Жил да был один старик

Сергей Лебедев-Полевской
Сказочка проказочка

Жил да был один старик.
Рыбу неводом ловил.
И не баба, не мужик —
Просто очень старым был.

И ни зрения, ни слуха,
Да и жизнь на рубеже...
Умерла его старуха
Лет пятнадцать как уже.

Надоело мыкать деду
Горе горькое своё,
И решил в седьмую среду:
"Эх, помру я, ё-моё!" —

Мысль мелькала круговертью,
В море дальнее маня.
"Что бы сделать перед смертью,
Чтоб запомнили меня?

Наловлю поболе рыбки —
Сколь её в морской воде! —
И подобие улыбки
Промелькнуло в бороде, —

Одарю селян уловом,
Может быть, они тогда
И помянут добрым словом,
Ведь помру я навсегда."

Пожалев себя немного,
Уронил слезу скупую,
И отправился в дорогу —
На путину на морскую.

Парусок направив с килем,
Побежал по морю ходко,
Не отсчитывая мили,
Лишь поскрипывала лодка.

Так доплыв до середины,
Он, по борту лодки слева,
Опустил в морски пучины
Свой задрыпаненький невод...

И, о чудо! Слава морю!
Изловил Златую Рыбку!
И сказала рыбка вскоре,
Напугавши деда шибко:

— Знаю я, о чём мечтаешь,
Хоть и глуп ты безвозвратно,
Но получишь, что желаешь,
А меня пусти обратно.

Отпустил старик обратно
В море Рыбку Золотую,
И подумал: "Я не жадный,
Мне бы бабку холостую."

Глядь, а бабка уже в лодке!
Да красавица какая!
Ну, конечно, не молодка,
Но вся ладная, живая!

Только рот она открыла,
А старик ей: "Тихо! Цыть!
До тебя одна рулила.
Теперь буду я рулить!

Не нужны твои корыты,
И хоромы не нужны!
Бабьей дурью уже сытый.
Мне те блага не важны.

Не хочу твоим быть служкой,
Хватит рабства мне вполне.
Будешь мне морской подружкой,
Нето скроешься в волне.

Помирать теперь не буду.
Сотворю я рай земной.
Поживу ещё покуда...
Как ты, старая, со мной?"

Бабка глазками моргает —
Дурь нашла на старика.
Ничего не понимает,
Дал же Бог ей дурака!

Дед по-умному же судит:
— Возведу я морской порт.
Рядом с портом город будет,
А при городе — курорт!

При курорте — ты, старуха,
При порту же буду я.
Вот такая заваруха
Ждёт нас, милая моя.

И глядят они на сушу,
А на ней и впрямь — курорт.
Рядом город самый лучший,
Чуть левей — огромный порт.

Растерялся дед немного:
— Нам избушку-т, не найти!
По какой итить дороге?
По какому по пути?

Ткнулась лодка в берег носом,
И тряхнуло старика.
Огляделся он раскосо:
— Вот едрить, уснул слегка!

И приснится же такое,
Не приведь, Господь, кому.
Ведь лишился бы покоя!
Стало жутко самому.

Но, однако, вечерело.
Огляделся он вокруг:
"Да, хреновенькое дело.
Берег чуждый, — понял вдруг, —

Занесла меня морская
И нелёгкая судьба,
Куды черти не таскали —
На другие берега."

Подтолкнул на берег лодку
И пошёл смотреть места
Осторожною походкой...
И ни древа, ни куста.

Всюду только голый камень,
Да кругом один песок...
Не развесть из камня пламень.
Ну хоть бы маленький лесок.

Шёл старик по краю моря,
И ракушками хрустя,
Не отчаивался с горя,
По избушке лишь грустя.

За волнами скрылось солнце.
Звёзд на небе уж не счесть...
Глянь-ко, светится оконце —
Дом из камня! Так и есть!

Подошёл старик поближе,
Заглянул в его окно.
За окном котяра рыжий,
Будто ждёт кого давно.

Чуть подале, на скамейке,
Бабка с пряжею сидит.
— Что ж, приличная семейка,—
Дед тихонько говорит, —

Мне бы с ними встретить утро,
Да в обратный путь домой...
А котяра смотрит мудро
И качает головой.

Постоял старик немножко.
Бабка пряжу всё сучИт.
Постучал слегка в окошко.
— Это кто же там стучит? —

Встала бабка, дверь открыла,
Пригласила деда в дом, —
И откель тебя прибило
К нам на остров-то с котом?

Смотрит дед на бабку мило,
А бабуля-то из сна!
— Знать, судьба к тебе прибила.
Я — один, и ты — одна...

Оглядев лукаво деда,
Руки сунула в бока:
— А не ты ль в седьмую среду
Помереть решил слегка?

