Начало КЮТа

Михаил Самуилович Качан
На фотографии Игорь Федорович Рышков, создатель Клуба Юных техников СО АН. Снимок сделан в 1970 г. Более раннего у меня нет.

Первое, что реально удалось мне сделать в качестве первого заместителя председателя Объединенного комитета профсоюза Сибирского отделения Академии наук, – это  создать в Новосибирском Академгородке Клуб юных техников.

Принимая в эксплуатация дома в  микрорайоне "Б" я обратил внимание, что в двух из них имеются  большие полуподвальные помещения, не сильно заглубленные в землю. Одно из них мне удалось «отбить».   

 Я употребил это слово - «отбить», потому что на помещение претендовали сразу две хозяйственные службы. Одна из служб Бориса Владимировича Белянина – водопроводно-канализационное хозяйство – хотела получить его для своей конторы. А Управление эксплуатации, служба Льва Георгиевича Лаврова, собиралась поместить туда домоуправление.

Я принес каждому из из двух заместителей председателя СОАН – Белянину и Лаврову – решение ОКП о создании в одном из полуподвалов клуба юных техников (КЮТ) и резолюцию секретаря парткома Г.С. Мигиренко, где было только одно слово: «Поддерживаю».

Спорить с парткомом и ОКП ни тот, ни другой не захотели, хотя безусловно Лаврентьев, к которому они могли обратиться, мог все поломать, чего я, откровенно говоря, и побаивался. Я тогда не знал, как Лаврентьев отнесется к созданию КЮТа. Тем более, что, как создавать КЮТ, я еще понятия не имел.

Помещение было для начала работы КЮТа великолепным. Не менее 16-20 комнат (8 полных квартир по площади, но соединенных вместе коридорчиками). Окна наполовину были над уровнем земли, хотя и днем нельзя было в помещениях не включать электричество.

Дом с этим полуподвалом был уже на выходе (устранялись недоделки), так что можно было начинать оборудовать классы.

У меня опыта такой работы не было. В принципе я знал, как оборудовать участки механической обработки металлов, пластмасс и дерева, слесарный участок. Мог представить себе верстаки и рабочие места детей. ведь в политехническом институте я три с половиной года проучился на механико-машиностроительном факультете и сам умел работать на всех станках и знал все виды технологий обработки материалов. Но мне хотелось, чтобы все было оборудовано в соответствии с уже имеющимся опытом работы КЮТов.

Самое главное, было найти директора. Такого, который бы соответствовал моим представлениям о мастере-наставнике преклонного возраста с добрейшим лицом и опущенными вниз усами. Он все знает и все умеет. Дети зовут его дедушкой и толпятся вокруг него. И как из сказки возникают их поделки – летают модели самолетов, которые управляются по радио, взмывают ракеты, создаются установки, имитирующие научные эффекты и все в таком же роде.

Я начал искать. Опросил в Академгородке многих людей. Потом подумал, что надо добраться до городских КЮТов. Они были в подчинении крупных профсоюзных организаций, и я подумал, что найду их адреса в Обкоме профсоюза. Адреса, действительно, я нашел быстро, правда не в Обкоме, а в Облсовпрофе. Но давая мне адреса, миловидная женщина, работавшая инструктором по детскому техническому творчеству Облсовпрофа неожиданно сказала мне:
– Если Вы ищете директора, то я знаю такого, какой Вам нужен. Он и сейчас директор КЮТа, но маленького – всего 2 класса – и захудалого, который вот-вот закроется. Директор этот Вам должен понравиться. Его зовут Игорь Федорович Рышков. И она дала мне адрес этого КЮТа.

Я немедленно поехал туда. Блуждал по каким-то дворам, нашел дверь в подвал только потому, что около нее была скромная табличка «КЮТ».

Спускаюсь вниз по ступенькам. Полный подвал. Маленький предбанничек. Из него три двери. Открываю первую и вижу маленькую каморку, в ней стоит небольшой письменный стол, а за ним – склоненного быстро пишущего человека.

Он поднимает на меня глаза, и я вижу совсем молодого человека в очках с толстыми стеклами, через которые на меня вопросительно смотрят добрые глаза, сразу располагающие к себе.

– Совсем не похоже, на то, что я себе мысленно нарисовал, – подумал я. – Что-то уж больно молод.

Я представился и сказал ему, что адрес мне дали в Облсовпрофе, чтобы познакомиться с опытом работы этого КЮТа. Он покраснел, чем еще больше расположил к себе, и сказал.

