Предсказание

Каллиграф
 
  -- В какую сторону мне пойти? -- спросил я себя, стоя у развилки дорог. Как в сказке сказано: "Налево пойдешь - туда-то попадешь,.. на право..." Как же мне быть? Вдруг, откуда ни возьмись, появился странствующий прорицатель. Из земли что ли вырос или материализовался из воздуха?
-- Я к вашим услугам. Умею предсказывать. Совсем недорого беру. Погадать вам?
-- Да, вы знаете,.. я перед дилеммой: в какую сторону мне идти? Я, можно сказать, на распутье. Здесь две дороги, обозначенные буквами "А" и "Б". Видите? Не подскажите, как быть?
-- Сейчас! -- с готовностью разложив на земле карты со звездами, ясновидящий, а может это был звездочет, стал вычислять мое будущее:
-- Если пойдете по дороге "А" - вам в ногу вонзится колючка! -- радостно сообщил он через несколько минут.
-- Да? Что вы говорите?! Да вас сюда, кажется, сам Бог послал! Зачем мне эта колючка?
-- На то и мы - предсказатели!
-- Надо же! Колючка! Ничего себе! Так и до заражения крови дойти может!
-- Конечно может! А как платить будете? Какой валютой?

  Я расплатился и пошел по дороге "Б". Буйствовало лето, вокруг благоухало, пели птички... На душе был восторг, хотелось без всяких причин смеяться и прыгать... Вдруг,.. но что это такое? Мне в ногу впилось что-то острое! Колючка? Боль обожгла так, что я запрыгал на одной ноге и тут же увидел, как в густой траве, извиваясь, уходит от меня ядовитая змейка - желтая с черными пятнами. Беда! Я ужален! Я отравлен смертельным ядом!

  Эх, прорицатель!.. Где ты сейчас? Попался бы мне! Колючка! Вот тебе на! Предупредил, называется! "Если пойдете по дороге "А... А то, что на "Б" меня ждёт ядовитая змея - не сказал... Что это за гадание такое?

  Я почувствовал, что слабею и лег на землю. Нога моя онемела. Пульс становился слабее и слабее - я проверял, дыхание всё более затруднительным. Попытка сделать глубокий вдох мне не удалась. Темнело уж в глазах. Я медленно умирал... и умер!

-- Эй вы, куда? -- громко окликнул меня кто-то, -- очередь соблюдайте! Только что прибыли?
Я горестно кивнул головой. В новых условиях говорить ещё не приходилось.
-- Предсказатель проклятый.., -- проскрипел я, подав впервые голос на том свете, -- колючка...
-- Становитесь вот тут. Ждите, -- сказал мне кто-то смутный и тенеобразный. Я стал ждать. Народу было много. Один гражданин средних лет выделялся больше всех - выпирал из очереди с совершенно растерянным видом. Пол головы у него было всмятку - шандарахнули, наверное, из крупнокалиберного ружья или отвоевался, хотя одет был в гражданское... Может, производственная травма?
-- Следующий, -- позвали и сразу же пошел какой-то долговязый с дико застывшим взглядом.

  -- Вы за кем стоите? -- сердито спросила меня очевидно очень въедливая толстуха с седыми волосами, аккуратно зачесанными назад, -- вы что дергаетесь? Где ваша очередь?
-- Да ну вас! - огрызнулся я, -- ещё не разобрался. Стою тут и всё...
-- Вечно мне попадаются такие,.. -- прошипела она, обращаясь к стоящей рядом, бедно одетой дамочке, -- как-то стояла зимой в очереди за мороженным. На Красной площади это было. 1988-ом году - перестройка тогда шла. Один товарищ с юга - по лицу видно кавказской или может среднеазиатской национальности всё порывался вперед, выскакивал. Хотел узнать, что там дают. Толпа плотная была - не видно за чем стоят. Лопотал, лопотал по-своему - никто понять не мог. Наверное, шел себе мимо, а как очередь увидел - пристроился. Время было такое. Стоит и на нашем морозе чуть концы не отдает. Но терпит: думает - дефицит! Привезу к себе и подороже продам - спекулянт! Стоял, стоял, замерзать уже начал и дергаться даже перестал. Наконец весь заледеневший добрел до товара, а там мороженное! Отскочил назад как ошпаренный и плюнул. Потом вытаращил глаза на очередь и выругался на своем. Это я сразу поняла, что ругается. "Иди, иди!" - сказала я ему, - "Нечего тут... А то сейчас милицию позову".

  Очередь потихоньку двигалась вперед. Оказалось - стою за одним типом - молодой ещё, но видно не в себе человек. Часто оглядываться на меня стал, как бы остерегаясь, но без слов. И ещё: не терпелось ему - пытался что-нибудь разглядеть каждый раз, когда там дверь раскрывали. Под ноги себе смотрел и разговаривал сам с собой. Я ему что-то сказал - не помню что - он не ответил, только удивленно обернулся. Иностранец, наверное. Там всякие были - африканцы, китайцы и другие... Стар и млад... Там по национальности не разбирают.

  -- Вы занимали? -- спросила у кого-то неугомонная толстуха. Я оглянулся. Это она обратилась к широкоплечему приземистому старику с отвислыми щеками. Тот несколько секунд в упор рассматривал её, вскипая, затем разразился громкой бранью:
-- А вы как думали? Что вы здесь распоряжаетесь?
В общем - обычная перебранка в очередях. Люди везде такие же.

   Никто из той комнаты обратно не выходил - значит, у них была вторая дверь или ещё третья: в рай и ад - кому как. Впереди меня оставалось два человека. Тот, кто был непосредственно перед о мной уже перестал вертеться и притих, о чем-то задумался. Я тоже стал волноваться. Как там всё обойдется? В рай я не рассчитывал - ещё бездельничать там буду. В ад, конечно, тоже не хотелось - придется выяснять отношения с разными типами. Нет ли у них чего другого? Пока я об этом размышлял, подошла моя очередь.
               
  Я вошел в маленькую и довольно скромно обставленную комнату и сразу же осмотрелся. Прямо скажу, что обстановка была небогатая и даже более чем скромная. В тесном помещении царил аскетизм. Видно было, что в этом учреждении сильно любят экономить на ремонте. Стены были плохо побелены известкой, пол дощатый, неокрашенный. Мебель - два столика и три шатких стула - давно подлежала списанию.

