Сакральные поединки. Барс

Ирина Кашкадамова
                Жрец Богини Матери.


                Лучше смерть, но смерть со славой, чем бесславных дней позор.
                Шота Руставели.


Есть множество сходных названий, родственных культов, но при этом они имеют различие. Так Богиня Мать – название общего жречества культа барса. Великая Мать – относится к культу льва. Мать  или Всеобщая Мать – жречество культа пантеры. Все эти жречества имели свои нюансы и, следовательно, занимали свою нишу в социальной иерархии древнего общества.
Жречество Богини Матери было, прежде всего, военным жречеством. Воины прошедшие все ритуалы, входящие в культ барса, были телохранителями правителей. Это отборные конные дружины из 600 “барсов“ составлявших элиту воинства. Они подчинялись только своему командиру, и никому больше. Даже не подчинялись правителю, которого защищали. Верховным титулом командира барсов был Тархан (Тархун). Это позднее название, в отличие от самого культа, относится это название ко времени хеттов.

Дружины “барсов“ приглашали к себе разные правители. Было очень почетно иметь на своей службе “барсов“. Это одни из лучших наемников. “Барсы“ отличались своей неподкупностью и не вмешательством в политические дела государств, где несли свою службу. При этом это были подразделения, верные  свей клятве. Им присуща воинская честь и доблесть. “Барсы“ верны клятве, клятва для них Царь и Бог. Само понятие клятва (Единую славлю я)  для “барсов“ гипертрофированно возвышено.

Это, прежде всего, войско Богини Матери. В каждом государстве, где они несли свою службу, Богиня Мать имела свои именования (ипостаси), для “барсов“ это все равно была Единая. Сами “барсы“ называли Единую Дали. В Уруке это были войска Инанны (Богини Милостивой).  В Элладе Богиня Мать именовалась Герой (Ирой), “барсы“ были войсками Геры. На Кавказе и у славян “барсы“ войска богини Сва (Све) - сваны. В России Богиня Мать именуется Богородицей и “барсы“ её войска.

По эллински барса называли пардалис (;;;;;;;;) – пятнистая Дали. В Скандинавии “барса“ называют нимрод (нимродель). В библейских странах, где был распространен этот хищник и где, тоже, пользовались войсками “барсов“ их называли нимра (nimrah) или Бе;-нимра. В книги пророка Даниила Барсы определяли эмблему власти. “Барс“ как хранитель Власти был известен во всем Старом Свете. Эти кошки, так же и их культы были распространены по всем горным вершинам и горным низменностям. В древности считалось, что существует два типа барса: небольшой с длинным хвостом, и большой с коротким хвостом. Белый барс – ирбис нес на себе, в основном,  направление культа Вакха. Крупная рысь, весом около 80 кг, называлась черным барсом, это сакральное животное культа телохранителей.

Белый барс (снежный барс) – ирбис, Panthera uncia. Это крупная красивая кошка с пышной шерстью, относительно небольшой головой и очень длинным хвостом. Хвост барса, почти такой же длины, как тело вместе с головой. Ирбис имеет ряд свойств, характерных, по мнению некоторых исследователей, для мелких представителей семейства кошачьих: он не издает рычания, поедает пищу, припадая на брюхе к земле. Впечатляет длина прыжка барса, которая может достигать почти 15 м. Среди особенностей, отмечаемых специалистами - отсутствие страха перед человеком, что, возможно, явилось одним из факторов истребления барса. Около 50% встреч барса с человеком на неохраняемых территориях заканчивалось гибелью барсов (Смирнов и др.1991).

Длина тела вместе с головой 100-130 см (39-51 дюйм). Длина хвоста 80-100 см (31-39 дюймов). Высота в холке около 60 см (24 дюйма). Вес 25-75 кг (55-165 фунтов).
Места обитания. Барсы обитают в труднодоступных горных массивах, чаще в субальпийском и альпийском поясах. Летом поднимаются в более высокие горные стации, зимой могут спускаться в лесной пояс,  следуя за добычей.

