Случай на нефтебазе

Михаил Штирой
Случай НА НЕФТЕБАЗЕ

Не знаю, какими мотивами руководствовался наш мастер, когда решил доверить мне, шестнадцатилетнему курсанту СПТУ - 11, бульдозер «Т-100 м» – трактор с лопатой промышленного назначения с тяговым усилием на крюке 5 тонн, который мы и не изучали даже. Как бы там ни было, а практику после первого года обучения я всё лето проходил, работая именно на нём. Тем, кто повзрослей и уже имел кое-какой опыт работы, повезло больше: они разъехались: кто в свои родные хозяйства, кто в целинные совхозы. Ну а мы, «желторотики», оставались под бдительным оком наших мастеров. Роста я был тогда небольшого, поэтому, когда сидел в кабине бульдозера, то снаружи меня не видно было. Так и говорили: «Ой, смотрите, трактор без тракториста».

До этого я месяц отработал на «дэтэшке», так ласково мы обзывали между собой все трактора марки «ДТ», что означает «дизельный трактор». На одном из таких я получил «первое боевое крещение», если можно так выразиться. Нервов у мастера я, конечно, попортил немало, когда впервые сам перегонял старенький «ДТ – 54» из училища, которое находилось в те времена на одной из окраин города Красноуфимск, на берегу реки Уфы. Потом это училище было переименовано в «СПТУ – 5» и его перевели за город, в учебное хозяйство «Соболя», где раньше курсанты только проходили летнюю практику.

Короче, или совсем коротко. Когда мы с мастером перегоняли это «чудо техники» из пункта «А» в пункт «Б», я умудрился 3 раза его заглушить, причём, в самых неподходящих местах для остановки: на перекрёстке, перед шлагбаумом ж/д переезда и даже на мосту. Мастер только крякал в кулак, но виду не подавал, что нервничает и сердится. Снова и снова заставлял заводить двигатель, терпеливо объясняя мои ошибки.

Это сейчас ключ зажигания повернул - и готово, заработал движок, а тогда надо было выйти из кабины, снять крышку капота, намотать пусковой шнур на маховик «пускача» (это небольшой вспомогательный бензиновый двигатель, предназначенный для запуска основного дизельного); после чего - покрепче упереться левой ногой в землю (не дай бог, забыть и не выключить передачу, на которой заглох трактор, тем более, поставить невзначай ступню под опорный каток – были и такие случаи, когда таким рассеянным раздавливало пальцы ног); затем, как можно сильней и резче дёрнуть пусковой шнур, чтобы «пускач» завёлся, а «не дал бы сдачи». И т. д., и т. п., и пр. по всем пунктам техники безопасности.

Никогда не забуду, как меня растягивало на гусенице, когда, забыв выключить скорость, я второпях завёл двигатель, и трактор с плугом пошёл пахать самостоятельно. Запрыгнув сгоряча на колыхающиеся траки, я схватился рукой за скобу на кабине, но поскользнулся, и нога сорвалась, зацепившись голенищем резинового сапога за выступающий палец гусеничного башмака. Меня повезло на гусенице, как на ленточном транспортёре. Хорошо что сумел удержаться за скобу и что голенище у сапога порвалось. Колени, конечно, разбил до синяков и ссадин, но изловчился кое-как и взобрался-таки в кабину. Не помню, вставали или нет волосы на голове дыбом, а как руки тряслись, этого не забыть. Больше всего боялся, что мастер заметит мою оплошность и снимет с трактора. Слава Богу, мастер уже отошёл далеко и ничего не видел.

Это присказка – сказка впереди. Итак, мастер ничего не видел, с трактора меня не снял, а на другой день спрашивает: «Хочешь научиться работать на бульдозере?" Отказываться я не стал, тем более, что такое предложение мне даже льстило. И вот стал я работать на Т-100, сначала вместе с мастером, а когда освоился немного, то работал самостоятельно. Первые дни только на своей территории, а через пару недель и за пределами учхоза: где-то дорогу подправить, где пеньки корчевать, да мало ли…

Однажды дирекция городской нефтебазы попросила наше начальство сделать им новую площадку для цистерны. Три дня мастер был со мной, показывая, что и как надо делать, а когда основную планировку закончили, то в дальнейшем утюжить землю я продолжал уже самостоятельно. Один раз, когда я слой за слоем снимал глину со склона, неожиданно налетела туча и хлынул ливень. Мне бы перебраться к подножию, но всего предусмотреть невозможно, тем более неопытному, зато очень самоуверенному юнцу, и я остановил бульдозер на самой верхней террасе.