  На двух стульях сидели небожители, а третий очевидно предназначался мне. Напротив входа было небольшое низкое окошко, за которым сразу же поднимался холм, загораживающий вид. Непонятно было, что за местность. Земля выглядела скудной: две-три кочки пожелтевшей травы, а так только песчаник и камешки.

  За сильно потрепанном письменном столом, видавшем виды, сидел... По-моему это был архангел... Не знаю, как его по-другому назвать. Может Гавриил или кто другой? Плохо я в этом разбираюсь, но как только я его увидел - в голову тотчас пришло: "архангел". Так и буду его называть - для удобства. Напротив за ещё более маленьким столом сидел писарь или по современному - секретарь. Перед ним лежала стопка бумаг и чернильница с настоящим гусиным пером. Как две тысячи лет тому назад! Или ещё полтора века.

  Секретарь был одет в застиранную римскую тогу с сероватым оттенком. Архангел был не то что одет, а плотно перевязан толстыми слоями материи разных цветов. Выглядело это довольно оригинально, но идентифицировать такую форму одежды не представлялось возможным. Я ещё подумал: зачем он так одевается?

  Секретарь был постарше - лет ему было, наверное, за 50. Худощавый, без бороды и усов. Удлиненный череп почти что голый, только кое-где на затылке и висках росли коротко постриженные седые волосы. Глаза уставшие, унылые. Смотрел он на меня равнодушно.

  Я перевел взгляд на архангела. Этот был довольно крупный, упитанный, средних лет: 40-45, со светлыми волнистыми волосами и раскидистой бородой. Высокого роста и с большими руками. Еле помещался за своим столом, на котором стоял монитор и лежала клавиатура. Системный блок я не заметил. Видимо, он помещался внизу. Над его головой изредка флюоресцировал нимб. Однако, это происходило нечасто, ненавязчиво.

  Архангел принялся внимательно изучать меня, ни слово не говоря. Я тоже забыл поздороваться - от волнения, наверное. Шутка ли - первый раз на том свете! В глазах моего визави я невольно прочитал о себе всё - всю свою жизнь. Вот так: мгновенье и никаких секретов! Вошел и тут же вывели меня на чистую воду! От этого стало даже легче. Не нужно было таиться. Появилось к этому рослому небожителю доверие. Как я понял - судьба моя находилась в его руках.

  Как-будто меня вывернули наизнанку - Архангел своим взглядом зацепил всё что было спрятано внутри меня и выплеснул наружу: плохое и хорошее. Плохого оказалось не так уж мало. Когда я это осознал, то содрогнулся: как я мог раньше этого не замечать?! Рядом со мной как в тумане завис какой-то зловонный сверток, то ли бумажный, то ли платок. Он стал постепенно разворачиваться, а в это время сидящий за столом стал что-то внимательно рассматривать на мониторе. "Не надо!" -- крикнул я про себя в отчаянии.

  Архангел смилостивился и нажал какую-то кнопку, потом повернулся ко мне с негодующим видом. Зловонный сверток исчез. Я отвернулся и в этот момент увидел второй сверток. Он тоже висел в воздухе, но уже с другой стороны от меня. Этот чуть светился изнутри - как-будто там играли солнечные зайчики, запахло ладаном. Слава Богу: кажется, хорошее во мне чуть перетянуло плохое. Говорю без зазнайства: просто это стало ясно по изменившемуся взгляду Архангела. Встретил я этот взгляд с огромным облегчением.
 
  -- Садитесь, -- сказал он мне своим благозвучным голосом. Только я хотел принять его приглашение, как вдруг случилось непредвиденное: ноги мне не подчинились. Я застыл на месте. Стало почему-то казаться, что если сяду на стул, то уже никогда оттуда не встану! Что за черт? Как быть? Архангел ждал, вопросительно глядя на меня.
-- Если можно, я постою, -- вежливо осведомился я и хотел добавить: сидя я буду более беззащитен, чем стоя, но не сказал этого. Мой небесный судья вошел в мое положение - согласно кивнул головой и откашлялся. Я встал за стул и уперся пальцами в его низкую спинку и повернулся так, чтобы уголком глаза видеть и писца.

  -- Ну? Как? -- спросил меня Архангел. Голос у него был завораживающий - прозрачный и я бы даже сказал - какой-то безоблачный.
-- Что?.. -- переспросил я.
-- Каков итог ваших стараний?
-- Извините...
-- Удачно вам погадали? Всё верно напророчили вам прорицатель?
-- Э-э,.. - начал я, не зная как продолжить. Разговор начался неожиданным для меня образом, -- конечно,.. -- промямлил я.
-- Вот вы и здесь! Как результат его предсказаний!
-- Да... Он мне про колючку...
-- Вам, кажется, повезло? Вы избежали колючек, как я вижу?
-- Это правда,.. -- с жалкой улыбкой согласился я.
-- Вот видите, каков бывает результат обращения ко всяким  гадалкам, предсказателям и ясновидящим? Преждевременная смерть совсем ещё молодого человека.
-- Да уж,.. действительно,.. -- сказал я, не придумав ничего лучше.
-- Нам нужно будет с вами поговорить, обсудить эту тему. Всякого рода поверья сильно распространены на Земле.
-- Наверное, это - грех, -- выразился я, желая заслужить его одобрение.
-- Да, да. Вы знаете как это происходит? Впрочем, откуда вам знать?! Иначе, вы никогда бы не обратились к предсказателю. Это - совершенно неприемлемо: ясновидящий или кто другой обращается в иной мир с вопросом. Кто ему ответит - неизвестно. Представьте себе, что в городе на большой площади протянута плотная завеса между двумя фонарными столбами. Каждый, кто хочет, может подойти и задать свой вопрос. С той стороны ему может ответить кто-угодно. Это может быть недоброжелатель, совершенно уголовный тип, проходимец или же просто неграмотный человек. Вы поверите всему, что вам оттуда скажут и подчинитесь безоговорочно любому совету?
-- Нет!
-- Вот видите! Здесь происходит тоже самое. На запрос гадалки или предсказателя отсюда может послать ответ всякий: народу здесь множество. Хуже всего, когда это делает,.. -- прервав себя на полуслове, Архангел повернулся к секретарю с вопросительным видом.
-- Нечистая сила, -- сказал тот. Видимо, другой не мог произносить таких слов или не хотел. Затем он сказал:
-- Вы сейчас увидите того, кто напророчил вам колючку. Пожалуйста!
 
