Брянские волки

Дмитрий Щербаков 2
От автора: программа сего сайта "съедает" отдельные слова - вполне нейтральные. Вношу - они опять исчезают. Так по всем моим произведениям. Поэтому прошу их подразумевать, а не обвинять меня в неграмотности. Если найду при дальнейшем перечтении - буду делить дефисами, тогда есть шанс, что программа не уничтожит их...

*****      

     Очередной суматошный месяц этого, 1995 года, прошёл… нет, даже пролетел, незаметно! День на день был похож своей напряжённостью. День за днём, неделю за неделей я решал огромную проблему бесперебойного снабжения руководимого мною предприятия по оптовой торговле светлыми нефтепродуктами - бензином и дизелем.

        На моём основном поставщике нефтепродуктов – Киришском НПЗ «КНОС» - топлива не хватало, львиную долю забирал, стоящий в приоритете, Санкт-Петербург да и весь северо-западный регион…

        Мне пришлось обратить внимание и пробиваться на ярославский «ЯНОС», на московский НПЗ, что в Капотне, не отказываться и от превосходнейшей красной чеченской дизельки, начать сотрудничество с НЕСТЕ и налаживать переговорный процесс с Новокуйбышевским НПЗ…

        Меня совсем не радовало, что предприятие выбилось в число крупнейших городских налогоплательщиков, стало догонять стародавних промышленных монстров – МДОК и Стеклозавод им.9 января…

        Круговерть продолжалась почти круглосуточно, - поездки-переговоры, снова поездки и переговоры. Подъём в 4-30 и за руль, к 9-00 надо  быть в Киришах в администрации КНОСа, потом проскочить до Питера, встретиться с руководством одного из крупнейшего предприятия по снабжению нефтепродуктами Северо-Запада России, и договориться о квоте поставок на себя, хоть 1 000 тонн в месяц, потом, на обратном пути заскочить на встречу-переговоры в Великий Новгород, а потом заполночь вернуться домой… Или в Москву-Ярославль мимо дома, не заезжая, и обратно... Или сначала в Кириши, а потом в Тверь,без заезда домой, и только потом обратно... Или Ярославль-Москва-Ярославль и домой по 3-ему транспортному... И так день за днём почти без выходных…

       Спасибо надёжной машине – «Форд-Скорпио», она меня не подводила! По 18-22 000 км в месяц, уже который месяц она переносила беспрекословно, точнее без поломок и происшествий!  Прошло чуть более 6 месяцев как этот «конь» подо мной, а одометр показывает плюс 124 000 км.

       Но  «железному коню» достается только дорога, дорога и дорога… А мне? Предварительные переговоры по телефону, основные переговоры за столом друг против друга, детальная проработка устных джентльменских договоренностей, проверка и подписание документов, - это только внешняя сторона, за пределами моего тверского городишки.  А ещё и внутренняя: контроль за работой конторы, проверка и корректирование многочисленных документов, контроль за своевременным расчётом с поставщиками и налоговыми органами, встречи с работниками своих нефтебазы и базы отдыха, устранение потенциально взрывоопасных моментов… Огромный пласт строительно-монтажных работ и на нефтебазе, и на базе отдыха, и на купленной и строящейся гостинице… И, конечно, постоянное общение с "государевыми органами" и должниками...

        Наступило время, что я почувствовал: всё, Дим, хватит! Твоё здоровье не беспредельно! Сейчас свалишься бездыханный! Пора отдохнуть хоть недельку!

        Вопрос поставил перед учредителями ребром: "Мне нужна неделя! Просто на отдых не хочу да и не смогу! Поэтому поеду к другу Вовке в Киев. Есть точки соприкосновения. Это будет и активной командировкой, и отдыхом". 

        Прений не возникло. "Проголосовали" единогласно. Я получил добро и ранним ноябрьским утром, под падающий мирно снег выехал на своём «коне» в направлении украинской границы… решил через Москву. Тормознусь заодно на пару часиков у своих семейных друзей – Яши и Леры…

*****

        Москву я покинул ещё до обеда, кофе с плюшками под шоколадку мирно плескалось на дне желудка. Настроение было великолепнейшее!

- У меня всё хорошо! У меня всё отлично! У меня всё превосходно! – замурлыкал я, когда на одометре перепрыгнула очередная тысяча километров. Я ехал и предвкушал нашу встречу с Володей, с моим отличнейшим другом, которого я уже, благодаря распаду СССР, не видел более года…

        Знак «Брянск 125 км» - еще более улучшил моё настроение, я включил своё любимое регги погромче…

        Дорога была пустынна и я особо не напрягался, маневрируя по дороге, для догонялок или обгона. Я просто давил спокойненько на газ, придерживаясь самой для меня приемлемой скорости 120 км/час: и не устаёшь, и не напрягаешься, и осознаешь, что в оптимальном режиме приближаешься к цели.

