Этот загадочный Пушкин

Владимир Веретников
               
                Этот загадочный Пушкин...

Данную тему можно начать со слов известного профессора
 истории прошлого века В.О. Ключевского, который на одном из памятных дней поэта в своём выступлении сказал так:
« О Пушкине можно говорить много и не сказать ничего».
           И это действительно так, без преувеличения. Казалось бы, столько сказано, столько написано о нём, однако всегда остаётся чувство чего-то непознанного, неохваченного, как бы, таинственно-загадочного. Таков уж он и есть, наш  гений!
Пушкин - величайший из наших классиков. Это - поэт, литератор, языковед. Вместе с тем, не ошибусь, сказав, что для большинства современных грамотных обывателей, слово «классический» поэт, означает только то, что это такой поэт, сочинения которого должны обязательно стоять на вашей книжной полке, но читать его не обязательно. Или иными словами, поэт - классик в представлении современного большинства, - это тот поэт, творчество которого отошло целиком в далёкое прошлое.
           Это, как мумия в саркофаге, то есть  мумифицированное,  затвердевшее  творческое наследие, ставшее необходимой принадлежностью обстановки в каждом « приличном»,
претендующем на культурность, современнике.               
 Для такой когорты современников, произведения А.С. Пушкина в доме, нечто такое, как меблировка своего шикарного гнездышка, да
 и только. Их отношение к поэту таково, да...Пушкин. И больше ничего, так как попросту им больше сказать нечего. Известно, о мёртвых принято говорить хорошо, или ничего. Отсюда, по большому счёту,  для подобных людей, слово « классический» - это ничего не говорящий штамп. Для них это отписка, созданная для того, чтобы, воздав хвалу формально, на словах; на деле же, фактически, пройти мимо.
Это, образно говоря, медный грош, кидаемый обывателем на алтарь Богу, уже забытому, но которому нельзя не отдать почестей по традиции: просто как-то неловко накапливать другие гроши, не пожертвовав этим.
Именно такой категории лиц А. Пушкин в своём стихотворении
 « Чернь », бросает в лицо:
« Подите прочь - какое дело,
Поэту мирному до вас
В разврате каменейте смело:
Не оживит вас лиры час...»
 А многие сегодня, порой, высоких уровней мужи, смело заявляют,
что это всё надуманный туман, он де и грамоте-то слабо был
обучен, да и прилежностью не слыл...

Не будем разбирать таких чинуш, Бог им судья. Скажу одно: свидетельство Императорского Царскосельского Лицея / по тому времени это одно из самых престижных и лучших высших учебных заведений России /,
выданное 9. 06. 1817 года воспитаннику Александру Сергеевичу Пушкину / в подлиннике с печатью / поставит точку в подобного рода суждениях. См. приложение/
       В лицее Пушкин очень много читал и уже в первые годы ученья удивлял своих товарищей богатыми сведениями в разных областях знаний. Обращало на себя внимание знакомство его с литературными произведениями. Многие стихотворения он знал наизусть. Лицейский товарищ С. Комовский, впоследствии, писал в своих воспоминаниях:  «А.С. Пушкин при поступлении в лицей, особенно отличался необыкновенной памятью и превосходным знанием французской словесности. Ему стоило прочесть раза два, страницу какого  ни будь стихотворения, и он мог повторить оное наизусть без всякой ошибки.
Будучи 12 лет отроду, Пушкин не только знал на память все лучшие творения французских поэтов, но даже сам писал довольно хорошие стихи на этом языке».
   Книги были неизменными друзьями А.Пушкина в течение всей его жизни. Страсть к чтению и к книге развилась в нём очень рано. Ещё, будучи 9-ти летним ребенком, он в библиотеке своего отца знакомился с произведениями французских классиков в оригинале. Забравшись в кабинет отца, он иногда проводил за чтением целые ночи.
        Сестра поэта, О.С. Павлищева в своих воспоминаниях о брате пишет: «Учился Александр лениво, но рано обнаружил охоту к
чтению, и уже 9-ти лет любил читать Плутарха или Илиаду и
Одиссею в переводе Битобэ. Не довольствуясь тем, что ему давали, он часто забирался в кабинет отца, и читал другие книги, отцовская библиотека состояла из классиков французских и философов 18 века». Страсть эту развивали в нём и сестре сами родители, читая
 им занимательные книги.
       « Библиотека его  отца /А.С Пушкина  - Л.Модзелевский /, пишет Л.С. Пушкин - состояла из одних французских сочинений. Ребёнок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги, одну за другой». А его творческое наследие утвердительно говорит о том высоком уровне, той ступени, которую занимает Пушкин в нашей жизни, в жизни всего человечества в целом. Значимость его произведений высока.  Чтение его произведений расширяет не только наши познания и наше эстетическое чувство, но - самое главное - наше чувство жизни; наше внутреннее органическое цельное знание о ней. В этом и всё существо поэзии А. Пушкина.
 
