Малоизвестные татарские разности - 33

Альтаф Гюльахмедов
***

Компиляции

***



Фатых Муслимов

***

…’’ В 1943 году при содействии советской разведки была создана организация свободы Восточного Туркестана «Азат Ташкилаты». 8 ноября 1944 года подпольный Военно-Революционный комитет, заседавший в городе Кульдже, объявил о начале вооруженного восстания. Приказом Берии в декабре 1944 года был образован Отдел специальных заданий НКВД СССР. Главными задачами перед ним ставилось руководство и оказание помощи национально-освободительному движению мусульман Синьцзяна. Тогда же из числа местных жителей была сформирована группа людей прошедших спецподготовку в районе Медеу. Затем она была заброшена в Синьцзян, где приступила к созданию партизанских отрядов. Командиром одного из них был уроженец Джаркента татарин Фатых Муслимов, позднее он занял ответственный пост в военном ведомстве Восточно-Туркестанской республики’’.

***

Как татары помогли уйгурам обрести непризнанную независимость
***
В четверг исполнилось 60 лет со дня провозглашения не признанной ни одной страной мира Восточно-Туркестанской республики (ВТР), расположенной на территории трех округов Синьцзяно-Уйгурского автономного округа (СУАО) в Китае.

Осенью 1944 года одну из главных ролей в восстании, длившемся пять лет, сыграли поволжские татары, несмотря на то что их число в населении уйгурской автономии не составляло даже одного процента.

Один из участников событий и сын главного повстанца ВТР - Фатиха Муслимова, казанец Фарит эфенди поделился своими воспоминаниями с корреспондентом "Восточного экспресса".

- Фарит эфенди, каким образом получилось так, что татары стали одним из локомотивов уйгурского восстания?

- Татарская диаспора в том крае, несмотря на малочисленность, играла роль проводника западной культуры - своеобразных культуртрегеров. Так, татарские гимназии считались престижными среди местного населения, татары-учителя были ведущими педагогами. Первые маслобойни, парафиновый завод, мельницы в Уйгурии были татарскими, благодаря чему их авторитет в глазах местного населения был порой непререкаем. Теперь уже не секрет, что война за независимость в СУАО, который с давних времен на Востоке принято называть Восточным Туркестаном, была инициирована СССР. По всему Туркестану была создана сеть подпольных организаций, которую курировало советское консульство. Одну из таких ячеек возглавлял мой отец Фатих Муслимов. Оставшись сиротой в раннем возрасте, он вынужден был стать контрабандистом, нелегально, в обмен на скот привозил в Китай советские промышленные товары. В 1925 году его задержали советские пограничники, и таким образом он стал резидентом НКВД. Мы жили в городе Нилха, имели зажиточное хозяйство. В горах у нас была заимка. Туда постоянно приезжали то советские геологи, то люди из консульства.

- Как началось восстание?

- В октябре 1943 года местные власти приняли решение об аресте отца. За отцом из советского консульства пришла машина. Его спрятали под сиденье, а меня, семилетнего мальчишку, посадили поверх него для отвода глаз. Папу успешно переправили в Казахстан, где сотрудники НКВД обучили его азам партизанского дела. Как только отца переправили в Союз, гоминьдановцы (СУАО до 1949 года контролировали сторонники Чан Кайши) арестовали всю семью - мою мать, двух бабушек, двух сестер, меня и двоих братьев и заточили в тюремный барак в городе Кульдже. Весной 1944 года из Алма-Аты в Синьцзян была переброшена первая диверсионная группа во главе с Фатихом Муслимовым из шести человек - трех татар и трех уйгур. Они в гоминьдановской пропаганде получили прозвище "банда шести". Благодаря авторитету отца татарская община оказала сильнейшую поддержку повстанцам. Вскоре "банда шестерых" превратилась в отряд из 500 человек. 7 октября 1944 года они захватили город Нилку. Отцу выставили ультиматум: если 7 ноября он не сдастся властям, то вся его семья будет расстреляна. Я помню, что в тюрьме для нас вырыли могилы, и солдаты справляли туда нужду. Чудом отряд уйгура Гани Маматбаева, посланный отцом, спасает нас и захватывает один из важнейших городов СУАО - Кульджу. 12 ноября 1944 года здесь провозглашается Восточно-Туркестанская республика. Была объявлена декларация о независимости из 9 пунктов, создано временное правительство.

- Татары в этом правительстве были?

