Мамлюк

Николай Ника Квижинадзе
Славных витязей подобных в мире нет уже давно!
Спорить встречным-поперечным было с ними мудрено.
На привалах эти братья расстилали полотно
И не сыворотку пили, а как водится -- вино!


Ника Квижинадзе

Мамлюк
Рок-балет по мотивам одноименного произведения Кондратия Татарашвили

Либретто

Акт-1

Картина - 1
     Поздний вечер.
     Из мрака выступают величественные стены покоренной крепости. Победоносное войско бесстрашных мамлюков ликует, с неудержимой страстью радуется победе.
     Открываются огромные ворота. Появляются факельщики, за ними с  телохранителями и свитой выходит славный военачальник, предводитель войска мамлюк Махмуд.
     Гремят трубы.
     Он строгим жестом приветствует всех. Но почему улыбка не касается его  красивых черт? Почему печален его взор? Неосознанная ли тоска по далекой  родине-Грузии грызет его сердце?
     Начинается праздник.
     Танцуют мамлюки.
     Обитатели крепости преподносят дары новым хозяевам – роскошные ковры, великолепные кувшины и чаши, сундуки с золотом и драгоценностями…
     В разгар торжества стража выводит Сатым-бея, сына начальника крепости, который прятался в глубоком подземелье с невольницами.
     Гудит разгневанная толпа.
     Выходят рабыни. Они танцуют, желая понравится господину.
     Вдруг одна из рабынь, Тамара, резко выходит из танцевального круга, гордо вскинув голову. Озадачено войско смелостью девушки. Махмуд медленно встает и подходит к Тамаре. Резким движением он срывает с нее головной убор. Войско и Махмуд поражены красотой девушки.
     Раздираем ревностью Сатым-бей. Это он привез Тамару из Грузии, похитив ее из родной деревни. Пытается вырваться из рук мамлюков. Этот протест  замечает Махмуд. Он выхватывает у слуги саблю и бросает Сатым-бею.
     С пленника срывают цепи.
     Под издевательский смех мамлюков он яростно дерется то с одним, то с другим, то с третьим. Но вот над поверженным Сатым-беем заносится острая сабля.
     Махмуд жестом останавливает кровавый исход. Подходит к Тамаре – не защитит ли пленника красавица-рабыня?
     Молчит гордая Тамара.
     Поднимает руку безжалостный Махмуд. Опускается острый клинок. Умирает Сатым-бей.
     Радуется войско.
     Появляется Предсказатель. Он заявляет, что Тамара принесет несчастье, что и ее надо убить.
     Волнуется войско под властью тревожных предсказаний. Раздасован Махмуд – ему нравится рабыня. Она просит Предсказателя покинуть праздник, а Тамару велит отвести в Каир.
     Махмуд провожает взглядом уход грузинки. Какие чувства борются в нем?
     Накопившееся в душе срывает Махмуд в танце мамлюков. К чему сомнения? Только в жестокой битве он по-настоящему счастлив.

Акт-2
Картина – 2
     Каир. Утро. Дворец Махмуда.
     В палате тоскует по родине Тамара. Рядом с ней ее прислужница Зухра – хитрая и коварная наемница Предсказателя. Тамару отвлекают музыкой и танцами невольницы и мальчики, но она остается в глубокой печали.
     Появляется Гонец с радостной вестью о прибытии Махмуда. Тамара обрадована, ее прихорашивают к приходу господина. Зухра плохо скрывает нахлынувшую на нее злобу.
     Входит с телохранителями Махмуд. Его приветствуют слуги. Тамара и Махмуд остаются одни. Они не замечают Зухры, которая осталась подслушивать.
     Тамара открывается возлюбленному и перед внутренним взором Махмуда встают давно забытые картины воспоминаний…
    
Первое вспоминание Махмуда.
     Плодородное поле грузинского села. Утро. Отец, братья и односельчане Хвичо-Махмуда возделывают почву.
     Появляется Мать (ее играет Тамара) с другими женщинами из села. Они принесли обед. Мать подходит к Хвичо, снимает с него доспехи и чалму. И вот перед нами уже не грозный воин, а мальчик.
     Хвичо с радостью и детской непосредственностью  прислуживает старшим за обеденной трапезой. Он озорничает, пытаясь выпить из рога терпкого вина. Отец притворно грозится – не позволяет. Мал еще!
     Вдруг идиллию пирующих нарушают чужаки. Они в бурках, с ружьями. Смело защищаются сельчане – кто чем.
     Но Чужаков больше, силы неравные. Они похищают Хвичо.
     Плачет Мать, убивается отец…
    
Второе воспоминание Махмуда.
     Палуба корабля. Ночь.
     Хвичо среди грузинских невольников, похищенных и проданных в рабство. Здесь в основном молодые, но есть и мужчины в возрасте и даже старики.
     Хвичо плачет. Его успокаивают девушка Саломэ и юноша Резо.
     Тем временем пьяные надсмотрщики -  османы веселятся. Танцуют, играю в кости и нарды. Они начинают издеваться над пленниками. Хвичо смело бросается на обидчиков, но хлыст надсмотрщика достает его, и он падает.
      К Хвичо подбегает Саломэ, зарывает мальчика собой. Разъяренные османы набрасываются на девушку. Однако их опережает Резо. Он орлом бросается на османов.
      Завязывается драка.
      На шум выходят работорговец Али-Юсуп и военачальник мамлюков Али-Бей. Они явно довольны отвагой Хвичо. Али-Бей дарит Хвичо доспехи и чалму. Мальчик сначала упирается, но интерес побеждает…
    
Третье воспоминание Махмуда.
     Мы видим рождение и становление мамлюка Махмуда.
     Неловок и скован мальчик в движениях, над ним потешаются взрослые мамлюки.
     Али-Бей терпеливо обучает Махмуда искусству война.
     И вот уже не мальчик перед нами, а юноша. Он борется с тремя и побеждает.
     И вот уже не юноша перед нами, а грозный Махмуд, вызывающий самого Али-Бея на состязание. Яростно нападает Али-Бей, разгневанный самонадеянностью своего ученика.  Смело защищается Махмуд, а потом сам переходит в атаку,  загнав своего противника в угол. Разгоряченный в схватке Махмуд заносит руку для рокового удара. В глазах Али-Бея страх. Махмуд приходит в себя, медленно опускает саблю.
     Али-Бей, опозоренный, покидает поле поединка.
     Войско избирает Махмуда своим главарем…
   
     Воспоминания исчезают. Махмуд в задумчивости покидает палату Тамары. На заднем плане притаилась подлая Зухра.
   
 Картина – 3
     Невольничий рынок в Каире. День. Группы невольников разных национальностей. Между нами снуют покупатели, ходит достопочтенная публика, бегают мальчики, пятятся зеваки. В центре – группа невольников-грузин. Входит Махмуд с телохранителями, слугами и мамлюками. С ними – коварный Предсказатель. Слуги вносят переносной шатер Тамары. Рядом идет Зухра. Махмуд и Тамара подходят к невольникам - грузинам. Пока Махмуд договаривается с работорговцем о покупке, Тамара радостно  общается с соотечественниками. Недовольны мамлюки, подстрекаемые Предсказателем. Покупка сделана. Гудит возбужденная толпа. Молчат хмурые мамлюки. Хитро переглядываются Предсказатель и Зухра. Пустеет площадь. Остается Предсказатель и мамлюки. Они, замышляя что-то, долго и горячо спорят…

Картина – 4
Каир. Раннее утро. Дворец Махмуда. Тамара спит в своей палате.
    
Сон Тамары.
     Тамара с Махмудом идут по виноградной долине навстречу восходящему солнцу. Их приветствуют односельчане, осыпают их цветами.
     Вот и церковь. Торжественная церемония венчания. Родные и близкие поздравляют молодых.
      Праздничный грузинский стол давно накрыт. Звучат народные мелодии, песни, в зажигательном танце молодые.
      Гудят радостно колокола….
    
     Тамара просыпается и, улыбнувшись, поворачивается на другой бок. Ей не хочется расставаться с этим удивительным сном.
      Входит Зухра. Убедившись, что Тамара спит, она зовет Предсказателя и мамлюков. У Предсказателя в руках клетка со змеей. Все – в предвкушении мести. Предсказатель тихо подкрадывается к спящей Тамаре и выпускает у ее изголовья змею. Томительны секунды ожидания. Но змея, скользнув по плечу Тамары, уползает.
      Негодуют злоумышленники. Предсказатель снимает с пальца перстень с ядом. Опорожняет его в кубок.
      Тамара пробуждается. Предсказатель с мамлюками исчезают. Зухра подносит своей госпоже кубок с ядом.
     Вдруг в палату врывается разгневанный Махмуд с телохранителями-грузинами. Он узнал о планах злоумышленников. За ним входят мамлюки с Предсказателем. Махмуд заставляет выпить кубок Зухру. Та отказывается, но под напором телохранителей Махмуда, выпивает яд и падает замертво. Ее уносят.
     Махмуд и Тамара остаются одни. Они признаются друг другу в любви.
     Вбегает Гонец с известием о войне.
     Появляются слуги, телохранители, Предсказатель и мамлюки. Предсказатель напоминает всем о своем предсказании и обвиняет в войне Тамару. Он же предупреждал, что Тамара принесет несчастье! В своем злом горении и он доходит до припадка. Предсказателя, забывшегося в конвульсиях, уносят.
     Бьют барабаны, грохочут трубы. Махмуд прощается с Тамарой. Его место на поле боя.


Акт – 3
Картина – 5
     День. В открытом поле шатры мамлюков. На переднем плане роскошный шатер Махмуда. Перед ним собралось возмущенное войско.
     Подстрекаемые Предсказателем и обеспокоенные резкой переменой Махмуда, мамлюки требуют именно сейчас, перед решающей битвой с наполеоновской гвардией, смерти смутьянки-неверной Тамары, которую хитростью заманил  сюда Предсказатель.
     Из шатра выходит гордый Махмуд. Его окружают телохранители-грузины. Он подавлен и расстроен.
     Войско в ярости: кумир не должен предавать их пред сражением. Предсказатель посылает за Тамарой.
     И вот появляется красавица-рабыня. Все замирают, в ожидании исхода. Махмуд поражен, увидев возлюбленную здесь. Тамара искренне радуется встрече с Махмудом. Она пока еще не догадывается, что Предсказатель подло обманул ее, сказав, что Махмуд, не выдержав долгой разлуки, сам повелел привести ее сюда.
     Махмуд гневно смотрит на Предсказателя. А войско требует смерти рабыни. Ярость нарастает. Тогда Махмуд резким движением выхватывает саблю и заносит над головой возлюбленной. Девушка падает на колени, закрыв руками лицо. Войско восклицает! Но сабля, описав круг, вонзается в землю. Махмуд, опустив голову, отходит в сторону.
     Вперед выходит Али-Бей. Он протягивает саблю Махмуду – убей неверную и войско победит!
      Махмуд в нерешительности.
      И тогда гордая грузинка выхватывает острый кинжал и пронзает свое сердце.
     Махмуд бросается к Тамаре, и она умирает у него на руках.
     В оцепенении стоит войско.
     Но вот грозные неприятельские барабаны срывают тишину.
     Махмуд медленно поднимается. Он грозен, страшен.
     Тамару уносят.
     С дьявольской одержимостью бросается Махмуд в атаку, увлекая за собой войско.
     Начинается битва. Французы наступают. Махмуд сражает каждого, кто приближается к нему.
     Вот перед ним еще один француз. Махмуд наносит ему саблей смертельный удар. Француз вскрикивает по-грузински «мама!» и падет замертво. Махмуд склоняется над соотечественником. Он узнает в нем Резо.
      
 Видение Махмуда на поле битвы.
     Вот Саломэ. Она печально склонятся над Резо.
     Вот Отец. Он ищет среди убитых сына и зовет его, зовет…
     Вот мать. Она ослепла от слез. Поет колыбельную песню, качая пустую люльку…
   
     Видение исчезает. Негодует войско, увидев, что их военачальник склонился над поверженным иноверцем.
     Подбегает Предсказатель, пытается кинжалом добить француза, но Махмуд одним коротким ударом убивает Предсказателя.
     Решив, что это измена, разгоряченной битвой войско бросается на Махмуда и его телохранителей.
     Хвичо поражает недругов одного за другим. Но силы неравные.                Предательский удар в спину наносит ему кинжалом Али-Бей. Хвичо падает, уронив голову на плечо Резо.

Конец

 

Мамлюк
(композиция)
АКТ – 1

Картина – 1
1.Увертюра (основная тема Родины).
2. Зонг №1 (тема Родины).
3. Трубы (сигнал победы).
4. После боя (общее настроение радости, дикого лихачества, суровой жестокости, звериного торжества).
5. Выход Махмуда (трубы).
6. Предчувствие Махмуда (его не радует победа).
7. Танец мамлюков (наша жизнь -  в бою).
8. Подношение даров.
9. Выход Сатым-Бея и невольниц.
10. Танец невольниц (покорность).
11. Протест Тамары. Гнев Махмуда (срывает головной убор с рабыни).
12. Первый контакт. Зонг №2 (тема гордой грузинки и борьбы чувств покоренного красотой девушки Махмуда).
13. Протест Сатым-Бея (сцена издевательства на врагом).
14. Испытание Тамары (Махмуд останавливает убийство).
15. Танец Предсказателя.
16. Рождение любви (Махмуд прогоняет Предсказателя).
17. Танец мамлюков. Зонг №3. «Моя жизнь только в бою!)

АКТ – 2
Картина – 2
18. Тамара тоскует по Родине. Зонг №4.
19. Танец невольниц.
20. Танец мальчиков.
21. Конец зонга №4
22. Весть о прибытии Махмуда. Вход бесстрашного мамлюка.
23. Второй контакт Махмуда и Тамары. Зонг №5.

Первое воспоминание
24. Танец мирных односельчан.
25. Танец прибывших женщин.
26. За грузинским столом. Зонг №6 (застольная).
27. Налет чужаков.
28. Продолжение зонга №5.

Второе воспоминание
29. Пляска пьяных надсмотрщиков.
30. Протест маленького Хвичо.
31. Танец Али-Бея и Али-Юсупа.

Третье воспоминание
32. Рождение война. Танец Махмуда-Хвичо, Али-Бея и мамлюков. Поединок Махмуда и Али-Бея.
33. Окончание зонга №5.

Картина – 3
34. Каирский невольничий рынок.
35. Танец невольников-грузин. Зонг №7 (тоска по Родине).
36. Выход Тамары и Махмуда.
37. Танец Тамары и невольников (радость общения).
38. Повторяется №34. (Реакция мамлюков. Предсказатель и Зухра.)
39. Танец Предсказателя и мамлюков (что-то замышляют).

Картина – 4
40. Сон Тамары. Зонг №8.
41. Покушение
42. Смерть Зухры.
43. Любовь Махмуда и Тамары. Зонг №9.
44. Война! (Гонец, агония Предсказателя, прощание.)
45. Продолжение зонга №9

АКТ-3
Картина – 5
46. Зонг №10
47. Танец разгневанных мамлюков.
48. Танец Предсказателя и мамлюков (убить неверную!)
49. Сомнение Махмуда. Зонг №11.
50. Танец Махмуда и мамлюков (внутренняя борьба Махмуда – войско или Тамара?)
51. Танец Махмуда и Тамары.
52. Танец Махмуда, Тамары и Али-Бея.
53. Смерть Тамары.
54. Наступление французов.
55. Битва. Поединок Резо и Махмуда.
56. Смерть Резо (узнавание). Зонг №12.
57. Танец Хвичо-Махмуда и Саломэ (появление матери и отца).
58. Смерть Предсказателя.
59. Схватка Махмуда с разгневанными мамлюками.
60. Смерть Хвичо. Зонг №13.
61. Кодовая увертюра.
Конец

#никаквижинадзе
#либретто
#рокбалет
#кондратийтатарашвили