Культуру по приказу

Михаил Самуилович Качан
На фотографиях Булат Окуджава и Василий Лановой. Они упоминаются мною в связи с хамским поведением директора ДК "Академия" в 1963 году.



Передо мной вырезка из газеты «За науку в Сибири в конце 1963 года.. Статья, написанная В. Николаевым «Растет актив, повышается мастерство».
Цитирую:

«... Встреча с Переверзевым (кинофильм «Адмирал Ушаков») явилась завершащим и одним из наиболее интересных культурных мероприятий1963 года, прошедших в Доме Культуры «Москва».

Да, минул первый год работы нашего Дома культуры. 3 января  первые 800 зрителей вошли в его просторный зал.А сегодня в Академгородке нет, пожалуй человека, который бы не смотрел здесь кинофильмы, не побывал на каком-либо культурно-массовом мероприятии. Устный журнал «Человек и время», встречи с ведущими учеными, артистами, художниками, деятелями кино, лекции, беседы на политические и естественно-научные темы – это далеко не полный перечень мероприятий, которые пользуются популярностью среди научных работников, студентов, служащих Сибирского центра науки.

Конечно, к тому времени, когда завершится строительство Дома ученых, наш сегодняшний Дом культуры станет обычным кинотеатром. [Так многие считали тогда. МК] Но ставшие традиционными формы культурно-массовой работы, огонек, который все ярче разгорается в культурно-массовой деятельности, останутся навсегда. И для пионеров Академгородка кинотеатр «Москва», который мы сегодня называем Домом культуры, будет всегда особенно дорог.

Сегодня это центр, координирующий все культурно-массовые мероприятия. Здесь записываются в кружки любители драматического, вокального, хорового, хореографического искусства, любители игры на баяне, пианино, народных инструментах.

Правда, заниматься пока еще приходится в разных местах Академгородка, но для тех, кто усвоил истину – «исскуство требует жертв», –  это не является непреодолимой преградой.

Растут и совершенствуются художественное мастерство,  – академический хор, симфонический и эстрадный оркестры, танцевальный коллектив, ансамбль баянистов, музыкальная студия.

Большой популярностью пользуется театр-студия, возглавляемая энтузиастом самодеятельного искусства А.Г.Пономаренко. Зрители видели отрывки из подготавливаемой этой группой к постановке комедии «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина. Одновременно ведется работа над пьесой чехословацкого драматурга Людвига Ашкенази «Гость из ночи».

С интересными постановками начинает выступать самодеятельный кукольный театр.

Развертывается работа духового оркестра и оркестра народных инструментов при Институте ядерной физики, эстрадного септета при Институте автоматики и электрометрии, джаз-оркестра при Институте неорганической химии.

Развивается самодеятельность в общеобразовательных школах. Активно работают балетный класс и оркестр народных инструментов в школе №166, хор старшеклассников, организованной в этом году в школе №162, драматический коллектив и оркестр народных инструментов в школе №130.

Активизируются самодеятельные клубы английского языка, любителей музыки, шахматно-шашечный. Готовится к открытию кафе-клуб «Под интегралом».

Мы уже сегодня можем назвать очень многих активистов, ведущих культурно-массовую работу на общественных началах. В.Виттих, Ю. Зверев, А. Бугаев, В. Лисин, т. Зуева, – это лишь немногие из того большого звена умелых организаторов досуга молодежи, которые немало сделали в 1963 году. Думается, что в новом, 1964 году наш актив станет вдвое больше». Конец цитаты.

На самом деле, мы не считали, что всё в порядке. Действительно, коллективы развивались, но каждый шаг давался с трудом. Они не чувствовали себя в ДК своими. Любая просьба, любое предложение вызывали настороженность у директора, и после 5-минутного разговора человек уже жалел, что он пришёл поговорить.

Вместо того, чтобы решать вопросы с директором ДК, люди шли к Наташе Притвиц, которая была председателем культурно-массовой комиссии ОКП или ко мне. Но и Наташу Притвиц директор хоть и слушал, но не прислушивался. Он считал, что общественник не может им командовать. Поэтому Наташе Притвиц все-равно приходилось обращаться за решением любого, даже самого мелкого вопроса ко мне.

Да и мои просьбы Пристенский выполнял неохотно, - приходилось отдавать ему письменные указания, которые он складывал в специальную папочку, считая, что при возможной проверке он их предъявит, объяснив, что действовал по письменному распоряжению, и, следовательно, не виноват.

Шитьё костюмов для артистов, например, или художественное оформление спектакля он считал излишней тратой денег и финансовым нарушением.

Такое положение нельзя было считать нормальным. Более того, он начал считать Дом культуры своей вотчиной, а наших гостей – знаменитых артистов или деятелей культуры – просто случайно заезжими людьми, с которыми и поступал весьма бесцеремонно.

В ДК не было артистической комнаты, и в перерыве артисту негде было отдохнуть, не было помещения, где бы он мог оставить свои вещи, побыть перед выходом на сцену.

Для этих целей можно было использовать любой из двух кабинетов – директора или бухгалтера. Так всегда и делали. Но директору это показалось неправильным, и он неожиданно отказался предоставлять помещение для отдыха.
 
Кстати, отзыв Ланового и Окуджавы - они говорили, что у директора "интеллект почти отсутствовал", - о котором писала в воспоминаниях об Академгородке Нина Михайловна Козлова (зав.детским сектором ДК), был вызван именно этой причиной. Нина Васильевна Соболева тогда чуть не сгорела со стыда. Она и прибежала ко мне на следующий день.

И снова мне пришлось отдавать письменное приказание директору.

От того, как принимаешь артистов, зависит многое. Если приняли тепло, он захочет приехать ещё раз и всем расскажет о том, как хорошо его приняли. Тогда и другие захотят приехать.

Директор дома культуры своими действиями отпугивал артистов. Обычно приезжали по линии Госконцерта или Росконцерта и ДК получал небольшую сумму от выручки за билеты. Кино давало больше, и директор считал, что ДК теряет деньги в дни, когда, вместо кино, шли другие мероприятия. Выполнение и перевыполнение плана кассового сбора он считал более важной задачей.

Я и раньше слышал отзывы людей, которым пришлось с ним столкнуться, но теперь познал всё это сполна.
 
Я начал искать человека на эту должность почти сразу после моего избрания, но найти подходящего человека оказалось непросто.

Тем не менее, хоть и со скрипом, но Дом культуры работал. Некоторое, весьма слабое представление давали еженедельные анонсы в нашей газете.

Вот, например, анонс на последнюю неделю декабря 1963 г.:

• 26 декабря состоится Симфонический концерт (это уже был абонемент №7). Дирижирует Арнольд Кац.

• 27 декабря после нового кинофильма "Иван Бровкин" произведет показ Ленинградский Дом моделей.

• 28 декабря Театр-студия Арнольда Пономаренко покажет фрагменты из пьесы Сухово-Кобылина "Смерть Тарелкина".

• 30 декабря в 11 часов запланирован утренник для детей с дедом Морозом, Снегурочкой и подарками для детей.

• Вечером же того же дня состоится Новогодний концерт Симфонического оркестра и Академического хора нашего ДК.

Кстати, тогда на здании еще не висела неоновая вывеска "ДК Академия", и мы все говорили Дом культуры СО АН. А для многих это была «Москва», потому что мы решили, что так будет называться кинозал, и вывеску сохранили.  Но многие восприняли это иначе, и даже газета «За науку в Сибири» писала Дом культуры «Москва».