        Изучая наследие А.С.Пушкина, человек познаёт слова поэта, от которых радостней жить и веселей работать. Это всё равно, что общаться с живым, добрым и мудрым человеком. По большому счёту можно сказать о Пушкине: Он не классический, он - живой...
На всём протяжении своего короткого жизненного пути А.С. Пушкин ничем не выделял себя среди окружающих. Он был прост и доступен, в обыденной жизни как все, погружен в житейские заботы.   
 Своё поэтическое творчество, вдохновение, поэт изображал в своих стихах как некую одержимость, особого рода недуг, сладкое забвение, в часы которого возникают поэтические образы и слова обретают гармонию:
« Какой-то демон обладал
Моими играми, досугом.
За мной повсюду он летал,
Мне звуки дивные шептал -
И тяжким, пламенным недугом
Была полна моя глава;
В ней грезы чудные рождались,
В размеры стройные стекались
Мои послушные слова
И звонкой рифмой замыкались».
         Пушкин никогда не искал вдохновения. Он писал так:  «Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно и объяснению оных. Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии». И потому, писал он далее: « Искать вдохновение всегда казалось мне
смешной и нелепой причудою: вдохновение не сыщешь, оно само должно найти поэта».
         Поэт Чарский, изображённый Пушкиным в - Египетских негах -подобно Пушкину « вёл жизнь самую рассеянную; торчал на всех балах, объедался на всех дипломатических обедах и на всяком званом вечере, был также неизбежен, как Резановское мороженое. Однако ж он был поэт, и страсть его была неодолима. Когда
находила на него такая дрянь, /так называл он вдохновение/,
Чарский запирался в своем кабинете и писал с утра до полной
 ночи».
    «... Чувствую, что дурь на меня находит, я и в коляске сочиняю » - писал Пушкин жене в одном из своих писем. Таким образом, он определял вдохновение почти так же, как Чарский. И как Чарский, он, когда находила на него « такая дрянь» - запирался в своей комнате,
и ни под каким предлогом жена его не дерзала переступить порог, тщетно ожидая его в часы завтрака и обеда, дабы как-нибудь не нарушить прилив творчества ».
    
/Из воспоминаний А.П. Араповой /
    «Почуяв рифмы», Пушкин спешил покинуть город с его будничными « заботами суетного света», торопился уехать в деревню -
« На берегу пустынных волн,  В широкошумные дубравы». В        деревенской тишине « в строгом уединении - протекали творческие часы поэта, полные вдохновенного труда. В его письмах мы находим: « Что за прелесть здешняя деревня. Соседей ни души... Пишу дома, сколько вздумается, никто не мешает. Уж я тебе наготовлю всякой всячины: и прозы и стихов».  Самым любимым и творчески плодотворным временем для Пушкина была осень. « И с каждой осенью я расцветаю вновь...» - говорит Пушкин об этой поре года в своих стихах. И лишь груз житейских забот мешал поэту в его
творчестве.
 « Писать книги для денег, видит Бог, не могу... Сегодня погода пасмурная. Осень начинается. Авось засяду. / 2сент. 1835 г. Из письма жене/
         Школу поэзии Пушкина мы проходим всю жизнь, и чем старше становимся, чем больше приобретаем жизненного опыта и знаний, тем больше проникаем в глубину поэтического мира великого поэта. Поэзия Пушкина с детских лет внушает нам благородные чувства, развивает нравственное сознание, даёт первые нравственные
уроки, непосредственно связанные с первыми эстетическими переживаниями.
Читая Пушкина, писал В. Белинский, « можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола». Он же впервые раскрыл секрет этого благородного влияния поэзии Пушкина.
             Вместе с тем, автор этих строк  не предлагает фетишировать Пушкина, делать из него идола для поклонения, отнюдь нет. Напротив, хочу отметить, что А.С. Пушкин - обыкновенный человек в физическом плане, и всё человеческое ему не чуждо. Оттого и время, проведённое им в стенах лицея, поэт считал заточением.
Но для того, чтобы разобраться в загадочности Пушкина, необходимо познакомиться с его биографией, ибо, как отмечал один из его ближайших друзей П.А. Плетнёв: « Без биографии Пушкина, как без ключа, нельзя проникнуть в таинство самой поэзии».
       Пушкин рано повзрослел. « Когда Пушкину было восемнадцать лет, он думал как тридцатилетний», - эти слова принадлежат его ближайшему другу В. Жуковскому, и относятся к умственной зрелости поэта, но столь стремительно было и его физическое и особенно половое созревание, что явилось следствием генетического африканского происхождения. Оно и наложило не менее глубокий отпечаток на его внутренний мир, на всё его поведение в обществе.

