История матери. 8. Узбекистан. Янгиюль...

Ирина Дыгас
                ГЛАВА 8.
                УЗБЕКИСТАН. ЯНГИЮЛЬ.

    На кирпичном заводе работали тысячи людей со всех краев и областей СССР!

    Но это были не простые переселенцы, а «отработанный материал» репрессивной сталинской машины: ссыльные и высланные, отсидевшие свой срок, пораженные в гражданских правах, не прошедшие послевоенное «сито НКВД» солдаты и ЧСИРы (члены семей изменников Родины).

    В школах и училищах Янгиюля преподавали доценты и профессора из крупнейших ВУЗов страны, прошедшие через политические статьи и «чистки» в комитетах.

    В госпиталях и больницах работали светила медицины с громкими, известными именами – тоже продукт «ежовщины» и «ягодовщины»! А в бригаде у Дуни работали солдаты из печально известного «власовского» полка.

    Такое смешение народов и обычаев шло только на пользу! Смешивая в браках кровь, люди становились не только терпимее друг к другу, но и научились уважать чужие ритуалы и верования. Там, на юге, ткался самый причудливый узор из национальностей и культур, что взаимно обогащались и пополнялись. В этом вавилонском столпотворении языков мог выжить только один – литературный русский!

    Вот почему до сего дня, услышав чистую и грамотную русскую речь, мама без ошибки определяет, что перед ней выходец из Средней Азии или Казахстана.


    Молодой и красивый город расстраивался и разрастался.

    Стало лучше с жильем, Дуне удалось съездить в Червонный Гай и забрать у свекрови старшего сына Федю. Неожиданно с ней собралась в поездку и мать Анна, уволившись из ненавистного колхоза по состоянию здоровья. В Янгиюль вернулись втроём.

    Обжив новую квартирку в трёхквартирном доме, баба Анна занялась… целительством! Она переняла, «взяла» перед смертью от свёкра Зуса чудодейственную силу исцелять. Имея в арсенале лишь «нашёптанную» воду и православные старинные молитвы, стала спасением для сотен горожан и сельчан Узбекистана! В скором времени к ней стали стекаться больные со всех сторон! Особенно сильна она была в исцелении детей. Опасаясь преследования властей, бралась «лечить» только тогда, когда официальная медицина отказывалась от больного и выписывала домой умирать.

    Спустя ещё год, Дуняша привезла с собой и второго сына, Толика, которому исполнилось почти пять лет. Семья воссоединилась.


    Потом случилось невообразимое.

    Как-то, возвращаясь с кирпичного завода домой через мусульманское кладбище, услышала мальчишеский голос, окликнувший её. Обернувшись, увидела перед собой Павлика, сына сестры Марии, которая уехала к тому времени куда-то в Казахстан. Мальчик был похож на беспризорника 20-х годов! Оказалось, что он бежал от матери во время переезда, не пожелав жить с новым отчимом. В семье стало на одного сына больше.

    Сообщив Марии, что Павел у неё, устроила парня в кочегарку помощником истопника. Старался не подводить тётку и бабушку, внося в семейную копилку свою лепту. Его отмыли и одели, подлечили и пригрели, а баба Анна стала вовлекать внука в свою нехитрую забаву – помогать в мелких делах по целительству.

    Идиллия быстро закончилась: приехала осенью Мария и, перессорившись с родными, со скандалом забрала Павлика, так привязавшегося к другой семье. Как он плакал и просил мать не забирать от бабушки – тщетно. Его судьба сложится очень грустно – сопьётся, замёрзнет под забором, брошенный всеми.

                Март 2013 г.                Продолжение следует.

                На фото: мама и мы с сестрой. 1966-й год. п. Гранитогорск, Казахстан.

                http://www.proza.ru/2013/03/18/977