Город мостов

Татьяна Подплутова 2
ГОРОД   МОСТОВ.

Движение автобуса размеренное и двигался автобус по направлению к столице Венгрии – Будапешту. Помнилось, что известен этот город – как город мостов.  На повороте дороги перед нами вырос Рыбацкий бастион. Древний бастион с множеством башен и лестниц – своеобразный романтический ансамбль.  Рыбацкий бастион в прошлом защищал  эту часть крепостной стены от неприятеля.

А мосты, действительно в Будапеште поражают не только своим размахом, неповторимостью, но и монументальностью. Голубой Дунай делит город на две части Буда и Пешт, и эти две части связываются мостами. Существует легенда: Буда и его юная невеста Пешт обвенчались в начале 1800 годов. Главным препятствием их брака долгое время было то, что над Дунаем не было постоянного моста.

Строительство цепного моста  началось в 1842 году, который соединил старый город Буда с новым Пештом. Его чугунные украшения, его конструкция, выражающая величество и равновесие, ставят его в ряд среди красивейших памятников Европы. Если стоять на одной стороне Дуная, то за цепным мостом открывается панорама Королевского дворца, а если со стороны Рыбацкого бастиона, то за мостом открывается панорама Парламента. И вся эта волнующая красота разделена строгим и в то же время как бы висячим мостом. Конструкция моста висит на огромных железных цепях, сконструированных по проекту Вильяма Кларка. Что-то похожее можно найти в Лондоне. Мост украшен арками и львами.

Находясь в старом городе, знакомимся с достопримечательностями. Будайский туннель – соединил маленькие поселки за крепостной стеной со столицей. Длина тоннеля – 350 метров, высота у ворот достигает десяти, а по форме напоминает кита. Особенно красив открывающийся на Пешт вход, выполненный в стиле классицизма, который украшен старым венгерским гербом. Рядом с тоннелем – фуникулер, на котором можно подняться на крепостную гору, на площадь Королевского дворца. Рядом с фуникулером, в нише крепостной стены можно видеть герб исторической Венгрии. Пышная мозаика была сделана более 110 лет назад  из сверкающих цветных камней.

Рыбацкий бастион получил свое название от рыбацкого цеха, члены которого защищали эту часть крепостной стены от неприятеля.  На восточной стороне площади Святой Троицы – церковь Матяша или церковь вознесения богородицы и является святым местом венгерского народа. Двери портала южного фасада церкви украшены барельефами, изображающими сцены смерти богородицы. Внутри церкви Богородицы находится статуя – Черная Мадонна – маленькая скульптура из эбенового дерева. А с  галереи, аркад и балконов бастиона открывается прекрасная панорама столицы. Во дворе бастиона – конная статуя основателя венгерского государства, первого венгерского короля Иштвана I. С балкона бастиона – прекрасный вид на парламент – один из красивейших, по мнению многих, парламентов Европы. Его начали строить в 1885 году, но огромное здание было полностью готово только в 1904 году. Два самостоятельных флигеля соединяются возвышающимся над ними куполом высотой в 96 метров.

Левее Парламента – мост Маргит – был вторым мостом над Дунаем. Он связывает город и остров Маргит – где сейчас парк - излюбленное место для прогулок жителей города. Мост начали строить в 1872 году. Это кусочек Парижа в Будапеште.

Ближе к цепному мосту с левой стороны – на улице Академии – резиденция Венгерской Академии Наук. Его фасад  сильно отличается от фасадов других дворцов. На четвертом этаже – выставка галереи Академии, в которой много произведений классических венгерских мастеров. На площади – у здания Академии Наук, на гранитном постаменте стоит бронзовая фигура «Великого Венгра» - графа Иштвана Сечени, который руководил строительством цепного моста. Его взор обращен по направлению своего главного творения – к Цепному мосту. Статуя была поставлена в 1880 году. Далее – гостиница Атриум. Перед гостиницей – знаменитый променад «Корсо» на берегу Дуная. В середине «Корсо» - бывший концертный зал Вигадо, построенный в 1859-1864 годах. Скульптуры украшают его фасад, а фрески – центральную лестницу. Повернув на улицу Ваци, попадаем в оживленный центр Пешта. Эта улица – старая и магазины здесь –люкс, т. е дорогие.