Дождь хлещет, мутные ручейки стекают по склону с одной ступени на другую. Перед правой гусеницей, которая была со стороны холма, накопился грязевой затор; дизель работал на малых оборотах двух цилиндров, трактор знобило и сотрясало, как больного во время лихорадки. Через некоторое время он потихоньку боком стал сползать со склона. (Это сейчас рёбра башмаков додумались-таки делать косыми, а раньше они были прямые и гладкие.) Бульдозер сначала медленно, а затем, вдруг, резко заскользил вниз, упёрся левой гусеницей в землю, наклонился и на какое-то мгновение застыл в воздухе, балансируя на мёртвой точке, как бы раздумывая, завалиться ему на бок или снова стать на обе гусеницы. Кажется, я тогда вскочил с сиденья, цепляясь за рычаги, выбрался из кабины и встал на поднявшуюся гусеницу, пытаясь своим воробьиным весом сместить центр тяжести трактора. Всё это происходило в какие-то секунды, но мне в тот момент они показались вечностью. И - о чудо! Бульдозер постоял-постоял на левой гусенице и вдруг всей многотонной массой плюхнулся обратно, встав, как ему и положено, на обе гусеницы. Слава Богу, из-за завесы дождя никто этого акробатического трюка моего норовистого бульдозера не видел.

Увы, приключения тогда на нефтебазе не закончились. Через неделю площадка была выровнена и двое рабочих приступили к обвязке пустой цистерны тросами, чтобы её можно было стащить с насиженного места. Размеры этой бочки примерно были таковы: метров 10 в диаметре и высотой больше пяти. Это был огромный цилиндр с круглым основанием. Обхватив его толстым стальным тросом, прицепили к трактору, и старший махнул мне рукой: «Трогай». Я включил пониженную передачу, трос натянулся, и цистерна медленно и плавно стала перемещаться за трактором. Не проехав и десяти метров, вдруг я заметил, что из соседнего огорода бежит навстречу какой-то бородатый дед, размахивая над головой тяпкой для окучивания картошки. Я, конечно, ничего не понял, но на всякий случай остановил бульдозер. Сбавил обороты и встал на гусеницу, озираясь по сторонам, но ничего подозрительного не увидел. Рабочие тоже смотрели с недоумением на старичка.

Тот подбегает и давай кричать, ругаясь и показывая рукой в направлении вверх перед трактором. Подняв голову, я присмотрелся и, наконец, разглядел против солнца 2 электрических провода. Спрыгнул на землю и услышал от старика: «Сынок, ты не видишь, что ли, куда едешь?». Потом он обратил свою гневную тираду в сторону рабочих: «Ладно, этот пацан ещё, а вы-то куда глядели, олухи этакие…». Действительно, как потом оказалось, провода могли задеть цистерну. Старший ушёл звонить электрикам на подстанцию, а мы ещё долго фантазировали и мысленно рисовали самые невообразимые картины того, что могло бы произойти, если бы, да кабы… да, не дай бог…

Когда провода были обесточены, рабочие приподняли их шестом, и цистерна благополучно была перетащена на новое место. Внутри её, конечно находился бензиновые пар, поэтому, коснись она электрического провода, одной искры хватило, чтобы от нас ничего осталось, не говоря уже про другие последствия. Вот так дед предотвратил крупную аварию и большую беду на нефтебазе. А не окажись его в тот момент в огороде, да не будь его огород на возвышенности, откуда виднее, чем нам снизу, что провода почти на одном уровне с верхом цистерны, кто знает, чем бы всё закончилось, а так, все бурно повозмущались, громко посетовали друг на друга, молча на самих себя,да с тем и разошлись восвояси.

http://blogs.mail.ru/mail/mihailshtiroi/6482720A5C531B1F.html - из моего блога.