Моя Россия. В зеркале двух портретов

Владимир Веретников
       

                Моя  Россия
         / В зеркале двух портретов – А.Пушкина и С.Есенина,
        лиц, олицетворяющих золотой и серебряный век русской    
                литературы/


Сегодня все мы переживаем  время перелома нашего языка.  Вольно или невольно наш язык постепенно захватывает сленг, и не зря год 2007 объявлялся годом русского языка. Однако важно не это, важно понять всем, что это не разовая компания,  компанейщина никогда не приносила ощутимых результатов; это должна быть целенаправленная  постоянная и кропотливая  работа с участием всех, - власти, общества,  учёных, литераторов, СМИ, и т.д.
Величие русского языка  впервые утвердил М. Ломоносов, сказавший, что величие языка нашего будет видно при таком стиле, дающем безраздельную волю в нём живым русским языковым чертам. И позднее, это было окончательно утверждено в трудах известных нам Н. Карамзина, Г. Державина, В. Жуковского, и наконец, А.Пушкина и его последователей.
     Велико значение А.Пушкина в нашей литературе. Он своим творчеством открыл пути использования в пределах художественного стиля трех языковых пластов; иностранных слов, старославянизмов и русского просторечия.               

 Он говорил так: « В новой системе национального русского языка / литературного / должны быть и книжные, разговорные элементы общерусского языка, то есть живая речь  простого народа. Это естественным образом и относится к поэзии. Поэзия в целом это постоянная и общечеловеческая задача человеческой духовности – вносить нравственный порядок в анархию и хаос людских  взаимоотношений. В.О. Ключевский, известный историк, историограф, говорил о творчестве А. Пушкина так: «Поэзия Пушкина – русский отзвук той общечеловеческой работы с общечеловеческим её содержанием, а направление измеряется и  её значением для нашего национального самосознания.  Поэзия Пушкина впервые показала нам, как русский дух, развернувшись во всю ширь и поднявшись полным взмахом, попытался овладеть всем поэтическим содержанием  мировой жизни, и восточным и западным, и античным
и библейским, и славянским и русским».
     Или, говоря словами Н. Гоголя: « Никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным, это право решительно принадлежит ему. В нём, как в лексиконе, заключается богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее всех раздвинул ему границы, и более показал все его пространство.
Произведения его последователей тому веское подтверждение».
               Надо ли говорить ныне, сколь велик вклад А. Пушкина в сокровищницу русского языка. Он огромен и очевиден. А. Пушкин постоянно боролся за чистоту русского языка, простоту и ясность художественного стиля: « Прелесть всей этой  простоты так ещё для нас не понятна, что даже и в прозе мы гоняемся за обветшалыми украшениями…», - так писал великий поэт в свое время. И он оказал могучее воздействие на всю русскую литературу более позднего времени вплоть до наших дней.
          Так, начало 20 – го столетия ознаменовалось в литературе наступлением буржуазного модернизма на великие реалистические преобразования и завоевания русской литературы, славу которой составили Г.Державин, В.Жуковский, А, Пушкин, М.Лермонтов, И.Некрасов, Н. Гоголь, Л.Толстой…
И именно творческое наследие А. Пушкина стало той мощной художественной традицией, которая питала и старый классический реализм, и новое литературное искусство 20 – го века.
               

Да к тому же, именно в этот момент, в необычайно бурное и смутное время коренных преобразований в обществе и появились свежие, голосистые и удивительно сердечные стихи С.Есенина.

«…А я стою как пред причастьем,
  И говорю в ответ тебе.
  Я умер бы сейчас от счастья,
  Сподобленный такой судьбе.
  Но, обречённый на гоненье,
  Ещё я долго буду петь…
  Чтобы и моё, степное пенье
  Сумело бронзой зазвенеть».