Так или иначе, но в тринадцать лет он уже пишет любовные стихи: /Так и мне узнать случилось, Что за птица - этот Купидон, и др./ В четырнадцать - пятнадцать лет попеременно влюбляется то в Екатерину Бакунину, то в Наталью Кочубей, то в кого-то ещё...
               Отсюда и не адекватное восприятие сверстниками самого Пушкина. « В лицее он превосходил всех чувственностью, а после,  предавался всем возможным распутствам...» - писал в своих
записках его сокурсник М. Корф. Ведь Царскосельский Лицей, предназначен для бледнолицых северян, то есть, для нас с вами,
он был рассчитан на менее бурный темперамент, отсюда и жалобы
в его стихах на неутолённый огонь «мучительных желаний».
И всё же, значительно чаще поэт пишет о том, что рисовало его пылкое воображение, выдавая это за действительность:
« И нежная улыбка пробежала,
Красавицы на пламенных устах.
И вот она с томлением в глазах,
К любезному в объятия упала...»   /Рассудок и любовь./
       Вот именно потому и было все то, что, вырвавшись из лицейского затворничества, Пушкин торопился вознаградить себя и свою пылкую африканскую душу самым простейшим способом. Он знакомится со злачными местами столицы, посещает доступных дам, волочится за начинающими актрисами.
           « Талант чудесный, редкий! - пишет о нём один их патриархов русской поэзии того времени Батюшков в 1818 году Д. Блудову, - «Вкус, остроумие, изобретение, весёлость. Ариост в девятнадцать
лет не мог бы писать лучше. С прискорбием вижу, что он предается рассеянию, со вредом себе и нам...» Так писал известный поэт о том времяпровождении Пушкина.
Определённое уточнение по поводу «рассеивания» вносят письма А.И. Тургенева к Вяземскому, которые могут служить,  своего рода, дневником тех похождений Пушкина в годы его после лицейской
жизни в Петербурге.
Однако вскоре в жизни поэта и в его поэзии намечается определённо выраженная оппозиция, что мы замечаем в его последующих стихотворениях: то, что было и то, что волнует поэта сейчас;
то есть, что было в юности и, что принесла ему зрелость:
Прежде:                Вновь:
Влюблённость, увлечённость         -             истинная любовь
неистовство, неудержимая страсть -           сдержанность, скромность               
неразборчивое волокитство,  избирательность
           И, наконец, всем этим противоположным состояниям поэтом даётся, как мы уже видим, весьма решительная оценка:
стыжусь, кляну, счастлив и горд

