Китайский ремонт

Игорь Афонский
Это был ремонт в иностранном порту. Так получилось, что в прошлом году моё судно было в китайском порту Тянь – Зинь, на длительном переоборудовании – почти четыре месяца! У судовладельца были проблемы с финансированием своего проекта, поэтому  мы простояли долго, а потом нас быстро «сделали». Об этом можно писать много, но я хочу передать те ощущения, которые испытал именно сегодня. Я опять в ремонте, у меня другое судно, но ремонтники – местные ребята, азиаты. Я их знаю давно, мы уже встречались пять лет назад, у них «тякучки» нет! Итак, о чём я? Да, возникло ощущение «де- же-вю»!  В Китае у меня были две бригады, первая со мной работала много времени, мы успели к друг другу привыкнуть. Другая пришла позже, работала не так быстро и они не очень меня понимали. Объём работы был большой, мы успели поменять несколько сот  метров трубопроводов горячей и холодной воды, несколько десятков клапанов, и многое другое. Это было переоборудование, надо уточнить, что я «сел» на это судно зимой, когда практически работу было найти трудно. Я согласился выполнять свои обязанности, если будут платить деньги. А в наше время, с этим, поверьте, «напряженка»!  Во многих компаниях, в связи с кризисом, работники получают свои деньги с задержками, или вообще… 
Эта «моя бригада» была великолепна! Они знали, что нужно делать и делали. Я только координировал всю их работу, принимал после выполнения. Я, как морской специалист, уже давно состоялся, мне было «это» интересно. Особых трудностей тут не возникало, но не было четких указаний. Я «по тихоньку» заставлял менять трубопроводы, колена, компенсаторы, все гнилые места, до которых никто не мог долгие годы дотянуться! До этого, в подобных ремонтах, скажем в Славянке, бригады от таких работ «открещивались», трудности у них были, и не маленькие.  Когда вскрыли подволок, это перекрытия потолка, то обнаружили массу протечек, которые собирались в разного рода пластиковых баночках, тазиках, и через шланги стекали вниз, в водоотводы. Трубопроводы в таком состоянии, в каком я их увидел, не видел на этом пароходе ни кто!  Я сам решал, что следует делать, составлял заявки на работы, определял её объём и требуемые материалы.  Я хотел восстановить своё «хозяйство»! Мне было интересно! Бригада слушала только меня, потому что только меня и видела на своём участке.  Для них я был «Френда», окончание на последний слог. Я знал своих рабочих всех в лицо, со всеми здоровался, дал им всем безобидные прозвища, к некоторым обращался по имени. Был там один Кхан, молчаливый помощник бригадира, молодой, сильный, спортивный.  Он сносно выражался на английском языке, мне было с ним интересно общаться. Я даже показывал ему фотографии своей семьи, рассказывал о своём городе, о своих увлечениях. Это выглядело так, в обед я ещё в каюте, стук в дверь. Появляется Кхан, он, якобы должен решить какой то вопрос. Садится в большое кожаное кресло, которое я «спёр» для своего удобства, мне оно очень нравилось! Доставал свои тонкие сигареты, там была пепельница, я не курил в каюте, но надо было куда то мелкий мусор складывать!  Закуривал. Кислый дым распространялся по кубрику, он молчал. Я угощал его холодной водой из каютного холодильника.  Спиртное он пить отказывался. Потом он переходил к делу. Строил свой вопрос, так будто бы не знал на него ответ! Хитрый азиат! Ему лишь бы посидеть тут, в этом кресле, посмотреть, что буду делать я.
Я пока отдыхаю, гоняю «паука» или смотрю клипы, слушаю музыку, пишу, наконец, то! Потом переодеваюсь, ухожу на развод, это что то официальное, там следует присутствовать! Надо сказать, что я был старше его, но мой возраст было трудно угадать. Он перестал ко мне хорошо относиться, когда узнал, какой у меня месячный заработок. Была у меня такая глупая ситуация, когда я проговорился.  А он почему то меня жалел! Получилось так, я на работу выходил в не новом комбезе, в рабочих носках, в застиранной до неприличия  футболке. Это обычное дело, носить старое, когда всё время пачкаешься, приходится везде лазить, что то делать самому по хозяйству, помогать мотористам.  Кхан не мог понять, почему следует так носить носки, как  это делал я. Он не знал, что у меня был целый мешок носков, они все были одинаковые, не новые! Корейские, с гиппопотамом.  Однажды он подарил мне светлые носки, такие серые, короткие. Я ничего не понял! Оказывается, я начальник, должен одеваться хорошо! Это в ремонте! Когда всюду пылища, кругом слои сажи, лужи масла и топлива. Бригада приходила долго, пока не сделали всё, что я планировал. Потом делали то, что нужно, но уже другие люди. Я говорю, с финансированием были трудности, наш пароход долго ждал каких то решений. Работали только экипаж и несколько китайских рабочих. Я проговорился, он обиделся. Я, в его глазах, очень изменился! Я получал в месяц в несколько раз больше, чем он! Он мне этого не мог простить! Ну, как объяснишь, человеку, что я получаю мало!  Что мне не платят на берегу, что семью следует кормить каждый день, а работать круглый год я не могу! Ну, почему не могу? Об этом ему тоже не объяснишь! Я его обманул, своим внешним видом ввёл его в заблуждение. Но, я то знаю, что мой заработок не высокий. Что денег никто сразу неплатит. Я, может быть, их ещё месяцы буду ждать, чтобы получить. Но это больше, чем он ожидал! Если он получает ещё меньше! 
Итак, сегодня! У меня корейские рабочие, я к ним привык за эти две недели ремонта. Они ко мне относятся хорошо, они зарабатывают больше, чем я, потому что у них жизненный уровень выше. Я в море «пашу», они на берегу больше имеют, но не имеют иллюзий и комплексов, как у китайских рабочих. Они ко мне хорошо относятся, весёлые ребята! Я начинаю путаться, где я? Или  в Китае, или в Корее.