  Открылась дверь. Я ещё не сообщил, что в комнате была вторая дверь - одна - справа от входа - низкая и узкая. Я лично мог бы пройти через неё только согнувшись и боком. Значит, вот куда ушли все остальные. А как же распределение в рай и ад? Ведь, дверь-то одна! Значит, это ради экономии, подумал я. Дверь каждый раз чудесным образом открывается в разные места, в зависимости от того, кто через неё проходит, участь которого решает, сидящая здесь немногочисленная коллегия.

  Через раскрытую дверь подуло ветром, запахло дымом и к нам занесло черта! Да! Самого настоящего черта!
-- Познакомитесь, -- с некоторой иронией предложил Архангел.
-- Он? -- удивленно спросил я, -- он всё устроил?
-- А как же! Посмотрите. Каков?

  Я был ошеломлен. Вот вам и предсказание! Как? Вот этот самый и является автором того сообщения, который получил для меня мой услужливый ясновидящий? Что хорошего можно ожидать от такого типа? А посмотреть было на что! Перед нами стоял, не столько черт, сколько чертик - довольно невзрачный представитель своего рода, очевидно ещё не доросший до крупных злодеяний. Он мелко дрожал и переминался с ноги не ногу, испуганно оглядывая комнату и уголком глаза опасливо посматривая на Архангела. Ростом он был около полутора метров, черный как сажа и худой как щепка. Тело его было по большей частью покрыто короткой свиной шерстью - кое-где где серой, но по большей частью черной. Были ли у него рога? Нет. Вообще-то два бугорка на голове я заметил - то ли это были всклоченные волосы или такая форма черепа? Не знаю. Может они у него ещё не выросли?

  Черт был совсем молодой или даже юный. По человеческим меркам ему можно было дать лет 16 - 17. Половые признаки? Не заметил. Пупок у него был, а дальше низко свисала густая черная шерсть. По голосу, который я потом услышал - пацан. Вытаращенные большие округлые глаза и трусливый взгляд. Маленький вялый рот и почти отсутствующий подбородок. Жалкое существо! Вот из-за него я и погиб? Ну, знаете!

  Периодически он тонкими и длинными, висевшими как плети, руками, взмахивал - как это делает птица своими крыльями и снова их опускал. При этом они, вытянутые дугой, почти смыкались над его головой кистями с узкими крючковатыми пальцами, а всё его тело выгибалось вперед. Повторялось это с поразительным однообразием примерно через каждые 10 секунд. Всё остальное время он играл коленями, которые у него сгибались в разные стороны как на шарнирах - он то разводил их, то сближал и при этом ещё вытягивал губы трубочкой. Одним словом: насмешник полный!

  Козлоногий? Не совсем. Ноги были кривые, но без копыт. Я увидел ступни, но вот что поразительно: они смотрели не вперед, как у людей, а назад, в противоположную сторону! Из-за этого внизу белели безволосые пятки, которые на расстоянии можно было принять и за копыта. Вот откуда взялся этот миф! Играя мышцами, он иногда ещё поводил талией, как это делают гимнастки, когда вертят обруч, но выполнял это движение не до конца, как бы намекая на процесс. Каждая клеточка его тела, вибрировала, жаждала движений. Ужасное зрелище - этот чертик.
 
  Глаза его с бессмысленным выражением бегали, не забывая держать в поле зрения присутствующих. Чаще всего он останавливал взгляд на окне. Видно было, что ему крайне тяжело находиться в присутствии ангела, но так как тот держал его под неким прицелом - деваться, очевидно было некуда. Чувствовалось, что невзрачный представитель сил зла готов в любой момент дать деру, но какая-то невидимая сила удерживала его под прозрачным колпаком.
 
  Архангел, подперев бороду, смотрел на это безобразие ровным и спокойным взглядом, хотя и гневным по сути. В его глазах светилось затаенное презрение. Он не нарушал молчания, видимо, чтобы дать мне возможность хорошенько рассмотреть гостя, явившегося причиной моей такой безвременной и трагической гибели в результате необдуманной тактики при выборе пути следования и беспечного доверия к предсказателям.

  -- Кажется его застали, когда он учился летать, -- обратился я к главному действующими лицу в этой комнате.
-- Это он паясничаньем занимается, ерничает. В прошлой раз здесь стоял другой. Он делал вид, что катается на коньках. Они без этого не могут. Народ глумливый.

  Я хотел спросить, зачем же вообще они существуют и нельзя ли их всех,.. как бы это сказать,.. нейтрализовать что ли? Но не решился.
-- Вы можете к нему обратиться, -- заявил мне Архангел.

  Я взглянул на черта. Обвиняемый, как сперва я о нем думал, продолжал озираться, не глядя ни на кого.
-- Эй ты - шпик! -- закричал я на него, -- зачем ты обманул предсказателя И меня заодно? Зачем солгал?

  Черт прекратил всякое движение, его поза приняла более человеческие очертания и весь облик как-то переменился, став более приемлемым. Он взглянул мне прямо в глаза. Я вздрогнул: не ожидал, что эта нелепость может смотреть таким осмысленным взглядом. В этом взгляде я снова увидел всё плохое, что было во мне и даже,.. как это показалось на мгновенье,.. что это я сам смотрю на себя!

  -- Я? -- страшно удивился чертик, -- когда? Я же не человек, чтобы лгать! А? -- обернулся он в крайним недоумении к архангелу.
-- Они никогда не лгут, -- согласился тот, чему я несказанно поразился. Черт никогда не лжет?
-- Вообще-то у нас здесь - в потустороннем мире, как вы это называете, -- усмехнулся небожитель, -- лжи нет. Это - невозможно.
-- Как же так? -- спросил я его в сильном замешательстве, -- как же может быть, чтобы черт не лгал? Чтобы всегда говорил правду? Он же обманул предсказателя!

