Симфонический оркестр и хор

Михаил Самуилович Качан
На фотографии Симфонический оркестр ДК "Академия". Более ранней фотографии у меня нет, а эта сделана позднее, когда руководителем оркестра и дирижёром был Евгений Ионесян. Запечалён момент выступления симфонического оркестра в студии Новосибирского телевидения. За роялем Евгений Маточкин. Дирижирует Евгений Ионесян

Перед новым годом на сцене Дома культуры состоялся дебют двух крупных коллективов художественной самодеятельности СО АН – симфонический оркестр и хор.

Симфоническим оркестром дирижировал Анатолий Синицкий, в недавнем прошлом студент Новосибирской консерватории, а хором - Юрий Денисов, тоже воспитанник Новосибирской консерватории. Они же и руководят коллективами.

В симфоническом оркестре 30 участников. У них была довольно сложная программа: первая часть «Неоконченной симфонии» Шуберта, «Вальс-фантазия» Глинки и ряд других произведений, довольно трудных для исполнения начинающего самодеятельного коллектива. Но выступили они успешно: дебют удался.

И хор показал хорошую подготовку, хотя в критической статье Н. Авессаломовой, Т. Лапиной и Е. Сокольской (газета «За науку в Сибири» №2 от 1964 г.) и был высказан ряд замечаний.

Мне, слушавшему их впервые, показалось, что игра оркестра и пение хора ещё далеки от совершенства, хотя я понимал, что в обоих коллективах проделана огромная работа. Зрители были великодушны и наградили оба коллектива горячими аплодисментами.

А я понимал, что самодеятельный симфонический оркестр - это уникальное явление. Потом я узнал, что таких оркестров за Уралом никогда не было.

Через несколько дней, уже в новом году я встретился с руководителями оркестра и хора. С каждым из них мы обстоятельно поговорили. Мне запомнились эти беседы. Мои собеседники вначале были довольно насторожены, но довольно быстро оттаяли, и разговор перешел в русло взаимного понимания. Меня интересовало, что им нужно для успешной работы и чем мы можем им помочь.

Общей проблемой было помещение для занятий. Но пока единственным помещением, где можно было репетировать, оставался конференц-зал института геологии и геофизики. Правда, мы сумели выкроить время для репетиций оркестра и в Доме культуры.

Кроме того, симфоническому оркестру недоставало хороших музыкальных инструментов, и я попросил составить их список и дать мне рекомендации по их закупке.

У хора его руководитель видел две проблемы – недостаточное число участников с хорошими голосами и пошив платьев и костюмов, что стоило приличных денег. Но вторая проблема для меня была легче, чем первая.

В то время у нас было четыре крупных коллектива художественной самодеятельности. Кроме двух, о которых я только что рассказал, было ещё два, кому была нужна наша помощь: оркестру народных инструментов и театру-студии.

Я начал думать, как мы можем им помочь. В марте-апреле нами был намечен смотр художественной самодеятельности.

Когда мы с Наташей Притвиц подводили итоги и думали о будущем, мы понимали, что у нас совершенно нет танцевальных коллективов, и мечтали о появлении человека, который мог бы создать танцевальный коллектив.

До коллектива было, как оказалось, весьма далеко, а вот превосходные танцоры на нашем горизонте вскоре, в том же году появились – Геннадий Мальков и Александра Шестакова.

Александр Мальков и создал первый танцевальный клуб в Академгородке, который он назвал «Спином». А Шестакова создала в ДК «Юность» такой же клуб под названием «Сигма». Позднее она работала и у нас.