Это был С. Есенин, стоявший в июне 1924 года на Тверском бульваре перед памятником великого поэта. Он читал впервые
своё стихотворение, обращённое к Пушкину в день его рождения…
И позднее, именно ему суждено было ознаменовать своим гением
 « Серебряный век»  русской литературы.
А начинал он как поэт феноменального дара, причастный к незапамятным глубинам мифического сознания русской старины,
«последний  Лель». А всего через  каких – то  десять лет – Есенин самый современный по мироощущению художник того времени.
Многие его произведения достигли уровня классической поэзии. Ему принадлежит открытие и новизна того, что его цветовой образ стоит на уровне с фигуральными уподоблениями, оставаясь при этом образом. Его образ растёт как дерево, то есть стихийно, подчиняясь только одной, заложенной в нём внутренней силе жизни.
Так же как  А. Пушкин в своё время создал могучий наш русский язык,  так и С. Есенин из своего природного дара создал целую науку как по отношению к себе, так и по отношению к  Миру.  Он создал стройную цельную систему, утверждающую,  во-первых,  духовность плоти, её растительную природу и, главное, утверждающую  «перезвон» узловой завязи природы с сущностью человека.
Сила есенинского таланта состоит в том, что в нём неразрывно связаны  и человек и поэт. И через него мы видим, как
бы ясно, не только скрытую обычно от взоров жизнь человеческой души, но и жизнь общества и самого времени в целом…
               

                Сотни книг на 95 языках, тысячи статей посвящены А. Пушкину, его жизни и творчеству. Не одну тысячу статей и не один десяток книг сегодня включают в своё содержание биографические справочные данные о С. Есенине, о его творчестве и особенностях.
Среди всего этого многообразия можно отыскать наперечёт – статьи посвящённые теме: « Пушкин и Есенин».

И только в последние годы всё настойчивее и громче ставится  параллель и звучит эта тема. Недаром ныне даже на международн-
ом уровне ставятся рядом эти две гениальные личности – два гения разных эпох – «Золотого и Серебряного веков русской литературы».
И это неоспоримый факт.  Ибо, если изучать жизнь и творчество обоих гениев в одном контексте, мы видим, что судьбы их детства, юности, первых литературных шагов, да и в  их программных произведениях просматривается много общего.
Возьмём с раннего детства. На первый  взгляд, имеют место коренные различия в детстве А. Пушкина, ребёнка из дворянской семьи и детства крестьянского сына С. Есенина.
И так, А.Пушкин.  Ребёнком, получая дворянское образование 
в московской дворянской семье, маленький Саша Пушкин, как мы видим, одновременно в имении любимой бабушки, Марии Алексеев-
ны Ганнибал, приобрёл и воспитание простонародное, крестьянское, впитывая в себя лучшие традиции, которыми богат русский народ.
 Подмосковное имение бабушки Захарово для Пушкина – ребёнка  было первой длительной встречей с самобытной русской культурой, живописной природой и прелестями сельской простоты, живого общения с простым народом, проникнутым русским духом.
Кроме того, свободному духовному развитию ребёнка способствовало общение  кроме дядьки, Никиты Козлова,  ещё  с двумя удивительными  и замечательными женщинами. Это с его бабушкой, Марией Алексеевной и няней, Ариной Родионовной. Это общение сыграло огромную роль в формировании личности будущего поэта. Бабушка учила внука русскому образному языку и грамматике. Она рассказывала ему о былом из истории их древнего дворянского рода, о преданиях простонародной старины. Именно эти рассказы будили юное воображение поэта.               