  Виновник происшествия по моей версии при этом выражал из себя безмерную досаду, вернее искусно изображал одноименную пантомиму. Он пожимал плечами, разводил в стороны руки, закатывал глаза и взывал взглядом к секретарю. Тот никак не реагируя, молча и неприязненно поглядывал на стоявшую перед ним образину, что-то записывая. Видимо, это был протокол. И тут бюрократия!

  -- Да. Он обманул вас, но не солгал! -- пояснил Архангел. -- Вот в чем проблема! Здесь можно видеть кажущееся противоречие.
-- Как так?
-- А вот так! Он не солгал. Представьте себе!

  Что всё это значит? Я не знал, что и думать. Все мои мои представления опрокидывались.
-- Вместо того, чтобы сообщить предсказателю про змею, он рассказал ему про колючку! -- возразил я.
-- А разве это ложь? -- повернулся ко мне Архангел, -- Он сказал ПРАВДУ! Там действительно полно колючек. Если бы вы пошли по дороге "А", то непременно получили бы в ногу колючку! Я это подтверждаю.

  Черт при этом засиял.
-- Тогда почему же он не сообщил про змею на дороге "Б"? Он ведь, об этом наверняка, знал! -- взвыл я.
-- Потому что они не говорят всю правду! -- возвысил свой голос Архангел, -- вспомните: "Правда, вся правда и ничего кроме правды!" А разве можно ожидать этого от них? -- сказал он сердито, слегка выставив вперед кулак, -- Они никогда так не поступают. Вот в чем дело!

  Я был потрясен. Вот оно лукавство! Дьявольская хитрость!
-- Я не солгал! Вот видите? -- обрадованно сказал черт.
-- Почему же ты тогда,.. сквалыга, не рассказал про змею? Ты знал про неё? -- закричал я на него. Удивлению моего оппонента не было предела.
-- А почему я должен был вам об этом рассказывать? -- искренно поразился он, -- Я вообще никому ничего не обязан сообщать. А зачем вы спрашивали? Зачем пытались узнать свое будущее? Разве это позволено? Вы спросили - я сообщил про колючку -- не соврал. Остальное - не захотел - не сказал! Что тут такого?!

  Говорил он это, совершенно недоумевая: что от него хотят? Что он такого сделал? Никак не мог понять, в чем его обвиняют.
-- Но ведь я умер из-за тебя! -- простонал я.
-- Это не мое дело,.. я тут ни при чем,.. -- пожал черт плечами. Да, трудно ему что-то доказать. На то и черт!

  -- Подождите! -- вмешался Архангел, -- если бы не было никакого гадания, вы бы и сами могли наткнуться на змею, выбрав путь "Б", ведущий к затаенной смерти.
-- Да, -- согласился я, - по теории вероятностей это могло случится: пятьдесят на пятьдесят, но он не оставил мне шанса!
-- Вот! -- вскричал Архангел, -- Вы теперь поняли! Предсказание не оставляет шанса! А так он у вас был бы! -- и удержав паузу, прибавил, -- Они, -- указал он, на сразу же втянувшего голову в плечи, черта, -- могут развалить любую выкладку по теории вероятностей и всё всмятку! Всё! Разрушают причинно-следственные связи. Неужели, не понятно?

  -- Понятно, -- сказал я с горечью, -- теперь всё понятно! -- и с решительным видом повернулся к виновнику моей смерти. Тот, разинув рот, в панике переводил взгляд с меня на Архангела. Как бы то не было, он ни разу не сдвинулся с того места, где стоял. Наверное, его каким-то образом туда приковали. Чертик под напором наших рассуждений совсем сник - стал выглядеть ещё меньше, чем был. Наверное, думал, когда же закончится эта пытка?

  -- Но все же обман состоялся! Вот результат - я здесь! -- возразил я.
-- В том-то и дело! Они не лгут, но обман происходит! Не сказать всю правду - это тоже значит обмануть, но доказать это невозможно! Они придерживаются формальный логики. Формально он прав! Его не в чем обвинить! Поступил запрос и он рассказал про неприятность, ожидающую вас на дороге "А". Всё! Дальше - молчок! Про змею ни слова.
-- Он логичен, не виноват и во всем прав? Но он же всё же не прав! Фактически совершено преднамеренное убийство!
-- Это - я повторяю, с вашей точки зрения и моей. У нас позиция нравственная. Её у них нет! Некоторым образом он по-своему прав, хотя и не во всем.
-- Как так?
-- В каком-то смысле, логика в её математическом виде - оружие... э-э,.. - Архангел снова повернулся к секретарю.
-- Дьявола, -- выпалил тот. Во взгляде нимбоносца появилась укоризна. Секретарь понял, что оплошал, опрометчиво назвав по имени того, кто был в этой комнате ненавистен, вместо того, чтобы выразиться иносказательно и потупил взор с виноватым видом. Черт же вытянулся в струнку, встав по стойке смирно.

-- То есть логика безнравственна? -- продолжал я спрашивать.
-- Она не то что безнравственна, она не имеет к ней никакого отношения - это разные понятия, несовместимые. Нравственность попросту невозможно поместить в логику. Она туда не лезет - ни так, ни эдак. Это - как пытаться засунуть банкноту в паз для металлических монет - никакого результата, хотя бумажные деньги ценятся гораздо выше.

  Маленький представитель сил зла уже расслабился, улыбаясь своей довольной улыбкой. Я жестом пригрозил ему кулаком и снова обратился к Архангелу:
-- А почему Богу самому не сообщать всю правду предсказателям и всяким гадалкам, чтобы не было недоразумений?
Архангел, схватив бороду в охапку, закрыл ею всю нижнюю часть лица и вытаращил на меня глаза. "Не упоминай имя Господа твоего всуе!" -- вспомнил я. Ах, да!

  -- Хи-хи, -- захихикал вдруг чертик, -- здесь вообще никто не обязан отвечать на ваши вопросы. В том числе и касательно будущего. В общем - это не ваше дело. Но если кому-то из нас в этот момент нечего делать или охота возникла, - прищурил он сладострастно глаза, -- почему же не помочь человеку, сообщив ему кусочек правды? Хе-хе-хе,.. -- засмеялся он зловредным и не по возрасту ехидным смехом.