На нынешний момент распространение. Горы Центральной Азии. Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Алтай, Саяны. Вероятность встречи с барсом, в местах его постоянного обитания, достаточна, велика, поскольку по сведениям охотников, охотоведов и зоологов до 70% времени ирбисы проводят в излюбленных местах, не превышающих 30% площади участка обитания (Jaskson, Fhlborn, 1989) . На участке, как правило, живет несколько особей, пути перемещения общие, но использование территории разделено во времени.

Именно с ирбисом или белым барсом связаны “барсы“ Кавказа и всего Средиземноморского бассейна. Барсы водились на Пангейской горе, на Кисе, в Македонии, на мисийском Олимпе, на Пинде, на Ниссе, что за Сирией, и прочих горах Средиземноморского бассейна. Культовые отряды “барсов“ – своего рода древний спец. наз. Это особая выучка, определенные тренировки и навыки. В III тыс. до н.э., народ культа Барса назывался ниссенцами, из-за своей культовой столицы Ниссы. Уже тогда войска “барсов“ были на службе в конфедерации Арцавы, в Шумере (Урук). Этот период их истории мало освящен, и почти не известен из-за малого количества археологического материала. Начиная с архаичной Эллады, сведения о культе барса и его войсках начинают появляться.   Еще в XVII веке н.э., “барсы” азнауры предпочитали жить в полукруглых (овальных или элепсоидных) домах с очень аскетическим бытом. Видимо, этот быт, так же как определенные воинские тренировки входили в культ барса. Основным объектом поклонения людей культа барса была Богиня Мать. Вторым они почитали Вакха. Именно им принадлежит культ вина. Люди этого культа были чужеземцами (наемниками) для конфедератов. Их называли Эвры (ибры) – чужеземцы, позднее, этот эпитет закрепился совсем за другим народом, исповедующим иудаизм, из-за этого  в истории происходило много путаницы. Поклонялись же барсу пракавказкие народы и народы Испании (Иберы и Иверы). Этот культ был распространен в Бактрии (Вахтра).

В обучение “барсов“, как и во многие другие жречества, входила медицина. Прежде чем постигнуть искусство убивать, воинов учили быть целителями. Целитель культа барса имеет ритуальное имя Ясон. Эта первая стадия жречества культа барса. Получив имя (титул) Ясон (Исон, Иясон, Изон, Асон ), юные жрецы одновременно получали временную практику в медицине, чтобы как можно лучше освоить это искусство. После же постижения медицины, они могли идти дальше в освоении культа барса. В эллинских мифах есть описание костюма данной степени посвящения в культ “барса”: “его взгляд упал на длинноволосого юношу из Магнесии, одетого в облегающую тунику и пеструю шкуру пантеры .  Тот был вооружен двумя копьями с широкими наконечниками и обут лишь в одну сандалию” . 

  Для перехода из Ясона в жрецы Богини Матери и вхождения в жреческие отряды “барсов“, необходим был ритуальный поединок с сакральным животным – ирбисом. Характерным представителем этого культа является предводитель Аргонавтов – Ясон. Как любой молодой (зеленый) представитель культа барса, Ясон, прежде всего врачеватель. Сам миф о походе аргонавтов относится к ахейскому времени (после “огненной” катастрофы). В данном контексте разбирать мы его не будем. Стоит только заметить, что “барсы” были войсками Богини Матери, или Пеласгической Геры. Именно “барсы” охраняют трон небесной богини, богини Солнечного города – Ирия. Изображение барсов у трона Небесной Богини (Геры) найдено Чатал-Хююке . Храмы Инанны (Шумер) в Уруке, на входе охраняют ирбисы.

Неудивительна, в мифе об аргонавтах, помощь Геры Ясону. Здесь представитель культа барса является войсками, мстящими за оскорбление древней Пеласгической святыни Геры. Богини культа лося. Культ лося связан со странствиями, и дружина Ясона отправляется в морское плавание. С взаимосвязью культа лося и культа барса связано покровительство Геры аргонавтам. Верховная жрица Арины имеет охрану из “барсов”, Ариадна оставленная Тесеем на острове становится женой бога “барсов” Вакха.

