Маленькие радости

Ирене Крекер
Записки из Германии
 
Взяв букет ещё с вечера приготовленных тюльпанов,  я вышла из дому.  Несколько ориентиров всё-таки были обозначены  сознанием на пути моего следования...

Раз в неделю я  посещаю  могилу матери. Городское кладбище в десяти минутах ходьбы от дома.  Это обязательный ритуал. Тюльпаны нашли своё место около памятника.  Находясь   рядом с могилкой мамы,  читая молитву, прошу Отца Всевышнего  простить  за грехи, осознанные и ещё не осознанные, прошу его помочь маме обрести внутренний покой  и простить  всех, если что было не так...
 
Несколько минут душевной близости с родным человеком придают силы для дальнейшего   пути. Замерев на минуту,  чувствую боль, слова  заученной молитвы  поражают каждый раз силой  нерастраченной любви.  Я поднимаю голову, оглядываясь по сторонам, пытаюсь вернуться в реальность и, стряхнув слезы, очнувшись от тревожных  воспоминаний,  направляюсь  в сторону города.

Ноги приводят меня к зданию почтамта.  Да, я  всю ночь провела в тревоге, что письмо племяннику с приглашением-вызовом,  отправленное заказным письмом уже месяц назад, так и не дошло до адресата.  Что могло случиться на пути его следования? Вопрос был задан почтовой служащей. Ответ прозвучал сразу: «Вы можете проследить за этим сами по интернету, гда оно осело, кто знает, кто проверяет его содержание... Мы не знаем, что делают политики. Вы меня понимаете?»  Тревога моя не убавилась от этих слов, но я вышла с почтамта с решением  немного ещё подождать. Появилась какая-то смутная  надежда, что письмо  ещё где-нибудь даст  о себе знать...

На дальнейшем  пути следования заглянула на минутку в филиал сберегательной кассы, расположенный недалеко от дома. Недавно мы получили извещение из управления электросети, что экономно расходовали в этом году электроэнергию и получаем возвратом определённую, приличную  сумму денег. Такое, в общем-то, случается не каждый день, и произошло впервые, поэтому не верилось в реальность содержания письма. Заглянула на счёт...  Да, всё правильно.  Деньги уже переведены.   Теперь можно порадовать близких подарками.

На девять часов у меня  назначено время приёма у врача. После операции прошло уже больше двух недель. Наверное, не продлят больничный:   операция прошла  без осложнений, пора продолжать жизнь в рабочем коллективе. Домашний врач молодой, но педант, он не позволит переступить грань дозволенного.
 
На этот раз врач смотрит участливо в глаза, успокаивает как ребёнка, уверяет, что недельки через две  забудется, что операция вообще имела место. Посоветовал не принимать обезбаливающие. Больничный  лист ещё на недельку  выписан без проблем. Воодушевлённая  участливым к себе отношением, я благодарю его, облегчённо вздыхаю и продолжаю путь в надежде, что в вопросе излечения болезни  всё  позади.  Этот барьер тоже, кажется, преодолён. Остаётся только радоваться и благодарить Творца, не переставать его благодарить за подаренную радость -  быть здоровой.

На улице чувствую облегчение, дышу по возможности полной грудью. Освежающий  воздух даёт второе дыхание. Ощущение внутренней лёгкости пронзает тело. Уже обручем не сдавливает горло от свеже-залеченной раны.

Последние дни я не находила себе места от мысли, что нужно ехать в больницу, просить контрольного обследования, так как не могла спать ночами, просыпаясь от недостатка воздуха. Я до сих пор не могу понять, что со мной происходило: или мнительность у меня повышенная, или в организме действительно происходят постоянные изменения, которые действуют на психику. Всё так непросто. Нужно учиться терпению, давать возможность организму самому себя приводить в порядок без создания стрессовых ситуаций.

Я сегодня ещё раз отчётливо поняла, что учиться никогда не поздно, как и работать над совершенствованием своего характера. Мы все - дети природы, и об этом забывать нельзя. Нужно просто верить в себя и людей, делающих своё дело, и не забывать, что всё происходит с нами так, как должно происходить. Наше вмешательство в процесс жизни может только нарушить её течение.  Мы имеем право выбора, но не в вопросах жизни и смерти, - думается мне.

Итак, что же мне предстоит ещё сегодня сделать из обещанного,  недоделанного, недоведенного до конца...

Память незамедлительно подсказала:  пообещала подруге оформить заявление  на установление степени инвалидности...

Эта процедура требует от человека предельного напряжения и крепких нервов. Не каждый может справиться с бюрократической машиной, которая работает в сторону экономии государственных средств и с каждым годом всё набирает свои обороты. Не каждый берётся за доказательство своей частичной нетрудоспособности, но в период, когда пенсионный возраст женщин увеличили до шестидесяти пяти, шестидесяти семи лет в зависимости от года рождения, начинаешь искать пути для ухода на пенсию в более ранний срок. Это возможно различными путями, и один из них инвалидный статус. Если тебе шестьдесят три года,  и ты имеешь пятьдесят процентов инвалидности, то можешь уйти на пенсию без высчетов.   У подруги как раз этот случай. 