"Вот те на! Бабуля — ведьма! —
Вдруг опешил мой герой, —
Ах, я старый чайник медный!
Нахрена мне геморрой?"

— Ты прости меня, хозяйка,
Колдовства я не люблю.
Дверь за мною закрывай-ка,
Я уж в лодке пересплю...

— Нету лодки. Волна смыла.
— Как так, нету? Ведь была!
— То, что было, всё уплыло,
И лодчонка уплыла.

"Вот попал! Едрить тя в дышло!
Остров в камне да песке.
Как хотел, вот так и вышло —
Жизнь моя на волоске."

А старуха ржёт, как лошадь:
— Да, попал ты старый хрен!
Предоставлю тебе площадь,
Обустраивай свой плен!

"Ох, накаркал старый дурень.
Смерть накликал на себя...
Разразилась бы хоть буря,
Раз уж сгинуть мне судьба."

А старуха, хоть и ведьма,
Но ведь женщина пока.
Посмотрела, что он бледный,
Накормила старика.

Успокоившись немножко,
Разрешенья испросил,
Облизавши чисто ложку,
Дед махорку закурил.

Кот сидел не морща носа
Так же тихо на окне...
В ожидании вопросов,
Дед сказал ему: "Ко мне!"

Тот, покорно спрыгнув на пол,
Перебрался к деду в пах.
Бородёнку тронул лапой,
Дескать, тоже весь в мехах.

Не дождавшися вопросов,
Бабку дед благодаря,
Бросил в печку папиросу
И сказал: "Ну, мне пора."

— Нет, старик, ложись-ко спать ты.
Померекаем потом,
А пока спишь на полати,
Погуляем мы с котом.

Повыпендриваясь вяло,
Извинившись, как он мог,
Лёг старик под одеяло
И уснул без задних ног.

— Так-то вот, — сказала бабка, —
Будешь делать, что скажу,
А пока что, для порядка,
Я тебя приворожу, —

И сказав сие, старуха,
Устремив на деда взор,
Зашептала ему в ухо
Колдовской свой наговор.

Дед во сне лишь улыбался,
Словно он — владелец порта,
А котяра превращался
В это время уже в чёрта.

Прошептав своё заклятье,
Приложила деда палкой,
И оставшися без платья,
Бабка стала вдруг русалкой.

"Не помрёшь ты, дед, со скуки..." —
Вдруг подумалося мне.
Чёрт схватил русалку в руки
И растаял с ней во тьме.

Сколько времени минуло —
Неизвестно старику,
Только что-то вдруг кольнуло
У него в одном боку.

Пробудившись, он увидел:
На столе горит свеча.
"Эх, за что? Кого обидел? —
Дед подумал сгоряча, —

Жил себе, ходил по морю,
Рыбу неводом ловил,
И не ведал бы я горя,
Если б сдохнуть не решил.

И зачем о смерти думал?
Только Бога прогневил.
И себе я в душу плюнул..." —
Встать хотел, а нету сил.

Слышит, словно бы за дверью,
Бабка с кем-то говорит.
Притворившись тихим зверем,
Глаз сомкнул, как будто спит.

Дверь открылась. На пороге
Чёрт с русалкою стоит.
— Опускай меня на ноги, —
Голос бабкин говорит.

Топнул чёрт ногой три раза,
Бабку на пол опустил,
Хвост её исчезнул сразу,
Чёрт себя котом явил.

Дед лежит, дышать боится —
Не живой и не мертвец:
"Да, такое не приснится.
Неужель пришёл конец?"

Снова глядь с под одеяла,
Бабка рядышком сидит
И ни в чём, как ни бывало,
Прямо в глаз ему глядит:

— Что, старик, уже проснулся, —
Говорит она ему, —
Шёл бы в море искупнулся,
Легче будет самому.

А то я смотрю, страдаешь,
Так иди уже, взбодрись,
А когда придёшь, узнаешь,
Что у нас с котом за жизнь.

В это время мы сварганим
Что-нибудь тебе поесть...
— Да не бойся, не обманем, —
Кот сказал, и вздыбил шерсть.

"Ну и ну! — дивился старый, —
Говорящий чёрто-кот!" —
И, покинув свои нары,
Показал беззубый рот.

— Привыкай к нам понемногу, —
Бабка молвила опять, —
И забудь домой дорогу,
С нами будешь проживать.

Мы, отнюдь, совсем не злые.
Нас судьба не зря свела.
А пока забудь былые,
Стародавние дела.

Посмотрел старик на бабку:
"Ах ты, старая метла!"
— Нам бы годиков двадцатку!
И была бы, не была!

— Ну так что?! Сие возможно!
Если хочешь, будет так!
Глянул в зеркало тревожно —
Там молоденький рыбак!

— Вот те на! Какое диво!
Неужели это я?!
И какой же я красивый!
Это ж молодость моя!

