Бог Пан

Вольфганг Акунов
ABRAXAS

Бог Пан /1/ насаживал - поверьте! -
На фаллос нимфу /2/, как на вертел,
И этим вертелом вертел
Так долго, как того хотел.
Для нимфы повертеться - счастье,
В конвульсиях любовной страсти,
На фаллосе лесного бога
(Вот только яйца жмут немного).


ПРИМЕЧАНИЯ

/1/ Пан — древнегреческий бог пастухов и скотоводов, плодородия и дикой природы, культ которого имеет аркадское происхождение.

По одному из гомеровских гимнов, Пан считается сыном бога Гермеса и дочери Дриопа. По другой версии, он был сыном Гермеса и Орсинои.

По третьему сказанию, Пан был сыном Зевса и Гибрис (Хюбрис), научившим Аполлона искусству прорицания, или же сыном Зевса от Фимбриды, или же сыном Зевса от Ойнеиды. Согласно Эпимениду, Пан был сыном Зевса от нимфы Каллисто (спутницы вечно девственной богини-охотницы Артемиды, в наказание за утрату девственности превратившей Каллисто в медведицу), и братом-близнецом Аркада.

Существует и версия мифа, по которой Пан был сыном бога Гермеса и супруги Одиссея Пенелопы, родившимся в Мантинее в Аркадии. По Дуриду, Пан родился у Пенелопы от её сожительства со всеми женихами, сватавшимися к ней до возвращения ее супруга Одиссея из-под Трои. По Евфориону, Пан был сыном Пенелопы от сребролукого бога Аполлона. По Арефу Тегейскому - сыном Эфира от Энои. По Дидимарху - сыном богини Земли Геи от бога Небес Урана, отца Крон(ос)а и деда Зевса. По Аполлодору Афинскому, Пан вообще не имел родителей. Кроме того, имя "Пан" ("Всеобщий") было эпитетом главы олимпийского пантеона бога Зевса в орфической теогонии (сказаниях о происхождении богов).

Пан родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью и характером ребенка, мать (как бы ее ни звали) покинула его, но бог Гермес, завернув диковинного младенца в заячьи шкуры, отнес его на гору Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно - бога вина Диониса - видом и живостью своего сына (по одной из версий), что боги назвали новорожденного Паном, так как он доставил всем (греч. "пас" - "весь") великую радость. Пан был богом-покровителем стад (современные лингвисты, в отличие от древних, связывают слово "Пан" с индоевропейским корнем "пасти").

Пан выкрал сухожилия Зевса у чудовищного Тифона. Он был самым древним и почитаемым богом у аркадцев, именовавшимся у них Ликейским, то есть "Волчьим" (у других греков - например, у афинян, это был эпитет бога Аполлона). Пан постоянно преследовал нимф с целью совокупления. Окрестные жители не раз слышали, как Пан играл на свирели на горе Меналион (Аркадия). Пан изобрел пастушескую свирель-сирингу и игру на свирели близ горы Номия (Аркадия).

Пан помогал афинянам в битве с персами при Марафоне, гора Пана есть на Марафонской равнине. Между Кифероном и Геликоном Пан распевал пеан (торжественную песнь-гимн), сочиненный Пиндаром. В городе Саэтта Пана полюбила некая смертная женщина. За помощь богам Пан стал созвездием Козерога.

Согласно "отцу истории" Геродоту, Пан был самым древним богом. Когда боги пребывали в Египте, Пан повелел им превратиться в зверей, а сам стал козой или козлом (либо стал полукозлом-полурыбой).

Страшный сатир Аркадский Эгипан (Айгипан) обычно отождествляется с Паном, но иногда считается его сыном. Эгипан — либо сын Зевса и козы, либо сын Пана и козы; либо сын козы Амалфеи, молочный брат Зевса. Он породил Козерога. Эгипан внушил врагам страх, когда Зевс сражался с титанами.

Роскошные долины и рощи Аркадии — царство Пана, где он резвится в кругу веселых нимф, с которыми периодически совокупляется. Под его флейту или сирингу устраиваются веселые, шумные хороводы, пугающие смертных. В полдень, утомившись от занятий, Пан засыпает и с ним засыпает вся природа под знойными лучами: это затишье считалось священным и ни один пастух не осмеливался нарушить его игрой на свирели, из боязни потревожить сон бога-покровителя. Когда горная тишина нарушалась отзвуками или криками, суеверие приписывало эти звуки Пану: отсюда страх, который испытывает человек, слыша неизвестно откуда идущие звуки среди тишины, называется паническим. Данное суеверное представление выразилось в сказании о любви бога Пана и нимфы Эхо (согласно некоторым представлениям, у них была дочь — Ямба, в честь которой назван стихотворный размер ямб).

Пан считался также богом зарождающегося света, при восходе солнца. К этому представлению относится также миф о любви его к богине луны Селене, сестре бога солнца Гелиоса, которую козлоногий бог природы расположил к себе тем, что отдал ей часть своих стад. Как бог, исполненный природного вдохновения, Пан был и предсказателем; в Аркадии находился его оракул, жрицей которого была Эрато. Хорошо знакомый со всеми тропинками и дорогами своей страны, Пан считался также богом-проводником, подобно Аполлону и Гермесу; он указывал путь на суше и на море, усмиряя морские волны звуками своей флейты. Ему были посвящены горы, пещеры, дубы и сосны, а также черепахи. Как бог, любивший уединение и свободную природу, Пан не был городским божеством, и только по случайным поводам его почитали памятниками в городах. Так, в Афинах Пану был посвящен грот на акрополе в память поражения персов, на которых Пан навел (панический) ужас во время Марафонского сражения.