Мост Эржебет был назван в честь жены короля Франца-Иосифа в 1903 году. Памятник этой чудесной женщине, имеющей трагическую судьбу, кого венгры просто обожали, стоит в парке, рядом с мостом. Мост – с большими расстояниями между опорами. Его красота пленяет. Это белый, легкий, тонкий мост, как будто плывет над волнами Дуная, как огромная чайка. У моста Эржебет, у скалистой горы Геллерт – купальни Рудаш и Рац, которые принимают гостей 400 лет. Здесь на горе – бронзовая статуя Святого Геллерта – епископа-мученика, благословляющего город поднятым вверх крестом. Еще выше, на горе, тоже видно с моста, возвышается мрачное сооружение – Цитадель.  Его построил Франц – Иосиф (1850 год), чтобы держать венгерскую столицу под постоянной угрозой. К югу от Цитадели – символическая скульптура, - женщина с пальмовой веткой. Это монумент Освобождения, установлен в 1947 году в память освобождения Венгрии от фашистов и в честь Советской Армии. После 1990 года убрали фигуру советского солдата, звезду и надписи.

Каждый мост Будапешта представляет собой техническую особенность. Мост Сабадшаг был построен третьим, в 1896 году и получил свое название в честь короля Австро-венгерской Монархии Франца Иосифа. На пилоне моста – герб города. На противоположной стороне моста – на стороне Пешта – Центральный рынок. Это большой закрытый рынок Будапешта был построен в 1896 году. Богато украшенное здание снаружи заинтересовывает, а внутренний зал является достопримечательностью. Рынок посещают знаменитые гости. Далее за рынком – здание Национального музея, в саду которого стоят скульптуры. Архитектурное обрамление главного портала похоже на Эрехтейон  в Афинах.
 
После осмотра Рыбацкого бастиона и любованием противоположного берега города, спускаемся по главной мраморной лестнице бастиона и направляемся к Королевскому Дворцу. Мы перед парадными воротами Королевского Дворца. На воротах стоит гордая птица турул (тотем) с мечом в когтях, как бы защищая дворец. А за воротами – королевская резиденция. Посредине купол как бы возвеличивает Королевский Дворец. Сейчас здесь располагаются музеи. Под купольную часть дворца занимает Венгерская Национальная Галерея, где представлена значительная часть работ венгерской живописи и скульптуры. За памятником  Евгения Савойского – открытая западная площадь, которую украшает самый красивый фонтан Будапешта – Парадный фонтан Матяша. При короле Матяше Венгрия достигла высочайшего подъема и в политической и в культурной сферах. Это было в XV веке.

Пройдя через ворота со львами перед нами квадратный южный двор. В большом западном флигеле размещается Государственная Библиотека им. Сечени – в ней собрание венгерских национальных книг и печатных изданий. А на южной части двора открывается вход в Музей Истории Будапешта. Все экспозиции музея, как постоянные, так и временные, показывают 2000 – летнюю историю Будапешта.
Рассаживаемся в автобусе и отправляемся по цепному мосту в Пешт, через площадь Рузвельта, по проспекту Андраши к площади Героев. По обеим сторонам проспекта – дома, особняки, летние виллы для отдыха с палисадниками. Линию проспекта заложили в 1872 году. Это самая длинная улица Будапешта. На левой стороне проспекта – дворец Венгерского Государственного Оперного Театра. Здание театра украшает много скульптур. По сторонам въезда для машин – статуи венгерских композиторов: Ференца Эркела и Ференца Листа. На пересечении проспекта, в доме 11, украшенное белой башней – знаменитый дворец Нью-Йорк, который был построен в 1895 году для международного учреждения по страхованию. Здесь же – кафе – любимое место литераторов, артистов. Проспект Андраши украшают дворцы, особняки, которым 120 – 130 лет. На проспекте Андраши есть еще одна достопримечательность – подземка. Она построена в 1896 году к тысячелетию Венгрии и была первой подземкой на континенте, ее опередила на несколько лет лондонская.