У меня есть небольшой опыт в оформлении подобного рода документов и желание помочь.  Зайду домой, приготовлю своим домочадцам обед и в путь дорогу к подруге, тем более, что мы договорились встретиться после обеда.
 
Дома меня на этот раз ожидает праздник. Совершеннолетний сын с подружкой сегодня были на занятиях. Они живут в квартире над нами, и частенько мы обедаем вместе.  Оба учатся, овладевают профессиями через предприятия, где работают по полной программе восемь рабочих часов, и к вечеру приходят домой выжатыми, как полагается после рабочего дня. Сегодня у них  день теоретического обучения, иными словами – занятия в школе в первую смену.  Они пришли домой   пораньше и уже готовят на кухне обед, как выяснилось, из трёх блюд:  борщ по–русски, спагетти бологнезе по-итальянски и яблочный пирог по-немецки.  Осталось только пожелать им творческих успехов в их кухонных начинаниях  и  хорошего аппетита на будущее.
 
Поцеловав мужа, увлечённого телепередачей, в щёчку, я отправилась по пути, намеченному несколько минут назад, и вот  уже в гостях у хлебосольной подруги. Она, действительно, очень гостеприимна. Кофе швейцарский уже заваривается, пирогов и пирожных море, хочешь не хочешь - все диеты забудешь, про лишний вес тоже, и  никакого шанса отказаться, даже если пытаешься остаться верным своим принципам.
 
Документы оформили на удивление быстро, оставшись довольными друг другом. Потом выслушали море полезной информации  из уст мужа подруги, который, находясь два последних года на пенсии, скучая без общения, называя себя в течение десятилетий доктором Джеком, знает выход из любого положения, может посоветовать необходимые  методы и средства излечения от  многих болезней, начиная с артрозов и заканчивая диабетом...

Мне интересно слушать этого народного лекаря-мыслителя. Мы понимаем друг друга с полуслова, полувзгляда, тёплого пожатия руки, отеческого приветственного поцелуя. Ему хорошо, и у нас на душе светло: у меня  и у его жены. Она благодарна мне за участие в их маленьком семейном ритуале приветствия и приёма  гостей, хотя, если частно сказать, мы, переселенцы, здесь, на новой родине,  единая семья с общим прошлым, настоящим и уже  вырисовывающимся недалёким будущим.

У меня ещё полдня свободного времени. Настроение прекрасное. Погода каждую минуту преподносит сюрпризы. Настоящая зима встречает на улице. Снег большими хлопьями остужает моё вдохновенное лицо. Я вдруг вспоминаю, что завтра  день рождения моей сестры. Подарки всем приятны, а если они ещё и неожиданны и желаемы... Захотелось приобрести ей что-нибудь необыкновенное, хоть немного порадовать.
 
Женщины, вы  прекрасно понимаете  меня... Не медля ни минуты, я направляюсь в сторону  магазинов в поисках чего–нибудь подходящего к этому случаю.
В Германии принято по любому поводу  дарить Gutschein. Это карта с написанной на ней определённой суммой денег. Гутшайн можно  приобрести в любом магазине, предварительно заплатив, какую тебе нравится, сумму.  Именинник должен позже прийти именно в этот магазин и выбрать там по своему желанию подарок, доплатив, если нужно, или получив сдачу. Правда,  в этом случае тоже не всё так просто: так мой муж до сих пор не реализовал подарок-карту в пятьдесят Евро в одном из обувных магазинов, так как не может остановить свой взгляд на подходящей паре обуви... В строительном же магазине он всегда нашёл бы место её применения.

С сестрёнкой случай потяжелее. Она старается всё выписывать по каталогам, и этот подарок в виде  денежной карты потребует от неё определённых затрат свободного времени.
 
Ну что ж, пойдём иным путём. Пройдя ряд магазинов и не найдя в них ничего, что могло бы  заинтересовать сестру, я на свой страх и риск приобретаю ей две блузочки, вспомнив её любимые цвета, благо размер у нас уже стал одинаковым. Упаковка подарка – дело тоже ответственное: работники магазина помогают мне это сделать, профессионально и с теплом оформив свёрток. Я всегда удивляюсь, что в каждом магазине эти услуги  предлагаются и выполняются с любовью в соответствии с пожеланиями покупателя, к тому же совершенно бесплатно. Бутылка с шампанским завершает подарок, а конвертик с пожеланиями и небольшой суммой денег поможет сестре завтра принять нас в одном из многочисленных ресторанчиков города, где нам самим хочется провести с ней приятные минуты её дня рождения.
 
Делая подарки, я прежде всего  радуюсь  сама, понимая, что могу  доставить удовольствие и минутную радость себе и имениннику. Ведь радость одного отзывается ответным чувством в душе другого: сияние глаз и счастливую довольную улыбку ничем заменить нельзя. У каждого свой уровень удовлетворения желаний, но когда все вместе и всем хорошо, тогда и на душе третьего тепло.