Сорок лет, как не бывало!
Как тебя благодарить?
Жизнь свою начну сначала,
И влюблюсь я, может быть! —

Оглянулся вновь на бабку —
Краса девица сидит!
Полетела душа в пятки...
— Кто же это всё творит?

— Всё поведаем во срок,
А пока, ступай уже.
И, шагнувши за порог,
Оказался в ниглиже.

Поплескавшись вдоволь в море,
Он вернулся в бабкин дом
И уже не зная горя,
Перемолвился с котом:

— Ты, котяра, чёрт бывалый?
Или кто ты там, вообще?
— Заколдованный я малый,
Но не в этом суть вещей.

Триста лет живём с сестрой
Среди моря и камней...
— Кто же тот волшебник злой,
И за что наказ вам сей?

— Злой колдун влюбился в Настю,
Так сестру мою зовут.
Захотел над нею власти,
Только я вмешался тут...

Сделал он её старухой,
Превратил меня в кота...
Вот такая, брат, непруха...
— Да, колдун тот, сволота!..

— Триста лет мы тут кукуем
В тёмных сетях колдуна,
А он ждёт, что мы спасуем,
Жизнь отдав ему сполна.

— Как же быть? — рыбак дивится, —
Это даже в страшном сне
Не могло бы и присниться,
И тем более уж мне.

— Выход есть, — сказала Настя, —
Должен быть такой герой,
Не боясь колдунской власти,
Мог рискнуть бы головой.

Золотая Рыбка знает,
Как найти к нему подход.
И кто Рыбку ту поймает,
Дам тому я огнемёт,

Чтоб спалил злодея сразу,
Чтобы сбросила тогда
Я с себя его проказу
Один раз и навсегда.

— Невесёлая пекарня —
За копыта и рога...
Где ж найти такого парня
Против злобного врага?

— Сон тебе не зря приснился
Про ту Рыбку на воде,
И не даром ты дивился.
Помнишь место это где?

— Так я, это... Я ж подумал,
Всё же это просто сон...
Кот сверкнул глазами, сплюнул:
— Тьфу ты, блин, подумал он!

Не юли давай, Данила,
Шанс не зря такой дают...
Рыбака тут удивило:
"Знают даже, как зовут!"

— А вы сами сколдуните!
Не впервой, чай, колдовать?
Рыбку в гости заманите
И всё сможете узнать.

— Сколдовать, конечно, можем,
Только наше колдовство
Нам серьёзно не поможет —
Это просто баловство.

Это наше увлеченье.
Поживи тут триста лет
И придумай развлеченье,
Чтоб добыть себе обед.

Превращаюсь я в русалку,
Чтоб нас с братом прокормить.
Триста лет живём рыбалкой...
Ну а как ещё прожить?

Сколько надо тут усилий, —
Подмигнула вдруг коту, —
Подтверди ему, Василий,
Нашей жизни правоту.

Кот стрельнул хитрюще глазом:
— Ты б помог, Данила, нам,
Изловил бы Рыбку разом,
И счастливым стал бы сам.

— Насчёт счастья я не знаю...
Как смогу её поймать?
Ну, а если и поймаю,
Что я должен ей сказать?

— Говорить не надо с Рыбкой,
Не случилась бы беда, —
Настя молвила с улыбкой, —
Ты доставь её сюда.

С Золотою Рыбкой сами
Будем с Васькой толковать.
Чай, мы сами с голосами,
Лишь бы смог её поймать.

Почесал Данила темя,
И прокашлялся в кулак:
— Ну, не будем терять время.
Помогу, уж коли так.

Мне бы лодку, да и снасти,
Чтобы Рыбку-то ловить..
— Лодка есть, — сказала Настя, —
Хоть сейчас ты можешь плыть.

Окрестил себя в дорогу,
Помолился кое-как,
Подавив в себе тревогу,
Вышел на море рыбак.

И сомнение закралось
В молодого рыбака:
"Куда старость подевалась?
Был старик — нет старика!

Я ли это? Иль не я ли?
Слышит голос из воды:
— Так тебя заколдовали.
Уплывай ты от беды.

Смотрит в воду, а там Рыбка!
Золотая вся, как есть!
На волнах качаясь зыбко,
Говорит такую весть:

— Ты не верь, Данила, Насте,
Это ведьма из морских.
Надо мною хочет власти.
Будь подальше ты от них.

А тебе, что ты задумал,
Я исполню всё сполна...
— В парусок бы ветер дунул,
Да утихла бы волна...

Ветерок подул тут вскоре,
Поутихла и вода.
И исчезла рыбка в море,
И ушла печаль-беда.

И вернулась к нему старость —
Как обрадовался он!
Ну, а мне сказать осталось:
Это был всего лишь сон.