13. Мифы в отношении дня поклонения

Михаил Максимус
Материал для желающих более детально изучить вопросы, связанные с субботой.               

Есть одно очень важное место из Нового Завета – 1Тим. 5:21 – «Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию».

Эти два термина описывают причины, по которым люди часто остаются глухи к истине. Слово «предубеждение», согласно Новому Словарю Русского Языка, означает 1) Изначально предвзятое мнение о ком-л., чем-л., 2) Уже сложившееся мнение, убеждение».

В оригинале, в древнегреческом, здесь используется слово prokrima (прокрима) и переводится как  «предрассудок». Таким образом, первая причина неприятия истины кроится в том, что у человека уже есть сложившееся мнение по тому или иному вопросу и он не считает нужным пересматривать его. Второй причиной является пристрастие – ситуация, когда человек эмоционально зависим от чего-либо и, хотя, может, и понимает, где истина, но слишком безволен, что бы изменить свое поведение.

Надеемся, что читатели, оценивая нижеследующий материал, смогут воспринять его без предубеждений и пристрастия. Продолжая тему предубеждений, рассмотрим наиболее распространенные мифы в отношении дня поклонения в Ветхом и Новом Завете. Вот они:

                Миф № 1   «Суббота была впервые дана только на Синае».
                Миф № 2   «Суббота была дана только евреям».
                Миф № 3   «Иисус Христос нарушал субботу».
                Миф № 4   «Иисус Христос отменил субботу».
                Миф № 5   «Апостолы праздновали воскресенье».



Миф № 1 «Суббота была впервые дана только на Синае».

Народ подошел к горе Синай на 47-й день после выхода из Египта. Исх. 19:1,2 сообщает: «В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую…и расположился там Израиль станом против горы». О том, что это был именно 47-й день, мы узнаём из того, что,

во-первых, они вышли из Египта в ночь с 14 на 15-е первого месяца Нисана  (Исх. 12:1,2,5,6,40,42);

во-вторых, из того, что они пользовались лунным календарем (Исх. 19:1), в котором каждый месяц состоит из 30 дней. Таким образом, у нас есть 16 оставшихся дней первого месяца, затем 30 дней второго месяца, плюс первый день третьего месяца, что дает 47.

На третий день после прибытия народа к Синаю Бог произнес с вершины горы десять заповедей: «И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вы моют одежды свои, чтобы быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай» (Исх. 19:10,11); «Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака, громогласно, и более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне» (Втор. 5:22).

Таким образом, на 50-й день после выхода из Египта, услышав из уст самого Господа среди остальных заповедей слова о святости субботы, народ теперь мог точно знать Его волю в отношении дня поклонения. В память об этом событии был установлен праздник Пятидесятницы, или, по-еврейски, Шевуот.

Однако, Библия сообщает, что народ знал о субботе и соблюдал ее еще до провозглашения этой заповеди на Синае. За две недели до Синая, как повествует Исх. 16:1 – «И пришло все общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской», Бог дал народу манну. Однако у манны была одна особенность – она не падала по субботам. Более того, большинство народа даже не выходило собирать ее по субботам, за исключением «некоторых» (Исх. 16:27).

А в отношении тех не многих, которые вышли: «сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих?» (Исх. 16:28). Но, позвольте! Ведь заповеди и законы были даны только две недели спустя! Как же можно нарушить то, что еще не существует? Становится очевидным, что евреи знали о святости субботы еще до того, как она была вписана в тексты скрижалей. Появляется вопрос: откуда они узнали о святости субботы, и когда она была установлена?

Ответ мы найдем в Исх. 20:8-11, где находится текст IV заповеди: «Помни день субботний, что бы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему…».

Во-первых, заповедь начинается словом «Помни», которое является переводом древнееврейского слова закар, которое означает «помнить, вспоминать, приводить на ум, помнить прошлый опыт». То есть смысловое направление этого глагола указывает на прошлое, то, что уже было. Это не новая заповедь, а напоминание уже известной.