Позднее, вследствие оргиастических свойств характера Пана, его культ слился с культом Великой Матери (Реи-Кибелы, Диндимены или же Купапы) и Диониса. В Лидии Пан был отождествлен с Марсием и считался учителем Олимпа. Как похотливый и задорный товарищ менад, нимф и гермафродитов, Пан, подобно сатирам, был олицетворением чувственной любви; поэтому в позднейшей литературе и искусстве Пан часто изображается как спутник Афродиты и соперник Эрота.

При царях эллинистических династий Птолемеев (Египет) и Селевкидов (Сирия) Пан почитался в разных регионах Ближнего Востока. В частности, в его честь были названы город Паниум и река Баниас в Палестине.

Кроме Пана, индивидуального божества природы, были еще существа демонического характера, называвшиеся панисками или фавнами — своего рода лешие с козлиными бородами, мучившие путников в горах и лесах, а также посылавших тяжелые сны (кошмары). Фавны (от которых происходит собирательное название животного мира - фауна) жили среди стад и были товарищами сатиров.

Пану посвящены XIX гимн Гомера и XI орфический гимн. Пан - действующее лицо комедии Менандра "Брюзга".

Ежегодно в Римской империи совершалось празднование в честь Пана (отождествляемого римлянами с их лесными богами Фавном и Сильваном); посвященные ему праздники назывались Вота и Врумалия.

Небо и море, бессмертный огонь и земля всецарица,
Все это Пан, ибо все это Пановы части и члены...

Со временем, когда вера в традиционных греческих языческих богов ослабла, появилось поверье, будто Пан, несмотря на свои божественные происхождение и сущность, был не бессмертным, и потому однажды умер (чем и объяснялось его появление на небе в виде созвездия Козерога). В христианское время смерть Пана символически связывали с Рождеством Христовым, как бы ознаменовавшим собой гибель всего ("Пан") мира языческих богов. Согласно трактату Плутарха Херонейского "Почему оракулы молчат", некий мореплаватель по имени Тамос, или Тамус (в другом произношении - Фамос, или Фамус), однажды услышал с берега, мимо которого проплывал, горестный вопль: "Тамус, Пан Великий умер!" (греч.: "Темос Пан Мегас тетнеке!"). На основании этого знаменательного происшествия (упоминаемого, между прочим, Франсуа Рабле в "Гаргантюа и Пантагрюэле", при описании плавания Пантагрюэля к оракулу Божественной Бутылки - Бокбюк), Тамос-Тамус-Фамос-Фамус (а вслед за ним - Плутарх и многие другие, в том числе и христианские, сочинители) сделал вывод, что ему сообщили о смерти Великого Пана. Между тем, филологи давно уже установили, что на берегу, мимо которого проплывал какой-то греческий корабельщик, проходил обряд, посвященный ежегодно умирающему, чтобы в положенный срок воскреснуть, семитскому по происхождению, богу природы Фамосу-Тамосу-Фамусу-Таммузу-Адонису, в ходе которого ритуальные плакальщицы горестно восклицали: "Тамос панмегас тетнеке!" (греч.: "Тамос Всевеликий умер!"). Так что не бог Пан умер раз и навсегда, а бог Таммуз умер в очередной раз, чтобы весной снова возродиться, вместе с оживающей после зимнего, подобного смерти, сна природой (как шумерский аналог Таммуза - Думузи, египетский Усирэ-Усир-Осирис, нордический Бальдр-Бальдер-Бальдур и многие другие). Обо всем этом можно подробнее прочитать в замечательном романе Лайоша Мештерхази "Загадка Прометея".    

/2/ Нимфы ("невесты") — в древнегреческой мифологии олицетворение, в виде девушек, живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов. Нимфы считались порождениями богини Земли Геи (Гайи). Нимфам был посвящен один из орфических гимнов.

По поверьям древних греков, нимфы жили в рощах, у источников, в тенистых горных ущельях, в-общем, на лоне природы. Подобно сатирам, нимфы — духи земной поверхности, проявления природных сил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдали от культурных центров. Нимфы занимаются пряжей, тканьем, поют песни, пляшут на лугах под флейту бога Пана, охотятся вместе с вечно девственной богиней Артемидой, участвуют в шумных оргиях бога вина Диониса, ведут постоянную борьбу с надоедливыми сатирами, то и дело преследующих нимф с целью плотского соития. Из утверждений, что сатиры постоянно лишали нимф девственности, следует заключить, что девственность нимф постоянно возобновлялась. Иногда нимфы вступают в общение с людьми, заботятся об их участи, отдаются героям и прекрасным юношам (Калипсо и Одиссей, Амарилла и Дафнис, Эгерия и второй царь Рима Нума Помпилий). Порой нимфы наводят на человека безумие, бешенство, посылают людям пророческий дар и исступленное вдохновение.

Нимфы гор назывались ореадами, нимфы лесов и деревьев — дриадами и гамадриадами, нимфы источников — наядами, нимфы долин - напеями, нимфы лугов - лимнадами, нимфы моря — нереидами, нимфы Океана (Мировой Реки, омывающей со всех сторон обитаемую сушу) - океанидами. Нимфам посвящались гроты и пещеры, иногда в их честь строились святилища, особенно в богатых растительностью и орошенных местностях, позднее и в городах. В жертву нимфам приносили коз, телят, молоко, масло, вино. Как олицетворения прелести природы, нимфы изображались в искусстве красивыми молодыми девушками в уборах из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Изваяния наяд нередко имели своим атрибутом раковину, которую они держали у лона, или сосуд; ореады представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале.

В честь нимф был назван астероид Нимфея, открытый в 1917 году.