Никоро, который побил монтера

Михаил Самуилович Качан
На снимке Юрий Никоро (слева) и Владимир Штерн. Когда-то закадычные друзья.   
 

Сын Зои Софроньевны Никоро, пострадавшей в 1948 от преследований генетиков, «менделистов-морганистов», Юрий Никоро был другом Володи Штерна. Он тоже учился в университете, правда на курс младше и собирался быть химиком.

Познакомились они весной 1960 года при необычных обстоятельствах. Володя был заместителем секретаря комитета комсомола НГУ, и ему поручили поприсутствовать на комсомольском собрании одной из групп химиков, где должна была рассматриваться карикатура, помещенная в сатирической стенгазете «Щелчок», на студента этой группы, комсомольца Юрия Никоро. Под карикатурой стояло: «Никоро, который побил монтера».

Оказалось, что монтер в начальный момент рассматриваемого события был на столбе и что-то там ремонтировал, а Никоро проходил мимо. Проходя мимо столба с монтером, Никоро не удержался и что-то монтеру сказал. Что именно, уже никто не помнил. Монтер что-то ответил. Что именно, – тоже никто не помнил.

Дальше события развивались следующим образом: Никоро остановился под столбом, и они начали с монтером переругиваться. Кончилось это тем, что монтер слез со столба и побил Никоро.

Так что, на самом деле, не Никоро побил монтера, а монтер побил Никоро.

Все это обсуждалось в группе со смехом, так что особо разбираться с этим делом было нечего. Все единодушно считали, что комсомолец Никоро никаких действий, позорящих славное имя комсомола, не совершил.

После собрания Володя познакомился с Никоро. Более того, они сразу стали друзьями. Впервые эту историю я услышал от Володи, когда Юра пришел к нам домой первый раз. Он был невысок, слегка прихрамывал и выглядел простоватым парнишкой со вздернутым носом и таким же характером, готовым взметнуться при первой же возможности, будь то обида или просто призыв проявить себя. Умный, толковый парнишка, – отметил я про себя.

А кличка «Никоро, который побил монтера», – осталась за ним на всю жизнь. По крайней мере, в моей памяти.