку на его кухне, но к любимому принцу, через которого король возвещает свою волю. Когда народ пришел к фараону, он отправил своих людей к Иосифу, который по его словам, сделает все, что ему повелит царский трон; так вы, желая чего-либо от Бога, идите ко Христу и только к Нему. Если вы прибегнете к любому другому имени в мире, Бог ответит вам тем же, то есть проклятием. "Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте"; если Он обратится к вам, вы будете живы; если Христос сказал: "Прощаются тебе грехи твои", они будут прощены; если Христос одарил вас свободой от рабства, вы обретете благодать и славу, и если Христос утвержден на это от Отца, как Он сказал: "Если Сын освободит вас, истинно свободны будете" (Иоан.8.36), то от полноты Его вы получите "благодать на благодать" (Иоан.1.16). В Иоан.17.2 Он сказал: "так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную". Чтобы получить все это, идите ко Христу; если вы хотите добыть это где-либо в мире без Христа, вы это потеряете. Бог дал Ему превосходство, чтобы Он правил всем и судил, и Отец не судит Сам, но весь суд отдал Сыну, ибо никто не будет судить, если правление не будет возложено на плечи его. Поэтому идите туда, куда Бог направляет вас, если хотите получить что-либо от Него.
Познаем же Христа все больше; пусть Христос будет для нас Альфой и Омегой, началом и концом; будем делать все во Христе, чтобы получить все от Христа.
Но не должны ли мы трудиться по долгу, скажете вы? Я отвечу: вы должны служить по долгу и послушанию, но посмотрите: не наш долг приносит нам что-либо, но Христос приносит все, что мы получаем; вы ничего не получите от своих обязанностей, и если вы хотите что-то от них получить, получите только скорбь, ибо во всех наших обязанностях много греха, но если вы хотите блага, вы должны получить его только от Христа; исполняя ваши обязанности, в том числе те, с которыми вы идете в мир ради пользы людям, ради того, чтобы, как вы уверяете себя, получить что-то от своих дел, вы раздражаете Бога, Который наказал бы вас за такое самомнение, не считая того, что дела, которые вы выполняете, скверны.
И как вы должны сбросить все, что возвышает себя над Христом, так вы должны поставить Христа превыше всего. Знайте, что великий Свет, то есть Христос, пришел в мир, но люди больше возлюбили тьму, чем свет; они прибегли ко всему чему угодно, и оставили Свет, к своему осуждению. До тех пор, пока Христос пренебрегаем и что-то другое взимается на Него, вы презираете великую цель, ради которой Христос был послан в мир, чтобы Ему получить первенство во всем.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn