Великий Араби

Саид-Хамзат Нунуев
               
ИБН АЛ-АРАБИ


                Ключ "расшифровки" бытия — в любви.

 



 С середины нашего столетия европейские философы-материалисты, поняв, что зашли в духовный тупик, начали обращать свои взоры на Восток. Там, в Исламе, они находили и находят такие ориентиры, что многие принимают мусульманскую веру и объявляют себя мюридами, исламских суфиев.
Имя одного из величайших исламских мыслителей средне-вековья, чьими мюридами объявляют себя западные (а не толь-ко восточные) философы и богословы — Мухйи ад-Дин Му-хаммад Ибн ал-Араби (1165-1240 гг. — по христианскому ка-лендарю).
Среди  мюридов  величайшего   суфия-мыслителя  средне-вековья — известные  западные  философы:   Р. Генон,   Ф. Шуон, Т. Беркхардт, М. Лингз и многие другие.
У величайшего учителя находили и находят ответы на веч-ные вопросы многие светлые головы, не переставая поражаться свойственным этому гению "сверхразумным прозрениям".;
Разочарованные в ценностях собственной цивилизации, ев-ропейцы потянулись к исламской духовности. Наиболее даль-новидными молодыми учёными в Англии были созданы выс-шие философские школы и тресты имени Ибн ал-Араби. В конце 1970-х годов в Оксфорде создано "Общество Ибн ал-Араби", филиалы которого находятся в США, Австралии, Тур-ции, других странах мира.
Кто же он, Ибн ал-Араби, одно из самых ярчайших и зага-дочных явлений в исламском мире?



Родился Ибн ал-Араби в семье знатного араба в городе Мурсия близ Андалусии.
В городе Ишбилийа (Севилья) юноша получил блестящее образование. В мусульманской Испании, славившейся в те времена наибольшим расцветом культуры и науки, Ибн ал-Араби изучил Коран и все науки, связанные с Кораном. С большим вниманием будущий величайший мыслитель изучил и продолжал изучать в течение всей своей жизни хадисы (сун-ны) пророка Мухаммада, да благословит Его Аллах и привет-ствует.

Молодой суфий с ранних лет избрал судьбу отшельника, мыслителя, оставив возможность карьеры государственного чиновника или удачливого торговца. Он начинает внимательно изучать наследие предшествующих исламских богословов, мыслителей, суфиев. Среди таковых были ал-Газали, Ибн Ма-сарра, ал-Мухасиби, ал-Кушайри, ас-Сулами, Ибн ал-Ариф, Ибн Барраджан и другие.
Очень скоро исламские шейхи признали особый дар, свя-тость Ибн ал-Араби, а также его право на воспитание собст-венных учеников — мюридов.
Ибн ал-Араби знал о том, что он отмечен печатью святости пророка Мухаммада, да благословит Его Аллах и приветствует, и не скрывал того от людей. Он не скрывал также о своём "ночном восхождении" к Божественной сущности, минуя семь небес, как когда-то этот путь проделывал сам пророк Мухам-мад, да благословит Его Аллах и приветствует.
Видение было у Ибн ал-Араби и позже, в зрелом возрасте, когда пророк Мухаммад, да благословит Его Аллах и приветст-вует, повелел ему написать книгу, что и было исполнено. Книга "Геммы мудростей", раскрывающая саму сущность исламской веры, остаётся одним из самых популярных и глубоких изда-ний, созданных людьми после пророка Мухаммада, да благо-словит Его Аллах и приветствует.




Ибн ал-Араби создал более 300 произведений в стихах и в прозе (Отдельные авторы приписывают ему 800 произведе-ний). Наиболее выдающимися из них, названными ещё при жизни автора шедеврами, являются, безусловно, "Геммы муд-ростей" и "Мекканские откровения".
В этих произведениях заложена основа значительной части всей последующей диалектической философии Востока и За-пада.
Великий мыслитель своими интеллектуальными познания-ми намного опережал своё время. Однако, в силу своей при-родной мудрости он не вступал в открытый конфликт со своим временем, со своими современниками, остерегался вызвать ту-пую ненависть консервативной, малообразованной толпы.
Сам Ибн ал-Араби писал об этом так:

"Разумен будет тот, кто... будет поступать с временем, [в котором он живёт], так, как оно требует, остерегаясь областей, могущих вызвать обвинения со стороны его современников, ибо они могут полагать, что изучение этих областей ведёт к от-ходу от веры, хотя на самом деле всё может обстоять не так. Однако они [современники] не ведают этого, и ты не в состоя-нии отвратить их от их убеждения.

У истины много ликов, бери же из них тот, который соот-ветствует настоящему моменту, ведёт к безопасности этого ми-ра и незыблемости веры. Если же настоящий момент не требу-ет осуществления принципа безопасности веры любой ценой, то выбирай сам: либо ты провозглашаешь [свою] истину и ве-ру, покуда не падёшь жертвой в борьбе, либо же, если пожела-ешь, скрываешься сам и скрываешь свою веру, внешне являя людям то, с чем они согласны.

Если они будут принуждать те-бя [обнародовать свои убеждения], и ты будешь вынужден к этому, стремись уединиться от них в своём доме, пока это воз-можно, сохраняя свою веру так, чтобы они не знали. Ведь ис-лам начинался именно таким образом, в сокрытии, и в Коране записано: "Кроме тех, которые вынуждены, а сердце их спо-койно в вере" (Коран. Сура 16, аят 108).

 Ещё Аллах сказал о воинах за веру: "И избивают пророков без права, и избивают тех людей, которым приказана справедливость" (Коран. Сура 3, аят 20). Смотри же сам, как велит тебе поступать твоя вера, ибо она есть твоё последнее прибежище —то, что остаётся с тобой, тогда как этот мир —исчезающая акциденция, а акциденция преходяща: она не остаётся с тобой, а ты —с ней. Отвергни же её, прежде чем она отвергнет тебя, и будь из числа привержен-цев Аллаха, не отчаиваясь в Духе Божьем!"

Мысли Ибн ал-Араби, высказанные в средневековье, уди-вительно современны. Они могут быть применены и в области политики. С какой лёгкостью, скажем, в сегодняшней Ичкерии кое-кто может обвинить человека, призывающего к прагмати-ческим, благоразумным действиям. Призывающего к разуму, а не к эмоциям. Призывающего не прятать за лозунги и за свя-тую веру свои честолюбивые материальные амбиции.

Ибн ал-Араби похоронен в ас-Салихийе, в Сирии, в приго-роде Дамаска. Над его могилой с Османской эпохи возвышает-ся прекрасный мавзолей.




Из учения Ибн ал-Араби

1. Пророк Мухаммад — да благословит, да возвысит, да при-ветствует и почтит Аллах Его самого, Его род и Его сподвиж-ников — соединил в себе первопринципы, лицезрел в безна-чальной вечности ослепительный свет, не имеющий тени, скрытый за завесой "нет ничего подобного Ему". Это Истина истин, первое создание, явленное одновременно по образу тво-рений и Творца. В нём есть как от формы, сущности, имени и свойства Творца, так и от того, что свойственно творениям.

2. Вселенная всегда была реальной, ибо извечно присутствова-ла в Божественном знании.

3. Человек — причина и конечная цель бытия.

4. Ангелы и гении различного уровня составляют "жизненные силы" небесных сфер и "управляются" ими.

5. Коран являет собой застывшую в словах Истину, мостик, пе-рекинутый от Божественного знания к человеческому понима-нию.

6. Божественное откровение приоткрывается лишь тем эвлия (святым), которым Аллах покровительствует.

7. Воображение человеческое столь же реально, как и чувст-венное восприятие. Лишь воображение открывает избранным Божественную сущность.

8. Всевышний создаёт вселенную и её обитателей как стремле-ние к самопознанию и самолицезрению в чём-то ином, нежели Он сам.

9. Все сотворённые Всевышним твари любят своего Творца, но лишь человек способен любить Всевышнего осознанной любо-вью, в то время как все неразумные животные и живые сущест-ва любят Его слепой, "природной" любовью.

10. Ключ "расшифровки" бытия — в любви.

11. Инструментом познания служит не разум, а сердце мистика.

12. Искренняя, всепоглощающая любовь отрицает личность человека, растворяет его бытие в бытии Всевышнего.

13. Любовь есть причина и движущая сила бытия вселенной.

14. Человек обязан постичь своё бытие; определить своё поло-жение по отношению к тому, кому поклоняется.

15. В бытии нет возможного. Есть лишь необходимо сущее и невозможное.

16. Знание может прилагаться только к существующей вещи, но никак не к несуществующей.

17. Все вещи имеют три уровня. Всё, что остаётся за этими тремя уровнями — чистое небытие, которое нельзя знать, нель-зя не знать.
Первый уровень — это Абсолютное Бытие, это Аллах Живой, Вечный, Желающий, Могущий. "Нет ничего подобного Ему. Он — Слышащий, Видящий" (Коран. Сура 42, аят 9).
Второй уровень — это ограниченное бытие, именуемое вселенной, весь материальный мир, который изначально не существовал.

Третий уровень — это образная вещь, которая может су-ществовать только при наличии двух первых уровней.

Никто не в состоянии правильно определить Третью вещь. Иначе мы были бы способны охватить нашим знанием Аллаха, что совершенно невозможно, ибо сказано в Коране: "Они не обнимут Его знанием" (Коран. Сура 20, аят 109).

18. Мир — творение совершенное!
Ибо придержи его — это означало бы неспособность Все-вышнего создать его совершенным, что отрицает Божественное всемогущество, а также Его скупость, что противоречит Боже-ственной щедрости. Поэтому всякие домыслы о несовершенст-ве мира кощунственны. Несовершенен человек, который со-творён в этот мир для того, чтобы он мог совершенствовать се-бя.