        Когда стал въезжать на путепровод с резким правым поворотом, из-за поворота показался КаМАЗ с прицепом гружённым с верхом доской…

        Вдруг, когда мы поравнялись, я увидел мелькнувшую тень… На автомате, не осознавая ничего, я резко, ударом, дёрнул руль вправо, почти оторвав левые колёса от дорожного полотна... Чуть зацепил обочину, но тормозить не стал, помятуя о катастрофичных последствиях такого действа. Потом выровнял машину уже на обочине и только потом плавно вырулил снова на свою полосу.

       Почувствовал, что «конь» чувствует газ как-то не так, я выключил музыку и услышал стук… Мгновенно ключом зажигания погасил двигатель, нажал аварийку и плавно притормаживая, прижался на край обочины. Посмотрел в зеркало заднего вида, убедился, что никого за мной нет – вышел и пошёл вперёд машины.

       Когда  увидел ЧТО стало причиной стука, у меня в коленках потеплело и пришлось облокотиться на авто: в верхней части капота, в самом изгибе, на уровне верхнего расширительного бачка радиатора, торчал кусок 50-й необрезной доски – сантиметров 25 на 40.

- Ну вот, Димочка, теперь можешь считать этот день тоже днём твоего рождения! – подумал я, не грустно, и не оптимистично, а как-то отстранённо.

       Не надо иметь «семи пядей во лбу» чтоб спрогнозировать ЧТО мог сделать кусок доски массой свыше 2-х кг летящий со скоростью... 120 мои и плюс, минимум, 60 его… со скоростью 180 км/час.

        Пока я уставился в одну точку, на капоте, неподвижно, разглядывая доску, ко мне подошли трое местных, бредущих по обочине.

- Ого! – сказал один – Ну, с днём рождения! Папироску будешь?..

        Я снова отрешённо подумал:

- Всё в «десятку»! И с днём рожденья, и с папироской…

        Я не курил, но именно папироски мне хотелось сейчас больше всего. Появился он тут с папироской по Божьей милости.

- Спасибо, - сказал я, взял из его рук беломорину, прикурил и сел на корточки…

        Они не стали мне докучать, поцокали молча языками и зашагали дальше.

- Да… - продолжил я свои размышления, - Получив доской в лицо ты б улетел без головы с путепровода метров на 15-20, и, протаранив несколько пней, погрузился бы в болото. Тебя б нашли, но не скоро. Доску бы точно не нашли, она бы пролетела насквозь. А если бы и нашли, то не посчитали бы её орудием смерти и катастрофы… Так, подумали бы, что волной потом в салон прибило. И повисло бы на тебе, Дим, несмываемая формулировка причины смерти – «уснул за рулём»… Неприятно как-то с таким ярлыком оставаться в умах живущих…

        Докурив, я пришёл в себя, и стал ликвидировать последствия аварии: монтировкой вскрыл капот - снял и наложил бандаж на расширительный бачок радиатора, залил его герметиком сверху - добавил в радиатор воды – отломал для симметрии вращения покорёженные лопасти вентилятора радиатора.  Подождал минут 20, пока станет герметик, погулял вдоль дороги, полюбовался окружающими дорогу брянскими болотами да сотнями торчащих из них пней. Завёл двигатель – послушал,  как работает, посмотрел на течи.

        "Допустимые течи. Капать капает, но струек нет. Дотяну до Москвы, - подумал я и резко развернул машину обратно… - Отдохнул?.. Получил геморрой за 800 км от дома? Теперь разгребай! Переключай мозги на восстановительные работы!"

       Вода уходила быстрее, чем я рассчитывал. Радиатор приходилось держать полупустым ибо утечка происходила через верхний бачок. Печка, конечно же, не работала. Вечерело. Температура ушла на минусовую, термометр показывал -3… -5… -7… -11. Горячий тосол, попав на контакты фар, перемкнул что-то, или разъел. Километров через 100 и они погасли… Весь мой свет – мигающие аварийки.

       Спасибо гаишникам, которые останавливая меня на каждом посту и осматривая пробоину, глядя на мой промёрзший вид говорили:

- Вот брянские волки беспредельщики! Вот (на каждом посту добавлялись всё более и более яркие эпитеты, с которыми я полностью был согласен)… Сейчас они у нас все поплачут! Сейчас захлебнутся в протоколах и потерянных деньгах, рассчитываясь за «неправильно закрепленный груз»! (и дальше опять следовал долгий перечень качеств, присущий таким водителям).

*****

        В Москву я въехал промёрзший насквозь так, что холода уже не чувствовал... Я направился, еле двигая закоченевшими мышцами, к друзьям. Лера открыла дверь и, увидев меня, открыла рот. Я с трудом выдавил:

- Горячую ванну... набери… пожалуйста...

       Как я дошёл и разделся, не помню. Я медленно, преодолевая сопротивление окоченевших мышц, опускался в ванну, над которой клубился пар, но я не чувствовал ничего. Я лёг, вытянулся и закрыл глаза…

        Открыл глаза от того, что почувствовал – кто-то смотрит на меня. Около ванны стояла Лера и держала чашку горячего ароматнейшего кофе.