« Люблю от бабушки московской,
   Я толки слушать о родне…» - позднее писал он.
Его же няня, Арина Родионовна, хранившая в памяти немало старинных былей и небылиц, развлекала маленького Сашу
чудесными сказками…
        Детство С. Есенина протекало в деревенской, крестьянской семье, в самой гуще простого народа. Это была хата в Константи-
нове на Рязанщине, где провела свою жизнь Наталья Евгеньевна Титова – бабушка Есенина по материнской линии, более других, уделявшая внимание своему внуку  и опекавшая его в раннем детстве…
        Если у Пушкина домашняя библиотека составляла сотни книг
на русском и иностранных языках, то, в противовес тому, -
 скудная библиотека Фёдора Андреевича Титова – деда Серёжи, состоявшая из Библии и нескольких старинных церковных книг.
Именно по этим книгам с пяти лет любознательный Серёжа учился грамоте.
Прославленное высшее учебное заведение – Царскосельский Лицей, в  стенах которого шесть лет пробыл А. Пушкин, получив
 Высшее образование; и затерявшаяся в Мещерских лесах Рязанщины, второклассная церковно – учительская школа с. Спас – Клепики, где три года провёл С. Есенин.  Да ещё полтора года
учёбы  в Московском народном университете Шанявского.
Пушкин, будучи в Царском Селе, порывался с друзьями
сбежать на войну, защищать Родину – шла война 1812 года.
Есенин, уже в 9 лет, будучи  в ночном, на берегу Оки
у костра, огрызком карандаша начинал записывать свои
первые поэтические строки, а уже через десять лет печатается 
со стихотворением « Пророк». Здесь, как бы подражая Пушкину и Лермонтову, он провозглашает принципы человеколюбия. Это
было время подъёма рабочего движения,  время расстрела
Ленских рабочих. И   он, любящий свой народ не мог оставаться безучастным…
Спустя сто лет, по - пушкински  зазвучали «легко» и «просто» изумительные есенинские строки. В первой четверти 20 –го столетия, появившаяся есенинская поэма « Анна Снегина», подобно пушкинскому «роману в стихах», действительно стала своеобразной художественной энциклопедией народной жизни, особенно русского крестьянства в эпоху грандиозных революционных преобразований России и всего Мира.
  И подобных, глубинных, по своему проявлению, перекличек Есенина и Пушкина в их творчестве достаточно много. К примеру, тот же « Е. Пугачёв» и « Чёрный Человек»…
Но главное всё же, в их художественном познании каждым своей эпохи, своего народа, своей истории. Вот именно в этом у них много общего, именно того, что помогает весьма наглядно выяснить единство и духовную  взаимосвязь основоположника русского языка А. Пушкина с одним из гениальных поэтов « Серебряного века»  - великим  С. Есениным. Как мы видим, у каждого из них свое детство, юность, отрочество, но было в том основополагающее начало для обоих: встреча с Родиной – родной, живописной родной природой, с простым русским народом, полным патриотизма; а также, с простым русским языком и русской  песней.
«И три горы, и дом красивый,
И светлой Сороти извивы
Златого месяца в огне,
И там, у  берега, тень ивы -…»  А.Пушкин.

« Синее небо, цветная дуга,
Тихо степные бегут берега,
Тянется дым, у малиновых сёл
Свадьба ворон облегла частокол…» С. Есенин
Любовь к Родине томила и жгла чистые души обоих поэтов,
 вдохновляла их на творческие подвиги. Судьба России, её прошлое,
  настоящее и будущее – вот, что, прежде всего, волновало А. Пушкина и С. Есенина. Это объясняет и определяет их неустанный творческий поиск, гражданскую позицию каждого из поэтов. Это и является  главенствующей доминантой, темой их творчества.
Судите сами:
« Пока свободою горим,
   Пока сердца для чести живы.
  Мой друг, Отчизне посвятим,
  Души прекрасные порывы!»    А. Пушкин.

« Если крикнет рать святая,
  Кинь ты Русь, живи в раю!
Я скажу, не надо рая,
Дайте Родину мою!»                С. Есенин.
               

И  именно сегодня, в 21 столетии, когда кое-кто пытается окончательно разодрать и похоронить Россию, достойные сыны её - А. Пушкин и С. Есенин – напоминают нам, что мы русские, россияне и каждый из нас ответственен за судьбу России, нашей Родины и за её  будущее.
И потому, пророческие стихи гениальных поэтов, их патриотическая, соборная поэзия, эта библия русской души и милосердия, - взывают к единению все народы России. Именно судьбе угодно, что сочинения этих двух колоссов, двух великих
 гениев своего времени – А. Пушкина и С. Есенина – стали первыми Академическими изданиями среди всех русских поэтов – классиков
19 – 20 столетий.   Ведь это и есть Россия.