После категории Ясон, в иерархическом делении “барсов” идет титул (звание) телохранитель, затем начальник телохранителей, тархунт. Согласно этой иерархии существовало три разных поединка с барсом. На титул Ясона претендент должен был убить барса голыми руками. Этот поединок описан М.Ю. Лермонтовым в “Мцыри”. Это произведение написано на основе сказаний Кавказа.

Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой как топор
Широкий лоб его рассек…
Он застонал как человек,
И опрокинулся. – но вновь,
Хотя лила из раны кровь
Густой широкою волной,
Бой закипел – смертельный бой!
“ Ко мне он кинулся на грудь,
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье… он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом – и во мгле
Бой продолжался на земле .
       М.Ю.Лермонтов “Поэмы и повести в стихах”.

На титул телохранителя претендент должен был поймать барса живым и привести к своему бедующему отряду. Если человек отправлялся на поимку сакрального животного – солнечного барса, и возвращался с пустыми руками, он не только не входил в отряд, но и должен был деньгами или столом откупится от отряда. Люди, входившие в отряд, уже ставшие “барсами” следили за правильностью проведения ритуального состязания с сакральным животным.  При этом ритуале сакральным животным считается не только ирбис – снежный барс, но и рысь. Претенденты, победившие ирбиса, входят в дружину “белых барсов”, победившие же рысь составляют дружину “черных барсов”. В тренировках эти дружины равны, обе они имеют по 300 человек, и тренируют командно. Часто в соревнованиях “белые барсы” выходят против “черных барсов”. Вместе две дружины составляют отряд барсов из 600 человек. “Белые барсы” не сходят с коня, “черные барсы” могут сражаться не только конными, но и пешими.
 Горские барсы, чаще именуемые кентаврами, были конными. Видимо, постоянное пребывание на коне – всадник, было неотъемлемой частью данного “ордена”. Раздетые по пояс, одетые в порты и высокие сапоги, они пользовались стременами. Стремена уже знали в до Крито-Микенскую эпоху. Правда, мы не можем говорить, какова была конструкция этих стремян, были ли они веревочные или деревянные, прикрепленные к седлу.  Голову барсов-кентавров венчал шлем с антилопьими рогами. Было ли это элементом устрашения или несло какие-то иные формы, сейчас сказать нельзя. Неотъемлемой чертой их были смоленые факелы. Барсью шкуру они носили в качестве щита.
 Барсья шкура оставалась в костюме барсьих дружинников во все времена их существования, во всех государствах, где бы они не несли свою службу. Из барсьей шкуры были кулажи “барсов” на службе в Персии и Турции. Видимо эти кулажи вышли из наброшенной барсьей шкуры на плечи. Часто использовались барсьи шкуры у барсьих дружинников отряда телохранителей в Македонии и по всем Балканам. Поэма Шота Руставели посвещена именно воину – “барсу”. Это в современных оригинальных переводах барс в поэме для красоты заменяется тигром и оттого получается Витязь в тигровой шкуре. Еще в 1845 году поэма публикавалась под названием “Тариель. Барсова кожа” . Тариэль описывается именно как воин “барс”:

Вдруг предстал нам витязь, мрачный от сердечных ран,
На коне сидел отменном, черен был его меран.
И на нем из шкуры барса были шапка и кафтан
Никогда столь дивный образ человеку был не дан.

Кроме того, неотъемлемым элементом в костюме “барса” становится шашка (цацка) получаемая, видимо, при получении титула Ясон. На ритуальных сосудах этого культа, вместе с сакральным животным, шашка входит в орнамент. Такие сосуды считались медицинскими. Медицина входила в культ барса и связанна она была с Вакхом. Именно целебные свойства вина знали и использовали воины “барсы”. Кроме почитания самого Вакха, крик “Вакх!” был их боевым кличем, и застольным восклицанием, прославляющим своего бога. С Вакхом были связанны и такое распространенное имя “барсов” как Вахушта.
Кроме того, в этот культ входили и женские отряды, называемые вакханками. В эллинских мифах часто фигурирует сюжет как вакханки, голыми руками разрывают врага. Вакханок, из-за их знания силы вина и трав, часто считают колдуньями. Но для врага эти отряды были не предсказуемы, и оттого крайне опасны. ”Не напрасно придумывают, что вакханка следует за Дионисом. Так как из вина рождается пляска, сатиры – так же испытывают легкость в душе, лидийцы – так как некоторые из них чувствуют от вина высвобождение, пантеры – так как у опьяненных рождаются пестрые, вымышленные образы. Ведь у каждого одержимого вином рождается разнообразный и пестрый образ мыслей, а шкура животного – вся в пятнах. И только одна вакханка способна убивать в состоянии безумия, многие же совершили убийство в состоянии опьянения ” – пишет Александр из Афродисиады (или католический монах под этим псевдонимом).