- Отцу предложили должность заместителя председателя правительства (председателем был узбек Алихан-тюре), но он отказался и стал главой Нилхского уезда. Министром просвещения был Хабиб Юничев, вопрос СМИ в правительстве курировал наш соотечественник Рахим Сафаргалиев, за госпитали отвечал Нигмат Нигманжанов. Из 9 сотрудников банка ВТР семеро были татары. В составе регулярной армии Восточного Туркестана существовал татарский эскадрон. Из ее недр вышло несколько полковников-татар и один генерал-лейтенант.

- Каким образом еще проявлялось участие СССР в революции 1944 - 1949 годов?

- Когда повстанцы освободили три северных округа - Илийский, Тарбагатайский и Алтайский, это чуть более половины СУАО, отец рассказывал, что позвонили из Москвы и отдали приказ остановить боевые действия. Войска ВТР остановились перед рекой Манас, немного не дойдя до столицы округа - Урумчи. В СУАО до середины 50-х годов советские специалисты активно разрабатывали урановые рудники. Здесь работал мой брат и, заехав к нему как-то в гости, я наблюдал, как колонны грузовиков с ураном двигались в сторону советской границы. В августе 1949 года делегация правительства ВТР была приглашена то ли в Алма-Ату, то ли в Пекин для переговоров с китайской стороной. Вернулись они в запечатанных гробах. Официальными причинами гибели назвали авиакатастрофу. На том самолете должен был лететь и мой отец, но из-за сломанной рессоры повозки он опоздал и остался жив. В 1950 году в ВТР вошли китайские войска, и она де-факто стала автономным округом Китая. Фатих Муслимов умер в Алма-Ате в 1975 году.

Арслан МИНВАЛЕЕВ
"Восточный экспресс" №66 (220) 13 ноября 2004г





Татары в Китае
***
Татары в Китае жили в двух противоположных друг от друга по географическому положению частях страны – Западном (Синьцзян) и Северо-Восточном (Маньчжурия) Китае.

По свидетельству китайских и татарских источников, татарские купцы и коммерсанты появились в Синьцзяне в середине XIX века. К концу XIX века уже во всех крупных городах Синьцзяна существовали татарские торговые кварталы. Кроме торговли, основными видами занятий были ремесла (скорняжное дело и выделка кож).

В городе Кульдже существовал обособленный район города - «Ногай-город». В «Ногай-городе» действовала татарская школа, мечеть, работал татарский самодеятельный театр, музыкальный, танцевальный и изобразительный кружки, национальные общественные движения. Татарская диаспора считалась наиболее образованным, организованным и предприимчивым сословием. Позже в Кульдже была открыта русская школа, в которой преподавали татарские учителя. В 1927 году, после установления режим гоминьдана, начались преследования представителей некитайской национальности. Многие татарские предприниматели разорились. Поэтому, именно татары возглавили сопротивление гоминьдановцам. Во главе всенародного вооруженного восстании 1944-1945 годов в Синьцзяне стояли уйгур Алихан-тюре, татары Абдукерим Аббасов, Фатих Муслимов, Рахимжан Сабирхажиев. 12 ноября 1944 года была провозглашена Восточно-Туркестанская Республика (ВТР) во главе с Председателем правительства Алихан-тюре. В январе 1946 года китайские власти предоставляли широкую автономию и демократические права и свободы всем национальностям Синьцзяна…





***


Миркасым Усманов - "У татар есть свой Зорге!"
***
Миркасым Усманов - Родился в 1934 году в Китае. Историк, археограф, публицист. В 1955 году приехал в Казань. С 1963 года - в КГУ. Один из организаторов и руководителей археографических экспедиций КГУ. Действительный член Академии наук РТ (1992). Профессор. Заслуженный деятель науки ТАССР (1984). Завкафедрой на истфаке КГУ.

"Письменная история в какой-то мере является политическим паспортом той или иной власти", - считает известный татарский историк Миркасым Усманов.

- Миркасым Абдулахатович, как вы считаете, не был ли в начале века задан ошибочный вектор развития нации? Может быть, мы бы могли еще долго существовать в законсервированном состоянии без всякого обновленчества и не столкнулись бы со многими из нынешних проблем?