- На, Дим, выпей, пожалуйста, - и протянула её мне. Я в знак благодарности просто посмотрел ей в глаза и закрыл их, как бы говоря – Оценил, спасибо!

        Мгновенно мелькнула мысль: "За почти 3 года совместной жизни жена ни разу, ни при каких обстоятельствах не предлагала тебе ни чай, ни кофе. Ни в постель, ни в ванну, ни за столом. Никогда не говорила – Выпей (или попей) пожалуйста…"

        Это был наилучший кофе из всех выпитых мною. Всё было «в тему» и ванна, и кофе, и отношение ко мне именно в этот момент.

*****

        На следующий день я нашёл в газете «Из рук в руки» б/у капот, починил до "нет течи" верхний бачок радиатора и поехал в Химки за капотом. Капот был нужен. В своем городке я его не найду и придётся снова за 300 км ехать в Москву. Лучше сразу приехать с ним.

       На выезде на МКАД по Волоколамке, на посту ДПС меня тормознул гаишник, майор. Я объяснил ему ситуацию, показал развороченный капот и сказал, что еду в Химки, а потом сразу домой восстанавливать машину по Ленинградке в Тверскую область...

        Он не вошёл в ситуацию. Забрал права, вписал в талон предупреждений дату и статью КоАП, послал в сберкассу оплатить штраф. Добавил, что когда приеду с квитанцией об оплате, он впишет в талон оплату, поставит подпись и вернёт права. Все мои доводы, что я не успею и мне придётся ночевать в Москве он отмёл, ставшими девизом подленьких гаишников, словами:

- Это ваши проблемы, - и добавил, - Жду.
   
     Сказав это, он развернулся и пошёл в свою будку.

***** 

        Пока я нашёл продавцов капота, пока вскрыли замёрзший замок гаража, пока вместе втиснули его в салон, - сберкассы уже закрылись и не оставалось мне ничего, как вернуться опять на пост и попытаться ещё раз уговорить гаишника.

        Когда я зашёл в будку, в ней, на вытяжку, стоял ОН - майор, а в кресле, листая журнал, сидел полковник…

"Отлично, - подумал я – Есть шанс порвать майора"…

- Товарищ полковник, разрешите обратиться к товарищу майору, - чётко сказал я, подойдя почти строевым шагом вплотную к полковнику.

        Надо было видеть его взгляд! Удивление, уважение, смешанное с восхищением!

- Да, обращайтесь, - ответил он, улыбнулся, резко развернулся на крутящемся кресле, откинулся, но раскинул в твёрдый упор ноги.

        И тут я выступил с пламенной речью минут на 5-10. Я вспомнил «брянских волков», болото и коряги; я вспомнил именно добрым словом каждого гаишника от Брянска до Москвы; вспомнил своих друзей; вспомнил и всех россиян, вынужденных жить вместе… в одном котле; вспомнил и М.Жванецкого с его фразой: «Тщательнее ребята надо, тщательнее»… и закончил коротко:
 
- … я не знаю, товарищ майор, Ваших друзей и коллег, но я желаю, чтоб они ВСЕГДА относились к Вам, как Вы сегодня отнеслись ко мне. Я не знаю как Вы прослужите дальше, как человек или как нелюдь, но я желаю одного, - чтобы именно ТЫ на пенсию ушёл майором, а ещё лучше капитаном!..

        Майор стоял и хлопал глазами, сказать ему было нечего. Нет, ничего человеческого не проснулось в нём, в его заплывших поросячьих глазках не мелькнуло понимания. Может и наступит, потом. А сейчас он стоял и тупо молчал.

        Полковник сидел, улыбаясь. Но крайне задумчивый взгляд у него был иным… отличным от майорского.

- Простите, - сказал тихим голосом он, - Хватает и у нас ублюдков… Простите, Вашими словами нелюдей… Как Вас зовут?

- Дмитрий.

- Майор, - уже обращаясь к нему, сказал полковник - временное Дмитрию отдай!

        Майор подскочил к столу и отдал мне молча в руки права.

- Дмитрий, - сказал полковник, - дайте сейчас майору червонец, - и добавил уже ему:

- Пойдёшь завтра оплатишь, и к 11-00 с квитанцией ко мне в кабинет. Понял?!!

        Я протянул майору червонец, а полковнику, на его слова:

- Временное удостоверение дайте пожалуйста...

Он молча что-то черканул и протянул мне его со словами:

- Удачи!

        Я мельком глянул во временное: в графе «Баллы» - прочерк, в графе «Подпись» - «п-к» и далее подпись…

*****

        Ещё много лет потом, останавливающие меня гаишники с удивлением рассматривали мою «времянку» и, даже при явном нарушении, взяв под козырёк, возвращали все документы, не составляя протокола.

        А я думал при этом об ином:

- Ну ведь могут быть понимающими и думающими людьми! Ну ведь могут быть человеками, а не нелюдями!.. "брянскими волками" в гаишных погонах… Да, есть у каждого шанс вместо «брянского волка» стать порядочным человеком! Просто закрепи СВОЙ "груз"! Просто помоги ближнему по Жизни!

17.03.2013