 Должны ли были женщины участвовать в поединках с сакральным животным, для вхождения в такой отряд, или же зачислялись в него без проверки своей доблести – неизвестно. Вполне возможно, что дочери воинов “барсов” зачислялись в эти не регулярные отряды просто по своему рождению в семье “барсов”. В детском воспитании в семьях “барсов” нет различий по половым признакам. Основные тренировки начинаются после получения первого титула – Ясона. Женщины этого титула не получали. В их обязанность входило рождение и воспитание новых воинов. Из новых воинов прошедших испытания пополнялась барсья дружина так, что бы её число всегда было 600 человек. Тем более, что барсьи дружины, часто шли на экспорт. Как основной подвиг женщин культа барса считалось рождение от врага ребенка, и воспитание его как воина-килира против этого же врага. Такого ребенка “барсиха” отправляла на смерть и уничтожение врага без боли и материнской любви. Такие дети были просто оружием вакханок. Если ребенок не оправдывал материнских надежды “барсихи” сами убивали его. Именно “барсихи” убивали воинов предателей, если такие были. Подобно эллинским ирениям женщины этого культа охраняли и жестоко карали за нарушения норм, морали и клятв этого культа – культа барса.

О ритуальных поединках на дружинника “барса” – телохранителя известно крайне мало. Это не удивительно из-за закрытости  данного товарищества. Смутные и неразборчивые описания дошли с римского времени основанные на слухах и догадках. Согласно им, “барсы” ловили своего сакрального зверя в вырытые ямы, посреди которых был вбит кол, смазанный благовониями. Что бы претенденту было легче схватится с животным Вакха, дружинники “барсы” отразили все возможные пути отступления зверя. Сам бой с сакральным животным проходил в яме. Но так, как источники об этой поимке крайне ненадежны все остается на уровне предположений. Это касается и всех мистерий связанных с культом Вакха, куда не пускали чужестранцев, но они каким-то образом описывают события проходящие на закрытых церемониях. Их выдумки яркие и привлекают внимание профанов.

Согласно римским источникам барсы и рыси боятся кустов кизила (;;;;;;) . Исидор Севильский пишет, что “барс ( pardis) следующий после пантеры, вид хищников – быстроногий и кровожадный. Прыжком он калечит до смерти” . Флавий Филострат пишет о неравнодушности снежных барсов к благовониям. По его мнению благовония у этого животного вызывают любовную истому: “Благовония для барсов усладительны, а потому, издалека влекомые чутьем, лишь только донесут к ним ветры дух источаемой стираксом смолы, они бегут из Армении через горные хребты в поисках этих благоуханных слез ”. В одном Флавий прав, “барсы” никогда не брезговали пограбить караваны с благовониями, принося свою добычу правителю, у которого они служат. Лев Африканский пишет об охоте на барсов, называя их леопардами: “эти животные живут в лесах Берберии (Кавказ). Они сильны и люты, но человеку не причиняют вреда, разве что в тех случаях, когда с ним встречаются на узкой тропинке, где человек не может уступить место. Они нападают так же на того, кто кричит на них или пристает к ним. Тогда хищник прыгает на спину человека, разрывает ему лицо когтями и вырывает мяса, сколько может захватить. Иногда таким образом он ломает ему голову и убивает его. Леопард обычно не нападает на стада, но он смертельный враг собак, которых он убивает и пожирает. Горцы области Константины обычно охотятся на него верхом на лошадях, преграждая ему все выходы. Леопард. Пытаясь убежать. Встречает у одного из проходов множество всадников, бежит к другому и снова встречает то же самое. Наконец, побегав напрасно по всем направлениям, он оказывается убитым. Если же  кто упустит его в том месте, где он караулит, то он обязан устроить угощение остальным охотникам, будь их хоть 300 человек” . Только интересно знать, откуда у автора такие сведения. Здесь не только умаляется гордость горцев идущих с барсом на единоборство но и не знание иерархии отрядов, хотя при идеологической войне католиками и римлянами используются не столько факты, сколько вымыслы, угодные церкви или правителю.