- Я так не считаю, потому что и более консервативные народы пострадали во время правления большевиков. Нашлась бы масса других причин для избиения татар. Да, некоторые идеологи национального движения заявляют, что ошибка татар была в европеизации, начавшейся в конце XIX века. Но я думаю, что это ошибочная точка зрения. Если бы тогда не было просветительства, то и этих же лидеров сегодня могло не быть - им попросту нечего было бы сказать. Посмотрите, что стало с народами, не имевшими в то время национальной идеи. В то же время говорить о том, что это период расцвета только потому, что в этом веке была создана формальная Татарская автономная республика, - это самообман.

- Получается, итоги века безрадостны?

- Это столетие стало для нации тяжелым испытанием. В XX век татары вступили с большой надеждой, хотели сделать общество открытым, доступным не только для самих себя, но и для внешнего мира. Начало века ознаменовалось всеобщим пробуждением татарского народа. Татарское просветительство вышло на новый уровень, произошло обновление школьного образования. Отказывались от косности и догматизма. Происходившее хорошо сформулировал Тукай в журнале "Анг". "Мы проснулись в 1905 году утром", -писал он. Если до первой русской революции джадидизм был уделом небольшого круга просвещенной верхушки, то после нее движение охватило все слои населения. Тукай, отмечая это, связывал пробуждение со всей историей России.

До двадцатых годов у татар были большие достижения. Но с установлением диктатуры большевиков все пошло насмарку. Первые удары сталинских репрессий достались именно татарам в связи с так называемым султангалиевским делом. Фактически это даже не политическое движение, а общественная мысль трезвой части партии большевиков, предлагавших вести дела не так, как предлагали в Кремле. Произошло избиение интеллектуалов татарского народа и в рамках так называемой Татарской республики, и во всей России. Это происходило и с другими народами страны, и русским в том числе. Но для татар это оказалось особенно болезненно, потому что была уничтожена прослойка интеллигенции, едва успевшая возникнуть у нашей нации в конце XIX-начале XX века.



Миркасым Усманов - "У татар есть свой Зорге!"


- В чем заключается главная беда нации в ХХ веке?

- Главной проблемой татар было лишение их собственности. Не получая от царского правительства ни копейки, нация содержала тысячи медресе и начальных школ. Татарские меценаты сумели развить культуру до такой степени, что с 1905 по 1925 год издавались десятки и десятки газет. Потом, при большевиках, содержать школы и газеты оказалось некому. Образование стало стандартным коммунистическим, а число газет многократно уменьшилось, и они сделались органами партийных комитетов. В результате татар лишили не только собственности, но и элементарного права на самовыражение.

- Сейчас снова есть частная собственность и богатые татары. Но тем не менее нового расцвета не наблюдается...

- На эти вещи надо смотреть не арифметически, а алгебраически. И потом, кто у нас сейчас самые богатые люди? Каким образом они стали богатыми? Криминалитет и чиновничество. Эти наши новые русские и татары вряд ли будут спонсорами, у них другая психология: они думают только о том, как заработать и еще раз заработать. А вот их дети, которым эти деньги достанутся честным путем, по наследству, будут действовать иначе.



Миркасым Усманов - "У татар есть свой Зорге!"


- Кто определил судьбы нации в XX веке?

- Все относительно и условно. Я, как и все люди, нахожусь под влиянием тенденциозных выступлений и рецензий. Однозначно могу лишь сказать, что в литературе многое определили, безусловно, Тукай и Джалиль. Есть еще Фатих Амирхан, оказавший большое влияние своим интеллектуальным зарядом на татарскую литературу. Именами этих людей я бы и ограничился.

- Вы профессиональный историк и наверняка сможете назвать неизвестного героя нации, о котором никто не знает.

- Есть один человек. Это Фатых Муслимов, агент КГБ. В 40-е годы он руководил восстанием против режима Чан Кай Ши в Западном Китае. О нем у нас практически не знают. Муслимов родился в Панфилове, бывшем Джаркенте, на территории современного Казахстана.

В начале 20-х оказался в Китае, жил обычной жизнью, но в 1944 году возглавил движение против Гоминьдана. Повстанцы, среди которых были казахи, уйгуры, татары, победили в трех областях Западного Китая. Как писал Мао Цзэдун, это был удар в спину Чан Кай Ши.

Потом Муслимов был репрессирован. Выйдя из тюрьмы, уехал в Советский Союз и скончался в Алма-Ате. Это действительно героический поступок -собрать в горах повстанческие отряды и выступить против правительства огромной страны.
Есть другой татарин-разведчик, Касымхан Чанышев, который привел в исполнение смертный приговор атаману Дутову.