– Плохой здесь опыт. Денег совсем не дают. Оборудования нет. Инструментов тоже нет. Материалов никаких нет, не из чего делать. Мебели даже приличной нет. Крутиться приходится, чтобы достать хоть что-нибудь.

– А можно посмотреть классы? – спросил я.

Он провел меня сначала в один класс, потом в другой, и то, что я там увидел, изумило меня. Был один маленький токарный станочек, один фрезерный и один малюсенький универсальный станок по деревообработке, два дряхлых верстачка – и всё. Но рядом в этих классах стояли готовые, полуготовые и только что начатые модели всего на свете, что можно только придумать.

– И ребята все сделали на этом? – спросил я. Кое-что на заводе. Здесь все не сделаешь. Ходим, клянчим то одно, то другое. Когда после школы ребята сюда приходят, здесь места нет стоять, не то, что работать. Половина ребят просто стоит и смотрит. И не уходят. Записываются в очередь, кто будет делать следующую модель.

– Во время разговора пришла группа ребят – человек пять. Он извинился передо мной и провел их в класс. Я пошел за ним. Их руководителя пока нет, он будет только через полчаса, но ребята знают, что делать. А я пока буду за их работу ответственным. Но они будут пользоваться только инструментом. На станках не будут работать, так что можно не быть рядом.

Ребята разговаривали с ним, как с любимым учителем. Заглядывали в глаза, зазывали посмотреть, что получается. А он в эти моменты был похож на их сверстника, с таким неподдельным интересом он сам все смотрел, с такими вопросами к ним обращался. Так тонко и дипломатично, без всякой фальши сомневался в каком-то решении. И тут же хвалил другое.

Я решился ему сказать, что мы в СОАН решили создавать КЮТ. Он сразу с неподдельным интересом посмотрел на меня. Я добавил, что у нас скоро будет помещение на 16-20 классов. На этот раз он вопросительно посмотрел на меня.

– Вы хотите предложить мне возглавить Ваш КЮТ? – спросил он.

– А Вы чувствуете в себе силы?

– Да, – сказал он очень спокойно. – Я смог бы всё сделать с самого нуля. Но Вам надо будет произвести кое-какие первоначальные затраты на оборудование, инструмент, материалы и мебель. Кроме того, нужны будут штаты преподавателей. А желающих работать с детьми я сам найду в Ваших институтах.

Он немного подумал и сказал:

– Можно мне посмотреть помещения? Тогда я Вам дня через три принесу развернутые предложения. Можно будет обсудить их. Если Вас устроит то, что я предложу, и если меня устроят ваши возможности по содержанию КЮТа, – можно будет говорить о моей работе у Вас.

Я немного подождал, пока не пришел наставник ребят, и, выходя вместе с Рышковым, напоследок спросил:

– Не жалко будет уходить отсюда?

– Жалко, – сказал он. – Но эти помещения у нашего КЮТа отбирают, а других не дают. Так что, я свободен.

Мы сразу поехали в Академгородок, и он долго ходил по помещениям, рисуя планы комнат, прикидывая что-то и бормоча себе под нос.

– Да-а, это будет настоящая работа, – наконец сказал он. Дайте мне Ваш адрес, я к Вам приеду через три дня. Но, пожалуйста, будьте готовы ответить на вопросы, которые я Вам задал.

Через три дня у меня было штатное расписание КЮТа, еще не утвержденное, но предварительно согласованное в Обкоме профсоюза и Облсовпрофе.

У меня был проект штатного расписания обслуживающего персонала (электрика, сантехника, уборщицы), которое должен был подписать Л.Г. Лавров.

У меня был проект решения о выделении КЮТу средств на закупку оборудования, инструмента, мебели и материалов, которое тоже должен был подписать Л.Г.Лавров.

У меня был проект письма в Институты СО АН о содействии директору КЮТа в выделении бывшего в употреблении оборудования, приборов, и т.д.

А Игорь Федорович принес совершенно фантастический план работы КЮТа. Он был фантаст и романтик этот невысокий человек с толстыми стеклами в очках и добрыми глазами. Я уже был влюблен в него. Я видел, что и он мне поверил.

Сомнений больше не было. Я показал его Ширшову. Анатолий Илларионович распознавал людей с полувзгляда.

- Подойдёт, - сказал он. - Хороший человек.

Игорь Федорович Рышков стал директором еще не созданного КЮТа при объединенном комитете профсоюза СО АН.

Я представил его Л.Г. Лаврову и Б.В. Белянину, и он им тоже понравился.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2013/03/16/687]