« Кляну коварные старанья Преступной юности моей...»
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье». /Элегия, 1830 /
           И новый взгляд поэта:
« О, как милее ты, смиренница моя! О, как мучительно тобою счастлив я, Когда склоняяся на долгие моленья, Ты предаешься мне, нежна без упоенья...» Здесь, как мы видим, просматривается утверждение высшей и возможно даже наивысшей нравственно - эротической ценности таких качеств, как сдержанность, безмолвная покорность, смиренная нежность; которые составляют основу последующих произведений поэта.
        Наиболее ярко просматривается это в таких стихотворениях как: « Воспоминание, Чудный сон, Странник». К нашему сожалению, Странник, - последнее стихотворение поэта так и осталось незавершённым, но и в своей незавершённости оно имеет  значимость:
« Напрасно я бегу к Сионским высотам, Грех алчный гонится за
 мною по пятам...» И далее, Пушкин впервые в русской истории формулирует личности на ничем не стесняемую индивидуальную свободу, то есть на то, что сегодня принято называть правами человека:
            « Иные, лучшие мне дороги права;
Иная, лучшая потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа 
Не всё ли нам равно?   Бог с ними Никому,
Отчёта не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть, ни совести, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там...
/ Из Пинемонти, 5. 07. 3 420. 031/
  И это по сути своей правовая декларация, путь, по которому, верил сам Пушкин, пойдёт некогда вся Россия.  Именно в этом ключе им
был написан известный всем « Памятник».
Более подробно обо всём этом раскрывается в работах учёного - филолога, пушкиниста Л.М. Аринштейна:
  « А.С. Пушкин. Непричёсанная биография».
        Рассматривая далее, следует ещё раз акцентировать внимание читателя на том, что А.С. Пушкин - такой же, как и мы все, человек, и потому, ничто человеческое ему не чуждо. Как и всем нам, ему свойственны ошибки и заблуждения, радость и восхищение, горести
 и печали. Пушкин прост и понятен, и вместе с тем, недосягаем и загадочен. И это неоспоримо как сама жизнь...

Очень ёмко и точно говорил об этом на одном из дней памяти поэта, профессор кафедры истории, ректор МГУ начала прошлого века В.О. Ключевский. Он отмечал: « Пушкин не был поэтом, какого - то единственного чувства.. .даже целого порядка однородных чувств и настроений... Перечитывая его лирические пьесы в хронологическом порядке, испытываешь какую-то ободряющую поэтическую качку от этой быстрой смены исходных чувств и образов, переходящих в плавный поток. И из этого плавного и мирного потока впечатлений складывается в воображении образ поэта, который не живёт, а горит, постепенно разгораясь ровным и сильным пламенем, сжигая нечистую примесь возраста и времени и в самом себе, переплавляя образы и звуки разнообразных движений человеческой души,
великие и малые явления человеческой жизни». Согласитесь, наверное, более полно и ёмко и не скажешь.
И, далее, Ключевский говорит: - «  Да, в поэзии Пушкина нет ни великого, ни малого: всё уравнивается, становится прекрасным, и стройно укладывается в цельное мировоззрение, в бодрое настроение. Простенький вид и величественная картина природы, скромное житейское положение и трагический момент, саше незатейливое ежедневное чувство и редкий порыв человеческого
духа - всё это выходит у Пушкина реально - точно и жизненно просто
 и всё освещено каким-то внутренним светом, мягким и тёплым.               
 Источник этого света - особый взгляд на жизнь, вечно бодрый, светлый и примирительный, умеющий разглядеть в затерявшейся житейской сумятице едва тлеющие искры добра и порядка и
осветить ими тёмный смысл людских зол и недоразумений...»
      Вместе с тем, значение Пушкина не ограничивается его местом
 в литературе, да и только. Отнюдь. Его произведения волнуют и представляют интерес и для   русского историка. Так, находясь в
1833 году в Самарском и Оренбургском краях с целью изучения пугачевского движения  Пушкин,  как бы, между прочим, пишет
 « Капитанскую дочку». Сам поэт не придавал особого значения,
этим  мимоходом написанным вещам.
     Но, по оценке В. Ключевского: «.. .эти вещи и имеют серьёзную цену для историографии. Пушкин был историком там, где не думал
 им быть и где часто не удаётся стать им настоящему историку. «Капитанская дочка» была написана между делом, среди работ над пугачёвщиной, но в ней больше истории, чем  в   «Истории пугачёвского бунта», которая, кажется длинным и объяснительным примечанием к роману».  Такую оценку дал Пушкину один из патриархов русской историографии, профессор В.О. Ключевский.

