Клятва

Ольга Геньба
  Уже в который раз смотрю ролик, где рассказывается о том, как героические наши ребята совершают восхождение на Белуху. Всякий раз не устаю удивляться смелости и воле людей, которые решили добраться до вершины горы, чего бы это ни стоило.
  Я вижу их обгоревшие от близкого солнца лица, тёмные очки, их горную экипировку. Я просто физически ощущаю тяжесть рюкзака, вес которого достигает сорока килограммов. Пугаюсь снежных потоков,срывающихся с вершины горы: они могут упокоить здесь людей навечно.С таких вершин даже трупы сложно снять. А их много, уже разложившихся и не совсем...Или просто - одетые скелеты.
  А как сложно взбираться на вертикальную скалу,работая ледорубом и превратив всю свою энергию в сгусток ужаса, силы и огромного желания победить.
  Один мой знакомый альпинист рассказывал, как он почти всю ночь провисел на скале. Один! И чудом остался жив! Сверху крикнули:"Срыв!" И сорвавшийся камень метил прямо в него. Поднять голову и подставить грудь - опасно: смерти подобно. Тогда он просто сконцентрировался и подставил голову в каске. Секунды ожидания...Сильный удар о голову...Минутное головокружение...И ... облегчение. Жив!
  Герой ролика, который я смотрю и слушаю с любопытством, наслаждением и ужасом,альпинист Алексей Овсянников рассказывает о восхождении на Белуху умно и интересно.
  Повествование-клятву Алексея Овсянникова привожу без искажений:
  "Сидел на ветке дятел. Досиделся! Спятил!К моей радости, отпуск начался чуть раньше, и я не последовал примеру бедной птицы.
  Минусы в виде постоянного зудения телефона,неимоверного количества народа на один квадратный миллиметр и источающего яд телевизора остались где-то далеко, в другой, как будто не моей жизни.Уже неделю я шёл вверх и размышлял. Горный поход, я заметил, вообще способствует мыслительному процессу , в отличие, скажем, от пищеварительного..В горах в пищеварительном процессе всё быстро и скоротечно. Упал в желудок какой-нибудь шустро растворимый вермишель, сверху прилетел сникерс(хорошо, если без обёртки)- организм офигел и сразу отправил всё по назначению. На ближайшие 5-6 часов - свободен. Иди и думай.И что удивительно: мысли в голову идут не какие-то житейские, а всё больше - глобальные: о судьбе человечества, о смысле жизни, о колбасе...
  Вернёмся от вечного к мирскому.Вот часто говорят: туристы такие пафосные ребята! Как начнут рассказывать про свои походы...В пору подогнать симфонический оркестр для звукового сопровождения и группу профессиональных плакальщиц, которые в момент особого трагизма начнут трясти нижней губой и подвывать. Ну, что ж! Так и сделаем!
  Когда шёл вверх, я придумал клятву, которую и дал сам себе по окончании этого похода. Но это будет уже внизу. А пока... А пока приговорённые к восхождению в очередной раз ожесточённо обмотались верёвками и, беззлобно кашляя в сторону руководителя, вяло двинулись вверх.
  В каждом походе есть особо запоминающиеся моменты. Так сказать, символы. И не обязательно это заход на вершину или перевал. В нашем случае это была просто ночёвка. То ли звёзды в фигу сложились, то ли карта набок легла, то ли в силу разных других обстоятельств, но ночевать пришлось вдевятером. В трёхместной палатке. На перевале, между двух вершин. Шпроты рыдали бы в своей банке от счастья, если бы видели эту картину. А апофеозом этой безумной ночи встал вопрос, заданный под утро одним из отдыхающих другому:
  - Ты чего не спишь?- спросил он голову, торчащую у него из-под ноги.
  - А негде!- вне себя от радости прокричала голова в ответ.
  - Мать...Мать...Мать...- подхватило эхо, разносясь по ущельям.
  И пошли мы, гонимые ветром и палимые зноем, в направлении вершины. И от мы здесь! На вершине! И транспарант поставили:"Белуха - 2010."
  А потом был базовый лагерь, где тебя встречали ведром компота и стаканом спирта. Исключительно для того, чтобы полирнуть сосуды , ещё больше взлохматить и без того взъерошенную душу. И было огромное удовлетворение самим собой, попросту называемое счастьем. И долго ещё в голове вместо мыслей были образы, которым чертовски захотелось дать определение.
  Что такое горы? Это огромная неизвестная планета... И сколько бы раз ты на ней ни оказался, это всегда будет впервые. Это стук твоего сердца на вершине, который, ударяясь о скалы и соседа, разносится на сотни метров вдаль. Это твой крик отчаяния, утонувший всего в полуметре от тебя, в грохоте ураганного ветра. Это невероятное желание - жить!
  Какие бывают горы? Они бывают сказочно красивыми и безмятежными в своём изумрудно-белом великолепии. Но иногда они превращаются в такой же белый, до боли в глазах, ад изо льда и снега, несущийся по склону с невероятной скоростью и убивающий всё живое на своём пути. Они бывают настолько высоки, что превращаются в дно неба. Но, стоя на этом дне, понимаешь, что ты выше всех и под тобой - весь мир.
  Что могут горы?Горы могут дать тебе ещё одну, настоящую жизнь. А могут лишить тебя единственной. Горы могут подарить тебе верных друзей. И они же могут забрать их у тебя. Они могут приходить к тебе во сне, заставляя улыбаться новой встрече или с криком просыпаться от ужаса увиденного.
  Но есть одна вещь, которую не могут ни одни, даже самые великие горы. Они не могут принимать решения.
  Я, Овсянников Алексей, торжественно клянусь больше никогда не ходить в горы. Если же я нарушу эту мою торжественную клятву, пусть меня постигнет всеобщее уважение товарищей и восхищение окружающих".

  Мой знакомый альпинист тоже поклялся никогда больше не ходить в горы после того, как с температурой и без сознания пролежал на перевале Белухи много времени. Люди, совсем не из его отряда, подобрали и довели до лагеря. С тех пор в горы он не ходит. Но они часто снятся ему...И Эльбрус, и Памир, и та самая Белуха, прикрытая прозрачной снежной вуалью, словно фатой. Снятся и зовут... зовут... зовут...