Во-вторых, заповедь указывает и причину, по которой святость субботы нужно помнить. Эта причина – события сотворения нашей планеты. Субботу нужно помнить, так как она была дана при творении. Бог благословил день субботний не потому, что вывел израильский народ в субботу (в память об этом была установлена Пасха), а потому, что почил в этот день после завершения творения.

То есть, напоминая народу о святости субботы, Бог, указывал причину и относил ее благословение и освящение к самому началу бытия мира  (Быт. 2:1-3):  «Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые делал».

Еще раз:
Бог благословил и освятил седьмой день не в 15 веке до н.э. - во время провозглашения этой заповеди официально с горы Синай, а тогда, когда почил после сотворения земли.
И в Синодальном переводе, и в оригинале, текст IV заповеди в той части, где указывается причина святости субботы, полностью совпадает с описанием установления этой святости при творении. То есть IV заповедь, фактически, повторяет то, что уже было сказано в книге Бытие. Поэтому Бог говорит «Помни». Поэтому народ знал о святости субботы до Синая.

Поэтому мнение о том, что суббота была впервые дана только на Синае – миф.

Здесь сразу появляется вопрос: а почему книга Бытие не говорит, что, святость субботы – это заповедь?

Зададим встречный вопрос: а книга Бытие вообще содержит слово «заповедь»?

Знал ли Каин о заповеди «не убивай» (Быт. 4:6-8)? Знал ли Иосиф о заповеди «не прелюбодействуй» (Быт. 39:9)? Как Аморреи могли знать о том, что такое «беззаконие» (Быт. 15:16)? Откуда жители Содома знали, что гомосексуальные отношения являются «беззаконием» (Быт. 19:15)? Наказывает ли Господь, если человек нарушает Его волю по незнанию (Ин. 15:22; Рим. 4:15)?

Ответы на эти вопросы показывают, что люди знали о Божьих заповедях; сам термин «беззаконие» не имеет смысла без существования закона; Бог наказал Каина, Амореев и жителей Содома за нарушение известных им заповедей и законов. А в отношении Авраама прямо сказано: «… за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною [заповедано] было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт. 26:5).

Итак, Божьи заповеди и законы были известны человечеству с самого начала. Причина же, по которой многие из них прямо не названы, заключается в том, что книга Бытие – это книга истории, а не законов, в отличие от остальных четырех книг Моисея. Ее цель – повествование, а не законоположение.

Второй вопрос, который часто поднимается, касается того, как IV заповедь передается в книге Второзаконие. Там она выглядит несколько по-другому: «…чтобы отдохнул раб твой и раба твоя, как и ты. И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор. 5:14,15).

Этот стих очень сильно любят сторонники мифа о том, что суббота впервые дана была только на Синае. Однако следует сказать, что:

во-первых, это ПЕРЕСКАЗ Моисеем событий сорокалетней давности, а не описание самого события (Втор. 31:1-3). Это означает, что действительный текст Заповедей находится именно в 20-й главе книги Исход; 

во-вторых, утверждение о том, что причиной повеления соблюдать субботу является выход из рабства, вышло из уст Моисея, а не Бога, т.е. не сказано: «Я, Господь Бог твой, вывел тебя… потому и повелеваю тебе соблюдать день субботний». Это, конечно, не означает, что Моисей сказал что-то противоречащее истине. Он произносит фразу о выходе из Египта сразу после упоминания о том, что в субботу должен отдыхать и раб. Пусть же бывший раб (еврей) помнит о милости Божьей и дает отдыхать своему рабу – вот смысл упоминания выхода из рабства здесь;

в-третьих, упоминание выхода из рабства не отменяет первую причину, данную в самой  заповеди – сотворение. Для вышедших из рабства суббота наполняется еще одним дополнительным смыслом – напоминанием об освобождении от рабского труда. Это добавочный, а не исходный смысл. Новый

Завет также соглашается с тем, что святость субботы была установлена при творении. Евр. 4:3,4 говорит: «… хотя дела Его были совершены еще в начале мира. Ибо негде сказано о седьмом дне так: “и почил Бог в день седьмой от всех дел Своих…” Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евр. 4:3,4,9).