  "Может ему не 16 лет, а больше?" -- подумал я, -- "а что если ему все 25 или даже 30? А,.. черт его знает!"  Мне захотелось схватить его и стукнуть головой об стенку, но как к этому отнесется архангел? Он и сам мог давно это сделать. При его комплекции от этой мрази осталось бы лишь мокрое место.

  Интересно вот ещё что: почему чертик причислил меня к живым, сказав: "не ваше дело", вместо того, чтобы сказать "Не дело людей на Земле"? Говорит со мной так, как-будто я ещё не умер. Он что, не соображает?
-- Что вы чувствуете, -- решил я спросить, имея в виду под этим всё их племя, -- когда люди вас упоминают - чертыхаются. Произносят: "черт возьми", "черт побери" и так далее?
-- Ничего особенного, - охотно ответил он, сразу приняв до смешного деловитый вид, -- просто приятно знать, что о тебе не забывают.
-- А это притягивает ваше внимание?
-- Нас притягивает другое.., -- плотоядно улыбнулся он.
 
  Я оглянулся не Архангела. Он перестал держать себя за бороду и с интересом слушал наш диалог.
-- Ну, как? -- спросил он меня,-- разобрались?
-- Я удивляюсь, -- воскликнул я, -- как таким позволяют обманывать людей?
-- Вы считаете, что он в чем-то виноват?
-- Конечно!
-- Вы в этом его убедили?
-- Нет!
-- Вот видите? -- возвысил голос Архангел, -- он совершенно невиновен в происшедшем или же не понимает своей вины! А кто виноват?
Он стукнул кулаком по столу и прибавил:
-- Вы!
-- А ясновидящий?

  Небожитель застонал:
-- Ясновидящий... Конечно, он тоже виноват, но гораздо меньше: 80% вины на вас.
-- А почему? А может мы виноваты оба?
-- Вот ещё чего! Не он принимал решение поступить согласно предсказанию, а вы! Не он поставил свою жизнь на звездную карту.
-- Значит нужно было мне подставить ноги колючкам? -- спросил я, -- тогда бы я был сейчас жив?
-- А как же! Вас преднамеренно напугали этой колючкой, чтобы направить в пасть змее. Это же должно быть ясно! -- крикнул он.
-- Так значит все же убийство произошло? Ведь в чем-то он виноват? -- с обидой в голосе спросил я, указывая на чертика.
-- Если бы он был человеком, то заслужил бы наказания, но здесь другое дело - обвинить его в том, что произошло - невозможно! Это существо - безнравственное.

  Я был раздавлен - так глупо всё вышло! Довериться этому прощелыге - совершенно аморальному типу! Кто бы мог подумать?! Кто мог знать, что когда пытаешься получить предсказания, то ставишь свою голову, а если ты астролог, то голову клиента на плаху? А чертовщина щупает - рубить или нет?
   
  -- А нельзя было обойтись без колючек и без змей? -- спросил я, совершенно раздосадованный.
-- О-о! Я бы напомнил вам несколько поговорок на эту тему, но не могу этого себе позволить. Не слишком ли вы требовательны? Вам и колючек не подавай! Мир не совершенен. Приходится чем-то жертвовать.
-- Поэтому в древности люди совершали жертвоприношения?
-- Этот вопрос мы не будем обсуждать.

  Я перевел дыхание:
-- Значит логика вредна?
-- Позиция Всевышнего не логична, -- стал объяснять Архангел, -- человек согрешил, а он его прощает... Где тут логика? -- спросил он, потрясая кудрями. Его, сначала говорившего крайне интеллигентно, было не узнать. Тема эта, видимо, задевала его за живое. Разгоряченно он добавил:
-- Я тоже поступил нелогично - только что скрыл от вашего взора сверток, который вас ужаснул, не дав ему до конца развернуться. Помните?
-- Да, -- ответил я, опустив голову.
-- Вам было бы лучше если бы я был логичен? Может полезнее было бы мне поступить как он? -- сказал, показав в сторону черта, -- разве вот эти могут простить хоть толику греха? Как вы - люди можете иметь с ними дело? -- гневно спросил он, распаляясь все больше и показывая мне свой огромный кулак, покрытой розовой кожей с пушком светлых волос. Чувствовалось, что ему не хватает зла, иначе, он разбил бы мне лицо. Откуда у архангела зло?
-- А человечество ещё пользуется их услугами, чтобы производить всякие гадания и узнавать свое будущее! -- громогласно прибавил ангел. Казалось, что если бы у него была такая возможность - он высек бы всё человечество. Я, честно говоря, немного растерялся. За всё человечество отвечать ещё не приходилось.
 
  -- Да, все верно, -- согласился я, -- получается, что мелкие неприятности избавляют нас от крупных, а маленькие беды от больших?
-- Ну?! А я о чем говорю? -- заревел Архангел. От его голоса поднялся в воздух самый верхний лист бумаги из стопки перед секретарем и попытался упорхнуть. Тот быстрым движением прихлопнул его, а потом посмотрел на нас исподлобья.
 
  -- Гадалка предложила некому гражданину предсказать ему будущее, -- продолжил мой нимбоносный собеседник уже более спокойным тоном, -- тот согласился. "Такого-то числа не выходите из дому: вас собьет машина и вы целый месяц проведете в гипсе". Гражданин послушался - взял отгул. На следующее утро, счастливый, что избежал несчастья, вышел на работу. Через два дня он получил черепно-мозговую травму, несовместимую с жизнью и скоропостижно скончался. Не лучше было бы просидеть месяц в гипсе?!
-- Так! Значит, нет худа без добра?               
-- Как можно игнорировать вышесказанное и заниматься гаданием? Чтобы вас водили за нос вот эти! -- спросил он, указывая пальцем на чертика. Тот насторожился.
 -- Ох, когда вы поумнеете? -- спросил с досадой Архангел.
"Поумнеете"? Он тоже ошибся, сказав "поумнеете". Ему надо было сказать "люди поумнеют". Я же уже умер! Всё позади. Когда я ещё поумнею?

  -- Сколько их там ещё? -- обратился ангел к секретарю. Тот быстро перебрал бумаги:
-- Много. Сегодня что-то активно прибывают.
-- Фу,.. -- выдохнул его шеф, -- до конца моей смены ещё целых три часа! -- и добавил, взглянув на меня, -- по земным меркам.