       А теперь, возвращаясь к тому, что Пушкин обыкновенный
 человек, как и все мы, и ему свойственны горечи и печали, можно отметить на следующем примере:    Так, в день своего двадцатидевятилетия, / в мае 1828 г./ А.Пушкин пишет стихотворение, явившее собой крик души поэта, наполненное такой горечью, что его современники назовут это « воплем отчаяния». Это известное всем стихотворение « Дар  напрасный, дар случайный...», которое, по сути своей, явилось вызовом. Именно вызовом, брошенным в небо, обращённое к Создателю.
              Практически, любой человек, занимающийся самоанализом, повышенной самокритичностью, может оказаться в тупике, может не вырваться из этого замкнутого круга самоанализа и от того приходит
 в отчаяние. Возможна тяжелейшая депрессия.
Так вот, после указанных выше самокритичных стихотворений, в частности, « Воспоминание», поэт оказался в том замкнутом круге самоанализа и на грани отчаяния и депрессии пишет:
    « Дар напрасный, дар случайный,
 Жизнь, зачем ты мне дана?
 Иль, зачем судьбою тайной,
 Ты на смерть осуждена...
 Цели нет передо мною,
 Сердце пусто, празден ум,
  И томит меня тоскою
 Однозвучный жизни шум.
          И это отчаяние гения могло стать соблазном для всех людей, занимающихся поиском смысла жизни и познавшим лишь горечь и разочарование на этом пути. Это в своё время тонко подметила большая поклонница поэта, Елизавета Хитрово, дочка фельдмаршала Кутузова, искренне влюблённая в Пушкина. Усмотрев это отчаяние, она представила это стихотворение митрополиту московскому и всея Руси Филарету.  Владыка, ознакомившись с его содержанием, ответил поэту простыми поэтическими строками:
  « Не напрасно, не случайно,
Жизнь от Бога мне дана;
Не без воли Бога тайной
 И, на казнь осуждена.
 Вспомнись мне, забытый мною!
 Просияй сквозь сумрак дум,
 И созиждется тобою
 Сердце чисто, светел ум.
              Обращает на себя внимание простота стиха, в котором заключено умиротворение, не гневная исповедь заблудшего, а мягкий укор.
 Указан путь к выходу из сложившейся ситуации.
Спустя время, в январе 1830 года, А.С. Пушкин пишет « Стансы», как бы отвечая на ранее написанное ему митрополитом Филаретом. И эти стихи, обращённые к владыке, весьма гармоничны, да и достаточно просты. Перед нами встаёт уже другой Пушкин - само смирение, умиротворённость и восхищение жизнью:
 В час любви,
 Иль праздной скуки,
 Бывало, лире я моей,
 Вверял изнеженные звуки,
 Безумства, лени и страстей.
 Твоим огнем душа согрета.
 Отвергла мрак земных сует,
 И внемлет арфе Филарета,
 В священном ужасе поэт.
               
  И, вот обратите внимание, уже перед нами восторженный жизнью поэт, шаловливо отмечающий, что смирение не делает нас рабами! Что сама жизнь прекрасна и удивительна, не смотря на все её коллизии и катаклизмы. И эта весёлая и счастливая улыбка
Пушкина летит к нам через века... На этой удивительной ноте и завершим  нашу тему. Таков уж он и есть, наш Пушкин, прост и доступен, и в своей простоте, таинственно загадочен.
         Заключая, хочется отметить, что по большому счёту, поэзия воспитывает в нас яркое восприятие мира, благородство и искренность; именно этого не хватает нашему современному обществу. Поэзия воспитывает в каждом из нас любовь к природе,
 к городам и весям своей страны, воспитывает в каждом из нас высокое гражданское чувство, патриотизм, внутреннюю моральную убеждённость и чистоту наших помыслов. Каждое хорошее стихотворение делает человека лучше, красивей и богаче духом.
 В стихах запечатлевается горячность споров, они становятся, в конечном итоге, « ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».
      Друзья! Читайте стихи и ваши души станут теплее и добрее;
 ваши глаза станут глядеть на Мир, будто бы сквозь волшебные
очки, - и вы явно увидите спрятанную от равнодушия и бессердечия удивительную красоту природы, города, деревни, отдельного листочка, уникальность насекомого. Читайте и любите поэзию,
 и каждому откроется таинство, и потаённые уголки человеческой души. Ваши уши станут различать трогательные мелодии в
шорохе листьев, шепоте ночи и в журчании ручья.
 Читайте стихи, и в сердце каждого навсегда поселится любовь - великое таинство и наивысшее достояние человеческой души. Именно та, настоящая любовь, для которой тесны улицы, подвластны расстояния, ей
 нужны красоты  всей нашей прекрасной планеты, весь наш
 бурный, беспокойный и ёмкий, но прекрасный Мир!