Убить буржуа, в себе.
Что есть человек? Почему в наше время возникает ощущение, что это висячий вопрос. В том смысле, что не принято на него отвечать везде и всюду, а если некий прилипчивый зануда и спросит такое напрямую, то в приличном обществе он повиснет в воздухе, как бестактный и неуместный. Потому что не насущный он, для тех, кто хочет прикинуться. А насущный вопрос, конечно, о хлебе? Никак нет! Нынче хлеба практически всем хватает, нынче доминирующие чаяния индивидуума о прикиде. По современной версии человек – это и есть индивидуум, гомосапиенс способный неистово потреблять всевозможные прикиды. Классно прикинуться! Этой подростковой фразой можно выразить современный расцвет буржуазной пошлости, поглотивший христианскую цивилизацию. Мужичонка на дорогой автоколяске подкатывает к зданию телецентра, садится перед телекамерами так, чтобы миллионам зрителей было видно дорогущие часы и велиречаво вещает о геополитических разборках и рынках сбыта.Что он делает? Прикидывается мудрецом. «Как прикидывается?!», -- возмущается женщина в модной шляпке с розой в руках: « Посмотрите, какая личность! Он в Америке жил, сколько книг прочитал!» С ней можно было бы и поспорить, но зачем, если она уже произнесла наше ключевое слово «личность».
Ага! Вот где собака зарыта! А у меня, как доморощенного философа появляется возможность дать свое не академическое определение человека. По моей версии: человек—это индивидуум призванный стать личностью! Но трудно не согласиться с Николаем Бердяевым: «Личности человека нет, если нет того горнего мира, к которому она должна восходить». Индивидуум, верящий в дорогие часы, дороги к храму не ищет, значит назвать его, мы можем только буржуем, но никак не личностью. Шарль Пеги утверждал еще тверже и оригинальней, чем мы с Бердяевым: «Индивидуум есть собственный буржуа в каждом человеке, которого он призван победить». А что делает тот, кто не желает победить в себе этого буржуа? Демонстрирует дорогие часы, редкие книги, галстуки --- прикидывается человеком и личностью!