  После этого Архангел отвернулся и весь ушел в работу за компьютером. Наверное, он готовил отчет. Кому, интересно? Я попытался увидеть что-нибудь на мониторе, но под острым углом заметить что-то было трудно. Черт тоже стал преображаться. Он постепенно принял прежний отрешенный вид, глаза его приобрели бессмысленное выражение, шерсть встала дыбом и начались те же взмахи руками и выверты ногами. Вот тип!

  Оставшись без внимания в наступившей относительной тишине, я стал приводить мысли в порядок. Так! Открытия, сделанные мной здесь, обескураживали. Значит, вот оно что! В контакт с ясновидящим входит черт! Казалось бы, невинное дело - предсказания! А вот что при этом происходит! Кто мог подумать, что при этом задействуется нечистая сила! В результате - вот пожалуйста - я здесь! Какой промах! Так нелепо умереть в расцвете лет!

  Я осмотрелся. Архангел продолжал что-то со сосредоточенным видом отстукивать на клавиатуре. Писарь в это время скрипел пером. Мой взгляд опять остановился на странной одежде Архангела. Я решил поразмыслить: что за мода такая? Всегдашний мой исследовательский пыл не оставлял меня и в этом мире.

  Необычно странная манера одеваться! Спина, грудь и плечи у рассматриваемого мной были были перевязаны широкими слоями разных тканей. Я насчитал по меньшей мере четыре цвета. Имеют ли они какое-то значение? Что за материалы, из которых сотканы эти ткани? Красный и блестящий - это кажется, шелк. Остальные напоминали хлопок. Я недостаточно знаком с этим делом, но вот что я заметил: в районе плеч был использован растяжимый трикотаж - видимо, для того, чтобы предоставить относительную свободу движений верхним конечностям, тогда как на остальных участках тела отмечалась ткань с простым переплетением ниток.

  Еще я обратил внимание, как у Архангела сильно выпирают лопатки. Это было заметно даже под многослойным покровом. Особенное анатомическое строение? Я стал гадать, от чего это может быть? Какая-то неясная мысль ходила вокруг, не оформляясь окончательно. Лихорадочно соображая, я старался добраться до истины - состояние, которое на меня часто нападает...

  Нет,.. ничего путного не приходило в голову. Что дальше? Я взглянул в окно. Свет за ним был всё такой же - как в пасмурную погоду. А как у них обстоит дело с электрическим освещением? Подняв голову, я не увидал ни лампочки, ни проводки - всюду на потолке была одна известка. А сколько, интересно, я уже здесь пробыл? Часов в комнате тоже не оказалось. Наручные часы? Я украдкой взглянул обеим небожителям на запястья. Не было у них часов! Как же они определяют время? Чувствуют, наверное. Архангел, наклонившись вперед с согнутой спиной продолжал не очень умело выстукивать на клавиатуре. Я стал снова смотреть на его импровизированную одежду. Что это значит?

  Вдруг я понял! Крылья! Ведь у архангела должны быть крылья! Я всё удивляюсь, что за перевязи! Он обернул крылья вокруг своего тела, а сверху обмотался кусками текстиля! Для чего? Для того, чтобы никого не пугат! Представляете? Входите, а там сидит человек с огромными крыльями за спиной!

   Фу!.. Вот это да - гора с плеч! Наконец-то разгадка добыта! Я глубоко вздохнул. В этот момент Архангел с приподнятым над клавиатурой пальцем, застыл на мгновенье, а потом снова продолжил работу. Интересно, делают ли они перерыв? Если да, то, наверное, он уже у них был, если было сказано, что до конца смены остается три часа. Долго ли мне здесь ещё быть? Стою, как на экзамене. Интересно - куда меня денут потом?

  Через несколько минут Архангел прекратил стучать по клавишам и подняв голову, стал молча смотреть на черта. Тот под его взглядом постепенно стал входить снова в то состояние, в котором можно было с ним говорить. Сам Архангел выглядел уже не таким свежим, каким я его здесь впервые увидел. Даже голос, как оказалось, у него изменился - осип. Устал, наверное. Невольно устанешь, имея по целым дням дело с вереницей грешников. Я вспомнил очередь за дверью: никто там не без греха.

  Над головой у него то и дело вспыхивал люминесцирующий нимб в виде неполного, мерцающего кольца. А кстати, что такое люминесценция? Избыточное надтепловое излучение вещества. Если вспомнить древнее изречение о том, что господь - это огонь палящий, то все становится ясно! От наличия в ангелах интенсивного божественного света и вспыхивает у них над головой люминесценция! По данным физиологов 80% тепла человеческое тело теряет через непокрытую голову. Вот и всё!
 
  Сделав сходу открытие и установив происхождение нимба над головой у святых, я решил, что для пытливого ума здесь найдется немало работы. Архангел со смешинками в глазах с интересом смотрел на меня. "Да, он читает мои мысли!" Незадолго до этого, когда я установил, что под матерчатым покровом у него спрятаны крылья, он тоже среагировал, застыв на мгновенье. Впрочем, чему тут удивляться: стоило мне войти сюда, как всё обо мне было известно. В этом мире, куда я попал, телепатией пронизовалось всё вокруг.

  -- А нельзя ли навсегда прикрыть их лавочку? -- спросил я у Архангела.
-- Какую?
-- Я имею в виду их организацию. -- указал я на чертика.
Архангел удивленно посмотрел на меня, но ничего не ответил. Черт встрял в разговор:
-- Вы думаете, это возможно? Пока на Земле творится зло, никто с нами не справится. Вы - люди сами можете прикрыть нашу лавочку, но не думаю, что это произойдет скоро. Нам не скоро исчезнуть! А с вами мы ещё встретимся. Наша организация могла бы у вас кое-что купить по обоюдно-выгодной цене. Хе! Может сговоримся? -- кивнул он мне. "Что он имеет в виду? Душу? Но я же умер! Вот она - душа! Слава Богу, не продана. Когда же ещё он сможет у меня её купить? Непонятно..."

  Архангел, приподняв брови, с удивлением смотрел на вконец обнаглевшего черта, который вздумал уже предлагать здесь свои услуги и пустился в рассуждения. Я же решил, что пора выяснять отношения и бросился, чтобы схватить его, но он ловко увернулся.
-- Брысь! -- громко прозвучал в комнате голос Архенгела. Тут же маленькая дверь чуть приоткрылась, образовав узкую щель, куда черт улизнул с молниеносной быстротой.