Сейчас не время выяснять, кто это - «народ Божий», для которого еще остается «субботство» (в оригинале sabbatismo; - еженедельное соблюдение субботы). Но ясно, что установление субботства относится к сотворению мира. Итак, святость субботы была дана в самом начале истории человечества.

                * * *

Миф № 2  «Суббота была дана только евреям».

Рассматривая миф №1, мы встречали такие термины как «народ», «евреи», «Израиль», «сыны Израиля», «Израильский народ». Что представлял собою народ, которому были даны 10 заповедей? Исх. 12:37,38 говорит: «И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей. И множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое».

Итак, вышедший из египетского рабства народ был многонациональным по составу. Сразу после этого говорится: «Один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами» (Исх. 12:49).

Эта мысль в Ветхом Завете повторяется неоднократно, например, в Лев.24:22; Числ.9:14; 15:13-16,29. Итак, когда Бог произнес слова десяти заповедей, Его слушало множество разноплеменных людей, и для всех должен был быть один закон. И завет был заключен с пришельцами также – Втор. 29:9-15.

Более того, когда мы читаем текст заповеди о субботе, в ней прямо указываются пришельцы, как те, которые тоже должны соблюдать ее: «Не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя… ни пришлец, который в жилищах твоих» (Исх. 20:10). При этом «пришлец» – это не просто гость, а именно иноземец, как это слово переведено в Ис. 14:1 где, как и в тексте заповеди, используется древнееврейское (гэр).

Исаия прямо говорит об иноплеменниках так: «И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, я приведу на святую гору Мою, и обрадую их в Моем доме молитвы… ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис. 56:6,7). При этом важно помнить, что одной из целей избрания Израильского народа было распространение истины Божьей по всем народам, так чтобы в конечном итоге все на земле жили по закону Божию и, соответственно, соблюдали субботу.

Бог призывал: «Возвещайте язычникам славу Его, всем народам чудеса его» (1Пар. 16:24-29; Втор. 4:5-8). Мы уже выяснили, что установление субботы относится ко времени творения. Уточним попутно, что слово «освятить» (кадаш) означает «отделить для особого использования».

Кто-то должен был использовать субботу по особому; их всех разумных существ на земле существовали только Адам и Ева. Ясно, что они по национальности не были евреями. На заре истории нашей земли существовала только одна национальность – человеческая. А что говорит Новый Завет о том, для кого была установлена святость субботы? Приведем слова, которые среди тех, кто пользуется Синодальным переводом Библии, неоднократно извращались до смысла, прямо противоположному тому, который вложил в них Христос: «И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Марк.2:27,28).

В Синодальном издании словам Спасителя не достает смысла. Почему Сын Человеческий есть господин и субботы: потому, что суббота для человека, а не человек для субботы? Вот какой текст содержится в Новом Завете, изданном Российским Библейским Обществом в 2000 году: «Суббота создана для человека, а не человек для субботы».

А вот что говорит NRSV – “The sabbath was made for humankind, and not humankind for the sabbath” – «Суббота была создана для человечества, а не человечество для субботы». Итак, во-первых, Новый Завет относит время установления субботы к сотворению, показывая, что вначале, на шестой день, был создан человек, а затем, на следующий день, суббота. Во-вторых, Иисус Христос говорит, что она была дана человеку, Адаму и Еве (иных на тот момент не было), а, значит, и всему человечеству, как переводит NRSV. Теперь становится понятно, почему Сын Человеческий есть господин и субботы – потому что Он некогда сотворил и ее!

Итак, святость субботы была предназначена для всего человечества.

                * * *

Миф №3  «Иисус Христос нарушал субботу».

Это миф разоблачается довольно легко. 1 Ин. 3:4 говорит: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие», то есть нарушение закона – это грех. А Новый Завет неоднократно говорит о том, что Иисус «не сделал никакого греха» (1Петра 2:22), «не знал греха» (2Кор. 5:21) и т.д.. Следовательно, Он соблюл полностью и четвертую заповедь, заповедь о субботе. В противном случае, если Он хотя бы в чем-то нарушил волю Божью, Он не смог бы стать Спасителем, Агнцем Божьим, так как Агнец должен быть без порока. Иными словами, утверждать, что Иисус Христос нарушал субботу, значит лишать себя спасения, так как грешник не мог спасти нас. Сам Христос в Нагорной проповеди  совершенно  определенно высказал

Свою позицию по данному вопросу: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17).

