У могилы бабушки

Саид-Хамзат Нунуев
 
      У МОГИЛЫ БАБУШКИ


     Моя покойная бабушка, звали ее Тазару, самое святое для меня существо в этом земном мире. Ее желтый ситцевый платок, который она одевала по самым радостным случаям (а такие тоже были) и ее почерневшие и стертые временем деревянные четки – самые святые для меня реликвии, оставшиеся после нее.

     Моя бабушка действительно была по своему характеру и рассудку другим человеком. Всевышний ее определенно любил по-своему, хотя бы потому, что даже в свои девяносто лет ее круглые щеки горели румянцем, а волшебная, добрая улыбка, кажется, никогда не сходила с ее лица. А может, это она мне все время улыбалась? Ведь я, внук, был ее последней радостью после того, как в 1957 году в возрасте тридцати семи лет в автомобильной аварии погиб ее сын Махмуд – мой отец.

     Моя бабушка была ровесницей революции, о которой она говорила так: «Многие думали, что всех сделают равными, подарив скот тем, у кого его не было. А оказалось, сделали равными, отобрав скот у тех, у кого он был…»
      Мужа Тазару, моего дедушку Нуну объявили кулаком и сослали в Сибирь, где он умер, заболев. Простуженного, его всеравно выводили под дождь делать саманные кирпичи, таскать носилки, рассказывала Бабушка.

     Услышав от земляков, что бабушка с тремя детьми осталась одна в чужом диком краю, аул собрал деньги и направил к ним проводника, чтобы устроить побег. Побег удался и бабушку с детьми до Астрахани довезли в проезжающих товарных вагонах. А с Астрахани до Чечни шли пешком, ночами, ориентируясь по полярной звезде. Днями прятались в оврагах. Шли целый месяц, умирая с голоду. Проводник иногда что-то доставал поесть, но это быстро заканчивалось и дети плакали, особенно две девочки девяти и пяти лет…

     Но показываться в ауле было нельзя. Жили в лесу, в шалаше. Родственники приносили еду, одежду, керосин. Так и жили до самой войны. А во время войны пришлось перебираться вообще подальше до границы с Грузией. Устроились в пещере. Потому что во время войны всех беженцев из Сибири считали сторонниками Гитлера, хотя бедолаги, прячущиеся по горам и лесам, и понятия не имели кто такой Гитлер, что такое фашизм. И тем не менее всех в НКВД записали в политбандиты и это дало повод расправиться с целым народом.

     Но однажды в 1944 году Берия достал всех. За несколько дней в конце февраля всех чеченцев повыловили со всех хуторов, землянок и пещер, и отправили обратно в Сибирь и Казахстан. Совсем уж больных, хилых, беременных, нетранспортабельных, одним словом, топили в озерах, сбрасывали с обрывов в реки. В одном Хайбахе в конюшне колхоза имени Берии сожгли более семисот человек.

     Бабушка Тазару была трудолюбивая. Участвовала в строительстве плотины на реке Илек возле города Алга Актюбинской области. А потом трудилась на полях. Даже медаль получила «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Хотя чеченцев редко кого награждали.
     Трудолюбивым был и мой отец, Нунуев Махмуд., сын Тазару. В1955 году за успехи в заготовке сельхозпродуктов был премирован поездкой в Москву на ВДНХ и Большой Советской Энциклопедией. Мой отец был единственным чеченцем среди делегации Казахстана.

     Вернулись на родину весной 1957 года. В ноябре мой отец погиб. Автомашина, на которой он возвращался из командировки, сорвалась в пропасть. Я был единственным любимым внуком у бабушки… Теперь я еще лучше понимаю, как она меня любила. Больше чем мать, наверное…
     Бабушка много работала и в колхозе, и дома в огороде. И была у нее пенсия. Колхозной называлась. Двенадцать рублей. Из этой пенсии она ежемесячно откладывала на книжку на свои похороны.

     Когда бабушка умерла, с того счета невозможно было снять ни одного рубля. Ну, Бог с ними, с этими рублями, раз стране это нужно было. Бабушка, уверен, ни на кого не в обиде. Ни на Горбачева, ни на Ельцина, ни на Гайдара, ни на Чубайса, ни на Березовского, ни на Абрамовича… Она вообще не умела ни на кого обижаться. Она прошла, прожила  свой век так, как ей подсказывала ее совесть. И раз такие люди существовали и существуют на Земле, значит, Бог не напрасно крутит эту землю.

     А политики, олигархи… Разве они знают что такое счастье, обретенное чистой совестью? Пускай бесятся на своих курортах на своих яхтах и подводных лодках в окружении совращенных девиц.  Они думают, что они хозяева Вселенной. А на самом деле все их богатства вместе взятые не стоят вот этого маленького камушка с могилы моей святой бабушки.
     Они думают, что обманули, ограбили всех пенсионеров великой страны и им ничуть не стыдно. Но ведь обманули они сами себя. И с этим обманом им предстать перед Всевышним в Судный день. Жалко их.
 
     Саид-Хамзат Нунуев
     село Махкеты.