  -- Вот так, -- нахмуренно смотря, сказал обладатель крыльев, -- а вы доверились ему!
-- Я просто не знаю что сказать! У меня нет слов! Кто бы мог подумать? Кто мог знать, что за кулисами ритуала предсказания стоят вот эти самые? К гадалкам и предсказателям обращаются много народа и среди них немало порядочных людей. А знаете, иногда предсказания оправдываются!
-- Это другое. Тут есть разница, -- вздохнул Архангел, -- придется вам объяснить, хотя мы с вами задерживаем всю очередь. Это - то, что называется предчувствие, интуиция или "сердце подсказало". К людям почти непрерывно поступает и положительная предупреждающая информация, но ни каждый может с этим потоком справиться. Нет ничего из стоящего внимания, чтобы об этом не был послан вам сигнал. Нужно уметь быть начеку. Во все времена были люди, которые использовали эту способность в корыстных целях. Так кудесники и маги добивались признания. Вот например: где-то долго нет дождя. Может погибнуть урожай. Жители деревни обращаются к колдуну. Он отнекивается: я не могу, я занят. Зачем нужно вмешиваться в божий промысел? Это вам в наказание. Потому, что знает - дождя в ближайшее время не будет! Но когда он доподлинно чувствует приближение ненастной погоды благодаря своему врожденному чувству перспективы и обостренной интуиции, он выходит к людям и говорит: ну ладно, так и быть - что-нибудь придумаю, будет вам дождь - постараюсь наколдовать. Через два часа начинается гроза, а он принимает поклоны и подношения.
-- Значит все маги и кудесники рационально использовали в своих интересах развитую способность к предчувствию?
-- Конечно.
-- Знаете, что вам скажу? Со мной тоже такое бывает,.. бывало, вернее. Я недавно шел по улице и пытался закурить, но неистовый ветер каждый раз гасил огонь. Прошло несколько минут. Я всё ещё не мог закурить. Вдруг как-будто кто-то толкнул меня под руку - зажигай! Пока я чиркал спичкой, ветер замер и представьте - пламя даже не шелохнулось! Когда я уже делал вторую затяжку, новый порыв штормового ветра едва не сбил меня с ног!
-- Вот-вот! Если бы в старину вы два раза повторили этот фокус - все вокруг считали бы вас чародеем и заклинателем и вы прославились бы надолго. Правда, за счет благосклонно настроенных к вам светлых потусторонних сил, подсказывающих под руку. Человек, останавливающий ветер! Смешно! Чудес не бывает!
-- Да. Чудес не бывает, но это там - на Земле, а здесь я вижу у вас...
-- Молодая женщина готовит на кухне, её малолетний ребенок находится в комнате. Неожиданно для себя она срочно направляется к нему с испачканными руками, даже не вымыв их предварительно. Её дитя долгими стараниями сумело добыть из шкафа острый предмет и держит его у себя в руках. Неизвестно, чем-бы это закончилось, если бы не мама. Что её заставило прийти именно в эту минуту? Понадобилась ли для этого гадалка? Почему никто не постучался ей в этот момент в дверь и ни один предсказатель в мире не позвонил и не сообщил об опасности? Информация поступила из совсем другого источника и этот источник - поверьте, никогда не дремлет...

  Я был под впечатлением от этих слов. Вот оно что! Получается что мы... не я, конечно, а живущие на Земле люди постоянно находятся под наблюдением. Существует, взирающая с небес, всепроникающая скрытая камера!

  -- А что будет со мной? -- поинтересовался я, -- Что я здесь буду у вас делать? Пришло время позаботиться о своей судьбе, обратившись, так сказать, к насущным практическим вопросам, после того как мы досыта наговорились об отвлеченном.
-- Хотите вернуться обратно?
-- Как? Что вы говорите? Разве это возможно?
-- Спешу вас обрадовать! Вы ещё не умерли и вернетесь в свою телесную оболочку. Всё это время вы находитесь в состоянии клинической смерти.
-- Неужели?! -- воскликнул я радостно. Сердце мое замерло. Виртуально, конечно. Натуральное замерло давно, но это я так думал. "Спешу", сказал Архангел. Ничего себе! Мог бы и раньше предупредить - с самого начала. Он тут же прочитал мои мысли.
-- Могли бы и сами догадаться - вы так и не сели на этот стул! Простояли на ногах всё это время. Разве непонятно было?

  Да, черт побери, действительно, подумал я, то есть,.. я хотел сказать, в общем, это сейчас не важно...
-- А не слишком ли долго всё продолжается? -- спросил я, -- Как же мой мозг? Он давно уже погас!
-- Непосредственная клиническая смерть длилась всего две-три минуты. Там на месте вам оказали первую врачебную помощь и восстановили сердцебиение, но последующие 30-35 минут вы всё ещё находитесь между жизнью и смертью. Бывало, что ужаленного змеей человека спасали даже через час после того, как его посчитали мертвым. Сердце едва и не заметно для окружающих билось и мозг держался.
-- Я думал, что провел здесь несколько часов. Пришлось долго стоять в очереди.
-- Время течет здесь иначе.
-- Откуда взялись врачи?
-- В кустах оказалась бригада скорой медицинской помощи.
-- В кустах? Что она там делала?
-- Мало ли что можно делать в кустах!
-- Вы серьезно?
-- Нет конечно, это - фигурально - "в кустах". Они проезжали недалеко от того места.
-- Именно в этот момент?
-- Именно.
"Это не случайно!" -- подумал я и спросил:
-- Что теперь?
-- Они бьются за вашу жизнь. Смотрите.

  Я взглянул на монитор. Боже? Кто это? Я напоминал покрышку из которой выпущен воздух. Сникшее, синюшное лицо с заостренными чертами и каким-то тупо-сокрушенным выражением.
-- Это я?
-- Не я же!
-- Где всё это происходит?
-- В реанимации. Вас доставили в больницу.
-- Неужели меня оживят? -- возликовал я.
-- Да! Вам пора. Вон туда, -- указал Архангел рукой на черный ход, как я успел его про себя окрестить и где недавно скрылся черт.
-- Рад был познакомиться с вами, -- сказал я, -- Получается, что мы с вами встретимся ещё раз. Надеюсь предстать в окончательном варианте без лишних изъянов.
На это он ничего не ответил. Только слегка кивнул головой, глядя на монитор и как мне показалось,.. спрятав, едва заметную улыбку. А может и нет...
 