Новый Завет говорит: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону» (Гал. 4:4). А пророчески отношение Спасителя к закону было описано так: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 33:9). Новый Завет в действительности описывает многочисленные споры Иисуса с религиозными вождями о том, как следует соблюдать субботу, но ни разу не было спора о том, соблюдать ли ее вообще. Каждую субботу Спаситель посвящал богослужению – «И вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу» (Лк. 4:16) – это было Его обыкновением.

Итак, Иисус Христос соблюдал субботу.

                * * *

Миф № 4  «Иисус Христос отменил субботу».

Хотя этот миф чрезвычайно распространен, он так же не подтверждается Новым Заветом. Если бы мы попросили  тех, кто считает, что Христос отменил субботу, показать,  где это написано в Новом Завете? Какое бы место, передающее слова Христа, они указали бы в подтверждение своей позиции? Где Христос говорит «Я отменяю святость субботы» или что-либо близкое к этому? Ответ – НИГДЕ! Поскольку Христос этого нигде не сказал.

Что же говорит Павел?
 
- «Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:13);
- «Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?» (Рим. 2:26).
- «Обрезание ничто и необрезание ничто, но все – в соблюдении заповедей Божиих» (1Кор. 7:19).
- «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим. 3:31);
- «Я не иначе узнал грех, как посредством закона… Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:7,12);
- «Ибо мы знаем, что закон духовен» (Рим. 7:14);
- «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием… Я умом моим служу закону Божию» (Рим. 7:22,25).
- «Чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу… Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:4,7).
- «А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его» (1Тим. 1:8).

Все эти отрывки из посланий Апостола Павла красноречиво свидетельствуют, во-первых, о том, что Павел верил в неизменность закона Божия, считал, что его следует соблюдать, и сам стремился к его соблюдению. Во-вторых, Павел видел четкую разницу между законом  Божьим и церемониальным законом Моисея.

О первом он говорит как о неизменном для христиан, о втором как о «ничто»; десятисловный Закон Божий остался, церемониальный закон Моисея отменен. Выяснив это, мы теперь готовы к рассмотрению тех мест у Павла, которые ошибочно истолковываются как свидетельство об отмене святости субботы.

1)

Кол. 2:14-17 – «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту… Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело – во Христе». Павел пишет, что Христос пригвоздил ко кресту «рукописание, которое было против нас».

Что это такое? Вот что говорит Библия: «Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав:  «возьмите сию книгу закона, и положите ее одесную ковчега завета Господа, Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя» (Втор. 31:24-26).

Внутри Святого Святых ветхозаветного святилища, в ковчеге, лежали две скрижали с текстом 10 заповедей (Втор. 10:1-5), а рядом была помещена книга закона, рукописание Моисея, содержащая церемониальный закон, который был «против нас».
         
Итак, Павел пишет здесь о том, что своей смертью Христос отменил церемониальный закон, изложенный в книге закона, находившейся «одесную ковчега завета  Господня», так как церемонии и обряды были «тенью будущего» и воплотились во Христе. Этот закон был «против нас», так как содержал проклятия – наказание за нарушение.

Ничего подобного в десяти заповедях нет. Выяснив, что Павел говорит не о  10 заповедях, а о законе Моисеевом, давайте ответим на вопрос, о какой же субботе он говорит. Тем, кто изучал Ветхий Завет, известно, что помимо еженедельной субботы, которая была частью закона Божия, были еще ежегодные, церемониальные субботы, приходившиеся на разные дни недели, но называвшиеся тем же словом «суббота», так как в эти дни следовало воздерживаться от работы.

Например, праздник очищения святилища, по-еврейски Йом Киппур: «Это для вас суббота покоя, и смиряйте души  ваши, с вечера девя то го дня месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу… кроме суббот Господних» (Лев. 23:32,38). Поскольку эти субботы были частью церемониального закона, бывшего «против нас» и были «тенью будущего», указывая на Христа, они с Его смертью потеряли свое значение.