А мы на площади Героев. В центре возвышается памятник Тысячелетия Венгрии. На 36 метровой колонне стоит символ победы – архангел Габриель, а позади колонны, в полукруглой колоннаде – бронзовые статуи выдающихся деятелей венгерской истории. Под каждой статуей – барельеф со сценой исторического события с участием изображенного деятеля. Наверху колоннады – символические фигуры Войны, Мира, Науки и Искусства. Колонну окружают статуи предводителя венгров князя Арпада и семи  вождей венгерских племен. Слева площадь ограничена зданием музея изобразительных искусств. На противоположной стороне находится Выставочный зал, музей современного искусства.

А за площадью – городской парк – излюбленное место гулянья и развлечения  уже 250 лет. Замечательные рестораны привлекают гостей. Самый известный – знаменитый Гундель. Рядом с ним Зоопарк, который был основан в 1866 году. Чуть дальше – здание цирка. Лунапарк. А далее купальня и водолечебница «Сечени». Слева – живописная крепость Вайдахуняд, построенная к празднику тысячелетия Венгрии. Она демонстрирует венгерские архитектурные стили от эпохи романского стиля до барокко. В этом ансамбле можно определить 21 элемент, оригинал которых можно найти на территории исторической Венгрии.

Вступив в замок через главный вход, во внутреннем дворе видим заднюю стену готической группы в виде церковного фасада. Центр фасада занимает огромное колоритное окно с ажурной резьбой. В середине розетки расположен венгерский государственный герб: в верхней части между львами святая венгерская корона, а по окружной полосе гербы Трансильвании, Хорватии, Словении, Далмации  символизируют единство исторической Венгрии. По бокам стоят на вахте рыцари в доспехах времен короля Матяша. В середине, на разделительном пояске двора сидит гербовая птица рода Хуняди – ворон. Кроме венгерских памятников Алпар использовал детали французских и итальянских крепостных замков романского стиля, французских замков эпохи Возрождения, австрийских барочных дворцов.
Архитектурная группа в романском стиле, со стороны озера выглядит, как мощный, мрачный средневековый замок в Италии. Фасады комплекса, выходящие во внутренний  двор, гораздо более приветливые, открытые и тщательно разработанные в деталях.

Торжественное открытие юбилейной выставки состоялось 1 мая 1896 года.Гениально спланированный архитектурный ансамбль на острове Сечени функционирует сегодня как музей, и представляет собой не только дворец в виде крепостного замка с романтической атмосферой, но и своего рода собрание истории тысячелетнего венгерского зодчества. Главный фасад Сельскохозяйственного музея построен в габсбургском стиле времен императрицы Марии Терезии. Здание, протянутое по извилистой линии, не соответствует никакому прототипу. Вокруг купола и над  террасной балюстрадой как бы парят скульптуры, олицетворяющие разные виды сельскохозяйственного труда. Венчает купол венгерская государственная корона. И самой впечатляющей деталью фасадов является герб исторической Венгрии.

После посещения замка Вайдахуняд направляемся к купальням «Сечени». Это известная водолечебница Будапешта. Здесь можно отдохнуть, плавать в бассейнах с минеральной водой и посетить сауны. В закрытом помещении много бассейнов с водой разной минерализации. Есть бассейны спокойные, а есть такие, где вода движется по кругу и заставляет плыть. А еще был бассейн с пузырящейся водой. В таком бассейне хорошо расслабляться. По всему телу бегают воздушные пузырьки, как маленькие жемчужинки. Они возникают мгновенно, а потом пропадают. Покрывают все тело, лопаются, а на их месте возникают другие. Под действием лопающихся пузырьков, можно и уснуть, тем более, что вода теплая и действует расслабляюще. А под открытым небом – три бассейна с водой разной температуры и минерализации. И бьют ключи, под воздействием которых можно массировать любой участок тела. На берегу бассейнов можно загорать, если жарко – использовать тент. Здесь все располагает к отдыху  и стимуляции организма.

Переходя из одного бассейна в другой, а также чередуя бассейны с посещением сауны, чувствовалось, что тело начинает дышать по-новому, становится легче всему организму. И вся усталость дня пропала, на смену появилась сила преодолевать тяготы путешествия с удовольствием. Выходя к стоянке автобуса, все были заряжены энергией. Поэтому расставаться с Будапештом не хотелось.