Надо ли ехать в Париж?

Людмила Ханыкова


    То, что приезжая каждый раз в Париж, мы открываем в этом изумительном, неповторимом городе что-то особенное, крайне интересное для нас, никого не удивляет. Париж и есть Париж! Что с него взять? О нем уже столько писали…
    И всё же он снова ухитрился поразить меня и заставил серьезно задуматься. Многие наши соотечественники, живущие во французской столице, отмечали крайнюю замкнутость французов, их нежелание общаться с незнакомыми людьми, особенно приехавшими из нашей страны. Не скажу, чтобы меня это особенно удивляло: к сожалению, наши люди не всегда ведут себя подобающим образом, попав в иноязычную атмосферу. А в ответ получают настороженность коренного населения.
    Правда, сама я этого за ними не замечала. Ничего, кроме доброжелательности и любезности, они не проявляли. Помню, как-то в метро скромно одетая француженка сама обратилась ко мне и посоветовала не носить золотые сережки и цепочку.
    - Выходя в город, мы надеваем только клипсы и какую-нибудь бижутерию, а то дорогую вещь могут украсть, да еще поранить шею и уши.
    Да, с этой неприятной особенностью французской столицы я уже была знакома, но всё же поблагодарила милую даму за ее трогательную заботу о совершенно незнакомом человеке.
    Но один случай особенно поразил меня. Как-то раз я возвращалась в гостиницу из самого центра города, накупив изрядное количество всякой литературы. За день я находилась, устала и вдруг поняла, что у меня не хватает сил добраться пешком.
    Значит, метро. Но, покопавшись в карте метрополитена, я обнаружила, что не могу понять, как мне ехать и где делать пересадку. Метро в Париже находится буквально на каждом шагу. Это не что-то помпезное, как у нас. Просто неожиданно посреди тротуара ты видишь скромную лестницу, ведущую вниз. Сбоку небольшое табло. Его еще надо заметить! В Москве даже переход через улицу имеет более широкий пролет и оформлен гранитом и плиткой.
    В общем, я никак не могла понять, что мне делать, и обратилась за помощью к первой же француженке, торопливо спешащей куда-то по улице. Она остановилась, оглянулась, чтобы сориентироваться, и объяснила, что на этой станции мне не стоит садиться, т.к. это другая линия.
    Сделав призывной знак рукой, она развернулась и устремилась в противоположном направлении. Я поспешила за ней. Дойдя до следующей станции, она стала спускаться, довела меня до касс и уже там объяснила, где мне надо делать пересадку. Я купила билет и обернулась, чтобы поблагодарить мою спасительницу, но ее уже рядом со мной не было. Оглянувшись вокруг, я обнаружила, что она быстро поднимается по лестнице в город. И тут до меня дошло, что она только ради меня прошла полквартала в сторону от своего пути, специально спустилась вниз по лестнице, чтобы довести свое доброе дело до конца.
    Ночью мне не спалось. Что-то тревожило душу. Невольно я задала себе вопрос: «А ты, как давно ты помогла какой-нибудь иностранке разобраться в хитросплетениях подземки твой родной Москвы?» Правда, они меня и не спрашивали, но мне все-таки стало как-то неловко.
    И еще я подумала: «Неужели надо было ехать так далеко, чтобы найти повод задуматься о таких, казалось бы, простых вещах?»

15.03.13 г