2)

Рим. 14:5,6 – «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению свое го ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает». Что означает этот отрывок? Обратимся к контексту: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях» (Рим. 14:1).

Мы видим, что здесь рассматривается не вопрос о том, как Бог относится к различению дней, а о том, как христианам следует относиться к «немощным в вере», т. е. к только начинающим свой путь в Господе. У них могут быть самые разные идеи относительно воли Божьей, потому что они еще не знают ее. Апостол говорит – принимайте таковых без споров о мнениях. Однако человек не может оставаться немощным в вере всегда, поэтому Павел призывает далее каждого поступать по удостоверению своего ума.

Что значит «удостоверение ума»? Ясно, что это не может означать – «как вздумается», или «как захочется», как трактуют сегодня многие!

Обратившись к оригиналу, мы находим там следующие слова. Слово «ум» является переводом греческого nou; (нус), которое означает - разум, мысль, обоснование, понимание, размышление. Слово «удостоверение» является переводом греческого plhroforew (плэро форэо) – завершать, доводить до конца, полностью убеждать. То есть нужно исследовать волю Божью, обосновать, довести до конца размышление над вопросом о дне поклонения и дойти до понимания, а не просто жить со своим мнением.

Итак, призывая к терпимости к «новичкам», Павел призывает самого «новичка» провести исследование данного вопроса и достигнуть познания путем «удостоверения своего ума»; младенцам нужно стремиться к совершенству (Евр. 5:12, 6:1). При этом следует помнить, что различение или не различение дней – это нечто, что мы делаем «для Господа», то есть мы в этом вопросе ответственны перед Ним; следовательно, этот вопрос важен.

3)

Гал. 4:9-11 – «Ныне же, познавши Бога, или лучше, получивши познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя ими? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас». Здесь Павел осуждает галат.

За что? Что означает слово «наблюдать»? Многим кажется, что это то же, что «соблюдать». Так ли это? Оригинал содержит слово parathrew (паратэрэо). Оно встречается в Новом Завете 6 раз, и ни разу не используется в смысле «соблюдать».

Приведем два примера:
«И наблюдая за ним, подослали лукавых людей, которые притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтоб предать Его начальству и власти правителя» (Лк. 20:20). Итак, здесь это переведено как «наблюдать», то есть «следить». «Но Савл узнал об этом умысле их; а они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его» (Деян. 9:24). Здесь мы встречаем перевод «стерегли».

Таким образом, речь не идет о том, что галаты соблюдали какие-то особые дни. Апостол укоряет своих читателей за то, что они наблюдают и следят за днями, месяцами, временами и годами. А что же в этом плохого? Ведь мы все это делаем, следя за календарем и часами?

Для ответа на этот вопрос обратимся к контексту: «Но тогда, не знавши Бога, вы служили богам, которые в существе не боги; ныне же, познавши Бога… для чего возвращаетесь опять..?» (Гал. 4:8,9). Мы узнаём, что Павел пишет эти слова бывшим язычникам, которые поклонялись всевозможным богам; а теперь, после познания истинного Бога, они снова возвращаются назад в язычество. Это значит, что о субботе в этом отрывке речи и близко нет!

Язычники, поклонявшиеся иным богам, никогда не праздновали субботу! Поэтому они, естественно, не могут «возвращаться опять» к ее соблюдению! Что же язычники «наблюдали»? Описывая вавилонян, Библия говорит: «Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона… Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени… » (Ис. 47:1,13,14).

Здесь описывается вера в астрологию, суть которой заключается в том, что движения небесных тел влияют и определяют события нашей жизни. Поскольку язычники верят, что небесные тела – это боги, от их передвижений на небе зависит наша судьба. Поэтому за ними нужно «наблюдать», чтобы лучшим образом подготовиться к грядущим событиям.

К этому-то суеверию стали возвращаться галаты. Оставив некогда веру в иных богов и став христианами, они стали «возвращаться опять» к прошлым верованиям.

