Чтобы сон рассмотреть получше...

Исаак Нюренберг
 \Из цикла "Жизнь, опалённая войной"\

Чтобы  сон  рассмотреть  получше,
я  с  собою  беру  фонарик.
Зажигаю  зелёный  лучик, –
что  сегодня  мне  ночь  подарит? –
и  тихонько  вступаю  в  детство,
в  довоенное,  в  давнее-давнее.

Но  куда  это  дом  мой  делся
с  деревянными  старыми  ставнями,
что  стоял  на  Советской  улице?
Да  и  нет  довоенного  Витебска!
Память  горбится  и  сутулится.
Жизнь,  как  Витьба,  из  русла  вытекла.
Там,  где  дом  наш  стоял  когда-то,
несуразное  что-то  высится,
и  в  холодном  расплаве  заката
только  трупы  на  улицах  Витебска.

У  Шагала  другие  видения:
быт  тяжёл,  но  скрипач  на  крыше.
Значит,  живы  ещё  песнопения,
и  народ  потихоньку  дышит.

Мне  же  только  ужасы  видятся:
кровь  рекою  и  убиенные,
и  горящие  улицы  Витебска,
где  прошли  мои  дни  довоенные.

Я  хочу  погасить  фонарик,
чтобы  сон  перестал  смотреться:
не  могу  я  видеть  кошмары,
проглотившие  наше  детство.

Но  опять  этот  дьявольский  случай, –
не  могу, – выключатель  заело.
И  горит  моей  памяти  лучик,
обжигая  и  душу,  и  тело.