Сами же римляне тоже охотились на барсов, используя для этого отраву, вкладываемую в мясо-приманку. Это чистый вид охоты не портящий шкуры жертвы и не требующей человеческих затрат, способ труса и убийцы. “По причине неудобной для охоты местности, они ловятся отравой – аконитом. Примешав его к любимой пище животного, охотники бросают её около воды или в других местах, посещаемых животными.- пишет католический монах под псевдонимом Ксенофонт.- Иногда они ловятся при помощи лошадей и оружия, когда ночью спускаются в поле. Но при этом грозит опасность охотникам” .

Очень много изображений дружины “барсов” приходится на момент иллиро-македонского похода. Предводитель 600 “барсов” на службе Македонии – Эригий прибыл в Македонию еще в детском возрасте и на протяжении всего похода командовал телохранителями. Под именем (титулом) Язон Эригий из Мцхети-Сховели прибыл на конкурс певцов в Метелены (о. Лесбос). позднее он оказывается при Македонском дворе где проходит совместное обучения с княжичами. Там же он проходит иногурацию на “барса” телохранителя. После Гавгамельской битвы Эригий становится не только командиром отряда “барсов”, но и верховным жрецом похода. Возможно достигает титула тарханоса. Всем известная мозаика из Помпей “Александр Македонский и Дарий” сделанная по картине Аппулея (Леаппа по македонски) изображает именно подвиг Эригия а провинции Ариане. Если присмотреться и сравнить изображенного на мозаике “Александра” со всеми другими его изображениями, то бросается в глаза масса отличительных особенностей. Во первых “Александр” на мозаике темноволос (согласно всем античным описаниям Александр блондин или светло-рыжий, как и все македонцы), нос его имеет специфическую горбинку, свойственную народам Кавказа (у  “Александра” нос, согласно другим изображениям, либо короткий прямой, либо длинный уточкой), темные глаза на выкате, характерные при заболевании базетной железы, что свойственно людям на Кавказе. К тому же, на мозаике “Александр”, или точнее Эригий, предводительствует “барсами”. Все воины, сопровождающие его конные, сидящие на попонах из барсьих шкур. Кроме того, отряды “Дария” имеют тоже не персидскую одежду, а форму жителей Арианы. Именно о поединке Эригия, предводителя 600 “барсов” с предводителем эвергетов из Арианы Сатибарзаном повествует эта мозаика. “между македонцами и ариями произошло сражение. Во главе варваров стоял перебезжчик Сатибарзан; заметив, что при равных силах противников битва развивалась вяло, он подскакал к первому ряду и, сняв шлем остановив стреляыющих из луков, стал вызывать кого-нибудь на поединок с ним… высокомерие варвара не смог снести военачальник Эригий… , сняв шлем…, он погнал коня на врага. Варвар первый метнул копье, удара которого Эригий избежал…, и в свою очередь пришпорив коня, с такой яростью ударил своей пикой в горло варвару, что она вышла через затылок” . Именно момент этого удара Эригия и изображен на мозаике. Под именем Проклятого Язона, Эригий известен на Кавказе, где провел свои преклонные годы, вернувшись после похода. В 92 года Эригий написал историю похода, к сожалению утерянную в архивах России. Вот краткое описание жизни одного из “барсов”.

В “Витязе в тигровой шкуре” можно ознакомиться с литературным описанием идеала воина “барса”. Все они являются одним типом воина, долгое время сохраняемого и культивируемого в горах Кавказа.