  Открыв скрипучую дверь, я увидел облака. Дверной проем оказался не таким уж маленьким или я успел заметно сократиться в объеме?
-- Прыгай! -- крикнули мне. Это не был Архангел. Это крикнул секретарь, который впервые обратился ко мне и сразу же на "ты". Я спрыгнул с порога и стремительно полетел вниз. Сперва всё заволокло, потом - темнота и внезапно ударил свет. Вдруг я увидел рядом с собой людей в белых и синих халатах. Ко мне наклонилось чье-то суховатое, слегка изможденное лицо в очках, обрамленное рано поседевшими висками. Это был врач-реаниматор.
-- Очнулся, -- услышал я издалека, -- приходит в себя.
-- Ура! Браво, доктор! -- раздался прокуренный женский голос.
-- Мезатон - ещё кубик. Диастолическое давление?

  Дальше масса всяких медицинских терминов. Я хотел что-о сказать, но язык прилип к небу и я не смог издать ни звука. Мне дали попить и врач снова наклонился ко мне:
-- Что-нибудь видели?
-- Архангела, -- хрипло выдавил я из себя с кашлем. Доктор удовлетворенно кивнул головой:
-- Значит, все в порядке. Дальше всё пойдет нормально, -- и обратившись к кому-то, добавил, -- следите за сердечным ритмом.
После этого я стал периодически впадать в забытье, но уже ничего странного не видел и не слышал. Вокруг меня был один медперсонал и их собственные голоса. Постепенно состояние мое нормализовалось.

  Через два дня меня перевели в палату. Времени чтобы поразмыслить на всякие темы у меня теперь было предостаточно. Я уже знал что бояться смерти так же глупо, как и того, что я мог вообще не родиться и стал думать о том, какое это вредное дело - предсказания.

  Каких только способов не придумано! Гадания на кофейной гуще, на картах, на игральных костях, по зеркалу, по горящей свече, по полету птиц, хиромантия, оракулы, чревовещатели, оккультизм, астрология, спиритизм... Что ещё? Чего только нет? Откуда это неистребимое желание людей узнавать свое будущее? Предлагающих свои услуги тоже более чем хватает.

  Я вспомнил про Креза из школьного учебника истории - царя Лидии, жившего то ли в V-ом, то ли в VI-ом веке до нашей эры и который решился идти войной на могущественную Персию. Классический случай подставы со стороны предсказателей. Кто его подставил? Дельфийский оракул. "Ты разрушишь великое царство", -- сказали ему. Результат оказался катастрофическим, но только для него самого.

  Конечно, Креза, а вернее пифию обманула не такая мелкая сошка, как меня, а кто-нибудь постарше и весомее. Всё-же царь! Я представил себя высокого ранга рослого черта с тяжелым взглядом. Может это был сам дьявол? Нечистой силе это предсказание ничего не стоило. Крезу стоило царства, его стране - независимости, а над народом установилось чужеземное господство, плюс - ярмо тяжелой дани. Попытка использовать силу предсказания закончилась крахом.

  Потом все-же чудо произошло, но исходило оно уже никак не от черта. Ко всеобщему удивлению царь Персии помиловал своего пленника и даже разрешил ему вновь посетить Дельфы. Крез направился туда, чтобы задать оракулам парочку вопросов. На его решительное требование ответить за обман, те равнодушно ответили: "А ты уточнял о каком царство шла речь? Не о твоем ли?" Вот тебе раз! Всего-то!

  "Нечистая, но всё же сила",.. -- подумал я, лежа в постели, -- Да... Одно-два слова - лукаво преподнесенная часть правды и всё: механизм запущен. Люди сами прыгают в пропасть, а чертовщине только остается наслаждаться зрелищем. А потом и взять с них нечего! Виноват сам человек, оказывается! Как и в моем случае. Эх, я...

  Принесли таблетки. Приняв их, я вскоре задремал. Открыв глаза, увидел знакомого предсказателя. Он сидел у моей койки с виноватом видом.
-- Что вы наделали? -- спросил я его.
-- Всё! -- подняв ладонь, ответил он, -- каюсь! Я оказался неправ.
-- Вы знаете, что произошло?
-- Я знаю всё! Услышав от гулявших по роще людей, что вас увезла скорая, я бросился сюда. Ждал у дверей, пока мне не сказали, что вы спасены. Не знаю, что со мной было бы, если... Сегодня узнал, что вас перевели в палату и вот я здесь.
-- Бросайте это дело - предсказания.
-- Больше никогда! -- сказал он, снова показав мне свою ладонь.
-- Это - обман.
Я рассказал ему кое-что из вынесенного мной из комы и он выслушал с интересом. Грустно качая головой, сказал:
-- В ответ на заклинания мы получаем кота в мешке.
-- Половину кота, -- поправил я, -- или четверть!
-- Да, да, да, -- согласился он, -- а я зарабатывал этим на жизнь...
-- Что же теперь будете делать?
-- Даже не знаю...
-- Вам нужно в цирк, -- сказал я, -- Идите работать в цирк.
-- В цирк?
-- Вот что я вам скажу: вы сможете стать отличным факиром - заклинателем змей!
-- Что?
-- Серьезно! Попробуйте.
-- Заклинатель змей! Факир! Хм... Это - интересно... Это звучит круто! Ха-ха!
-- И звучит отлично!
-- В этом что-то есть,.. -- пробормотал он, поднимаясь с места. Походив по палате взад-вперед, он, не прощаясь, весь поглощенный мыслями, направился к выходу. Из коридора до меня донеслось: "Заклинатель змей! Ха! А почему бы и нет, черт побери?!"

  Я лежал и думал, что не скоро ещё человечество избавится от черта и его проделок. Ведь, это в принципе так просто! Всё зависит от нас самих! Вот ещё что: Архангел на прощание поручил мне рассказать об всем увиденном и услышанном мной как можно большему числу людей. Вот пожалуйста - я рассказал.