Третий в данном случае я, потому что уже сегодня радуюсь, как моя дружная семья соберётся завтра за круглым столом, каждый из её членов произнесёт несколько слов в адрес моей любимой сестры, оставшейся по воле рока одной в этом мире потерь и солнечных дней, и на её лице появится улыбка радости. Пусть ненадолго, но она отогреет частицу её души и растопит остатки льда, который панцирем сковал сердце. Я бы всё отдала за эти минуты радости и за улыбку, которая вновь засветится на её лице.

Дарить подарки - это тоже искусство. Если они исходят от любящих, то это праздник для всех, нужно только не забывать организовывать такие праздники, чтобы огонь любви, объединяющий родных людей в единое целое, не погас, а разрастался. Тогда всем рядом друг с другом будет тепло, и никто не останется одиноким. Это  прежде всего задача родителей. Никогда не поздно начинать семейные традиции, а продолжение их будет разгадкой темы одиночества и борьбы с ним за человека.
 
Ну что ж, ещё одно дело сделано. Теперь домой, пока меня там ещё не потеряли.

Дом встретил меня спокойствием и уютной тишиной. Муж во дворе. Он всегда находит себе дело по душе. Вот уже и кусты  винограда подрезаны, приведены в только ему понятный порядок. Пёс Лохматый довольно наблюдает за действиями хозяина со своего  поста. Он тоже счастлив, когда кто-нибудь рядом, тоже наслаждается, что он не один.
 
Я никогда не вмешиваюсь в  мужские дела. С самого начала совместной жизни  придерживаюсь мнения, что мужу  никогда не нужно мешать в проявлении его инициативы. Он сделает всё как должно, на то он и хозяин, а мы уж, женщины, созданные из ребра Адама, должны помогать дорогому человеку, которого мы выбрали спутником по жизни, в его начинаниях, поддерживать, вселять в него уверенность в правильности выбранных решений, утверждать его как личность.
 
Однажды знакомая психиатр сказала мне: ты терапия для мужа, а он для тебя. Рассказывая ему вечером о событиях прошедшего дня, ты, не сознавая того сама, по его реакции понимаешь правильность своих слов, поступков, принимаемых решений. Так и он, делясь с тобой своими мыслями, порой  облечёнными только в два-три скупых слова, пытается понять правильность совершаемого им и происходящего вокруг.  Он ориентируется на тебя,  за счёт этого крепнет его  характер.  Так он становится настоящим двигателем семьи. Не подрезай ему крылья, не дави, не унижай мужское достоинство.
 
Я поняла  смысл этих слов значительно позже, но врождённая женская интуиция, начиная с юности,  не мешала мне вырабатывать своё отношение к главе семейства.  Может, поэтому и брак сохранился, и каждый  из нас имеет свободу выбора.  Каждый перед богом и людьми отвечает за себя сам. Сам и по жизни должен идти, как ему сердце и совесть подсказывают, но муж и жена  должны тянуть груз забот, тревог и радости в одну сторону, сообща и вместе, как бы трудно это ни было.

Когда-то я прочитала в одной книге, что жена должна быть для мужа и матерью, и любовницей, и другом. Я пронесла эти слова через всю жизнь. Они помогли мне в понимании мужа и себя, а это нелегко, потому что мы люди все разные, даже если брак по любви...
 
Муж, увидев меня, улыбнулся своей доброй улыбкой. Глаза его выражали понимание и тихую радость. Душа моя потянулась навстречу ему. Я улыбнулась в ответ  и,  рассказав в двух словах о проведённом времени, вошла в дом. Здесь, как всегда, царит порядок. Всё находится на своих местах. Тихо, спокойно, никакой суеты.

Да, дети наши вышли из родительского гнезда: каждый имеет свою жилплощадь, свои радости и заботы. Внуков пока нет. Вероятно, Бог даёт передышку перед тем, как одарить человека чудом рождения новой жизни,  передышку для наслаждения радостями жизни для себя. Ещё появится возможность применить свой жизненный опыт по их воспитанию. В это я верю и на это надеюсь. Всему своё время.

Зайдя в рабочий кабинет, я откинулась на спинку кресла и прикрыла глаза. Теперь я могу  спокойно обдумать, что и как  расскажу читателю  о мыслях и чувствах,  посетивших меня сегодня, сделать очередные наброски к моему  рассказу о впечатлениях прожитого дня.
 
Я чувствую, что день прожит не зря, что радость сегодняшнего дня отзовётся счастливыми минутами завтра. Мне  приятно осознавать, что надежды и мечты постепенно сбываются и что  всё ещё впереди. Надо только знать, чего хочешь и не забывать о людях, которые идут с тобой рядом по жизни, верят в тебя и надеются на ответное чувство.
 
На этой ноте я хочу закончить сегодняшний рассказ о маленьких радостях в жизни женщины неопределённого возраста. Может быть, последует его продолжение, но я не хочу ничего заранее предугадывать, предсказывать.  Не всегда и не всё в нашей власти. Подождём - увидим...


P.S.
Глава из книги "Мой путь к счастью", которую можно приобрести в интернет-магазинах ЛитРес и Аmazon.com в электронном варианте, а на Ozon.ru - в бумажном, пройдя по ссылке: https://ridero.ru/books/moi_put_k_schastyu/.