Азы воспитания уважения к труду

Сергей Бурый
   Июнь 1966-го. Позади 2-й курс горного института. Первая моя поездка на Крайний Север в Воркуту на первую производственную практику. Первый мой спуск в шахту № 9-10 (потом она в «Южную» была переименована).
Спускались в шахту в «козе» - не путайте с клетью. Клеть – она для спуска по вертикальным стволам, здесь же ствол был наклонным. И вот что запомнилось мне в первые же дни моей практики, как мерило степени уважения к шахтерскому труду, к труду своих коллег.
   Отработав смену в проходческом забое, шли мы втроем на-гора – я, звеньевой наш Яша да Николай по узкому трапу штрека. Навстречу – бригада человек в 6 или 7 – целый караван
людей. Я собирался уже перейти на рельсовую колею, чтобы пропустить идущих навстречу людей, и был удивлен, что все идущие навстречу нам люди сами переместились на рельсовый путь, пропуская нас троих. Потом уже объяснили мне, что это правило такое: идущие на смену шахтеры пропускают всех тех, кто смену свою уже отработал и идет на-гора.
   Знаю от своих приятелей, как на заводах новичков–«фабзайцев» - разыгрывают. То с
ведром на склад пошлют - компрессии пол-ведра принести, то еще что-нибудь прикольное.
Весело это считается – новичка таким образом «обкатывать». В шахте же нет подобного. Видимо, потому, что с самого начала у новичка уважение к труду – своему и чужому – воспитывают. Вот отсюда, видимо, и пошло гордое: шахтеры – гвардия труда!