Само жречество “барса” связанно с культом вина. Как основной бог этого культа Вакх. Не надо путать его с более поздним Дионисом, чьим сакральным животным был телец. Ни с Дионисом - Загреем с его животным козлом. Только позднее эти культы соединились в умах христианской церкви. Вакх это душа вина, это жизнь виноградной лозы, это кровь земли. Кроме того, Вакх это любовь, без которой не будет никакой жизни. Это сама радость жизни игристая и терпкая как вино. Именно вино горячит кровь, толкает на подвиги, вселяет радость или тоску, рождает любовь и мудрость. Культура вина – это культура взаимоотношения в “барсьем” отряде. Вино поддерживает беседу, дружбу и долголетие. Именно с вином связан последний поединок с сакральным животным этого культа. С вином, его культурой и его тайной связан титул Тарханта – Свободного. Вино – это смысл высвобождения всего, что есть в человеке.

Вино – это символ мира и спокойствия. Под виноградной лозой отдыхают и понимают смысл жизни. В то же время, вино – это жизнь и смерть. Именно жизнь и смерть олицетворяют собой “белый барс” и “черный барс”. Подобно утренней и вечерней звезде они охраняют трон богини Солнца, Богини Неба – Геры. Это та армия, которая защищает Ирий – Рай. Именно из-за этого вершиной иерархии этого культа становится титул Тархант. Тархант свободен в общении с Владыками. Он в праве когда угодно заходить в покои Владык. Он свободен от всех ритуалов и всех условностей. Его основная привилегия это не только охрана Владыки, но и гибель вместо Владыки. Тархант вправе заменить собой Владыку в критический момент, когда жизнь Владыки еще нужна государству. Тархант сам может стать временным правителем государства при малолетнем наследнике. У Тарханта очень большие права но и обязанности не меньше.
Именно через поединок с сакральным животным, через вино – кровь земли, через культ Вакха, из командира телохранителей “барсов” становятся Тархантами. При этом поединке, человек, претендующий на титул Тарханта, должен выследить барса, и соблюдая все законы гостеприимства и хлебосолья – выпить с сакральным животным. Если Солнечный Зверь признает этого человека, не побрезгует его столом, его вином, то этот человек достоин стать Тархантом. Основные сведения у нас по людям удостоенным Тархантной грамотой есть только по Кавказу. К таким людям относятся Георгий Саакадзе, князь Эристави Ксанский, князь Мухранбатони, Шота Руставели.

О самом же почитание Вакха, распития вина с его сакральным зверем  известно только от Аршака. Но, видимо, все Тарханты проходили через это. Вместе со своей дружиной Аршак выследил барса. Дружина осталась в предгорье, Аршак же с угощениями пошел на встречу с солнечным зверем. Он угостил барса вином и мясом. Вместе они пили три дня. Во время совместной трапезы, выяснилось, что барс был вовсе не барс, а барсиха. От вина барсиха охмелела и все время ласкалась к Аршаку. Подружившись, Аршак надел на шею барсихи золотой ошейник с посвятительной надписью Вакху. По горам Кавказа неоднократно ходили сакральные звери в золотых ошейниках. Они считались священными и троготь их никто не имел права. Такие животные охранялись дружинами “барсов”. Флавий Филострат пишет как аршакова барсиха была поймана в Памфилии. Её обруч гласил: “Царь Аршак Нисейскому богу”. Некоторое время зверь повиновался людям, позволяя  гладить и ласкать себя, но весною, когда даже барсы распаляются любострастием, самка пришла в исступление и, томясь по самцу, умчалась в горы как была – с ошейником, а поймали её, завлеченную благоуханием, у островов Тавра” .
Согласно приданиям “барсьих” дружин, плохим предзнаменованием является, если на бой солнечный зверь их не провожает. Сила почитания барса до сих пор живет на Кавказе. Она связанна с культом Вакха, а Вакх – это весь Кавказ с его песнями, танцами, радостью и весельем, с льющимся рекой вином, с накрытым столом, с высокими горами и, барсьим, многоголосьем. Маршен хвала! – ходи с головой! (ходи невредим) до сих пор слышно приветствие БАРСА.
                Ваша!!! – Слава!