Итак, ни Иисус Христос, ни Апостол Павел никогда не отменяли святость субботнего дня.
                * * *

Миф № 5 «Апостолы праздновали день воскресный».

Новый завет упоминает воскресенье, первый день недели (Мк. 16:9) в восьми отрывках. Поэтому исследование того, что Бог говорит об этом дне, достаточно легко. Первые 5 упоминаний описывают факт воскресения Христа: Мф. 28:1;  Марк 16:2,9; Лк. 24:1; Ин. 20:1. Здесь ничего не говорится о святости этого дня или праздновании в этот день. Рассмотрим оставшиеся места.

Ин. 20:19 – «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!».

Сказано ли здесь, что воскресенье – день для соблюдения? Описывается ли здесь богослужение в честь воскресения Христа? Нет! Что же сказано? Во-первых, что ученики собрались вместе  и закрыли двери «из опасения от Иудеев» – вот причина их «собрания». Некоторое время назад они почти все убежали, опасаясь потерять свою жизнь (Мф. 26:56).
Во-вторых, ученики даже и не верили в то, что Иисус Христос воскрес, не говоря уже о том, чтобы праздновать Его воскресение!

Евангелист Лука описывает это явление Христа так: «Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди их и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа… Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?» (Лк. 24:37-41).
Ясно, что целью их собрания не было празднование воскресения.

В-третьих, как повествует та же самая 20-я глава Евангелия от Иоанна в 26-м стихе, «После восьми дней опять были в доме ученики его, и Фома был  с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: мир вам!». Вновь, как и в тот памятный первый день недели, ученики были вместе, и вновь им явился Иисус, сказав «мир вам!».

Можно предположить, что они уже собрались на богослужение, раз знали, что Христос воскрес. Однако давайте посчитаем, в какой день недели это произошло? Во вторник, «после восьми дней» после воскресенья! Может быть есть основания святить вторник?

1 Кор. 16:1-3: «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских: в первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду». Некоторым почему-то кажется, что здесь описывается богослужение в честь воскресшего Господа. Скажите, в каких именно словах?

Павел говорит о том, чтобы каждый из членов церкви в Коринфе в первый день недели У СЕБЯ откладывал средства и сберегал их. У СЕБЯ, а НЕ В ЦЕРКВИ! Оплата за труд производилась работодателем каждую неделю.

Деян. 20:7: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи». Мы видим здесь две причины этого собрания: «для преломления хлеба» и по причине скорого отъезда Павла.

Сторонники святости воскресенья утверждают, что «преломление хлеба» означает совершение Вечери Господней. А раз это произошло в первый день недели, значит, по их мнению, первые христиане соблюдали этот день как день поклонения. Не вдаваясь в исследование вопроса о том, что значит «преломление хлеба», – просто принятие пищи или в действительности Вечеря Господня, – укажем, что первые христиане «каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2:26).       То есть факт «преломления хлеба» не является свидетельством в пользу выделения какого-то особого дня, раз это делалось «каждый день».

Еще один стих, который часто по недоразумению используется для защиты святости воскресенья - это Откр. 1:10: «Я был в духе в день воскресный». Оригинал  содержит фразу ;en th kuriakh ;hmera – «в день Господний». Итак, Апостолы не праздновали день воскресный.

В какой же день они проводили главное богослужение недели? Ответ – в субботу. Первые христиане продолжали собираться в синагогах, где их и находил преследующий Савл (в последующем - Павел) Деян. 9:1,2; 26:9-11; известно, что в синагоге богослужение проводится по субботам.

По субботам для богослужения Апостолы собирались не только с евреями (Деян. 17:1,2), но и с ЯЗЫЧНИКАМИ (Деян. 13:42-44; 16:13; 18:4).

Итак, мы выяснили, что распространенные мифы касательно субботы не подтверждаются Библией.

На самом деле суббота впервые была дана при творении, а не на Синае;  она дана всему человечеству, а не только евреям; Иисус Христос соблюдал, а не нарушал субботу; Он не отменял ее; Апостолы не праздновали день воскресный, но продолжали праздновать субботу и после воскресения Христа».