19. Сущность человека заключается в двух аспектах: явном и скрытом.
Первый  соответствует материальному миру во всей пол-ноте и в соответствующих человеческой природе частях.
Второй, скрытый аспект, подобен Божественному Присут-ствию.

20. Человек — существо универсальное, ибо имеет и мирскую (материальную) природу и Божественную. Все прочие живые и неживые существа и вещества такими свойствами не наделены.

21. Миру принадлежит абсолютное совершенство в преходя-щем, у него нет связи с вечным, он для этого слишком ничто-жен. Лишь человек соединяет его с Божественным.

22. У Всевышнего Аллаха много имён, отражающих Божест-венную Сущность, Божественную Атрибутику, Божест-венные Действия.
Божественная Сущность:
Аллах, Господь, Повелитель, Пресвятой, Мир, Верный, Ох-раняющий, Могучий, Превосходящий, Гордый, Высокий, Ве-ликий, Явный, Скрытый, Большой, Славный, Благородный, Истинный, Непоколебимый, Единственный, Прославленный, Непреходящий, Первый, Последний, Возвышающий, Богатый, Свет, Наследующий, Обладатель величия, Наблюдающий.
Божественная Атрибутика:

Живой, Благородный, Господствующий, Покоряющий, Сильный, Способный, Всемогущий, Милостивый, Милосерд-ный, Щедрый, Прощающий, Извиняющий, Любящий, Мягкий, Кроткий, Благостный, Терпеливый, Знающий, Осведомлённый, Учитывающий, Мудрый, Свидетель, Слышащий, Видящий.
Божественные Действия:

Начинающий, Покровитель, Воскрешающий, Отзывчивый, Объемлющий, Приемлющий отчёт, Питающий, Хранитель, Творец, Создатель, Образователь, Дающий блага, Даритель, Победитель, Сжимающий, Отпускающий, Опускающий, Под-нимающий, Возвеличивающий, Унижающий, Судья, Справед-ливый, Добрый, Возвращающий,Воскрешающий, Умерщв-ляющий, Близкий (друг), Приемлющий покаяние, Мститель, Правосудный, Собирающий, Обогащающий, Препятствующий, Вредящий, Благоволящий, Ведущий верным путём, Изобре-тающий, Правильный.
О Всевышнем нельзя ничего знать, кроме того, что Он су-ществует  и обладает  всеми перечисленными  качествами. По-этому о Нём — слава Ему! — нельзя спросить "Что (Кто) есть Он?" У Него отсутствует самость. Нельзя спросить "Каков Он?" — ибо у Него отсутствует качество.

Поэтому размышление о Всевышнем Аллахе недопустимо, ибо Его сущность не может быть познана разумом, и Его не-возможно с чем-либо или кем-либо сравнить. Можно только размышлять о действиях Всевышнего и созданных Им тварях.
Перечисление имён Всевышнего не отражает ни в коей ме-ре всю полноту Его имён, но означает, что других имён у Ми-лостивого Творца не существует.
Если человек совершает действие, соответствующее одно-му из перечисленных имён Всевышнего, это означает, что че-ловек пребывает в этот момент в присутствии Божественных действий.

"В разумной душе неизбежно должна находиться точка (опора), на которую она могла бы опереться. Так пусть же этой опорой будут имена, которые никак нельзя не упомянуть."
Он — Тот, у Кого ищут помощи!

Есть имя собирательное, включающее в себя другие имена, имена, обозначающие саму Божественную Сущность, это имя "Аллах"!
Человек обладает "представительством", "заместительст-вом" Всевышнего на земле. Но не каждый человек. Человек-животное, не живущее духовной жизнью, совершающее грехи, не стремящееся любовью к Всевышнему — нечто, совершенно другое, чем духовный человек. Причём, духовный человек не разделяется половой принадлежностью. Он может быть и муж-чиной, и женщиной. Однако, преимущество мужчин имеет ис-конный характер, ибо Хава произведена из Адама. Ведь Все-общий Разум имеет преимущество над Всеобщей Душой, Перо — над Хранимой Скрижалью.

23. У Аллаха семьдесят тысяч завес из света и тьмы. Если бы не было завес, прямое соприкосновение с Его взглядом всё сжигало бы своей яркостью.
На вопрос же одного из своих пророков, для чего он создал тварей, Всевышний ответил: "Я был скрытым сокровищем и не был знаем. Тогда Я возжелал быть познанным и создал тварей. Я явился им, и они познали Меня!" (Хадис)
Всевышний создал жизнь и смерть, чтобы испытать людей.

24. Длина  тела  происходит от Разума; ширина — от Души; высота — от  пространства  вплоть  до Центра мироздания. От-сюда — три измерения, присущие телу.

25. Если Всевышний пожелает достичь нас, чтобы дать нам знать о Себе, тогда Он снизойдёт к нам посредством нас самих.

26. Во вселенной пребывают ангелы, "разделяющие повеле-ния". (Коран. Сура 51, аят 4)


   ***